Дело № 33а-3776/2023
№ 2-67/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2023 года г. Оренбург
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пименовой О.А.,
судей Дорохиной Т.С., Ермошкиной О.В.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бугурусланского межрайонного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к администрации муниципального образования «город Бугуруслан» о возложении обязанности совершить действия,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области
на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 20 февраля 2023 года
Заслушав доклад судьи Пименовой О.А., объяснения прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Хариной А.В., представителя Главного Управления МЧС России по Оренбургской области ФИО1, представителя администрации муниципального образования «город Бугуруслан» ФИО2, свидетеля ФИО3, судебная коллегия
установила:
Бугурусланский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения Бугурусланской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства при создании, использовании и содержании объектов гражданской обороны в деятельности Муниципального бюджетного учреждения муниципального образования «город Бугуруслан» Бугурусланский городской дворец культуры «Юбилейный» (далее – МБУ БДК «Юбилейный») установлено, что на территории муниципального образования «город Бугуруслан» к объектам гражданской обороны (защитным сооружением) отнесено подвальное помещение здания по адресу: (адрес), которое является муниципальной собственностью муниципального образования «город Бугуруслан» и передано в оперативное управление МБУ муниципального образования «город Бугуруслан» Бугурусланский городской дворец культуры «Юбилейный».
Данному подвальному помещению присвоен инв. №, оно является противорадиационным укрытием, общей площадью 3519,7 кв.м. и вместимостью 1000 человек.
Межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста ОНД и ПР по г. Бугуруслану и Бугурусланскому, Асекеевскому и Северному районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области проведено обследование защитного сооружения гражданской обороны (далее ЗС ГО) на предмет поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению.
В результате проведенной проверки защитного сооружения с инв. №, расположенного по адресу: (адрес), выявлены следующие нарушения:
- защитное сооружение гражданской обороны не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, не проводится его техническое обслуживание (пункты 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583) (далее – Правила № 583),
- не организованы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (пункты 1.7, 1.8 Правил № 583),
- не планируются и не осуществляются периодические проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны, не разработан годовой план планово-предупредительного ремонта технических средств и строительных конструкций защитного сооружения гражданской обороны организации (пункты 4.1.4, 4.1.8 Правил № 583),
- на защитное сооружение не разработана соответствующая документация: журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых, план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище, схема эвакуации укрываемых из очага поражения (пункт 3.6 Правил № 583).
Непринятие мер, направленных на исполнение законодательства, а также на обеспечение надлежащего содержания защитного сооружения, может повлечь нарушение прав граждан, гарантированных Конституцией РФ.
Административный истец с учетом уточнений просил суд обязать администрацию муниципального образования «город Бугуруслан» в срок не позднее 1 октября 2023 года устранить выявленные нарушения в вышеуказанном противорадиационном укрытии, а именно: провести техническое обслуживание защитного сооружения; обеспечить сохранность защитного сооружения гражданской обороны как сооружения в целом, так и отдельных элементов; разработать план мероприятий по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; составить расписание проведения проверок защитного сооружения гражданской обороны; разработать план планово-предупредительного ремонта технических средств и строительных конструкций защитного сооружения гражданской обороны организации; разработать соответствующую документацию: журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых, план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище, схема эвакуации укрываемых из очага поражения.
Определением суда от 29 ноября 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования, привлечены администрация муниципального образования «город Бугуруслан», Главное Управление МЧС России по Оренбургской области, отдел культуры администрации муниципального образования «город Бугуруслан».
Протокольным определением от 22 декабря 2022 года произведена замена ненадлежащего ответчика муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» Бугурусланский городской дворец культуры «Юбилейный» на надлежащего – администрацию муниципального образования «город Бугуруслан», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования, привлечены муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» Бугурусланский городской дворец культуры «Юбилейный», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 20 февраля 2023 года исковые требования прокурора Бугурусланского района Оренбургской области удовлетворены. На администрацию муниципального образования «город Бугуруслан» возложена обязанность устранить выявленные нарушения требований при создании, использовании и содержании объектов гражданской обороны в противорадиационном укрытии №, расположенном по адресу: (адрес), а именно: провести техническое обслуживание защитного сооружения; обеспечить сохранность защитного сооружения гражданской обороны как сооружения в целом, так и отдельных элементов; разработать план мероприятий по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; составить расписание проведения проверок защитного сооружения гражданской обороны; разработать план планово-предупредительного ремонта технических средств и строительных конструкций защитного сооружения гражданской обороны организации; разработать соответствующую документацию: журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых, план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, в срок до 1 октября 2023 года.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «город Бугуруслан» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
На апелляционную жалобу от Бугурусланской межрайонной прокуратуры Оренбургской области поступили возражения о несогласии с доводами апелляционной жалобы.
Как следует из оспариваемого решения суда, дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
26 сентября 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда определила перейти к рассмотрению вышеуказанного гражданского дела по правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФИО2 жалобу поддержала, прокурор Харина А.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, ссылалась на законность принятого судом решения.
Представитель Главного Управления МЧС России по Оренбургской области ФИО1 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьями 1, 2, 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон № 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила № 583).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Положениями пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее – Порядок № 1309) к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений (пункт 3).
В соответствии с пунктом 9 Порядка № 1309 органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Согласно положениям пункта 10 Порядка № 1309 организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка № 1309).
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 14 Порядка № 1309).
Согласно пункту 1.2 Правил № 583 статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органом технической инвентаризации.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил № 583 учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитного сооружения гражданской обороны.
Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту защитного сооружения гражданской обороны являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем защитного сооружения гражданской обороны и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (пункт 2.2 Правил № 583).
Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил № 583 при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона № 28-ФЗ обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
Пунктом 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Положением о порядке управления и распоряжения собственностью муниципального образования «город Бугуруслан», утвержденным решением Совета Депутатов муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области от 26 ноября 2010 года № 24 предусмотрено, что выбытие имущества из состава казны муниципального образования при закреплении его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями осуществляется на основании постановлений администрации о закреплении имущества, принимаемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Имущество, составляющее казну муниципального образования, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию и его учет осуществляется в соответствии с требованиями бюджетного учета в стоимостном выражении без инвентарного и аналитического учета объектов имущества на балансе комитета без закрепления в оперативное управление.
Аналитический учет объектов имущества казны осуществляется в реестре муниципального образования.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории муниципального образования «город Бугуруслан» к объектам гражданской обороны (защитным сооружением) отнесено подвальное помещение здания по адресу: (адрес).
Собственником нежилого здания, площадью 3683,6 кв.м., состоящего из 3 этажей, в том числе- 1 подземный, расположенного по адресу: (адрес), является администрация муниципального образования «город Бугуруслан». Право собственности зарегистрировано 5 июня 2007 года.
На основании постановления администрации муниципального образования «город Бугуруслан» от 7 сентября 2012 года № 971-п «О передаче имущества», закреплено на праве оперативного управления за МБУ БДК «Юбилейный» здание дома техники «Юбилейный», расположенное по адресу: (адрес).
Согласно акту приема-передачи здания № от 11 сентября 2012 года, МБУ БДК «Юбилейный» передан объект – здание Дома техники «Юбилейный», расположенное по адресу: (адрес), общей площадью 3683,6 кв.м., количество этажей – 2, подземных - 0.
На основании решения о проведении проверки № от 11 ноября 2022 года Бугурусланской межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста ОНД и ПР по г. Бугуруслану и Бугурусланскому, Асекеевскому и Северном районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне в МБУ БДК «Юбилейный».
Согласно паспорту убежища (противорадиационного укрытия) № объект недвижимости – убежище, общей площадью 3519,7 кв.м., вместимостью 1000 человек, расположено по адресу: (адрес). Принят в эксплуатацию в 1970 году, класс убежища – противорадиационное укрытие, принадлежит администрации муниципального образования «город Бугуруслан».
В ходе проверки защитного сооружения, расположенного по адресу: (адрес), выявлены следующие нарушения: защитное сооружение гражданской обороны не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, не проводится его техническое обслуживание, не организованы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, не планируются и не осуществляются периодические проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны, не разработан годовой план планово-предупредительного ремонта технических средств и строительных конструкций защитного сооружения гражданской обороны организации, на защитное сооружение не разработана соответствующая документация: журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых, план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище, схема эвакуации укрываемых из очага поражения.
Согласно Уставу муниципального образования город Бугуруслан Оренбургской области, принятого решением Совета депутатов от 6 мая 2015 года № 450, к вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (пункт 32).
В соответствии с представлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № «Об устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны», указанием МЧС России от 3 ноября 2021 года № М-11-2010 до 30 ноября 2021 года о возобновлении работы по снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны, необоснованно поставленных на учет и (или) отсутствующих по адресам местонахождения объектов, 19 ноября 2021 года администрацией муниципального образования «город Бугуруслан» в адрес Главного управления МЧС России по Оренбургской области представлен пакет документов, для выведения из реестра защитных сооружений гражданской обороны Оренбургской области объектов (противорадиационного убежища), расположенных на территории города.
Администрацией муниципального образования «город Бугуруслан» создана комиссия, которая по итогам проверки противорадиационного убежища вышла с предложением о снятии статуса защитного сооружения гражданской обороны и использования объекта для укрытия населения в качестве заглубленного помещения.
Согласно материалам дела, вопрос о снятии администрацией муниципального образования «город Бугуруслан» защитных сооружений гражданской обороны с учета не разрешен на момент разрешения спора.
Установив, что непринятие мер, направленных на исполнение законодательства, а также на обеспечение надлежащего содержания защитного сооружения может повлечь неблагоприятные последствия, Бугурусланский межрайонный прокурор Оренбургской области обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что в установленном законом порядке защитное сооружение гражданской обороны от собственника не передавалось, сведений о передачи именно объекта гражданской обороны материалы дела не содержат, договор в отношении объекта гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, в том числе по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений не заключался, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований и возложении на собственника спорного защитного сооружения гражданской обороны администрацию муниципального образования «город Бугуруслан» обязанности по обеспечению сохранности указанного объекта гражданской обороны и принятию мер по его поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию мерами, выявленными в ходе проведения проверки.
У судебной коллегии оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании исследования и оценки имеющихся в материалах административного дела доказательств, установленных судом.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «город Бугуруслан» ссылаясь на приложение № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» обосновывает исключительную принадлежность защитных сооружений гражданской обороны к государственной собственности Российской Федерации.
Из указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации следует, что государственные запасы, мобилизационные резервы, предприятия, обеспечивающие их сохранение, защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к государственной собственности Российской Федерации, объекты гражданской обороны в Приложении 1-3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации не указаны.
Из пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации следует, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Как следует из материалов дела, на здание, расположенное по адресу: (адрес), зарегистрировано право муниципальной собственности.
В свою очередь статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Доводы апелляционной жалобы об имеющихся нарушениях в оформлении паспорта ПРУ, которые в свою очередь свидетельствуют о том, что защитное сооружение нельзя признать таковым, ошибочны.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений, заверенных органами технической инвентаризации. В действующей редакции названного пункта статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.
Как определено пунктами 2.1, 2.2 Правил эксплуатации учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт ЗС ГО оформляется в следующих случаях: после ввода ЗС ГО в эксплуатацию; при изменении типа ЗС ГО; при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией.
Учитывая изложенное, основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт, статус же ЗС ГО объект приобретает на основании внесения соответствующих сведений об объекте в реестр ЗС ГО органами МЧС России.
Из материалов дела следует, что рассматриваемый объект недвижимого имущества общей площадью 3519,7 кв.м. учтен в качестве объекта ЗС ГО, в том числе, по итогам проведенной инвентаризации в 2018 году (акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО ПРУ инв.№659-57 по состоянию на 1 августа 2018 года), и состоит в реестре МЧС России под №34665.
Вопреки доводам жалобы устранение нарушений на момент апелляционного рассмотрения дела об ошибочности выводов суда первой инстанции не свидетельствуют и основанием для его отмены не являются.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют позицию стороны ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Вместе с тем судебная коллегия усматривает основания для изменения решения суда.
Из материалов дела усматривается, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: (адрес), согласно письму ГУ МЧС России по Оренбургской области № 1511-4-3-2 от 3 марта 2020 года включено в согласованный Департаментом гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации «Перечень защитных сооружений гражданской обороны Оренбургской области для перевода в эксплуатацию в качестве укрытия».
Согласно «Методическим рекомендациям по организации перевода убежищ (противорадиационных укрытий) на эксплуатацию в качестве противорадиационных укрытий или укрытий с учетом оптимизации норм инженерно-технических мероприятий», утвержденным заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО4 30 декабря 2020 года №, защитное сооружение гражданской обороны 11 сентября 2023 года переведено в эксплуатацию в качестве укрытия, о чем в паспорте убежища (противорадиационного укрытия) имеется соответствующая отметка.
Судом первой инстанции на администрацию муниципального образования «город Бугуруслан» возложена обязанность разработать, в том числе, схему эвакуации укрываемых из очага поражения.
Согласно пункту 3.6 Правил № 583 в защитном сооружении гражданской обороны должна быть схема эвакуации укрываемых из очага поражения (подпункт 20).
Согласно примечанию 3 к пункту 3.6, документы, предусмотренные подпунктами 12, 13, 18-20 для укрытий не отрабатываются.
При таких обстоятельствах, поскольку защитное сооружение гражданской обороны на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции переведено в эксплуатацию в качестве укрытия, возложенная на администрацию муниципального образования «город Бугуруслан» обязанность разработать схему эвакуации укрываемых из очага поражения подлежит исключению из решения суда.
Вопреки доводам апелляционной жалобы статус ПРУ не поменялся, изменился лишь режим его эксплуатации, в связи с чем административный ответчик не может быть освобожден от обязанности устранить указанные в решении суда нарушения.
Возлагая на администрацию муниципального образования «город Бугуруслан» обязанность устранить выявленные нарушения, суд первой инстанции установил срок до 1 октября 2023 года.
Вместе с тем данный срок не отвечает принципу разумности и не обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Исходя из чего, судебная коллегия считает необходимым установить срок исполнения обязанности по устранению нарушений требований при создании, использовании и содержании объекта гражданской обороны до 1 декабря 2023 года.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 20 февраля 2023 года изменить, изложить абзац 2 резолютивной части решения суда в следующей редакции:
Обязать администрацию муниципального образования «город Бугуруслан» устранить выявленные нарушения требований при создании, использовании и содержании объектов гражданской обороны в противорадиационном укрытии №, расположенном по адресу: (адрес) а именно: провести техническое обслуживание ЗС, обеспечить сохранность ЗС ГО как сооружения в целом, так и отдельных элементов: разработать план мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приёму укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; составить расписание проведения проверок ЗС ГО; разработать план планово-предупредительного ремонта технических средств и строительных конструкций ЗС ГО организации; разработать соответствующую документацию: журнал оценки технического состояния ЗС ГО, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ) в срок до 1 декабря 2023 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи