ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-715/20 от 26.11.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья: Свирина А.А. Дело № 2- 715/2020

Докладчик: Крейс В.Р. 33-8846/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Черных С.В.,

судей Крейса В.Р., Карболиной В.А.,

при секретаре Ведерниковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 26 ноября 2020 года гражданское дело

по иску прокурора Первомайского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Стрежтранссервис» о понуждению к совершению действий

по апелляционной жалобе ООО «Стрежтранссервис» на решение Первомайского районного суда г. Новосибирска от 09 июля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Крейса В.Р., объяснения прокурора Баландина Е.И., представителя ООО «Стрежтранссервис» К.М.Н., представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по НСО С.М.Ю., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Первомайского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Стрежтранссервис».

В обоснование требований указал, что основным видом деятельности ООО «Стрежтранссервис» является торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами. На территории организации расположен склад ГСМ объемом 4250 м3, предназначенный для хранения, приема и отпуска светлых нефтепродуктов - дизельного топлива.

Прокуратурой района в 2018 году проведена проверка исполнения антитеррористического законодательства ООО «Стрежтранссервис» при осуществлении мероприятий по категорированию и разработке паспорта антитеррористической безопасности объекта.

Проверкой установлено, что 29.03.2017 решением Антитеррористической комиссии Новосибирской области ответчик включен в перечень объектов, подлежащий категорированию.

Приказом директора ООО «Стрежтранссервис» от 18.09.2017 создана межведомственная комиссия для проведения категорирования топливно-энергетического комплекса (склада ГСМ).

По результатам проведенного обследования членами комиссии, за исключением представителя Росгвардии, сделан вывод о том, что возможные чрезвычайные ситуации на складе ГСМ ООО «Стрежтранссервис» имеют локальный характер, объект категорированию не подлежит.

На заседании региональной рабочей группы по актуализации перечня объектов ТЭК, подлежащих категорированию, 11.10.2018 принято решение об исключении ООО «Стрежтранссервис» из перечня объектов ТЭК, подлежащих категорированию.

29.10.2018 на заседании антитеррористической комиссии Новосибирском области склад ГСМ ООО «Стрежтранссервис» исключён из Перечня объектов ТЭК, подлежащих категорированию.

В связи с тем, что вывод комиссии по результатам обследования антитеррористической защищенности и категорирования объекта ТЭК ООО «Стрежтранссервис» об отнесении склада ГСМ к объекту, не подлежащему категорированию, противоречит требованиям закона, а именно п.п. «г» п. 1 постановления Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и п. 3 постановления Правительства РФ от 05.05.2012 № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования», прокуратурой района совместно со специалистами ГУ МЧС России по НСО, Управления Росгвардии по НСО, Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора проведена проверка ООО «Стрежтранссервис» в ходе которой дана оценка соответствия выводов межведомственной комиссии, изложенных в Акте обследования и категорирования объекта от 29.11.2017, фактическим данным.

Согласно справке специалиста ГУ МЧС России по НСО от 05.03.2020, подготовленной по результатам проверки, в ходе произведенного комиссионного обследования антитеррористической защищенности и категорирования объекта ТЭК (склад ГСМ) ООО «Стрежтранссервис» от 29.11.2-17 комиссия установила неверный характер чрезвычайной ситуации.

В соответствии с требованиями пп. «а» п. 8 Постановления Правительства № 459 включение представителей Росгвардии и Министерства Энергетики РФ в комиссии по категорированию объектов является обязательным, а их роль в комиссии одна из ключевых. В. нарушение указанных требований Акт категорирования объекта склада. ГСМ ООО «Стрежтранссервис» был утвержден руководителем субъекта ТЭК, при этом мнение сотрудников Управления Росгвардии по НСО и требования нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности объектов ТЭК было проигнорировано, а представитель Министерства Энергетики РФ в соответствующую комиссию по обследованию и категорированию объекта не был включен.

Прокурор просил обязать ООО «Стрежтранссервис» создать комиссию по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и постановления Правительства РФ от 05.05.2012 №459, провести категорирование объекта топливно - энергетического комплекса с составлением соответствующего акта. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для исполнения решения суда по данному делу - не позднее трёх месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решением Первомайского районного суда г. Новосибирска от 09 июля 2020 года на ООО «Стрежтранссервис» возложена обязанность создать комиссию по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и постановления Правительства РФ от 05.05.2012 №459; провести категорирование объекта топливно-энергетического комплекса с составлением соответствующего акта. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ ООО «Стрежтранссервис» установлен срок для совершения указанных действий - 3 месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

В апелляционной жалобе ООО «Стрежтранссервис» указывает, что суд не разрешил ходатайство ответчика о пропуске срока исковой давности по требованию о признании выводов межведомственной комиссии по категорировании объекта ООО « Стрежтранссервис», изложенные в акте комиссионного обследования антитеррористической защищённости и категорирования объекта топливно – энергетического комплекса ООО «Стрежтранссервис» от 29.11.2017, не соответствующими фактическим обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.

Ссылается на то, что данные требования должны быть рассмотрены в порядке, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства РФ, срок обращения по которому в соответствии с п.1 ст. 219 КАС РФ составляет 3 месяца со дня, когда гражданину, организации и иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, который заявителем был пропущен.

Судом не дана оценка доводам ответчика о том, что Обществом ранее уже было выполнено требование положений постановления Правительства РФ № 459 от 05.05.2012 г. о проведении процедуры категорирования объекта топливно – энергетического комплекса и действующим законодательством не предусмотрено многократное проведение категорирования объекта топливно – энергетического комплекса.

Апеллянт полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку надлежащим ответчиком по делу является члены межведомственной комиссии по категорированию объекта.

По мнению автора жалобы, прокуратура не является надлежащим истцом по делу, так как ответчиком нарушений допущено не было.

Выводы суда о том, что акт обследования и категорирования объекта подписан 29.11.2017 года без учета особого мнения представителя Управления Росгвардии по Новосибирской области опровергается материалами дела.

Обращает внимание на то, что представленный истцом протокол антитеррористической комиссии Новосибирской области от 04.06.2020 г является не относимым доказательством по делу, поскольку составлен после принятия решения межведомственной комиссии по категорированию объекта ООО «Стрежтранссервис».

Кроме того, в решении суда не указаны третьи лица и отсутствуют доказательства того, что третьи лица были надлежащим образом извещены о судебном заседании.

На апелляционную жалобу старшим помощником прокурора Первомайского района г. Новосибирска поданы возражения.

На возражения прокуратуры ответчиком также поданы пояснения.

Рассмотрев дело в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. п. 8, 9, 13 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно- энергетического комплекса - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

объекты топливно-энергетического комплекса - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения;

субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

В силу части 1 статьи 5 указанного Федерального закона для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.

Частью 1 статьи 6 названного Федерального закона предусмотрено, что обеспечение безопасности объектов топливно - энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно- энергетического комплекса, если иное не установлено законодательство! Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ требования антитеррористической защищенности и обеспечения безопасности топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объекта определяются Правительством Российской Федерации, которые обязательны для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

В силу ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» №35- ФЗ от 06.03.2006 противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Согласно части 3.1 статьи 5 данного Закона юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ предусмотрены порядок категорирования и паспортизации объектов топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона №256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №256-ФЗ перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 459 утверждено Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования.

На основании п. п. 5, 6 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию. Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 256-ФЗ требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для выполнения субъектами топливно- энергетического комплекса.

Согласно п. 8 Положения для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта (далее - комиссия), в состав которой включаются:

а) представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию);

б) руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса;

в) работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно- технических средств охраны и защиты информации;

г) представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия);

д) представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Судом установлено, что основным видом деятельности ООО «Стрежтранссервис» является торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами.

Общество имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, а также лицензию на пользование недрами. На территории организации расположен склад ГСМ объемом 4250 м3, предназначенный для хранения, приема и отпуска светлых нефтепродуктов - дизельного топлива, который относится к опасному производственному объекту и зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов от 14.08.2006 №60-05392-0002, присвоен III класс опасности, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 12-21 т. 1), свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 24 (т. 1).

В 2018 году прокуратурой Первомайского района проведена проверка исполнения антитеррористического законодательства ООО «Стрежтранссервис» при осуществлении мероприятий по категорированию и разработке паспорта антитеррористической безопасности объекта.

Проверкой установлено, что 29.03.2017 решением Антитеррористической комиссии Новосибирской области Общество включено в перечень объектов, подлежащий категорированию.

14.04.2017 в организацию поступило уведомление из Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области - о включении ООО «Стрежтранссервис» в Перечень объектов ТЭК Новосибирской области, подлежащих категорированию, а также о необходимости проведения категорирования объекта.

Приказом директора ООО «Стрежтранссервис» от 18.09.2017 №09/18 создана межведомственная комиссия для проведения категорирования топливно-энергетического комплекса (склада ГСМ). В состав комиссии включены представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, Управления Росгвардии по Новосибирской области и работники организации.

По результатам проведенного обследования членами комиссии, за исключением представителя Росгвардии, сделан вывод о том, что возможные чрезвычайные ситуации на складе ГСМ ООО «Стрежтранссервис» имеют локальный характер, объект категорированию не подлежит.

13.11.2017 в ООО «Стрежтранссервис» из Управления Росгвардии по НСО поступило «особое мнение» специалиста Росгвардии, участвовавшего з проведении обследования, согласно которого чрезвычайная ситуация на объекте может повлечь причинение ущерба в диапазоне от 5 до 500 миллионов рублей (чрезвычайная ситуация регионального характера) и соответствует средней категории опасности.

Акт обследования и категорирования объекта подписан 29.11.2017 без учета «особого мнения» представителя Управления Росгвардии по Новосибирской области.

22.12.2017 акт обследования антитеррористической защищенности и категорирования объекта топливно-энергетического комплекса с приложением «особого мнения» представителя Управления Росгвардии по Новосибирской области направлен министру жилищно-коммунального хозяйства и энергетики области с просьбой об исключении склада ГСМ ООО «Стрежтранссервис» из Перечня объектов ТЭК Новосибирской области, подлежащих категорированию.

На заседании региональной рабочей группы по актуализации перечня объектов ТЭК, подлежащих категорированию, 11.10.2018 принято решение об исключении ответчика из перечня объектов ТЭК, подлежащих категорированию.

29.10.2018 на заседании антитеррористической комиссии Новосибирской области склад ГСМ ООО «Стрежтранссервис» исключен из Перечня объектов ТЭК, подлежащих категорированию.

29.11.2018 прокуратурой района директору ООО «Стрежтранссервис» внесено представление, из которого следует, что вывод комиссии по результатам обследования антитеррористической защищенности и категорирования объекта ТЭК ООО «Стрежтранссервис» об отнесении склада ГСМ к объекту, не подлежащему категорированию, противоречит требованиям закона, а именно п.п. «г» п. 1 постановления Правительства РФ от 21.05.2007 №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и п. 3 постановления Правительства РФ от 05.05.2012 № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования».

Из материалов дела следует, что по поручению прокуратуры области 04.03.2020 прокуратурой Первомайского района совместно со специалистами ГУ МЧС России по НСО, Управления Росгвардии по НСО, Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора проведена проверка ООО «Стрежтранссервис» в ходе которой дана оценка соответствия выводов межведомственной комиссии, изложенных в Акте обследования й категорирования объекта от 29.11.2017, фактическим данным.

Согласно справке специалиста ГУ МЧС России по НСО от 05.03.2020 по результатам проверки, в ходе произведенного комиссионного обследования антитеррористической защищенности и категорирования объекта ТЭК (склад ГСМ) ООО «Стрежтранссервис» от 29.11.2017 комиссия установила неверный характер чрезвычайной ситуации.

Постановлением Первомайского районного суда г. Новосибирска от 27 декабря 2019 года ООО «Стрежтранссервис» привлечено к административной ответственности за нарушение требований промышленной безопасности, приведшие к возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы возникновения аварии и (или) чрезвычайной ситуации техногенного характера по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Протоколом заседания антитеррористической комиссии Новосибирской области от 04.06.2020 утвержден актуализированный перечень ТЭК с включением в него объекта ООО «Стрежтранссервис» (п. 2.2) провести до 30.10.2020 с руководством ООО «Стрежтранссервис» разъяснительную работу по реализации на предприятиях, включенных в перечень ТЭК, согласно п. 2.2 настоящего решения, требований законодательства по безопасности террористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (л.д. 39-45 т. 2).

Таким образом, на заседании антитеррористической комиссии Новосибирской области принято решение о включении объектов, принадлежащих ответчику в перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию.

Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд пришел к выводу о том, что непринятие ответчиком мер по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса создает реальную угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц, так как неисполнение требований законодательства подвергает опасности жизнь и здоровье граждан, неисполнение требований федерального закона об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса ответчиком создает предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации, по причине отсутствия возможности обеспечения их устойчивого и безопасного функционирования, защиты личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности.

В апелляционной жалобе ООО «Стрежтранссервис» указывает, что суд не разрешил ходатайство ответчика о пропуске срока исковой давности по требованию о признании выводов межведомственной комиссии по категорировании объекта ООО « Стрежтранссервис», изложенные в акте комиссионного обследования антитеррористической защищённости и категорирования объекта топливно – энергетического комплекса ООО «Стрежтранссервис» от 29.11.2017, не соответствующими фактическим обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.

Доводы жалобы о пропуске исковой давности необходимости рассмотрения дела в порядке КАС РФ является несостоятельным, поскольку положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют истцу право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

ООО «Стрежтранссервис» не наделена публичными полномочиями, является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой, в соответствии с Уставом, является оптовая торговля топливом.

Истец обратился в суд в порядке ГПК РФ, а не КАС РФ, не усмотрев в действиях ООО Стрежтранссервис» публичных отношений.

Доводы жалобы о пропуске срока исковой давности судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку применение положений статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на которую ссылается заявитель, в рамках гражданского судопроизводства законом не предусмотрено.

Вопреки доводам жалобы, обстоятельства, изложенные в решении суда, доказаны представленными истцом письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, показаниями представителя третьего лица - Управления Росгвардии по Новосибирской области, а также отзывом представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, сообщившим, что решением антитеррористической комиссии Новосибирской области ООО «Стрежтранссервис» 04.06.2020 снова включено в Перечень объектов ТЭК области, подлежащих категорированию.

Таким образом, склад ГСМ на территории Общества относится к объекту топливно-энергетического комплекса, подлежащего категорированию и ООО «Стрежтранссервис» в нарушение положений Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" не исполнило обязанность по категорированию принадлежащего ему склада ГСМ.

Доводы апеллянта о том, что в решении суда отсутствует ссылка на разрешение ходатайства об отказе истца от части исковых требований являются необоснованным, так как в этой части судом вынесено определение от 09.07.2020 и основания для указания на это в решении суда отсутствуют.

В целом доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку направлены на иное неверное толкование закона, иную оценку доказательств по делу, которым дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

решение Первомайского районного суда г. Новосибирска от 09 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Стрежтранссервис» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи