Судья Благодёрова А.Н. Дело № 2-755/2018
№ 33-383/2018
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Лобыкина С.Н.,
судей Кречетова А.А., Филенко М.А.,
при секретаре Алексеенко Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» к мэрии города Магадана, муниципальному образованию «Город Магадан» в лице комитета по финансам мэрии города Магадана и департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области о взыскании задолженности за тепловую энергию, горячую воду, пени
по апелляционной жалобе мэрии города Магадана на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 4 апреля 2018 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Филенко М.А., объяснения представителя мэрии города Магадана и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области ФИО2, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (далее - ПАО «Магаданэнерго», Общество) обратилось в суд с иском к наследственному имуществу Т. о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, горячую воду, пени.
В обоснование требований указало, что истец на основании статей 426, 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» и постановления мэра г. Магадана № 1180 от 22 июня 2004 года осуществляет сбыт потребителям Магаданской области тепловой энергии, в том числе предоставляет услуги отопления и горячего водоснабжения квартиры <адрес>.
В нарушение статей 486, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник указанного жилого помещения Т. в период с 1 июня 2016 года по 31 января 2018 года не исполняла обязанность по оплате указанных услуг, в связи с чем образовалась задолженность за потребленную тепловую энергию в размере 43 402 руб. 46 коп., горячую воду в размере 8 590 руб. 67 коп., пени в размере 7 305 руб. 99 коп.
Указывая, что собственник жилого помещения Т. умерла 2 июня 2016 года, Общество просило взыскать задолженность по оплате коммунальных услуг за счет наследственного имущества.
Определением Магаданского городского суда Магаданской области от 15 марта 2018 года осуществлена замена ответчика - наследственного имущества Т. на мэрию города Магадана.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 4 апреля 2018 года исковые требования удовлетворены.
С мэрии города Магадана в пользу ПАО «Магаданэнерго» взыскана задолженность за период с 1 июня 2016 года по 31 января 2018 года за потребленную тепловую энергию в сумме 43 402 руб. 46 коп., горячую воду в размере 8 590 руб. 67 коп., пени в сумме 7 305 руб. 99 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 979 руб. 00 коп., расходы на получение справки с места регистрации в размере 217 руб. 57 коп., а всего 61 495 руб. 69 коп.
Не согласившись с решением суда, мэрия города Магадана подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене судебного постановления, полагая, что судом неверно определены юридически значимые для дела обстоятельства, допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Ответчик указывает, что после смерти собственника жилого помещения, последовавшей 2 июня 2016 года, срок для принятия наследства наследниками последующих очередей не истек. Настаивает, что данное обстоятельство свидетельствует о том, что мэрия не является надлежащим ответчиком по делу.
Полагает, что суд необоснованно удовлетворил требования о взыскании задолженности за горячую воду за период с 1 июня 2016 года по 31 января 2018 года в полном объеме, поскольку с момента смерти Т. потребление горячей воды не осуществлялось.
Ссылаясь на пункт 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывает, что главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования «Город Магадан» в сфере жилищно-коммунального хозяйства является департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана, в связи с чем образовавшаяся задолженность по оплате коммунальных услуг должна быть взыскана с муниципального образования «Город Магадан» в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана за счет казны муниципального образования «Город Магадан».
Учитывая изложенное, настаивает на том, что мэрия города Магадана является ненадлежащим ответчиком по делу.
Истец письменных возражений на апелляционную жалобу не представил.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 5 июня 2018 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве ответчиков привлечены муниципальное образование «Город Магадан» в лице комитета по финансам мэрии города Магадана и департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области.
От департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана к судебному заседанию поступили письменные пояснения на апелляционную жалобу мэрии города Магадана из которых следует, что департамент является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования «город Магадан» в сфере ЖКХ.
Ссылаясь на пункт 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывает, что задолженность по коммунальным платежам по муниципальной квартире, после ее перехода в собственность муниципального образования может быть взыскана с муниципального образования в лице департамента за счет казны муниципального образования «город Магадан».
Также полагает, что переход выморочного жилого помещения в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования возможен только по истечении 24-месячного срока - после истечения срока для принятия наследства всех очередей. В связи с этим считает, что после смерти Т. срок для принятия наследства для наследников всех очередей не истек.
Указывает, что суд неправомерно взыскал с мэрии города Магадана задолженность за горячую воду за период с 1 июня 2016 по 31 января 2018 года в размере 8 590 руб. 67 коп., так как после смерти Т. фактическое потребление горячей воды не осуществлялось, иных зарегистрированных граждан в жилом помещении не имеется.
Кроме того, обращает внимание, что до момента привлечения мэрии к участию в деле о наличии задолженности ответчику не было известно в связи с чем считает, что оснований для взыскания пени не имеется.
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области в письменном отзыве со ссылкой на положения статей 1111, 1112, 1113, 1114, 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что задолженность за коммунальные услуги, возникшая после смерти наследодателя не является его долгом и подлежит взысканию с наследника, принявшего наследство.
Полагает, что поскольку выморочное имущество в виде жилого помещения переходит в собственность муниципального образования, следовательно, Территориальное управление является ненадлежащим ответчиком, а значит предъявленные к нему требования удовлетворению не подлежат.
ПАО «Магаданэнерго» и комитет по финансам мэрии города Магадана,надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. Руководствуясь положениями части 1 статьи 327, частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
С учётом принятия судом первой инстанции решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, то есть допущенного существенного нарушения норм процессуального права, в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за отопление и горячую воду.
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным (пункт 1).
В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа в качестве выморочного имущества переходит жилое помещение, находящееся на соответствующей территории.
Данное жилое помещение, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону.
В силу того, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ), выморочное имущество признается принадлежащим публично-правовому образованию со дня открытия наследства при наступлении указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ обстоятельств независимо от осведомленности об этом публично-правового образования и совершения им действий, направленных на учет такого имущества и оформление своего права.
Муниципальные образования, как публично-правовые образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (пункт 1 статьи 124 ГК РФ).
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что Т. являлась собственником квартиры <адрес>, государственная регистрация права собственности на жилое помещение произведена 6 сентября 2011 года (л.д. 21).
Из представленного истцом расчета задолженности следует, что в период с 1 июня 2016 года по 31 января 2018 года оплата предоставленных ресурсоснабжающей организацией ПАО «Магаданэнерго» коммунальные услуг отопления и горячего водоснабжения по указанному адресу не производилась, в результате чего образовалась задолженность за потребленную тепловую энергию (отопление) в размере 43 402 руб. 46 коп., за горячее водоснабжение в размере 8 590 руб. 67 коп. (л.д. 9-10).
Записью акта о смерти №... от 6 июня 2016 года подтверждается, что Т. умерла 2 июня 2016 года (л.д. 35).
Поскольку Т. находилась на попечении Магаданского областного государственного казенного стационарного учреждения социального обслуживания населения «Психоневрологический интернат», указанное учреждение направило нотариусу Магаданского городского нотариального округа информацию о существовании наследственного имущества в виде квартиры и денежных средств на счете. Нотариусом 20 июля 2016 года заведено наследственное дело №....
Согласно имеющейся в наследственном деле выписки из лицевого счета по вкладу «Универсальный», открытого на имя Т. в дополнительном офисе ПАО «Сбербанк России» №..., остаток по вкладу на дату смерти составлял <.......> руб. <.......> коп., а по состоянию на 6 августа 2016 года - <.......> руб. <.......> коп.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из материалов наследственного дела №... следует, что наследники с заявлением о принятии наследства не обращались.
Таким образом, 2 июня 2016 года квартира <адрес>, в качестве выморочного имущества перешла в собственность муниципального образования «город Магадан», а денежные средства во вкладе «Универсальный» в дополнительном офисе ПАО «Сбербанк России» №... в размере <.......> руб. <.......> коп. - в собственность Российской Федерации в лице территориального органа Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость квартиры <адрес> составляет <.......> руб. <.......> коп.
Каких-либо возражений относительно стоимости выморочного имущества, поступившего в собственность муниципального образования «Город Магадан», а равно доказательств, подтверждающих иную стоимость данного имущества, стороной ответчика в ходе рассмотрения дела не представлено.
По изложенными причинам, судебная коллегия полагает возможным в рамках настоящего дела принять указанную стоимость квартиры в качестве её рыночной стоимости и, соответственно, в качестве стоимости наследственного имущества.
Доводы мэрии города Магадана и департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана о преждевременности признания спорного имущества выморочным, поскольку срок для принятия наследства Т. наследниками всех очередей составляет 24 месяца (6 месяцев для наследников первой очереди + 3 мес. х 6 очередей), судебная коллегия признает несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 названного Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Наследство в соответствии с пунктом 1 статьи 1154 ГК РФ может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Лица, для которых право наследования возникает только вследствие непринятия наследства другим наследником, могут принять наследство в течение трех месяцев со дня окончания срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи (пункт 3 статьи 1154 ГК РФ).
Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 1141, пунктов 1 и 3 статьи 1154 ГК РФ общий срок для призывания к наследованию и принятия наследства составляет шесть месяцев, и лица, для которых право наследования возникает только в связи с непринятием наследства основными наследниками, призываемыми к наследованию, могут принять наследство в течение трех месяцев со дня, следующего за днем окончания срока для принятия наследства наследниками, ранее призванными к наследованию.
То есть в течение шести месяцев должно быть установлено наличие таких наследников (первой, второй и последующих очередей), и в случае непринятия ими наследства в установленной очередности лица, указанные в пункте 3 статьи 1154 ГК РФ, вправе принять наследство в течение трех месяцев.
Однако доказательств тому, что у Т. имелись наследники, которые призывались к наследованию, однако не приняли его в установленном законом порядке, не представлено.
Следовательно, при обращении ПАО «Магаданэнерго» в суд с требованием о взыскании спорной задолженности истек установленный законом срок для принятия наследниками наследства и в соответствии со статьей 1151 ГК РФ жилое помещение перешло в качестве выморочного имущества к муниципальному образованию, а денежные средства к Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно, при этом каждый из наследников отвечает в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Поскольку требования ПАО «Магаданэнерго» предъявлены за период с 1 июня 2016 по 31 января 2018 года, а смерть Т. наступила 2 июня 2016 года, в качестве долга наследодателя может быть учтена задолженность по коммунальным платежам только за один день - 1 июня 2016 года.
Согласно приложенному к иску расчету за июнь 2016 года начислена задолженность в размере 2083 руб. 04 коп., следовательно, задолженность за 1 июня 2016 года составляет 69 руб. 34 коп. (2083,04 / 30).
Таким образом, к муниципальному образованию «Город Магадан» и Российской Федерации в лице Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области перешел долг ФИО3 по оплате коммунальных услуг, образовавшиеся до даты открытия наследства (2 июня 2016 года) в размере 69 руб. 34 коп., который подлежит солидарному взысканию с указанных лиц в пределах стоимости выморочного имущества, перешедшего в их собственность.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце пятом пункта 60 постановления от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» требования кредиторов по обязательствам наследников, возникающим после принятия наследства (например, по оплате унаследованного жилого помещения и коммунальных услуг), удовлетворяются за счет имущества наследников.
В силу приведенных положений, задолженность по коммунальным платежам, возникшую после смерти наследодателя, муниципальное образование в соответствии с пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ обязано оплачивать как собственник жилого помещения, у которого в соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации с момента возникновения права собственности (дня открытия наследства - наступления смерти наследодателя) возникла обязанность по оплате коммунальных услуг, оказываемых в данном жилом помещении.
Пунктом 13.1 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Город Магадан», утвержденного решением Магаданской городской Думы от 20 мая 2002 года № 25-Д, определено, что средства бюджета муниципального образования и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана является одним из управляющих имуществом казны органом, в обязанности которого входит осуществление контроля за использованием имущества казны, действий по управлению им (пункт 13.10 данного Положения).
В соответствии с пунктами 1.1, 3.25 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана, утвержденного решением Магаданской городской Думы от 14 июня 2016 года № 37-Д, департамент ЖКХ является главным распорядителем бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На основании пункта 3 Порядка оплаты коммунальных услуг и расходов на содержание и ремонт свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением мэра города Магадан от 3 мая 2012 года № 1729, департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана производит возмещение расходов на коммунальные услуги и содержание свободных жилых помещений в порядке, установленном для исполнения бюджета муниципального образования «Город Магадан», на основании сводной бюджетной росписи и доведенных ему лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год.
Долг наследодателя по оплате коммунальных услуг, образовавшийся до даты открытия наследства (2 июня 2016 года), подлежит взысканию с муниципального образования «Город Магадан» в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана мэрии города Магадана за счет казны городского округа «Город Магадан» как с наследника.
Задолженность, образовавшаяся со дня открытия наследства, подлежит взысканию с муниципального образования «Город Магадан» как с собственника жилого помещения, от имени которого в спорных правоотношениях также выступает департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана. При этом требования кредитора по обязательствам оплаты коммунальных услуг, возникшим после принятия наследства, подлежат удовлетворению за счет имущества наследника - казны муниципального образования «Город Магадан» в пределах бюджетных средств, выделяемых департаменту на эти цели.
Представленный истцом расчет коммунальных платежей основан на действующих тарифах, проверен судебной коллегией и признан арифметически верным.
Довод жалобы о необоснованном удовлетворении требования о взыскании задолженности по оплате услуг горячего водоснабжения за период с 1 июня 2016 года по 31 января 2018 года в связи с отсутствием фактического потребления данной коммунальной услуги после смерти наследодателя несостоятелен, на нормах материального права не основан.
Из расчета следует, что задолженность по горячему водоснабжению начислялась только за период с 1 января 2017 по 31 января 2018 года.
В соответствии с пунктом 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе и порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 56 (2) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно пункту 86 Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81 (13) Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Подпунктом «д» пункта 81 (12) Правил предусмотрено, что прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Как установлено судом, в спорный период лиц, зарегистрированных в квартире <адрес> по месту жительства, не имелось.
При этом доказательств, подтверждающих наличие в квартире прибора учета горячей воды, материалы дела не содержат и сторонами не представлено.
Следовательно, размер платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения рассчитывается в соответствии с положениями пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и количества собственников жилого помещения (один собственник - муниципальное образование «Город Магадан»).
Учитывая изложенное, исковые требования ПАО «Магаданэнерго» о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг в спорном жилом помещении за период с 2 июня 2016 года по 31 января 2018 года за потребленную тепловую энергию в сумме 43 333 руб. 12 коп., горячую воду в сумме 8 590 руб. 67 коп. подлежат удовлетворению.
Разрешая требование о взыскании пени, начисленной за период с 10 августа 2016 года по 31 января 2018 года в связи с неоплатой коммунальных услуг, оказанных после смерти наследодателя, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения.
Частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В силу части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 38 постановления от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснил, что по смыслу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники и наниматели жилых помещений по договору социального найма, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пеню, размер которой установлен законом и не может быть увеличен.
Разрешая вопрос о применении ответственности, предусмотренной частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, к новому собственнику - муниципальному образованию «Город Магадан», судебная коллегия принимает во внимание, что положения статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации связывают возможность взыскания пени с неисполнением в установленный срок обязанности по внесению платы на основании платежных документов.
Однако материалы дела не содержат сведений о формировании таких платежных документов и направлении счетов на оплату коммунальных услуг муниципальному образованию, в связи с чем определить начало просрочки уплаты коммунальных платежей не представляется возможным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что в удовлетворении требований о взыскании с муниципального образования «Город Магадан» пени за период с 10 августа 2016 года по 31 января 2018 года следует отказать.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены в апелляционном порядке обжалуемого решения и принятия нового решения о частичном удовлетворении исковых требований ПАО «Магаданэнерго»:
- солидарном взыскании с Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области за счет наследуемого имущества и муниципального образования «Город Магадан» в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана за счет казны муниципального образования «Город Магадан» в пользу истца задолженности по отоплению в квартире <адрес> за 1 июня 2016 года в размере 69 руб. 34 коп.;
- взыскании с муниципального образования «Город Магадан» в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана за счет казны муниципального образования «Город Магадан» в истца задолженности по оплате за поставленные в <адрес> за период со 2 июня 2016 года по 31 января 2018 года тепловую энергию в размере 43 333 руб. 12 коп., горячую воду в размере 8 590 руб. 67 коп.
На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Принимая во внимание, что общая сумма удовлетворенных исковых требований составляет 51 993 руб. 13 коп. (69,34+43333,12+8590,67), что составляет 87,68 % от заявленных требований в сумме 59 299 руб. 12 коп., истец имеет право на возмещение понесенных им расходов по уплате государственной пошлины и получение справки с места регистрации в спорном жилом помещении пропорционально размеру удовлетворенных требований.
При этом доля солидарно удовлетворенных требований по сравнению с оставшейся частью взысканной суммы составляет 0,13%.
При обращении в суд ПАО «Магаданэнерго» понесло судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 1979 руб. и на получение справки с места регистрации в размере 217 руб. 57 коп.
Таким образом, судебные расходы подлежащие отнесению на ответчиков должны составить 1735 руб. 18 коп. по государственной пошлине и 190 руб. 76 коп. на получение справки - 87,68 % от уплаченных.
В этой связи с Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области за счет наследуемого имущества и муниципального образования «Город Магадан» в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана за счет казны муниципального образования «Город Магадан» подлежат солидарному взысканию судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 2 руб. 25 коп., расходы на получение справки - 24 коп., всего 2 руб. 49 коп. - 0,13 % от общей суммы.
С муниципального образования «Город Магадан» в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 732 руб. 93 коп. и расходы на получение справки с места регистрации в размере 190 руб. 52 коп.
Руководствуясь статьями 194-199, пунктом 2 статьи 328, статьями 329-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 4 апреля 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым:
взыскать солидарно с Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области за счет наследуемого имущества и муниципального образования «Город Магадан» в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана за счет казны муниципального образования «Город Магадан» в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» задолженность по оплате за отопление в квартире <адрес> за 1 июня 2016 года в размере 69 руб. 34 коп., судебные расходы на уплату госпошлины и получение справки с места регистрации в размере 2 руб. 49 коп., а всего 71 (семьдесят один) руб. 83 коп.;
взыскать с муниципального образования «Город Магадан» в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана за счет казны муниципального образования «Город Магадан» в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» задолженность по оплате за отопление в квартире <адрес> за период со 2 июня 2016 года по 31 января 2018 года в размере 43 333 руб. 12 коп., горячую воду в размере 8 590 руб. 67 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 732 руб. 93 коп. и расходы на получение справки с места регистрации в размере 190 руб. 55 коп., а всего 53 847 (пятьдесят три тысячи восемьсот сорок семь) руб. 24 коп., отказав в удовлетворении остальной части исковых требований к муниципальному образования «Город Магадан».
В удовлетворении исковых требований к мэрии города Магадана и комитету по финансам мэрии города Магадана отказать.
Председательствующий С.Н. Лобыкин
Судьи А.А. Кречетов
М.А. Филенко