УИД 03RS0032-01-2021-001351-78
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-19236/2021 (№ 2 -765/2021)
02 ноября 2021 года город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Демяненко О.В.
судей Ишбулатовой Е.И.
ФИО1
при секретаре судебного заседания Бикбулатовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о прекращении право собственности на гладкоствольное огнестрельное охотничье оружие, об отчуждении в собственность Российской Федерации и уничтожении,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Ишбулатовой Е.И., судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее Управление) обратилось в суд к наследникам ФИО6 о прекращении право собственности на гладкоствольное огнестрельное охотничье оружие, об отчуждении в собственность Российской Федерации и уничтожении. В обоснование иска указало, что ФИО6 согласно базе сервиса централизованного учета оружия Росгвардии являлся владельцем гражданского оружия модели Сайга-410, калибра 410, №..., разрешение на право хранение и ношение серии РОХа №..., выданное дата ОМВД России по Караидельскому району, сроком действия до дата. Указанное гражданское оружие изъято дата в связи со смертью ФИО6, сдано во временное хранение в КХО Отдела МВД России по Бирскому району до решения вопроса о наследовании имущества и получения права на владение оружием. Со дня смерти прошло более одного года, для решения вопроса о наследовании оружия никто не обращался, родственниками умершего с дата по настоящее время не предпринято никаких действий, направленных на оформление разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия либо отчуждения оружия в установленном законом порядке. Управление просило принудительно прекратить право собственности ФИО6 и его возможных наследников на гладкоствольное огнестрельное охотничье оружие модели Сайга-410, калибра 410, №.... Провести отчуждение указанного оружия в собственность Российской Федерации и разрешить уничтожить гладкоствольное огнестрельное охотничье оружие модели Сайга-410, калибра 410, №....
Определением суда первой инстанции от 11.06.2021 года в качестве соответчиков привлечены наследники ФИО6, принявшие наследство - ФИО7, несовершеннолетний ФИО5, дата г.р., ФИО4, в качестве третьего лица – ФИО8
Решением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 июля 2021 года постановлено:
исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан к ФИО2, ФИО7, ФИО4, ФИО5 о прекращении право собственности на гладкоствольное огнестрельное охотничье оружие, об отчуждении в собственность Российской Федерации и уничтожении – удовлетворить. Прекратить право собственности ФИО2, ФИО7, ФИО4, ФИО5 на гладкоствольное огнестрельное охотничье оружие модели Сайга-410, калибра 410, №... с учетом характера и назначения передать оружие в собственность Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества. Разрешить Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан уничтожить гладкоствольное огнестрельное охотничье оружие модели Сайга-410, калибра 410, №....
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе представитель Управления просит отменить решение суда первой инстанции в части передачи оружия в собственность Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества. В числе доводов апелляционной жалобы указано, что суд первой инстанции пришел к ошибочному мнению, что орган, в лице которого оружие подлежит передаче в собственность Российской Федерации является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, полагают, что таким органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество).
Представитель Управления ФИО9 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 июля 2021 года отменить в части, принять новое решение.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления ФИО9, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального права Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение не в полном объеме соответствует вышеуказанным требованиям.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
В силу статьи 3 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии) к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.
В силу статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 13 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых органами внутренних дел.
Судом первой инстанции установлено, и следует из материалов дела, что ФИО6 являлся собственником гладкоствольного огнестрельного охотничьего оружия модели Сайга-410, калибра 410, №.... Ему выдано Разрешение №...№... на хранение и ношение указанного выше оружия сроком до дата года.
ФИО6 умер дата года, что следует из свидетельства о смерти серии №...№... от дата.
После его смерти заведено наследственное дело №.... Наследниками принявшими наследство, в том числе на указанное выше оружие, являются жена ФИО2, дети ФИО7, несовершеннолетний ФИО5, дата г.р., ФИО4. ФИО2, детям ФИО5, ФИО4 выдано свидетельство о праве на наследство по закону в 1/5 доле каждому на указанное выше оружие от дата, зарегистрировано в реестре №.... Жене ФИО2 выдано Свидетельство о праве собственности на ? долю в праве в общем совместном имуществе супругов на указанное оружие от дата, зарегистрировано в реестре №....
Врио начальника отделения ЛРР Управления Росгвардии по Республике Башкортостан капитаном полиции ФИО10 дата утверждено Заключение об аннулировании разрешения серии РОХа №..., выданное ОМВД России по Бирскому району от дата ФИО6 на ношение и хранение гладкоствольного огнестрельного охотничьего оружия модели Сайга-410, калибра 410, №..., которое изъято у ФИО2 протоколом от 27.08.2018 года инспектором отделения ЛРР Управления Росгвардии по РБ капитаном полиции ФИО10
Согласно сообщению Управления от 20.07.2021 года №..., наследники умершего ФИО6 с заявлением на получение лицензии на приобретение какого-либо оружия не обращались.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 235, 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона № 150-ФЗ «Об оружии» пришел к выводу о наличии оснований для прекращения права собственности на оружие у наследников умершего.
В указанной части решение суда не обжалуется, в связи с чем не является предметом апелляционного рассмотрения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции пришел к ошибочному мнению, что орган, в лице которого оружие подлежит передаче в собственность Российской Федерации, является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, имущество необходимо передать в собственность Российской Федерации, в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) судебной коллегией отклоняется.
Оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, оборот гражданского и служебного оружия регулируется специальными нормативными актами - Федеральным законом № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии) и Постановлением Правительства РФ № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
В соответствии абзацем 1 статьи 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Статьей 27 Закона об оружии предусмотрено, что распоряжение оружием и патронами к нему, изъятыми в связи с нарушением правил в сфере оборота оружия, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с решением суда по уголовному делу, гражданскому делу, административному делу или делу об административном правонарушении либо иного уполномоченного осуществлять производство по делу об административном правонарушении органа. Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Росгвардия наделена полномочиями по исполнению решений судов (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов (подпункт 27 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ).
Пункт 79 Правил оборота оружия предусматривает, что оружие и патроны изымаются Росгвардией, её территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами; изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Росгвардии либо в органы внутренних дел; при этом оружие и патроны, изъятые и признанные вещественными доказательствами по уголовным делам, передаются после окончания рассмотрения дел в судебном порядке.
В пункте 10 Правил оборота оружия приведён перечень федеральных органов государственной власти Российской Федерации, уполномоченных на продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, к числу которых отнесены, в том числе, Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России), Росгвардия, тогда как Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) в указанный перечень не входит.
В соответствии с пунктом 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432, Росимущество организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено (за исключением вещественных доказательств, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения), а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращённого в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработку такого имущества или его уничтожение (указанные полномочия не распространяются на отношения, связанные с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией).
В свою очередь, согласно подпункту «б» пункта 3 Положения о распоряжении имуществом, обращённым в собственность государства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 года № 1238 (далее – Положение о распоряжении имуществом), для распоряжения в порядке, установленном Положением о распоряжении имуществом, Росимуществу не подлежит передаче имущество, которое обращено в собственность государства и в отношении которого введены ограничения оборотоспособности.
По общему правилу, приведённому в пункте 17 Положения о распоряжении имуществом, Росимущество организовывает реализацию следующего имущества, обращённого в собственность государства: транспортных средств; нефтяных, газовых продуктов, а также иных продуктов горнодобывающих производств; черных и цветных металлов, а также продуктов их переработки (в том числе лома); строительных материалов, техники и оборудования; промышленного и технологического оборудования; предметов роскоши, полудрагоценных камней и изделий из них; древесного сырья и лесоматериалов.
При таких обстоятельствах, Росимущество не уполномочено принять в собственность спорное имущество.
Доводы апелляционной жалобы, а также искового заявления о том, что спорное оружие является выморочным имущество и, следовательно, как выморочное имущество, подлежит передачи в собственность государства в лице Росимущество основаны на неверном толкование норм материального права и судебной коллегией отклоняется.
Понятие выморочного имущества дано в ст.1151 Гражданского Кодекса Российской Федерации, однако огнестрельное оружие в данном споре не попадает под данные понятия. Кроме того у спорного оружия имеются собственники которые вступили в права наследства в установленном законом порядке, после смерти собственника ФИО6 В указанном споре подлежит применение ст. 238 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
Таким образом, на основании вышеизложенной нормы права, в случае прекращении права собственности наследников на огнестрельное оружие, указанное имущество подлежит реализации с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, за минусом затраты на отчуждение имущества.
Поскольку истцом не заявлялось требований о получение разрешения на реализацию либо реализация через розничную сеть специализированных (оружейных магазинов) Республики Башкортостан спорного имущества, то суд первой инстанции необоснованно принял решение о передаче в собственность Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества. В указанной части решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм процессуального права.
Между тем не подлежат удовлетворению заявленные требования истца о даче разрешения Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республики Башкортостан уничтожить спорное имущество по следующим основаниям.
Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 (далее - Правила № 814), изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел.
Изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации (пункт 82 Правил № 814).
Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 83 Правил № 814).
Из указанных правовых норм следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан, на всех его стадиях, включая его изъятие из пользования, реализацию и уничтожение, являются органы войск национальной гвардии и территориальные органы. Иные органы государственной власти правом по изъятию, приему, хранению и уничтожению оружия не наделены.
Исходя из правовой позиции, изложенной в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года», суд не принимает решение об уничтожении оружия.
Поскольку стороной истца не представлено каких-либо доказательств о том, что предмет спора является технически неисправным, правовых оснований для удовлетворения требований в части уничтожения оружия не имеется.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан, прекращении право собственности ФИО2, ФИО4, ФИО5 на гладкоствольное огнестрельное охотничье оружие, модели Сайга-410, калибра №410, №..., в удовлетворении остальной части исковых требований Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан отказать.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 июля 2021 года отменить, по делу принять новое решение.
Исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан о прекращении право собственности на гладкоствольное огнестрельное охотничье оружие, об отчуждении в собственность Российской Федерации и уничтожении – удовлетворить частично.
Прекратить право собственности ФИО2, ФИО4, ФИО5 на гладкоствольное огнестрельное охотничье оружие, модели Сайга-410, калибра №410, №....
В удовлетворении остальной части исковых требований Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан отказать.
Председательствующий
Судьи
Справка: ФИО11
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 ноября 2021 года