Дело № 2-772/2021
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-8562/2022
07 июня 2022 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Абдрахмановой Э.Я.,
судьей Вахитовой Г.Д.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Хабировой Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Башкортостан о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) от 01 марта 2021 г. незаконным, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в части выплаты премии по итогам 2020 года и за 4 квартал 2020 г.,
по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 01 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Я., судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Башкортостан о признании незаконным решения, действия (бездействия) от 01 марта 2021 г., обязании выплаты премии по итогам 2020 г. и за 4 квартал 2020 г., мотивируя его тем, что 13 января 2010 г. был принят на работу ФКП ОУ №...ФИО2 на должность заместителя директора, дата 2015 г. в порядке перевода, назначен на должность директора данного учреждения. дата 2020 г. уволен на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, с выплатой выходных пособий, единовременного денежного вознаграждения пропорционально отработанному времени, а также компенсацией за неиспользованный отпуск, за исключением премии. В приказ УФСИН России по Республике Башкортостан от 22 декабря 2020 г. № «О поощрении руководителей федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений по итогам 2020 года», а также в утвержденное «Заключение о премировании директоров образовательных учреждений за 4 квартал 2020 г». не были включены отработавшие в 2020 г. полные 11 месяцев и продолжавшие выполнять свои обязанности вплоть до дата 2020 г. бывшие руководители образовательных учреждений, должности которых был сокращены. На его обращение об устранении допущенных нарушений Трудового кодекса Российской Федерации, выраженное в невыплате работникам УФСИН России по Республике Башкортостан по сокращению премии пропорционально отработанному времени, а также исполнении обязательства, предусмотренного п. 4.7 «Положения по премированию руководящего состава (директора, заместителя директора) и главного бухгалтера федерального казенного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища ФСИН России», УФСИН России по Республике Башкортостан дата 2021 г. ответило отказом. Поскольку премия является частью системы оплаты труда, факт увольнения работника не лишает его права на получение премии за период его работы у работодателя. В связи с изложенным просил признать незаконными решение от 01 марта 2021 г., действия (бездействия) УФСИН России по Республике Башкортостан, обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца в части выплаты премии по итогам 2020 г. и за 4 квартал 2020 г.
Решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 01 июля 2021 года в удовлетворении искового заявления ФИО3 к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Башкортостан о признании незаконным решения, действия (бездействия) от 01 марта 2021 г., обязании выплаты премии по итогам 2020 года и за 4 квартал 2020 года отказано.
В апелляционной жалобе ФИО3 оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, указывая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, ссылаясь на положения Приказа ФСИН России от 13 ноября 2008 г. № об утверждении Положения по премированию руководящего состава (директора, заместителя директора) и главного бухгалтера федерального казенного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища Федеральной службы исполнения наказаний России, пункта 5.2 Коллективного договора ФКПОУ №... Федеральной службы исполнения наказаний на 2020 - 2023 г.г., утвержденного дата, принимая во внимание, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении истцом трудовой дисциплины, либо иных оснований, повлекших за собой принятие решения о невыплате истцу премии за отработанный им период, ответчиком не представлено, пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение премии за фактически отработанное время в отчетном квартале.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 сентября 2021 г. решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 01 июля 2021 года отменено. По делу принято новое решение, которым признан незаконным отказ Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан в выплате ФИО3 премии за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2020 г. Этим же постановлением с Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан в пользу ФИО3 взыскана текущая премия за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2020 г. в общей сумме 54 960,04 руб.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24 марта 2022 г. постановлено:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 сентября 2021 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе, выслушав ФИО3, представителя УФСИН России по Республике ФИО5, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельств дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Из материалов дела следует, что что на основании трудового договора дата 2015 г. ФИО3 был принят на работу в УФСИН России по Республике Башкортостан на должность директора ФКП ОУ №...ФИО2.
дата 2020 г. уволен в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение штатов) (ФИО2№...-лс от дата).
После увольнения истцу стало известно, что на основании приказа Врио начальника УФСИН России по Республике Башкортостан №...-лс от дата «О поощрении руководителей федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений, руководителя федерального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа УФСИН России по Республике Башкортостан по итогам 2020 года» директорам ФКП ОУ №...ФИО2, ФКП ОУ №...ФИО2 ФКОУ «Средняя общеобразовательная школа» за добросовестное выполнения должностных обязанностей были выплачены премии по итогам работы за 2020 год.
дата 2021 г. ФИО3 обратился к руководителю УФСИН России по Республике Башкортостан с просьбой устранить допущенные нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации, а также исполнить взятые на себя обязательства согласно п. 3 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 4.7 «Положения по премированию руководящего состава (директора, заместителя директора) и главного бухгалтера федерального казенного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища ФСИН России», выраженное, в невыполнении попавшим по сокращению работникам премии пропорционально отработанному времени.
Письмом Врио начальника УФСИН России по Республике Башкортостан от дата № ОГ-3/ТО/34/-290 ФИО3 отказано в выплате премии, так как согласно п. 4 Положения по премированию руководящего состава премия выплачивается только тем, кто на момент выплаты премии (издания приказа) состоит в трудовых отношениях с организацией.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав заключенный между сторонами трудовой договор, в совокупности с Приказом ФСИН России от 13 ноября 2008 г. № "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы", Положением по премированию, пришел к выводу о том, что вознаграждение по итогам работы за 4 квартал 2020 г. и по итогам 2020 года, на которое претендует истец, является не составной частью заработной платы и/или гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, а поощрительной выплатой работникам. При этом суд исходил из того, что выплата стимулирующего характера является исключительным правом работодателя, зависит от определенных критериев установленных трудовым договором, Положением по премированию работников, при этом выплата премии и ее размер определяется в индивидуальном порядке приказом работодателя в каждом отдельном случае, тогда как в отношении истца такой приказ не издавался.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем, что судом первой инстанции при разрешении настоящего дела принято во внимание.
Так, Приказом ФСИН России от 13 ноября 2008 года № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы» утверждена в том числе «Инструкция о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы», в соответствии с пунктом 17 которой выплата премии осуществляется по итогам работы за определенный период (месяц, квартал, иной период текущего года). Порядок и условия премирования (периодичность выплаты премии, показатели премирования, условия, при которых работникам могут быть увеличены (снижены) размеры премий или работники могут быть лишены премии полностью) устанавливаются положениями о премировании, утверждаемыми руководителями, по согласованию с профсоюзными органами, исходя из конкретных задач, стоящих перед учреждениями. Конкретные размеры премий определяются в соответствии с личным вкладом каждого работника в выполнение задач, стоящих перед учреждением, в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда, и максимальными размерами не ограничиваются.
В соответствии с Приказом ФСИН России от 13 ноября 2008 года № 624 утверждено Положение по премированию руководящего состава (директора, заместителя директора) и главного бухгалтера федерального казенного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища Федеральной службы исполнения наказаний России (далее по тексту Положение).
Пунктами 2.3. – 2.5. настоящего Положения установлено, что основанием для расчета показателей по премированию являются данные статистической отчетности. Премирование осуществляется в пределах выделенных средств на оплату труда по смете уголовно-исполнительной системы в размере до 4 должностных окладов, без учета надбавок и доплат. Размер фонда премирования на год устанавливается лимитами бюджетных обязательств на текущий финансовый год. Выплата разовых премий осуществляется за счет экономии, образовавшейся по вакантным должностям, в связи с невыполнением показателей, а также за счет лишения (уменьшения) квартальной премии отдельным работникам за упущения по работе.
Согласно пункту 4.1 Положения основанием для выплаты премии является заключение ГУФСИН России по Республике Башкортостан, изданное по показателям, разработанным в данном Положении и определяющее процент премии.
Премии для работников ФКОУ НПО ПУ ФСИН России, состоящих в штате училища, рассматриваются на основании и по показателям, разработанным в данном Положении, утверждаются приказом директора ФКОУ НПО ПУ ФСИН России по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (пункт 4.4).
Начисление премии согласно пункту 4.6. производится за фактически отработанное в отчетном периоде время (исключая периоды отсутствия на работе по причине временной нетрудоспособности, отпуска).
Работники, проработавшие неполный квартал в связи с переводом на другую работу, уходом на пенсию, поступлением в учебное заведение, увольнением по сокращению штатов и другим уважительным причинам премию получают за фактически отработанное время в отчетном квартале (пункт 4.7).
Аналогичные положения содержатся в пункте 5.2 Коллективного договора ФКПОУ №... Федеральной службы исполнения наказаний на 2020 – 2023 г.г., утвержденного дата, согласно которому в целях усиления материальной заинтересованности работников в своевременном и добросовестном исполнении своих обязанностей, повышения уровня ответственности за порученный участок работы, а также за выполнение заданий в особых условиях, выплачиваются вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, а также стимулирующие и компенсационные выплаты в случаях и на условиях Положения «О материальном стимулировании работников федерального казенного профессионального образовательного учреждения №...ФИО2».
Из анализа положений статей 15, 16, 56, 57, 135 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что основным источником регулирования трудовых отношений является трудовой договор, которым, в частности, устанавливается заработная плата работнику в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда; системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым договором о работе в уголовно-исполнительной системе от дата, на основании которого ФИО3 был принят на работу на должность директора Федерального казенного профессионального образовательного учреждения №... ФСИН России (пункт 3) работнику устанавливаются следующие условия оплаты труда: должностной оклад в соответствии с пунктом 2 приложения к приказу ФСИН России от дата№...; надбавка в размере 70% должностного оклада за особые условия труда по приказу ФСИН России от дата№...; надбавка к должностному окладу за непрерывный стаж работы в УИС в процентах от должностного оклада согласно приказу ФСИН России от дата№...; надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде в размере до 6 должностных окладов в год в пределах выделяемых бюджетных ассигнований согласно приказу ФСИН России от дата№...; единовременное денежное вознаграждение за работу по итогам года в количестве 2-х должностных окладов согласно приказу ФСИН России от дата№...; материальная помощь может быть выплачена в пределах выделяемых бюджетных ассигнований на оплату труда гражданскому персоналу по целевой статье; текущая премия выплачивается согласно Положению о премировании.
Как усматривается из расчетных листков ФИО3 за январь 2019 – ноябрь 2020 г.г. при увольнении истцу были произведены все выплаты, предусмотренные условиями трудового договора, в том числе единовременное денежное вознаграждение (ЕДВ) гражданскому персоналу учреждений уголовно-исполнительной системы за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в соответствии с пунктом 18 Приказа ФСИН России от дата№....
Довод ФИО3, что пунктом 4.7 Положения по премированию, которым предусмотрено право работника, уволенного по сокращению штатов, на получение премии за фактически отработанное время в отчетном квартале, судебной коллегией отклоняется, поскольку выплата премии по итогам работы за год для данной категории лиц указанным пунктом не предусмотрена.
При этом квартальная премия по итогам работы за 4 квартал 2020 г. руководителям федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений не начислялась и не выплачивалась. Доказательств обратного материалы дела не содержат и суду первой инстанции и апелляционной инстанции не представлено. Указанное не дает оснований полагать, что имела место его дискриминация по какому-либо признаку, не связанному с деловыми качествами истца.
После увольнения ФИО3 в декабре 2020 г. был издан приказ о премировании руководителей федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений по итогам 2020 года.
Довод ФИО3 о том, что суд кассационной инстанции выдвинул ряд сомнений по поводу пропуска им рабочих дней в феврале 2020 г. (-17 дней), тогда как он отработал 19 рабочих дней в феврале, судебная коллегия отклоняет, поскольку из расчетного листка, имеющегося в материалах гражданского дела (том 1 л.д. 190 (оборот)) следует, что с 1 по 29 февраля ФИО3 начислена заработная плата за 19 рабочих дней.
Доводы ФИО3 о том, что предусмотренная пунктом 17 Приказа ФСИН России от 13.11.2008 № 624 премия по итогам года носит обязательный характер, судебная коллегия находит несостоятельным, за 4 квартал 2020 г. была выплачена квартальная премия.
Так, Положением по премированию руководящего состава (директора, заместителя директора) и главного бухгалтера федерального казенного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища Федеральной службы исполнения наказаний России определен порядок выплаты премий.
Пунктом 2.4. настоящего Положения премирование осуществляется в пределах выделенных средств на оплату труда по смете уголовно-исполнительной системы в размере до 4 должностных окладов, без учета надбавок и доплат.
Согласно пункту 4.4 Положения, премии для работников ФКОУ НПО ПУ ФСИН России, состоящих в штате училища, рассматриваются на основании и по показателям, разработанным в данном Положении, утверждаются приказом директора ФКОУ НПО ПУ ФСИН России по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
Таким образом, стимулирующая премия начисляется работникам, которые на момент издания приказа о выплате премии состоят в штате в пределах выделенных бюджетных средств, на основании показателей премирования.
Вместе с тем, ФСИН России доведены лимиты бюджетных обязательств на оплату труда гражданского персонала ФКП ОУ до периода увольнения ФИО3 без учета премии по итогам работы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Довод ФИО3 о том, что невыплата премии является дискриминацией, по мнению судебной коллегии является надуманным.
Согласно статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Статьей 1 Конвенции N 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий» определено, что термин «дискриминация» включает: всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.
Статьей 2 Конвенции установлено, что всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.
Свобода трудовых отношений в ее конституционно-правовом смысле предполагает соблюдение принципов равенства и согласования воли сторон, стабильности данных правоотношений. Субъекты трудовых отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий.
Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на обеспечение равных возможностей в осуществлении своих способностей к труду. Исключительно деловые качества работника должны учитываться при заключении трудового договора, при оплате труда, поручении тех или иных производственных заданий.
Согласно статьям 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Судебная коллегия полагает, что право истца на получение премии и реализацию возможностей в сфере труда в равных условиях нарушено не было.
С учетом установленных фактических обстоятельств по делу, толкования заключенного между сторонами спора трудового договора, в совокупности с Приказом ФСИН России от дата№... и Положением по премированию суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вознаграждение по итогам работы за 4 квартал 2020 г. и по итогам 2020 года, на которое претендует истец, является не составной частью заработной платы и/или гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, а лишь поощрительной выплатой работникам. Выплата стимулирующего характера является исключительным правом работодателя, зависит от определенных критериев установленных трудовым договором, Положением по премированию работников, при этом выплата премии и ее размер определяется в индивидуальном порядке приказом работодателя в каждом отдельном случае, тогда как в отношении истца такой приказ не издавался.
Таким образом, судом первой инстанции определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства. Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
В целом, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Доводов, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве основания для отмены оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 01 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий Э.Я. Абдрахманова
Судьи Г.Д. Вахитова
ФИО1
...
...