Судья Чернецов А.И. Дело № 2-811/2020
№ 33-727/2020
15 сентября 2020 г. город Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бирючковой О.А.,
судей Бельмас И.Ю., Вилер А.А.,
при секретаре Кулаковой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному образованию «Омсукчанский городской округ», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа о государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества
по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа на решение Омсукчанского районного суда Магаданской области от 9 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бельмас И.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1 обратилась в суд с названным выше иском к муниципальному образованию «Омсукчанский городской округ», указав в его обоснование, что 20 марта 2009 г. заключила с муниципальным образованием «поселок Омсукчан» договор дарения квартиры, в соответствии с которым подарила муниципальному образованию квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Заявление о регистрации перехода права собственности на квартиру по предварительной договоренности должен был подать ответчик, который уклонился от исполнения этой обязанности. О данном обстоятельстве истцу стало известно после получения из налогового органа в 2019 г. извещения об уплате налога на недвижимое имущество.
Ссылаясь на положения пункта 2 статьи 165, статью 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 7 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» истец просила суд вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности на вышеуказанную квартиру к муниципальному образованию «Омсукчанский городской округ».
Определением судьи от 17 июня 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа (далее – КУМИ администрации Омсукчанского городского округа).
В ходе рассмотрения дела КУМИ администрации Омсукчанского городского округа признал исковые требования.
Омсукчанский районный суд, приняв признание иска, 9 июля 2020 г. вынес решение об удовлетворении исковых требований ФИО1
Суд признал подлежащим государственной регистрации переход права собственности на недвижимое имущество – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, от ФИО1 к КУМИ администрации Омсукчанского городского округа, указав, что данное решение является основанием для регистрации права собственности на квартиру за КУМИ администрации Омсукчанского городского округа.
С КУМИ администрации Омсукчанского городского округа в пользу ФИО1 взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На данное решение КУМИ администрации Омсукчанского городского округа подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его изменении в части.
Ссылаясь на Положение о КУМИ администрации Омсукчанского городского округа, утвержденное решением Собрания представителей от 12.01.2015 № 6 (далее – Положение), указывает, что КУМИ является отраслевым органом администрации Омсукчанского городского округа, который осуществляет полномочия по владению, пользованию, управлению и распоряжению муниципальной собственностью от имени муниципального образования «Омсукчанский городской округ» и не имеет права регистрировать за собой какую-либо муниципальную собственность.
В связи с тем, что истец подарила квартиру муниципальному образованию «поселок Омсукчан», правопреемником которого является муниципальное образование «Омсукчанский городской округ», то и переход права собственности подлежит регистрации за вышеуказанным муниципальным образованием.
Письменных возражений на жалобу не поступало.
Стороны, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали. Руководствуясь положениями части 1 статьи 327, частей 1, 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд апелляционной инстанции определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 20 марта 2009 г. между ФИО1 и муниципальным образованием «поселок Омсукчан» заключен договор дарения недвижимого имущества, согласно которому ФИО1 подарила муниципальному образованию «поселок Омсукчан» квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Истцом указанный договор исполнен.
До настоящего времени переход права собственности по договору дарения в установленном порядке не зарегистрирован по независящим от истца обстоятельствам.
В соответствии с Законом Магаданской области от 22.10.2014 № 1808-ОЗ «О преобразовании муниципального образования - городского поселения «поселок Омсукчан» и муниципального образования - городского поселения «поселок Дукат» путем их объединения с наделением статусом городского округа и о внесении изменений в отдельные законы Магаданской области» и решением Собрания представителей Омсукчанского городского округа от 12.01.2015 № 13, правопреемником муниципального образования «поселок Омсукчан» является муниципальное образование «Омсукчанский городской округ».
Основываясь на Положении о КУМИ администрации Омсукчанского городского округа, суд пришел к верному выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является КУМИ, поскольку в его полномочия входит решение вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению имуществом и земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Омсукчанский городской округ».
От КУМИ администрации Омсукчанского городского округа поступило заявление о признании иска ФИО1 в полном объеме, в связи с чем, руководствуясь положениями части 1 статьи 39, части 3 статьи 173 ГПК РФ, суд принял решение об удовлетворении заявленных истцом ФИО1 требований в полном объеме.
Вместе с тем, при изложении резолютивной части решения суд не учел следующее.
Из содержания договора дарения, являющегося основанием для перехода права собственности на квартиру, следует, что одаряемым в данном случае являлось муниципальное образование.
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В статье 125 ГК РФ закреплено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125 ГК РФ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования «Омсукчанский городской округ», утвержденного решением Собрания представителей Омсукчанского городского округа от 12.01.2015 № 2 (далее – Устав), владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относится к вопросам местного значения.
Администрация Омсукчанского городского округа (далее – Администрация) является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Омсукчанский городской округ» (статья 21 Устава).
Комитет является отраслевым (функциональным) органом Администрации, который осуществляет свою деятельность на основании Положения об отраслевых (функциональных) органах Администрации, утверждаемого Собранием представителей по представлению Главы администрации (часть 6 статьи 45 Устава).
Согласно Положению о КУМИ администрации Омсукчанского городского округа от 12.01.2015, комитет входит в структуру администрации Омсукчанского городского округа, является отраслевым (функциональным) органом администрации Омсукчанского городского округа, осуществляющим от имени муниципального образования «Омсукчанский городской округ» полномочия при решении вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Омсукчанского городского округа (пункт 1.2.); к предмету деятельности комитета отнесено осуществление полномочий владения, пользования и распоряжения в пределах своей компетенции имуществом Омсукчанского городского округа, в том числе имуществом, входящим в казну Омсукчанского городского округа (пункт 2.1.1.); в целях выполнения возложенных задач КУМИ осуществляет регистрацию права собственности Омсукчанского городского округа на муниципальное имущество в установленном порядке, осуществляет полномочия собственника при государственной регистрации права муниципальной собственности Омсукчанского городского округа на объекты недвижимости и земельные участки (пункты 3.2.35, 3.2.44).
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что КУМИ администрации Омсукчанского городского округа, будучи отраслевым (функциональным) органом, действует от имени муниципального образования «Омсукчанский городской округ» и лишь выполняет необходимые действия для государственной регистрации права собственности муниципального образования на объект недвижимого имущества, однако, такое имущество регистрируется непосредственно за муниципальным образованием и поступает в казну муниципального образования.
В связи с изложенным, а также принимая во внимание субъектный состав сделки дарения, суду следовало указать в резолютивной части решения о признании подлежащим государственной регистрации переход права собственности на недвижимое имущество от ФИО1 к муниципальному образованию «Омсукчанский городской округ».
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменить резолютивную часть решения Омсукчанского районного суда, в абзаце втором и третьем резолютивной части вместо Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа указать муниципальное образование «Омсукчанский городской округ».
Иных доводов относительно законности и обоснованности решения суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 327.1 ГПК РФ, также как процессуальных нарушений, влекущих его безусловную отмену (часть 4 статьи 330 ГПК РФ), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Омсукчанского районного суда Магаданской области от 9 июля 2020 г. изменить.
В резолютивной части решения, в абзацах втором и третьем, вместо Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского городского округа указать муниципальное образование «Омсукчанский городской округ».
В остальной части то же решение суда отставить без изменения.
Председательствующий
Судьи