ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-826/2021 от 07.09.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-5437/2021

№2-826/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

7 сентября 2021 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Зудерман Е.П.,

судей областного суда Кравцовой Е.А., Ярыгиной Е.Н.,

при секретарях Лихтиной А.И., Комаровой О.И., Бунегиной И.В., Мустафиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора города Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 апреля 2021 года

по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «город Оренбург» к Малышевой Т.С., Палагину А.С., ФИО3, Золотухину В.С., Антифееву А.В., Чуфистову С,В., Тарасову И.И., Востриковой В.А., Мартыновой О.А., администрации Южного округа города Оренбурга о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде.

Заслушав доклад судьи Зудерман Е.П., судебная коллегия

установила:

Прокурор города Оренбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «город Оренбург», обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам Малышевой Т.С., Палагину А.С., Корневу Д.Н., Золотухину В.С., Антифееву А.В., Чуфистову С.В., Тарасову И.И., указав, что Прокуратурой города Оренбурга в рамках рассмотрения обращений граждан и общественных организаций проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в ходе которой в деятельности администрации города Оренбурга и администрации Южного округа города Оренбурга выявлены нарушения в процедуре выдачи порубочных билетов.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от (дата) по административному делу признаны незаконными действия администрации города Оренбурга, администрации Южного округа города Оренбурга при предоставлении порубочных билетов от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата).

Ненадлежащее исполнение уполномоченными должностными лицами администрации Южного округа города Оренбурга и администрации города Оренбурга своих обязанностей, а также совершение ими действий, явно выходящих за пределы их должностных обязанностей, привело к выдаче незаконных порубочных билетов, на основании которых произведена вырубка и санитарная обрезка зеленых насаждений по ряду улиц города Оренбурга, чем нарушены интересы неопределенного круга лиц ввиду причинения значительного ущерба экологической среде города, поскольку снизилась суммарная площадь листовой поверхности деревьев, обеспечивающей снижение запыленности, загазованности магистральных улиц и уровня шума.

С учетом неоднократных уточнений окончательно истец просил суд:

Взыскать в равных долях с администрации Южного округа г.Оренбурга, Золотухина В.С., занимающего должность заместителя главы Южного округа г. Оренбурга, Палагина А.С., занимающего должность главы Южного округа г. Оренбурга, Малышевой Т.С., занимающей должность заместителя главы г. Оренбурга по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, Мартыновой О.А., занимающей должность специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Южного округа г. Оренбурга, Востриковой В.А., занимающей должность заместителя начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Южного округа г.Оренбурга, ущерб, причиненный муниципальному образованию «город Оренбург» и неустановленному кругу лиц при предоставлении порубочных билетов от (дата), от (дата) в размере 839 871 руб., либо произвести в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденного решением Оренбургского городского Совета от (дата), высадку зеленых насаждений, 1 к 3.

Взыскать в равных долях с Золотухина В.С., занимающего должность заместителя главы Южного округа города Оренбурга, Палагина А.С., занимающего должность главы Южного округа города Оренбурга, Малышевой Т.С., занимающей должность заместителя главы г. Оренбурга по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и транспорта в бюджет муниципального образования «город Оренбург», Мартыновой О.А., занимающей должность специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Южного г.Оренбурга, Тарасова И.И., занимавшего должность начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и экологии Южного округа г.Оренбурга, ущерб, причиненный муниципальному образованию «город Оренбург» и неустановленному кругу лиц при предоставлении порубочных билетов от (дата) в размере 26 518 руб., либо произвести в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденного решением Оренбургского городского Совета от (дата), высадку зеленых насаждений 1 к 3.

Взыскать в равных долях с Антифеева А.В., занимающего должность первого заместителя главы Южного округа г. Оренбурга, Палагина А.С., занимающего должность главы Южного округа г.Оренбурга, Малышевой Т.С., занимающей должность заместителя главы г. Оренбурга по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и транспорта в бюджет муниципального образования «город Оренбург», Мартыновой О.А., занимающей должность специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Южного округа г.Оренбурга, Востриковой В.А., занимающей должность заместителя начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Южного округа г.Оренбурга ущерб, причиненный муниципальному образованию «город Оренбург» и неустановленному кругу лиц при предоставлении порубочных билетов от (дата), от (дата) в размере 489 632,66 руб., либо произвести в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденного решением Оренбургского городского Совета от (дата), высадку зеленых насаждений 1 к 3.

Взыскать в равных долях с Тарасова И.И., занимавшего должность начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и экологии Южного округа г.Оренбурга, Палагина А.С., занимающего должность главы Южного округа г. Оренбурга, Малышевой Т.С., занимающей должность заместителя главы г. Оренбурга по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и транспорта в бюджет муниципального образования «город Оренбург», Мартыновой О.А., занимающей должность специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Южного округа г. Оренбурга, Востриковой В.А., занимающей должность заместителя начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Южного округа г.Оренбурга, ущерб, причиненный муниципальному образованию «город Оренбург» и неустановленному кругу лиц при предоставлении порубочных билетов от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата) в размере 119 385 руб., либо произвести в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденного решением Оренбургского городского Совета от (дата), высадку зеленых насаждений, 1 к 3.

Взыскать в равных долях с Палагина А.С., занимавшего должность заместителя главы Южного округа г. Оренбурга, Корнева Д.Н., занимавшего должность первого заместителя главы Южного округа г. Оренбурга, Чуфистова С.В., занимавшего должность первого заместителя главы г. Оренбурга, Мартыновой О.А., занимающей должность специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Южного округа г. Оренбурга, Востриковой В.А., занимающей должность заместителя начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Южного округа г.Оренбурга, в бюджет муниципального образования «город Оренбург» ущерб, причиненный муниципальному образованию «город Оренбург» и неустановленному кругу лиц при предоставлении порубочного билета от (дата) в размере 746 367 руб., либо произвести в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденным решением Оренбургского городского Совета от (дата), высадку зеленых насаждений.

В ходе рассмотрения дела определениями суда привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга, в качестве соответчиков Вострикова В.А., Мартынова О.А., администрация г. Оренбурга, администрация Южного округа г. Оренбурга.

Ответчики Малышева Т.С., Палагин А.С., Корнев Д.Н., Золотухин В.С., Антифеев А.В., Чуфистов С.В., Тарасов И.И., Вострикова В.А., Мартынова О.А., представитель третьего лица Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца Семенова О.С. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчиков Малышевой Т.С., Палагина А.С., Корнева Д.Н., Золотухина В.С., Антифеева А.В., Мартыновой О.А. – Новокрещенов С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненных исковых требований, просил суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель ответчика администрации Южного округа города Оренбурга Коваль Д.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненных исковых требований, просил суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица администрации города Оренбурга Дроздова Л.А., действующая на основании доверенности, возражала против исковых требований, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве.

Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 15 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «город Оренбург» к Малышевой Т.С., Палагину А.С., ФИО3, Золотухину В.С., Антифееву А.В., Чуфистову С,В., Тарасову И.И., Востриковой В.А., Мартыновой О.А., администрации Южного округа города Оренбурга о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, отказано.

В апелляционном представлении прокурор города Оренбурга ФИО27 просит решение Ленинского районного суда г.Оренбурга отменить, дело вернуть на новое рассмотрение. Не соглашается с выводами суда о том, что ответчики, являясь участниками правоотношений по выдаче порубочных билетов, состояли с администрацией Южного округа г.Оренбурга в трудовых отношениях, действовали в пределах своих полномочий, поскольку решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 09.09.2020 года установлены факты участия в выдаче порубочных билетов лиц администрации Южного округа г.Оренбурга, не уполномоченных в соответствии с положениями Административного регламента участвовать в предоставлении данной муниципальной услуги. Ссылаясь на п.4.2.10 Правил благоустройства, указывает, что вопреки выводам суда действиями (бездействием) ответчиков причинен ущерб окружающей среде. Не дана оценка фотоматериалам, представленным истцом, которые подтверждают снижение показателей площади и видового разнообразия озелененных территорий г.Оренбурга. Выражает несогласие с выводами суда о наличии объективных причин для вырубки зеленых насаждений в связи с их попаданием в зону выполнения работ по ремонту дорожного полотна автомобильных дорог, поскольку копии муниципальных контрактов, исследованные в судебном заседании, не содержат сведений о необходимости вырубки зеленых насаждений для осуществления ремонтных работ, при этом ссылается на представленные фотоматериалы. Результаты визуальных обследований зеленых насаждений, проводимых сотрудниками отдела жилищно-коммунального хозяйства, носят субъективный характер, так как произведены без проведения исследований с учетом состояния зеленых насаждений, без использования технических средств и результатов оценки состояния озелененных территорий городского округа ввиду ее не проведения. Ряд актов визуального обследования по порубочным билетам не составлялся, вследствие чего аварийное состояние деревьев либо их произрастание с нарушением требований строительных норм и правил не подтверждается. По этим же основаниям критически оценивает вывод суда о наличии актов осмотра специалистов жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Южного округа г.Оренбурга, поскольку по ряду порубочных билетов, выданных на основании проведения ремонтных работ (по муниципальным контрактам), эти акты отсутствуют. Ссылается на то, что в качестве третьих лиц не были привлечены хозяйствующие субъекты, которым были выданы порубочные билеты – МКУ «***», ООО «***», ЗАО «***».

В возражениях на апелляционное представление представитель администрации Южного округа просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Оренбургской области Андреев А.В., помощник прокурора г.Оренбурга Семенова А.С. поддержали апелляционное представление, просили решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Представитель администрации Южного округа ФИО1, представитель ответчиков ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 – ФИО8, ФИО9, представитель Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга ФИО10, начальник юридического отдела Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга ФИО11 просили решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.

ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО5, ФИО6, ФИО13, ФИО14. ФИО9, ФИО7 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Учитывая изложенное, судебная коллегия на основании статей 113, 167 ГПК РФ, статьи 165.1 ГК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основы управления в области охраны окружающей среды закреплены в главе II Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ), регулирующей компетенцию органов, разграничение сфер влияния и принятия нормотворческих и иных решений между ними, перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере охраны окружающей среды, роль органов местного самоуправления в охране окружающей среды.

В статье 5 названного Закона перечислены полномочия органов государственной власти Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе по принятию законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением, определены статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ.

В статье 6 данного Закона, определяющей полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлено, что указанные органы вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществлять контроль за их исполнением.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ. Согласно данной норме к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно статьи 10 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с требованиями статьи 34 названного Закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ установлено, что зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и гарантируется в том числе запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 12, часть 1 статьи 130, часть 1 статьи 132, статья 133).

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, отнесены к вопросам местного значения городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16).

Озеленение территорий населенных пунктов предполагает воспроизводство зеленых насаждений, т.е. древесно-кустарниковой и травянистой растительности (городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники и т.д.) взамен уничтоженных или поврежденных. Следовательно, полномочие по благоустройству и озеленению территории предполагает и рубку, в том числе санитарную рубку (снос), рубку (обрезку) в целях ухода, а также реконструкцию и пересадку зеленых насаждений.

Названный Федеральный закон предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации - по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 1 статьи 6).

Таким образом, при осуществлении в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" правового регулирования отношений в сфере охраны зеленых насаждений органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать полномочия только органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере.

Выдача порубочных билетов, являющаяся составной частью процесса организации благоустройства и озеленения территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Полномочия же органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения могут устанавливаться только федеральными законами и уставами муниципальных образований (названного Федерального

закона).

Согласно пункту 3 статьи 43 Федерального закона №131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Решением Оренбургского городского Совета от 24 октября 2017 года № 416 года утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «город Оренбург» (далее – Правила благоустройства).

В силу пункта 4.2.9.1 Правил благоустройства, вырубку и/или повреждение зеленых насаждений (за исключением зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, предназначенных для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, принадлежащих заявителю на праве собственности) допускается производить только при наличии порубочного билета на вырубку и/или повреждение зеленых насаждений по форме согласно приложению 1.2 к настоящим Правилам в случае: наличия у заявителя правоустанавливающих документов на земельный участок, вид разрешенного использования которого предусматривает осуществление строительства, и предоставленного в соответствии с действующим законодательством разрешения на строительство; вырубки засохших, больных, находящихся в аварийном состоянии деревьев и кустарников; нахождения зеленых насаждений в охранной зоне инженерных коммуникаций; высадки деревьев и кустарников без соблюдения требований Свода правил СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"; проведения разрешенных в установленном порядке ремонтных работ при невозможности избежать вырубки (повреждения) зеленых насаждений.

Утвержденный порубочный билет предоставляется заявителю администрацией соответствующего округа города Оренбурга в порядке, установленном муниципальным правовым актом города Оренбурга. Работы по обрезке деревьев и кустарников производятся в течение срока действия порубочного билета. В случае определения способа возмещения ущерба, причиненного вырубкой (повреждением) зеленых насаждений, в виде перечисления суммы ущерба утвержденный порубочный билет предоставляется заявителю после поступления в бюджет города Оренбурга суммы ущерба, указанной в акте оценки ущерба по форме согласно приложению 1.3 к настоящим Правилам. Акт оценки ущерба составляется к каждому проекту порубочного билета и утверждается главой соответствующего округа города Оренбурга. Один экземпляр акта оценки ущерба передается заявителю, другой хранится в администрации соответствующего округа города Оренбурга, копия направляется для учета в отдел охраны окружающей среды администрации города Оренбурга. (пункт 4.2.9.3 Правил благоустройства).

Постановлением администрации г. Оренбурга от 30 ноября 2012 года № 3114-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета» (далее – Административный регламент).

Главой 2 указанного Административного регламента предусмотрен стандарт предоставления муниципальной услуги.

Пунктом 2.2 Административного регламента предусмотрено наименование органов, предоставляющих муниципальную услугу: администрация Южного округа города Оренбурга и администрация Северного округа города Оренбурга. Регистрацию проекта порубочного билета осуществляет отдел охраны окружающей среды администрации города Оренбурга.

Результатом предоставления муниципальной услуги является: предоставление порубочного билета; отказ в предоставлении порубочного билета (пункт 2.3 Административного регламента).

Услуга предоставляется в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента поступления документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Административного регламента, в администрации округов или ГАУ "МФЦ" (пункт 2.4 Административного регламента).

Пунктом 2.6 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными актами для предоставления муниципальной услуги, и порядок их предоставления.

Согласно указанному пункту:

1) заявитель для получения муниципальной услуги обращается с заявлением по форме согласно приложению 1 к настоящему Административному регламенту в случаях: осуществления вырубки засохших, больных, находящихся в аварийном состоянии деревьев и кустарников; если деревья и кустарники находятся в охранной зоне инженерных коммуникаций; если деревья и кустарники посажены без соблюдения требований Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"; проведения разрешенных в установленном порядке ремонтных работ при невозможности избежать вырубки (повреждения) зеленых насаждений;

2) заявитель для получения муниципальной услуги обращается с заявлением по форме согласно приложению 1 к настоящему Административному регламенту в случае осуществления строительства. К заявлению прилагается правоустанавливающие документы на земельный участок, вид разрешенного использования которого предусматривает осуществление строительства;

3) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить: а) разрешение на строительство, выданное в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 2.7 Административного регламента в заявлении о предоставлении порубочного билета указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае если с заявлением обращается представитель заявителя; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем; указание причины необходимости вырубки (повреждения) зеленых насаждений; местоположение зеленых насаждений, предполагаемых к вырубке (повреждению).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги предусмотрен пунктом 2.11 Административного регламента – непредоставление документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Административного регламента.

Одним из оснований для отказа в приеме документов является, в том числе, несоответствие заявления требованиям пункта 2.7 Административного регламента (пункт 2.10 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента, предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

1) прием и регистрация заявления;

2) запрос документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и которые заявитель вправе представить;

3) рассмотрение заявления и приложенных к нему документов;

4) подготовка проекта порубочного билета или отказа в предоставлении порубочного билета;

5) предоставление порубочного билета.

Процедура рассмотрения заявления и приложенных к нему документов предусмотрена пунктом 3.4 Административного регламента, согласно которому:

1) основанием для начала административной процедуры является направление заявления с приложением необходимых документов заместителю главы округа для рассмотрения и наложения резолюции;

2) заместитель главы округа принимает решение: о согласовании вырубки (повреждения) зеленых насаждений с указанием их количества в виде отметки на документе, содержащей наименование должности, подпись, ее расшифровку, дату согласования документа, и о подготовке проекта порубочного билета; об отказе в предоставлении порубочного билета. Критерием принятия решения является наличие необходимых документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Административного регламента. После принятия решения заместитель главы округа направляет заявление для исполнения в отделы жилищно-коммунального хозяйства и экологии соответствующего района администраций округов;3) результатом исполнения административной процедуры является передача заявления для подготовки проекта порубочного билета и предоставления его заявителю или направление письменного уведомления об отказе в предоставлении порубочного билета;

4) способом фиксации результата административной процедуры является внесение резолюции заместителя главы округа в специализированную информационную систему.

Пунктом 3.5 Административного регламента предусмотрена процедура подготовки проекта порубочного билета или отказа в предоставлении порубочного билета:

1) основанием для начала административной процедуры является поступившее ответственному исполнителю администрации округа заявление о предоставлении порубочного билета с резолюцией заместителя главы округа. Критерием принятия решения о подготовке проекта порубочного билета является наличие резолюции заместителя главы округа на заявлении о предоставлении муниципальной услуги;

2) результатом исполнения административной процедуры является подготовка проекта порубочного билета и акта оценки ущерба, причиненного вырубкой (повреждением) зеленых насаждений, который составляется к каждому проекту порубочного билета отделом жилищно-коммунального хозяйства и экологии района в 2-х экземплярах по форме, установленной решением Оренбургского городского Совета от 24 октября 2017 №416 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "город Оренбург", и утверждается главой соответствующего округа города Оренбурга;

3) способом фиксации административной процедуры является: подписание заместителем главы округа проекта порубочного билета, его согласование главой округа, направление в отдел охраны окружающей среды администрации города Оренбурга для регистрации, утверждение первым заместителем Главы города Оренбурга; направление акта оценки ущерба, причиненного вырубкой (повреждением) зеленых насаждений, заявителю для возмещения причиненного ущерба.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой г.Оренбурга в рамках рассмотрения обращений граждан и общественных организаций проведена проверка исполнения природоохранного законодательства.

В ходе проверки установлено, что в связи с выполнением работ по ремонту дорожного полотна автомобильных дорог, реконструкции автомобильных дорог в рамках реализации муниципальных контрактов в адрес главы Южного округа г.Оренбурга поступили заявления начальника Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга о проведении опиловки и вырубки зеленых насаждений:

- (дата) на проведение опиловки и вырубки зеленых насаждений по (адрес)

- (дата) на проведение опиловки и вырубки зеленых насаждений по (адрес);

- (дата) на проведение опиловки и вырубки зеленых насаждений по (адрес);

- (дата) на проведение опиловки и вырубки зеленых насаждений по (адрес) (на участке от (адрес));

- (дата) на проведение опиловки и вырубки зеленых насаждений по (адрес) (на участке от (адрес) до (адрес));

- (дата) на проведение опиловки и вырубки зеленых насаждений по (адрес)

- (дата) на проведение опиловки и вырубки зеленых насаждений по (адрес);

- (дата) на проведение опиловки и вырубки зеленых насаждений по (адрес);

- (дата) на проведение опиловки и вырубки зеленых насаждений по (адрес).

По результатам проведения проверки прокурором города Оренбурга был подготовлен административный иск в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Оренбург», Администрации Южного округа города Оренбурга о признании действий незаконными, возложении обязанности.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 09.09.2020 года административный иск прокурора г.Оренбурга удовлетворен частично.

Признаны незаконными действия администрации муниципального образования «город Оренбург», администрации Южного округа г.Оренбурга при предоставлении порубочных билетов: от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата)

В ходе рассмотрения административного иска установлено, что заявления начальника Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга о проведении опиловки и вырубки зеленых насаждений не соответствовали форме заявления согласно приложению 1 к Административному регламенту, что являлось основанием для отказа как в принятии заявлений, так и в оказании муниципальной услуги в соответствии с пунктами 2.10, 2.11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета». При предоставлении указанных порубочных билетов административными ответчиками не выполнены требования пункта 3.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета», а также пункта 4.2.9.3 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Оренбург», а именно по результатам исполнения административной процедуры не составлены к каждому порубочному билету акты оценки ущерба, причиненного вырубкой (повреждением) зеленых насаждений. В нарушение требований муниципального нормативного правового акта (пункта 3.6 Административного регламента) порубочные билеты подписаны неуполномоченным лицом.

Суд пришел к выводу о том, что указанное свидетельствует о допущенных нарушениях природоохранного законодательства в деятельности органов местного самоуправления и наличии оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными действий администрации муниципального образования «город Оренбург», администрации Южного округа города Оренбурга при предоставлении порубочных билетов.

Обосновывая свои требования тем, что ненадлежащее исполнение уполномоченными должностными лицами администрации Южного округа г. Оренбурга и администрации г. Оренбурга своих обязанностей, установленные судом нарушения в процедуре выдачи порубочных билетов привели к предоставлению незаконных порубочных билетов, на основании которых произведена вырубка и санитарная обрезка зеленых насаждений по ряду улиц города Оренбурга, чем причинен значительный ущерб экологической среде города, прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор, проанализировав нормы права, предусмотренные Гражданским кодексом РФ (ст.15,401,1064, 1082), ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст.ст.1,77,78) разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», а также разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в Постановлении от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО5, ФИО6, ФИО13, ФИО14, ФИО9, ФИО7 не являются субъектами имущественной ответственности, поскольку установлено, что являясь участниками правоотношений по выдаче порубочных билетов, ответчики состояли с администрацией Южного округа г.Оренбурга в трудовых отношениях, занимали должности муниципальной гражданской службы, то есть осуществляли свои должностные обязанности, участвуя в процедуре по выдаче порубочных билетов в пределах своих полномочий от имени администрации Южного округа г.Оренбурга и администрации Муниципального образования «г.Оренбург». При этом суд указал, что в ходе рассмотрения дела не установлено обстоятельств, свидетельствующих о причинении ущерба, заявленного истцом, действиями (бездействием) непосредственно самих ответчиков (должностных лиц администрации Южного округа г.Оренбурга), поскольку ответчики в данном случае действовали не в собственном интересе, а являлись должностными лицами соответствующих органов государственной власти, которые и выступали в рассматриваемых правоотношениях хозяйствующими субъектами.

Судебная коллегия находит выводы суда в этой части объективными и основанными на законе, поскольку в рамках административного производства судом признаны незаконными действия администрации муниципального образования «город Оренбург», администрации Южного округа г.Оренбурга при предоставлении порубочных билетов, а не должностных лиц.

По правилам статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Правилами пункта 3.1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 настоящего Кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

Анализ вышеприведенных норм права в совокупности с обстоятельствами, установленными судом первой инстанции свидетельствует о том, что нарушения, допущенные должностными лицами государственных органов влекут дисциплинарную ответственность, ограниченную нормами Трудового кодекса Российской Федерации и иными нормами трудового законодательства или законодательства о муниципальной службе, и вред с должностных лиц может быть взыскан в порядке регресса в последствии, в случае доказанности причинно-следственной связи между их действиями и наступившими последствиями, повлекшими вред окружающей среде.

Из уточненных исковых требований прокурора г.Оренбурга усматривается, что истец просит взыскать с администрации Южного округа (в равных долях с ФИО5 и т.д) ущерб, причиненный муниципальному образованию «г.Оренбург» и неустановленному кругу лиц предоставлением порубочных билетов от (дата), от (дата) в сумме 839 871 тысяч рублей, либо произвести высадку зеленых насаждений.

Как усматривается из материалов дела, основанием для выдачи указанных порубочных билетов явились муниципальные контракты, заключенные в рамках выполнения регионального проекта «Безопасные и качественные дороги».

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии объективных причин для вырубки деревьев по муниципальным контрактам.

Судебная коллегия находит, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела, вследствие чего решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц, МО «г.Оренбург» к администрации Южного округа города Оренбурга о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, подлежит отмене.

Поскольку иск о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, по выдаче порубочных билетов от (дата), от (дата) заявлен, в том числе, к администрации Южного округа г.Оренбурга, судебная коллегия полагает, что между действиями администрации и наступившими последствиями в виде вреда, причиненного окружающей среде путем предоставления порубочных билетов должностными лицами администрации Южного округа, имеется причинно-следственная связь.

Так, Решением Оренбургского городского Совета от 24.10.2017 № 416 (редакции от 01.02.2019 года) «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «город Оренбург» (далее Правила) предусмотрено, что создание, содержание и охрана зеленых насаждений на территории города Оренбурга осуществляется физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, в соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153, и настоящими Правилами. (п.4.2.1)

Согласно п.4.2.3. Структура и размещение озелененных территорий определяются в соответствии со Сводом правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153, Генеральным планом города Оренбурга, Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Оренбург", проектами планировки территорий, материалами лесоустройства и лесохозяйственного регламента городских лесов города Оренбурга.

Пунктом 4.2.6. Правил предусмотрено, что все работы, связанные с содержанием, изменением структуры и условий произрастания зеленых насаждений (посадка, обрезка кроны, вырубка, обработка препаратами, производство строительных и иных работ на прилегающих к озелененным территориям), а также создание новых зеленых насаждений проводятся по проектам, согласованным с департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга и администрацией соответствующего округа города Оренбурга, с соблюдением требований по охране зеленых насаждений.

В соответствии с п. 4.2.7. Правил содержание и сохранность озелененных территорий осуществляют их правообладатели.

В соответствии с п.4.2.8 содержание зеленых насаждений, (за исключением парков, садов, скверов), не принадлежащих на праве собственности, не находящихся во владении или пользовании физических или юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, организует администрация соответствующего округа города Оренбурга за счет средств местного бюджета, предусмотренных на эти цели.

Согласно п. 4.2.9.1. Правил вырубку и/или повреждение зеленых насаждений (за исключением зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, предназначенных для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, принадлежащих заявителю на праве собственности) допускается производить только при наличии порубочного билета на вырубку и\или повреждение зеленых насаждений по форме согласно приложению 1.2 к настоящим Правилам, в том числе:

- проведения разрешенных в установленном порядке ремонтных работ при невозможности избежать вырубки (повреждения) зеленых насаждений;

Таким образом, совокупностью вышеизложенных норм предусмотрено, что создание, содержание и охрана зеленых насаждений на территории МО «г.Оренбург» осуществляется в соответствии с приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153, ответственность за содержание и сохранность зеленых насаждений, расположенных на территории, указанной в порубочном билете и муниципальном контракте, несет администрация соответствующего округа г.Оренбурга, все работы, связанные с вырубкой зеленых насаждений проводятся по проектам, согласованным с департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга и администрацией соответствующего округа города Оренбурга с соблюдением требований по охране зеленых насаждений. При этом порубочный билет для проведения разрешенных в установленном порядке ремонтных работ выдается при невозможности избежать вырубки (повреждения) зеленых насаждений.

Согласно п.6.7 Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», в соответствии с которым осуществляется содержание и озеленение зеленых насаждений на территории города Оренбурга (п.4.2.1, 4.2.3 Правил) при производстве строительных работ строительные и другие организации обязаны ограждать деревья, находящиеся на территории строительства, сплошными щитами высотой 2м. Щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 0.5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5м.

Указанная норма права предусматривает возможность сохранения зеленых насаждении при проведении строительных и ремонтных работ.

Сведений о том, что работы, связанные с вырубкой зеленых насаждений, были проведены по проектам, согласованным с департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга и администрацией Южного округа, материалы дела не содержат.

При этом, разрешая спор о возмещении ущерба, необходимо доказать не только нарушение процедур, предусмотренных правовыми актами, но и причинно-следственную связь между действиями виновного и наступившими последствиями. В данном случае необходимо доказать, могли ли быть проведены ремонтные работы без вырубки деревьев.

Таким образом, юридически значимыми для разрешения настоящего спора обстоятельствами являются установление фактов, допускающих возможность (невозможность) проведения ремонтных работ без вырубки зеленых насаждений.

В связи с тем, что судом первой инстанции на стороны не была возложена обязанность по предоставлению таких доказательств, судебная коллегия обязала истца представить доказательства, свидетельствующие о том, что меры по сохранению зеленых насаждений при проведении ремонтных работ не предпринимались, и доказательства, свидетельствующие о том, что вопрос о возможности (невозможности) избежания ремонтных работ ответчиком не рассматривался.

Такие доказательства были представлены истцом – технические задания и проектная документация, оценка которой будет дана ниже.

Согласно п.6.11.2 Технического задания на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог по (адрес) в (адрес), являющегося приложением к муниципальному контракту от (дата), подрядчик обязан подготовить технологические карты (схемы) на выполнение всех видов работ и конструктивных элементов.

В судебном заседании была исследована технологическая карта, из которой усматривается, что работы по вырубке деревьев при производстве ремонтных работ не предусмотрены.

Согласно проекту производства работ Общества с ограниченной ответственностью ***», подготовленному с целью проведения капитального ремонта автомобильных дорог по (адрес) в (адрес), согласно муниципальному контракту от (дата), вырубка деревьев по (адрес), указанной в порубочном билете от (дата), не предусмотрена.

Из материалов дела усматривается, что датой утверждения проекта являлось (дата), последней датой его согласования – (дата).

Порубочный билет был выдан (дата).

Поскольку в проектной документации отсутствовали сведения о необходимости вырубки деревьев при производстве ремонтных работ, должностные лица, на которых была возложена обязанность по подготовке, выдаче, утверждению и согласованию порубочного билета, должны были отказать в выдаче порубочных билетов, а при проведении ремонтных работ администрация должна была проконтролировать исполнение требований по сохранению зеленых насаждений, предусмотренных п.6.7 Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», в соответствии с которым осуществляется содержание и озеленение зеленых насаждений на территории города Оренбурга (п.4.2.1, 4.2.3 Решения). При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что администрация Южного округа не предприняла необходимых мер для того, чтобы сохранить зеленые насаждения при проведении ремонтных работ по муниципальному контракту и ее действия по выдаче порубочного билета от (дата), при отсутствии заявления о предоставлении данной муниципальной услуги (которое официально поступило и было оформлено в порядке, установленном административном регламентом лишь (дата)), при наличии проекта, не предусматривавшего вырубку деревьев, свидетельствует о существовании причинно-следственной связи между действием ответчика и причиненным муниципальному образованию «г.Оренбург» вредом.

Относительно возмещения ущерба, причиненного ответчиком путем предоставления муниципальной услуги – выдачи порубочного билета от (дата), судебная коллегия отмечает, что ответчиком также были нарушены п.п.4.2.6, 4.2.9.1 Правил. Так, в порубочном билете указано, что разрешение дается в связи с проведением ремонта дорожного полотна в соответствии с муниципальным контрактом от (дата).

Согласно п.6.11.2 Технического задания на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования и уличного освещения в г.Оренбурге, являющегося приложением к муниципальному контракту от (дата) подрядчик обязан подготовить технологические карты (схемы) на выполнение всех видов работ и конструктивных элементов.

Из ответа ООО «***», осуществлявшего работы в рамках муниципального контракта от (дата) следует, что технологические карты по данному контракту не разрабатывались в связи с небольшим объемом работ, были выполнены следующие виды работ: разборка бытового камня, срезка слоя асфальтобетона, демонтаж опор освещения, устройство подстилающих слоев основания, установка бортового камня, устройство покрытий из асфальтобетона, устройство покрытий из тротуарной плитки, замена люков и кирпичных горловин колодцев, установка опор освещения на улицах г.Оренбурга.

Приведенные доказательства – порубочный билет, техническое задание к муниципальному контракту от (дата), письмо ООО «***» также свидетельствуют о том, что в нарушении пункта 4.2.6, 4.2.9.1 Правил должностные лица администрации Южного округа выдали порубочный билет, не проверив проектную документацию, в состав которой входят технологические карты, предусмотренные техническим заданием к муниципальному контракту, тем самым нарушив предусмотренные данной нормой требования по охране зеленых насаждений.

В судебном заседании по ходатайству представителя администрации Южного округа к материалам дела был приобщен том 5 проекта организации строительства 012.0.00-00-ПОС ООО *** из которого усматривается, что места производства земляных работ очищаются от валунов, деревьев, строительного мусора. Заказчиком рабочей документации является ООО «***» (муниципальный контракт

Судебная коллегия критически оценивает приобщенный документ по следующим основаниям.

Согласно пояснениям представителя УСДХ ФИО28, (дата) ООО «***» заключили договор субподряда с ООО «***» по ремонту автодорог (адрес). (дата) было принято решение о заключении дополнительного соглашения к муниципальному контракту для включения проектно-изыскательских работ в размере 7 миллионов рублей. После этого, в августе 2020 года, был представлен проект.

Поскольку указанный документ был изготовлен через 3 месяца после выдачи порубочного билета, он не может служить подтверждением довода представителя ответчиков о том, что разрешение на выдачу порубочного билета было выдано на законных основаниях.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что вина администрации Южного округа в причинении вреда муниципальному образованию г.Оренбург и неопределенному кругу лиц, выразившегося в нарушении охраны окружающей среды путем выдачи порубочных билетов от (дата) и от (дата) без предусмотренных на это нормативными актами МО г.Оренбург основаниями, повлекшими незаконную вырубку деревьев, доказана.

Переходя к вопросу о возмещении ущерба, следует отметить, что в заявленных требованиях истец просит возместить ущерб по порубочным билетам и в твердой денежной сумме либо путем высадки деревьев 1:3 (за одно вырубленное дерево высадить 3 кустарника, согласно п.4.2.9.7 Правил благоустройства)

Судебная коллегия полагает, что следует удовлетворить требования истца путем возложения на ответчика обязанности высадить деревья на территории администрации (адрес) по следующим основаниям.

Согласно разделу 2 Решения Оренбургского городского совета от 28 июня 2011 года № 215 «Об утверждении Положения об администрации округа города Оренбурга» администрация округа на территории округа города Оренбурга в рамках выделенных бюджетных средств осуществляет от имени Администрации города Оренбурга исполнительно-распорядительные полномочия.

Возмещение ущерба в денежном выражении нецелесособразно, поскольку иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц и МО г.Оренбург, имеющий фактически единый бюджет с администрацией Южного округа, что делает исполнение решения невозможным.

Относительно определения размера возмещения ущерба – количества деревьев, подлежащих высаживанию на территории администрации Южного округа, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно сведениям, содержащимся в порубочном билете от (дата), всего было вырублено 62 дерева, из них сухих, аварийных, произрастающих с нарушением СНиП – 11 деревьев.

Из акта оценки ущерба, причиненного вырубкой зеленых насаждений, усматривается, что согласно порубочному билету от (дата) было вырублено 51 дерево.

Согласно порубочному билету от (дата) всего было вырублено 15 деревьев. Из них сухих, аварийных 5 деревьев. Из акта оценки усматривается, что ущерб причинен путем вырубки 10 деревьев.

Сведения, содержащиеся в актах об оценке ответчик не оспаривает.

Сделать выводы о том, были ли допущены нарушения при вырубке 11 деревьев, которые указаны в порубочном билете , которые указаны как сухие, аварийные, произрастающие с нарушением СНиП, и 5 деревьев, которые указаны в порубочном билете как аварийные, невозможно по следующим основаниям.

Разделом 5 Приказа Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 года № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации» предусмотрена обязательная оценка состояния озелененных территорий, при этом сведения о состоянии элементов благоустройства направляются в эксплуатационные организации, где принимаются необходимые оперативные меры. Материалы всех видов ежегодной оценки обобщаются и оформляются по прилагаемой форме.

Порядок проведения инвентаризации городских зеленых насаждений предусмотрен Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений 1997 года, составленной на основании решения Комиссии Президиума Совета Министров СССР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов от (дата).

Из ответа заместителя Главы города Оренбурга по правовым вопросам ФИО29 от (дата) на представление прокурора г.Оренбурга от (дата) следует, что инвентаризация и оценка зеленых насаждений ранее не велась, по результатам представления принято решение о разработке комплекса мероприятий по оценке состояния зеленых насаждений территорий МО «г.Оренбург».

Поскольку инвентаризация и оценка зеленых насаждений на момент предоставления порубочных билетов не проводилась, судебная коллегия при определении размера ущерба принимает в качестве доказательства акты оценки ущерба, предоставленные администрацией Южного округа.

В соответствии с п.4.2.9.7. Правил в связи с неблагоприятными климатическими условиями для произрастания зеленых насаждений в городе Оренбурге, в целях обеспечения воспроизводства зеленых насаждений и сохранения благоприятной окружающей среды устанавливается соотношение вырубленных зеленых насаждений к необходимому количеству высаживаемых зеленых насаждений 1:3 (за одно вырубленное дерево/кустарник высаживается 3 дерева/кустарника).

Поскольку ущерб причинен в результате вырубки 61 дерева (51+10), в соответствии с п.4.2.9.7 на администрацию Южного округа возлагается обязанность высадить 183 дерева на территории Южного округа (61х3=183).

При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании ущерба в результате незаконной выдачи порубочных билетов от (дата), (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), поскольку они были предъявлены исключительно к должностным лицам администрации Южного округа, которые в данном случае действовали не в собственном интересе, а являлись должностными лицами соответствующих органов государственной власти, выступающих в рассматриваемых правоотношениях хозяйствующими субъектами. К администрации Южного округа такие требования прокурором города Оренбурга заявлены не были, в связи с чем оснований для взыскания ущерба в этой части не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 15 апреля 2021 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «город Оренбург» к администрации Южного округа города Оренбурга о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде – отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «город Оренбург» к администрации Южного округа города Оренбурга о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Южного округа города Оренбурга обязанность по возмещению ущерба путем высадки 183 деревьев на территории администрации Южного округа в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 24.10.2017 № 416.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий подпись

Судьи подписи

Мотивированное апелляционное определение составлено 13.09.2021 года.