Судья Гаврилова Т.Н. дело № 33-2077/2023
дело № 2-82/2023
УИД 12RS0008-01-2022-002951-27
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 3 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Халиулина А.Д.,
судей Кольцовой Е.В. и Ваулина А.А.,
при секретаре Козылбаевой Э.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовии, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 10 апреля 2023 года, которым постановлено:
исковое заявление прокурора Медведевского района Республики Марий Эл, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о признании права собственности на объект недвижимости и земельный участок удовлетворить.
Признать право собственности Российской Федерации на полигон промышленных отходов, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в 28 квартале Кучкинского лесничества, общей площадью 95000 кв.м, кадастровый номер <№>, и земельный участок, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в 28 квартале Кучкинского лесничества, общей площадью 95000 кв.м, кадастровый номер <№>
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Медведевского района Республики Марий Эл обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее – МТУ Росимущества), в котором просил признать право собственности Российской Федерации на полигон промышленных отходов, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в 28 квартале Кучкинского лесничества, общей площадью 95000 кв.м, кадастровый номер <№>, и земельный участок, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в 28 квартале Кучкинского лесничества, общей площадью 95000 кв.м, кадастровый номер <№>.
В обоснование иска указано об установлении в ходе проведенной прокурором проверки расположения на территории муниципального образования «Азяковское сельское поселение» Медведевского района Республики Эл по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, 28 квартал Кучкинского лесничества, общей площадью 95000 кв.м, с кадастровым номером <№> полигона захоронения промышленных отходов. Земельный участок, на котором расположен указанный полигон, имеет кадастровый номер <№>. Согласно выписке из ЕГРН полигон промышленных отходов принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 1 ноября 2018 года. Полигон образован в 1979 году при Йошкар-Олинском витаминном заводе ПО «Марбиофарм». Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19 января 2017 года установлено, что после завершения процедуры приватизации Йошкар-Олинского витаминного завода ПО «Марбиофарм» собственником полигона промышленных отходов в силу закона стала Российская Федерация. За период с 2017 года МТУ Росимущества не приняты меры по принятию полигона промышленных отходов в собственность.
Судом постановлено оспариваемое решение.
В апелляционной жалобе МТУ Росимущества выражает несогласие с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указано, что прокурор не наделен правом и полномочиями на обращение с иском о признании права собственности на объекты недвижимого имущества, при предъявлении иска субъектом спорного материального правоотношения не выступает. Кроме того, иск прокурора является иском о правах на объект недвижимого имущества и согласно части 1 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) имеет исключительную подсудность арбитражному суду. Судом первой инстанции не учтено, что имущественный комплекс Йошкар-Олинского витаминного завода ПО «Марбиофарм» был приватизирован, в уставный капитал образуемого ОАО «Марбиофарм» полигон включен не был. В декабре 1992 года главой администрации г. Йошкар-Олы было издано постановление о проведении реконструкции полигона промышленных отходов, списаны все 4 карты полигона и договор аренды с НПК «Эколог» прекратил свое действие. В июле 1995 года полигон промышленных отходов был реконструирован и введен в эксплуатацию, в период с 1992 по 1997 годы фактически был создан новый комплекс имущества. Также отмечено, что вопрос о принадлежности спорных объектов недвижимости не являлся предметом отдельного судебного разбирательства, выводы Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу № А38-8329/2016 преюдициального значения не имеют. В результате рассмотрения Арбитражным судом Республики Марий Эл дела № А38-8329/2016 и Медведевским районным судом Республики Марий Эл гражданского дела № 2-735/2020 вопрос о праве собственности в отношении полигона не разрешен. Спорные объекты недвижимости в реестр федерального имущества не заявлялись, полигон как сооружение не стоял на кадастровом учете. Кроме того, в 2018 году администрация МО «Медведевский муниципальный район» начала процедуру обращения в муниципальную собственность полигона как объекта бесхозяйного имущества.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, приводит доводы в поддержку решения суда, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей МТУ Росимущества Цепкиной А.Е. и Замятиной Л.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Беловой С.Г., просившей решение суда оставить без изменения, представителя Азяковской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл Казанцева М.Б., просившего в удовлетворении жалобы отказать, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Пунктами 1 и 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Частью 2 статьи 61 ГПК РФ установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории муниципального образования «Азяковское сельское поселение» Медведевского района Республики Эл по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в 28 квартале Кучкинского лесничества расположен полигон промышленных отходов с кадастровым номером <№> общей площадью 95000 кв.м. Земельный участок, на котором расположен полигон, имеет кадастровый номер <№>.
Полигон образован в 1979 году при Йошкар-Олинском витаминном заводе ПО «Марбиофарм».
Распоряжением Совета министров Марийской АССР от 14 октября 1976 года «Об образовании комиссии по выбору земельного участка для строительства станции по сбору и уничтожению промышленных отходов Йошкар-Олининского витаминного завода» создана комиссия для выбора земельного участка из земель государственного лесного фонда для последующего строительства станции по сбору и уничтожению промышленных отходов.
Распоряжением Совета министров РСФСР от 19 апреля 1977 года № 514-р изъяты земли лесного фонда Пригородного межлесхоза площадью 2 га и переданы Йошкар-Олинскому витаминному заводу для строительства станции по сбору и уничтожению промышленных отходов (в том числе с правом рубки леса на сооружения).
На основании распоряжения Совета министров Марийской АССР 1980 года № 122-р «О производстве проектных работ для свалки жидких промышленных отходов», решения Исполкома Йошкар-Олинского городского совета народных депутатов от 25 февраля 1980 года № 3/16 начаты работы по проектированию и строительству свалки промышленных жидких отходов. При строительства указанной свалки согласно указанного решения Йошкар-Олинский витаминный завод, завод «Электроавтоматика», Инструментальный завод, Завод полупроводниковых приборов, объединение «Марихолодмаш» принимали долевое участие. Заказчиком выступил Йошкар-Олинский механический завод.
Решением Исполкома Медведевского районного совета народных депутатов от 9 апреля 1983 года Йошкар-Олинскому механическому заводу под строительство полигона промышленных отходов отведены дополнительно 7,5 га земли в 28 квартале Кучкинского лесничества Пригородного межлесхоза в лесах первой группы.
В соответствии с актом приемки от 17 марта 1988 года указанный полигон принят в эксплуатацию.
Йошкар-Олинским витаминным заводом ПО «Марбиофарм» 2 апреля 1990 года заключен договор аренды полигона промышленных отходов с научно-производственным кооперативом «Эколог» сроком на 25 лет. Йошкар-Олинский витаминный завод ПО «Марбиофарм» на день заключения договора являлся государственным предприятием, которое в результате приватизации в 1992 году прекратило свое существование.
19 июня 1992 года главой администрации Медведевского района издано постановление об изъятии земельного участка площадью 9,5 га от Йошкар-Олинского витаминного завода и Йошкар-Олинского механического завода и переданы НПК «Эколог» для размещения полигона промышленных отходов (т.1 л.д.15).
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19 января 2017 года по делу № А38-8329/2016 установлено, что в соответствии с пунктом 2.1.18. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 года № 2980-1, объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых промышленных и бытовых отходов, твердых и жидких радиоактивных отходов, были отнесены к объектам федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Тем самым полигон промышленных отходов в Кучкинском лесничестве приватизации не подлежал и не вошел в состав приватизированного имущества акционерного общества «Марбиофарм». Никаких доказательств того, что созданное в процессе приватизации акционерное общество осуществляло права арендодателя по договору аренды от 2 апреля 1990 года в материалы дела не представлено. Таким образом, после завершения процедуры приватизации Йошкар-Олинского витаминного завода ПО «Марбиофарм» собственником полигона промышленных отходов в силу закона стала Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости полигон промышленных отходов, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в 28 квартале Кучкинского лесничества, общей площадью 95000 кв.м, с кадастровым номером <№> принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 1 ноября 2018 года.
Решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 16 октября 2020 года по делу № 2-735/2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 16 февраля 2021 года, определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2021 года, исковое заявление прокурора Медведевского района Республики Марий Эл, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к МТУ Росимущества о возложении обязанности оформить в федеральную собственность полигон промышленных отходов и земельный участок удовлетворено. Судом постановлено обязать МТУ Росимущества оформить в федеральную собственность полигон промышленных отходов, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в 28 квартале Кучкинского лесничества, общей площадью 95 000 кв.м., кадастровый номер <№>, и земельный участок, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в 28 квартале Кучкинского лесничества.
Разрешая заявленные требования, установив, что полигон промышленных отходов в Кучкинском лесничестве не вошел в состав приватизированного имущества акционерного общества «Марбиофарм», относится к объектам, приватизация которых запрещена, в отношении указанного имущества имеется вступившее в законную силу решение суда об обязании МТУ Росимущества оформить его в федеральную собственность, суд пришел к выводу об удовлетворении иска.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании на основании представленных сторонами доказательств.
В силу статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Вопреки доводам жалобы, заявление ответчика об отводе судьи было рассмотрено в установленном законом порядке, в его удовлетворении было обоснованно отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 16 ГПК РФ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 16 ГПК РФ мировой судья, а также судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика.
Доводы заявителя жалобы о том, что настоящее гражданское дело рассмотрено судом в незаконном составе со ссылкой на то, что председательствующий по делу судья ранее участвовала при рассмотрении гражданского дела № 2-735/2020, судебная коллегия находит несостоятельными и основанными на неправильном понимании норм процессуального законодательства.
Определением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 22 декабря 2022 года отказано в передаче настоящего гражданского дела на рассмотрение по подсудности в Арбитражный Суд Республики Марий Эл.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 марта 2023 года определение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 22 декабря 2022 года оставлено без изменения.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27 июня 2023 года определение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 марта 2023 года оставлены без изменения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора полномочий на подачу иска по настоящему делу, а также о нарушении судом правил подсудности, являлись предметом проверки при обжаловании определения Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 22 декабря 2022 года в судах апелляционной и кассационной инстанции и были отклонены по приведенным в вышеуказанных судебных актах основаниям.
Согласно части 3 статьи 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Часть 2 статьи 209 ГПК РФ предусматривает, что после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Из смысла данных норм закона, а также абзаца 4 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что опровергать факты, установленные судом по ранее вынесенному решению, могут лишь лица, не привлеченные к участию в этом деле, так как только для них факты и обстоятельства, установленные в предыдущем решении, не имеют преюдициального значения. Для тех лиц, которые участвовали в ранее рассмотренном деле, такая возможность исключена.
Вопреки доводам апелляционной жалобы в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2017 года № А38-8329/2016 доводы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Марий Эл о том, что после приватизации в 1992 году в результате реконструкции, ремонта и строительства новых объектов за счет средств НПО «Эколог» и природопользователей фактически был создан новый объект, не приняты ввиду отсутствия надлежащих доказательств, наличия иного собственника.
Как установлено арбитражным судом План согласованных мероприятий по возобновлению деятельности полигона промышленных отходов, разработанный Минэкономразвития Республики Марий Эл и утвержденный 6 ноября 2008 года руководством Республики Марий Эл, не реализован.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы. Территориальные органы и само Федеральное агентство по управлению государственным имуществом образуют единую систему органов государственной власти по осуществлению полномочий в сфере управления государственным имуществом.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Марий Эл участвовало в ходе рассмотрения указанного дела в арбитражном суде в качестве третьего лица, в связи с чем в силу части 3 статьи 61 ГПК РФ установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда обстоятельства не могут оспариваться МТУ Росимущества, как осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации органом, в ходе рассмотрения настоящего дела.
Согласно пункту 19 Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» в 1992 году запрещена приватизация: полигоны, здания, сооружения и оборудование для захоронения твердых промышленных и бытовых отходов, скотомогильники.
В соответствии с пунктом 2.2.28 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» предприятия для захоронения твердых промышленных и бытовых отходов, являются объектами, приватизация которых запрещена.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1, объекты государственной собственности, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Согласно пункту 1 Распоряжения Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года № 114-рп, для передачи объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни объектов.
Верховный Совет республики в составе Российской Федерации, Совет народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга утверждает представленные соответствующим комитетом по управлению имуществом перечни объектов и вносит в Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом предложение об их передаче в государственную собственность соответствующего национально-государственного, национально- или административно-территориального образования (пункт 5 названного Распоряжения).
Доказательств надлежащего соблюдения процедуры передачи спорного полигона захоронения промышленных отходов в государственную собственность соответствующего административно-территориального образования в соответствии с положениями указанных Постановления и Распоряжения МТУ Росимущества предоставлено не было.
В силу пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 до момента определения соответствующего собственника, спорный объект является федеральной собственностью.
Учитывая изложенное выше, судом обоснованно принято решение об удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 10 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовии, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Д. Халиулин
Судьи Е.В. Кольцова
А.А. Ваулин
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 3 октября 2023 года.