ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-82/2023 от 14.12.2023 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Ландаренкова Н.А. 33-3630/2023

№ 2-82/2023

УИД67RS0003-01-2022-002526-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2023 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Дмитриевой Г.И.,

судей: Филенковой С.В., Шнытко С.М.,

при помощнике судьи Ткаченко Е.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску заместителя прокурора Промышленного района г.Смоленска, в интересах Киреевой Надежды Александровны, Шкодиной Ирины Павловны, Шатченкова Николая Петровича, Нутовцева Виктора Владимировича, Жибрика Ивана Иосифовича, к СОГБУ «Дормострой», Администрации г.Смоленска, Администрации Смоленской области о взыскании заработной платы, возложении обязанности по уплате налога и пенсионных отчислений, с апелляционной жалобой Администрации Смоленской области на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 15 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Филенковой С.В., объяснения участвующих в деле лиц: представителей Администрации г. Смоленска Кутейникова Е.Э., Администрации Смоленской области Лавриненковой М.А., СОГБУ «СмоленскАвтодор» Ярмак С.И., СООО «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» Кулешова В.В., истцов Нутовцева В.В., Жибрика И.И., Киреевой Н.А., её представителя Гришакова Ю.Я., прокурора Юрченковой Л.Н., судебная коллегия

установила:

18 апреля 2022 года заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Киреевой Н.А. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой» и Администрации г. Смоленска о взыскании заработной платы. В обоснование исковых требований указал, что работник осуществляет трудовую деятельность в МБУ «Дормостстрой» в должности заместителя главного бухгалтера с 01.01.2017 по настоящее время. Заработная плата ей установлена в виде оклада в размере 14 038 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 13 629 рублей.

18 апреля 2022 года заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Шкодиной (Чердаковой) И.П. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой» и Администрации города Смоленска о взыскании заработной платы. В обоснование исковых требований указал, что работник осуществляла трудовую деятельность в МБУ «Дормостстрой» в должности специалиста по закупкам с 17.06.2020 по 21.06.2021. Заработная плата ей была установлена в виде оклада в размере 11 212 рублей.

18 апреля 2022 года заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Шатченкова Н.П. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой» и Администрации города Смоленска о взыскании заработной платы. В обоснование исковых требований указал, что работник осуществляет трудовую деятельность в МБУ «Дормостстрой» в должности электрогазосварщика с 31.01.2017 по настоящее время. Заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 11 573 рубля.

18 апреля 2022 года заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Нутовцева В.В. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой» и Администрации города Смоленска о взыскании заработной платы. В обоснование исковых требований указал, что работник осуществляет трудовую деятельность в МБУ «Дормостстрой» в должности начальника асфальтобетонного завода с 01.01.2017 по настоящее время. Заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 16 249 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 15 424 рублей.

18 апреля 2022 года заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Жибрик И.И. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой» и Администрации города Смоленска о взыскании заработной платы. В обоснование исковых требований указал, что работник осуществляет трудовую деятельность в МБУ «Дормостстрой» в должности варщика асфальтовой массы 04 разряда с 01.01.2017 по настоящее время. Заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 15 476 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 13 986 рублей.

Между тем, на федеральном уровне социального партнерства заключено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы между Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Федеральным дорожным агентством, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. В письме Минтруда России от 11.03.2020 №14-4/10/В-1851 указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования, работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения не будет представлен мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этого работодателя. Указанное отраслевое соглашение регулирует социально-трудовые отношения, устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организации дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденных муниципальных заданий, предприятие приняло на себя обязанность обеспечить выполнение работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети г. Смоленска. В процессе своей деятельности МБУ «Дормостстрой» не отказывался от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству РФ на 2020-2022 годы, соответственно автоматически присоединилось к указанному Отраслевому соглашению.

Постановлением администрации г. Смоленска от 01.11.2018 №2893-адм утверждено Положение об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала МБУ «Дормостстрой», которое разработано в соответствии с ТК РФ, постановлением Администрации г. Смоленска от 05.11.2008 №1821-фдм «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений г. Смоленска», Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы.

Считает, что применяемое при регулировании системы оплаты труда в МБУ «Дормостстрой» Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ не соответствует виду экономической деятельности учреждения – «дорожное хозяйство», нормы Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 года при регулировании системы оплаты труда в учреждении не применяются, в связи с чем, в нарушении ст.21, 129, 45 ТК РФ, Отраслевого соглашения расчет заработной платы работникам МБУ «Дормостстрой» в 2020-2022 годах произведен неправильно и перед работниками за указанный период имеется задолженность по заработной плате.

И.о. прокурора Промышленного района г. Смоленска в редакции уточненного искового заявления от 08.02.2023 просит суд:

1. Взыскать с СОГБУ «Дормостстрой» в пользу истцов задолженность по заработной плате в пользу:

- Киреевой Н.А. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 742817,86 руб.;

- Жибрика И.И. за период с 01.03.2021 по 31.01.2022 в размере 826 686,27 руб.;

- Шкодиной (Чердаковой) И.П. за период с 01.03.2021 по 02.07.2021 в размере 33 485,43 руб.;

- Шатченкова Н.П. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 110295,68 руб.;

- Нутовцева В.В. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 363557,25 руб.;

2. Обязать Администрацию г. Смоленска выделить денежные средства МБУ «Дормостстрой» для произведения выплат в соответствии с п. 1 и 2 искового заявления.

Кроме того, 20.10.2022 в адрес суда от Киреевой Н.А., Шатченкова Н.П., Нутовцева В.В. и Жибрика И.И. поступили дополнения к исковому заявлению, в которых они просили, в случае удовлетворения требований, взыскать в их пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. каждому.

Кроме того, 15.05.2023 в адрес суда от Киреевой Н.А., Шатченкова Н.П., Нутовцева В.В. и Жибрика И.И. поступили дополнения к исковому заявлению, в которых они просили взыскать с МБУ «Дормостстрой» в пользу истцов компенсацию (пеню) за задержку недоплаченной заработной платы по ст. 236 ТК РФ в пользу Киреевой Н.А. за период с 16.04.2021 по 03.05.2023 в размере 210 220,38 руб.; Шатченкова Н.П. за период с 16.04.2021 по 03.05.2023 в размере 29884,42 руб.; Нутовцева В.В. за период с 16.04.2021 по 03.05.2023 в размере 100786,74 руб.; Жибрик И.И. за период с 16.04.2021 по 03.05.2023 в размере 229557,64 руб. и всем истцам по фактическое исполнение решения суда

Определением Промышленного районного суда г. Смоленска от 09.08.2022 (т. 1, л.д. 159) указанные гражданские дела объединены в одно производство.

Протокольным определением суда от 09.06.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ИФНС России по г. Смоленску, ОПФ РФ по Смоленской области, ГУ-Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (протокол судебного заседания от 09.06.2022).

Протокольным определением суда от 17.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (протокол судебного заседания от 17.11.2022).

Протокольным определением суда от 12.01.2023 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству (протокол судебного заседания от 12.01.2023).

Определением Промышленного районного суда г. Смоленска от 15.05.2023 произведена замена ответчика Муниципального бюджетного учреждения «Дормостстрой» на его правопреемника - Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Дормостстрой».

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 15.05.2023 постановлено взыскать со Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Дормостстрой» недополученную заработную плату в пользу:

Киреевой Н.А. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 742 817 руб. 86 коп, компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 16.04.2021 по 03.05.2023 в размере 210 220 руб. 38 коп, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.; проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной суммы в размере 742 817 руб. 86 коп за каждый день задержки, начисляемые с 04.05.2023 по день фактического расчета включительно;

Шкодиной И.П. за период с 01.03.2021 по 02.07.2021 в размере 33 485 руб. 43 коп, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Шатченкова Н.П. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 110295 руб. 68 коп., компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 16.04.2021 по 03.05.2023 в размере 29 884 руб. 42 коп, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.; проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной суммы в размере 110 295 руб. 68 коп за каждый день задержки, начисляемые с 04.05.2023 по день фактического расчета включительно.

Нутовцева В.В. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 363 557 руб. 25 коп, компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 16.04.2021 по 03.05.2023 в размере 100786 руб. 74 коп, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.; проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной суммы в размере 363 557 руб. 25 коп за каждый день задержки, начисляемые с 04.05.2023 по день фактического расчета включительно.

Жибрика И.И. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 826 686 руб. 27 коп, компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 16.04.2021 по 03.05.2023 в размере 229 557 руб. 64 коп, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.; проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной суммы в размере 826 686 руб. 27 коп за каждый день задержки, начисляемые с 04.05.2023 по день фактического расчета включительно.

В случае отсутствия у Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Дормостстрой» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, привлечь Администрацию Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению настоящего решения суда, обязав Администрацию Смоленской области выделить Смоленскому областному государственному бюджетному учреждению «Дормостстрой» соответствующие денежные средства.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Администрация Смоленской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Указывает, что Отраслевое соглашение не распространяется на работников «Дормострой»; Субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения наступает только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, субсидиарная ответственность бюджетных учреждений существенно ограничена, поэтому суд необоснованно привлек Администрацию Смоленской области к субсидиарной ответственности. Не обоснован судом механизм расчета недополученной истцами заработной платы.

Судебной коллегией в апелляционной инстанции в соответствии со статьей 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчиков Администрации Смоленской области на правопреемника – Правительство Смоленской области, в подтверждение чего представлена копия Областного закона «О поправках к Уставу Смоленской области», согласно ст. 1 которого в Устав Смоленской области внесены следующие поправки: высшим исполнительным органом Смоленской области является Правительство Смоленской области, возглавляемое Губернатором Смоленской области, являющимся председателем Правительства Смоленской области (абзац четвертый статьи 5, пункт 3 статьи 33); СОГБУ «Дормостстрой» на правопреемника - СОГБУ «СмоленскАвтодор» в подтверждение чего представлены сведения о реорганизации СОГБУ «Дормостстрой», влекущей вступление в дело СОГБУ «СмоленскАвтодор» в качестве правопреемника.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.

Положения действующего трудового законодательства относят трудовые отношения к отношениям возмездного характера, основанным на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Условия о размере и порядке выплаты заработной платы устанавливаются соглашением сторон трудового договора и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, истцы состоят в трудовых отношениях с Учреждением:

Киреева Н.А. на основании трудового договора № 00003 от 01.01.2017 принята в МБУ «Дормостстрой» на должность заместителя главного бухгалтера, с установлением должностного оклада в размере 14 038 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 13 629 рублей.

Шкодина (Чердакова) И.П. на основании трудового договора № 10 от 17.06.2020 принята на должность специалиста по закупкам, с установлением должностного оклада в размере 11 212 рублей. Согласно приказу от 21.06.2021 трудовой договор со Шкодиной (Чердаковой) И.П. расторгнут с 02.07.2021..

Шатченков Н.П. на основании трудового договора № 19 от 11.01.2017 принят на должность электрогазосварщика 05 разряда, с установлением должностного оклада в размере 11 573 руб.

Нутовцев В.В. на основании трудового договора № 108 от 01.01.2017 принят на должность начальника асфальтобетонного завода, с установлением должностного оклада в размере 16 249 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 15 424 рубля.

Жибрика И.И. на основании трудового договора № 36 от 01.01.2017 принят на должность варщика асфальтовой массы 04 разряда, с установлением должностного оклада 15 476 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 13 986 рублей.

Обращаясь в суд с настоящим иском, сторона истцов указала, что работодателем при начислении заработной платы не применялось Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы.

В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденного постановлением Главы г. Смоленска 02.12.2016, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Смоленска, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, а также благоустройства. По своему типу Учреждение является муниципальным бюджетным учреждением (п. 1.4 Устава).

По сведениям ЕГРЮЛ основным видом деятельности указан код 42.11 – Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 15.04.2022) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В рассматриваемом случае сторонами не оспаривался тот факт, что МБУ «Дормостстрой» относится к Учреждению, осуществляющему деятельность по организации дорожного хозяйства.

Положением об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «Дормостстрой», утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 01.11.2018 № 2893-адм., предусмотрено, что система оплаты труда работников учреждения, включающая в себя размеры должностных окладов, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.

Пунктом 1.6 Положения определено, что оплата труда работников Учреждения осуществляется на основе должностных окладов, рассчитанных в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. Размеры должностных окладов работников устанавливаются согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

Работникам учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п.1.7).

11.12.2019 было подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (рег. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11.12.2019.

Настоящее Отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.

Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы сторон, исследовал представленные доказательства и обоснованно признал, что положения этого Отраслевого соглашения распространяются на работников Учреждения, осуществляющего свою деятельность в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г. Смоленск. При заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему.

Так, коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации, далее - ТК РФ).

В силу ч. 3 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абз. 2 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (ч. 4 ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (ч. 1 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ч. 2 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (ч. 5 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (ч. 6 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (ч. 7 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 5 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (ч. 1 ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации).

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (ч. 2 ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации).

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (ч. 9 ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что определенные трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства.

Следовательно, если в соглашение, заключенное полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства, включены обязательства сторон по вопросам оплаты труда, в том числе по установлению размеров минимальных тарифных ставок, и это соглашение распространяется на данного работодателя, то условия такого соглашения подлежат применению работодателем при установлении работнику заработной платы. При этом условия оплаты труда работника, предусмотренные в трудовом договоре, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, определенными в названном соглашении.

Таким соглашением является 11.12.2019 подписанное, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрированное (peг. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11.12.2019.

Сторонами Соглашения являются:

работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза; работодатели в лице их представителей:

Федеральное дорожное агентство (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);

Союз работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» (представитель работодателей - организаций, входящих в состав Союза работодателей «АСПОР», и уполномочивших «АСПОР» заключить Соглашение от их имени);

Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (представитель работодателей, уполномочивших «РАДОР» на заключение Соглашения от их имени).

Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2020 года и действует по 31 декабря 2022 года включительно (п.п.1.2, 1.3 Отраслевого соглашения).

Оценивая положения данного Отраслевого соглашения, суд пришел к выводу об отнесении его к категории отраслевого, заключенного на федеральном уровне социального партнерства при непосредственном участии Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», выступающего со стороны работодателей.

Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» образована в мае 1993 года и является некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей на добровольных началах органы управления автомобильными дорогами общего пользования 82 субъектов Российской Федерации.

Согласно Устава Ассоциации «РАДОР» членами Ассоциации «могут быть только признающие настоящий Устав территориальные органы управления автомобильными дорогами, которым официально передано право ответственности за автомобильные дороги общего пользования на территории республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области или автономной области (округа), а также другие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства и разделяющие положения настоящего Устава».

Прием в члены осуществляется на основе заявления, в котором вступающий указывает свое желание вступить в Ассоциацию, вид членства и обязательство выполнять его Устав. Действительными членами Ассоциации являются юридические лица территориальных органов управления автомобильными дорогами. Члены, обладающие правом совещательного голоса (ассоциированные члены), представляют прочие государственные местные и федеральные структуры, негосударственные и коммерческие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства. Они могут посещать собрания, участвовать в работе органов управления и комиссиях Ассоциации, но не обладают правом голоса.

Решением Совета Директоров Ассоциации «РАДОР» (протокол ЛЗ 39 от 05.06.2019) Управление дорожного хозяйства и строительства г.Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации «РАДОР».

Будучи надлежащим образом проинформированным о разработке проекта и заключении Отраслевого соглашения, Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию «РАДОР» участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени.

Судом установлено также, что Письмом Минтруда России от 11.03.2020 № 14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы» работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.

Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, регистрационный №17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru).

Обращено внимание работодателей на положения статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

06.04.2021 Управлением дорожного хозяйства и строительства администрации г. Смоленска в адрес МБУ «Дормостстрой» направлено письмо, в котором в срок до 08.04.2021 предложено предоставить плановую потребность фонда оплаты труда на 2021 год в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы и отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы в касающейся части.

МБУ «Дормостстрой» 08.04.2021 направило соответствующую информацию, в частности, что плановая потребность фонда оплаты труда на 2021 года, рассчитанная в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы в части касающейся Учреждения и Положением об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих МБУ «Дормостстрой», утвержденным постановлением администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2893-адм, Положением об оплате труда руководителей, главных бухгалтеров муниципальных бюджетных учреждений г. Смоленска «Дормостстрой», «СпецАвто», утвержденным Постановлением администрации г.Смоленска от 01.11.2018 № 2981-адм, составляет 108 086 189 руб. 28 коп., в том числе ФОТ работников учреждения – 83 015 506 руб. 36 коп., взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников учреждения – 25 070 682 руб. 92 коп.

При таком положении, суд правомерно признал, что Администрация г. Смоленска, как и работодатель, надлежаще информированы о принятии Отраслевого соглашения и поскольку ими не направлен мотивированный отказ от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, это Отраслевое соглашение распространяется на ответчиков и является для них обязательным, однако его условия работодателем не исполнялись.

Данный вывод достаточно обоснован в решении, подтвержден материалами дела и согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 13.03.2023 № 32-КГПР22-9-К1, от 22.05.2023 № 32-КГПР23-4-К1.

Разрешая требования о взыскании в пользу истцов недополученной за период действия Соглашения заработной платы, суд проанализировал положения названного Соглашения в сравнении с примененным в спорный период механизмом оплаты труда работников Учреждения и, проверив представленные суду работодателем расчеты недополученного истцами заработка, правомерно взыскал с Учреждения недополученную заработную плату:

Киреевой Н.А. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 742 817 руб. 86 коп.,

Шкодиной И.П. за период с 01.03.2021 по 02.07.2021 в размере 33 485 руб. 43 коп,

Шатченкова Н.П. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 110295 руб. 68 коп.,

Нутовцева В.В. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 363 557 руб. 25 коп.,

Жибрика И.И. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 826 686 руб. 27 коп..

Распоряжением Администрации Смоленской области от 21.02.2023 № 363-р/адм реорганизовано СОГБУ «СмоленскАвтодор» в форме присоединения к нему СОГБУ «Дормостстрой», сохранив наименование и основные цели деятельности Учреждения.

16.06.2023 прекращено юридическое лицо СОГБУ «Дормостстрой» путем реорганизации в форме присоединения.

Указание в апелляционной жалобе на неправильность произведенного судом расчета недополученного истцами заработка не может быть принято во внимание, поскольку оно ничем не подтверждено и контррасчет Администрацией г. Смоленска и Администрацией Смоленской области не представлен ни суду первой инстанции, ни апелляционной инстанции. Поскольку Ответчики не предприняли мер по установлению размеров минимальных тарифных ставок (окладов), а также тарифных коэффициентов, суд обоснованно посчитал необходимым применить Отраслевую тарифную сетку являющуюся приложением № 1 к Отраслевому соглашению.

Поэтому доводы жалобы о несогласии с произведенным расчетом с указанием на то, что в расчете применена примерная тарифная сетка (приложение № 1 к Соглашения), которая является обязательной только для Федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, не могут быть приняты во внимание.

В силу приведенного правового регулирования отношений, связанных с оплатой труда работника, заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, которая разрабатывается на основе требований трудового законодательства и должна гарантировать работнику определение размера его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев.

Следовательно, установление работодателем работнику заработной платы, включая размер тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, не может носить произвольный характер и определяться работодателем по своему усмотрению, то есть без учета регулирующих трудовые отношения норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также заключенных полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства коллективных договоров, соглашений, а в данном случае без учета Отраслевого соглашения. Работник является экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении и находится от работодателя не только в материальной, но и в организационной зависимости, в связи с чем лишен возможности формулировать условия заключаемого с ним трудового договора по своему усмотрению.

При изложенных обстоятельствах суд законно признал факт нарушения трудовых прав работников и, руководствуясь ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом характера причиненных физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, взыскал в пользу Киреевой Н.А., Шкодиной И.П., Шатченкова Н.П., Нутовцева В.В., Жибрика И.И. денежную компенсацию морального вреда в сумме по 5 000 руб. каждому.

Разрешая требование Киреевой Н.А., Нутовцева В.В., Жибрика И.И. о взыскании с СОГБУ «Дормостстрой» компенсации за задержку выплаты заработной платы, руководствуясь положениями ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, правомерно взыскал с Учреждения денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 16.04.2021 по 03.05.2023 в пользу:

Киреевой Н.А. в размере 210 220 руб., а также проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной суммы в размере 742 817 руб. 86 коп за каждый день задержки, начисляемые с 04.05.2023 по день фактического расчета включительно;

Шатченкова Н.П. в размере 29 884 руб. 42 коп, проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной суммы в размере 110 295 руб. 68 коп за каждый день задержки, начисляемые с 04.05.2023 по день фактического расчета включительно.

Нутовцева В.В. в размере 100786 руб. 74 коп, проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной суммы в размере 363 557 руб. 25 коп за каждый день задержки, начисляемые с 04.05.2023 по день фактического расчета включительно.

Жибрика И.И. в размере 229 557 руб. 64 коп, проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной суммы в размере 826 686 руб. 27 коп за каждый день задержки, начисляемые с 04.05.2023 по день фактического расчета включительно.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Вместе с тем, сославшись на положения ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст123.21, 123.22, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции ошибочно привлек к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда Администрацию Смоленской области, на которую возложил обязанности выделить СОГБУ «Дормостстрой» соответствующие денежные средства в случае отсутствия у СОГБУ «Дормостстрой» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Ответственность бюджетного учреждения по своим обязательствам имеет особенности, которые определяются правилами статей 123.21 - 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также требованиями ряда специальных федеральных законов, регулирующих деятельность тех или иных некоммерческих организаций.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12.05.2020 № 23-П, в качестве общего принципа имущественной ответственности публично-правовых образований в пункте 3 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Пункт 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет ограниченную ответственность учреждения, которое отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом; при недостаточности указанных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 ст. 123.22 и пунктом 2 ст. 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, несет собственник соответствующего имущества.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» регламентирует особенности правового статуса бюджетного учреждения, имеющего специальную правоспособность, обладающего имущественными правами для решения задач, которые ставит перед ними учредитель - публичный собственник, участвуют в гражданском обороте в очерченных законом границах и сообразно целям своей деятельности, выступая в гражданских правоотношениях от своего имени и неся, по общему правилу, самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.

Абзацем первым ч. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, с 1 сентября 2014 г., предусмотрено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Согласно абзацу второму ч. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым данного пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Аналогичное положение содержится в п.1.10 Устава СОГБУ «Дормостстрой», утвержденного распоряжением Администрации Смоленской области от 27.12.2022 № 1998-р/адм.

Исходя из буквального толкования приведенных норм, субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения возникает при определенных правовых основаниях, установленных законодателем, в связи с чем, собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого бюджетного учреждения, которые связаны с причинением вреда гражданам.

В рассматриваемом споре правоотношения не вытекают из причинения вреда гражданину.

СОГБУ «СмоленскАвтодор», будучи правопреемником прежних работодателей - СОГБУ «Дормостстрой» и МБУ «Дормостстрой» и действующим юридическим лицом, по своей организационно-правовой форме является государственным бюджетным учреждением. Поэтому нельзя согласиться с выводом суда о субсидиарном характере ответственности Администрации Смоленской области по обязательствам по выплате истцам заработной платы работодателя СОГБУ «СмоленскАвтодор», осуществляющего в настоящее время активную хозяйственную деятельность.

С учетом изложенного, решение суда в этой части подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении этих требований.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 15 мая 2023 года в части привлечения Администрации Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда и возложении обязанности выделить СОГБУ «Дормостстрой» соответствующие денежные средства отменить, принять в отмененной части новое решение, которым отказать в удовлетворении указанных требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Смоленской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 декабря 2023года.