ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-856/20 от 17.08.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

УИД 54RS0036-01-2020-000967-18

Судья Краснова О.В. №2-856/2020

Докладчик Рукавишников Е.А. №33-7822/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Рукавишникова Е.А.,

судей Белик Н.В., Рыбаковой Т.Г.,

при секретаре Солодовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 17.08.2021 гражданское дело по иску ФИО1 к ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» об отмене решения о начислении переплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплате компенсации,

по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» на решение Тогучинского районного суда Новосибирской области от 11.12.2020 и дополнительное решение Тогучинского районного суда Новосибирской области от 20.05.2021.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Рукавишникова Е.А., выслушав объяснения представителя ответчика Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» ФИО2, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» об отмене решения о начислении переплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплате компенсации.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании закона Новосибирской области от 27.04.2010 №493-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области».

Начиная с января 2020 года, ей прекратилась выплата вышеуказанной компенсации. Она обратилась к ответчику с заявлением о разъяснении данного обстоятельства, из ответа следует, что у нее изменился состав семьи, были зарегистрированы ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство, по мнению ответчика, влияет на размер компенсации в сторону уменьшения, в связи, с чем образовалась переплата в сумме 41 631,11 руб., и текущие выплаты идут в счет погашения переплаты.

С удержанием компенсации по решению ответчика она не согласна, считает, что оно противоречит законодательству.

При назначении компенсации ею были поданы документы на состав семьи из трех человек она, дочь и муж. В 2016 году она зарегистрировала в своём жилом помещении внука ФИО3, который фактически не проживал, в 2018 году она зарегистрировала сына ФИО4, который также фактически не проживал. Коммунальные платежи всегда начислялись на трёх человек, а именно на тех, которых она указала при подаче документов.

Просила отменить решение ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» о начислении переплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании закона Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области» истцу. Обязать ответчика выплатить компенсацию в полном размере начиная с января 2020 года. Взыскать с ответчика процессуальные издержки.

Решением Тогучинского районного суда Новосибирской области от 11.12.2020 исковые требования ФИО1 к ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» об отмене решения о начислении переплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплате компенсации, удовлетворены частично.

Признано незаконным решение Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» о начислении переплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании закона Новосибирской области от 27.04.2010 №493-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области».

Взысканы с Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» в пользу ФИО1 процессуальные расходы на оплату услуг адвоката в размере 12 000 руб.

Дополнительным решением Тогучинского районного суда Новосибирской области от 20.05.2021 на Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» возложена обязанность выплатить компенсацию ФИО1 начиная с января 2020 г.

С указанным решением суда не согласилось ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района», в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает, что ФИО1, в нарушение возложенной на неё обязанности по информированию исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих в занимаемом жилом помещении, не известила ответчика о факте изменения количества зарегистрированных лиц в её жилом помещении, что повлияло на размер компенсации.

Отмечает, что справки, датируемые 2020 годом, не могут являться основанием для перерасчета компенсации в сторону увеличения за период с 2016, 2018 г.г.

Указывает, что п. 13 Административного регламента не содержит обязанность центра социальной поддержки населения запрашивать в рамках межведомственного электронного взаимодействия документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства и справки о платежах, платежные документы, в которых содержится перерасчет начисленной платы в связи с изменением состава семьи.

Считает, что взысканный размер расходов на оплату услуг представителя является неразумным и чрезмерно завышенным.

Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 с марта 2015 г. является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании закона Новосибирской области от 27.04.2010 № 493-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области» в размере 100% оплаты ЖКУ.

Из ответов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и пояснений представителей ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» следует, что в декабре 2019 года было установлено, что совместно с ФИО1 зарегистрирован ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с тем, что данный факт влияет на размер предоставляемой ФИО1 компенсации, принято решение о приостановлении выплаты компенсации, о чем ФИО1 была оповещена по телефону.

В марте 2020 года ФИО1 предоставила в Центр декларацию, согласно которой с ней зарегистрированы:

ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ;

ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ;

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО6 снят с регистрационного учета по месту жительства ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик полагал, что подлежащая компенсация ФИО1 подлежала перерасчету в сторону уменьшения (100% от 3/4 оплаты ЖКУ) с декабря 2016 года, поскольку документ, подтверждающий правовые основания отнесения ФИО3 к членам её семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение), предусмотренный п. 2 ч. 4 ст. 3 Закона № 380-ОЗ, не был представлен. С сентября 2018 года компенсация ФИО1 подлежала перерасчету в сторону уменьшения (100% от 3/5 оплаты ЖКУ) в связи с регистрацией по месту жительства истца ФИО4 и отсутствия документа, подтверждающего правовые основания его отнесения к членам семьи ФИО1 (свидетельство о рождении).

С учетом указанных фактов, снятия с регистрационного учета ФИО6 и срока исковой давности 3 года произведен перерасчет компенсации ФИО1 в сторону уменьшения:

из расчета 3/4 оплаты ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

из расчета 3/5 оплаты ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

из расчета 2/4 оплаты ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В результате перерасчета ответчиком установлена излишне выплаченная компенсация в размере 41 631,11 руб.

Из справки администрации Кудринского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в квартире ФИО1, расположенной по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы и проживали ФИО1, ФИО6, ФИО5 Согласно копии домовой книги по указанному адресу зарегистрированы ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. Справкой от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО3 учится СибГУТИ и проживает в общежитии <адрес> общ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из лицевого счета, справке МУП «Центр модернизации ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ начисления по коммунальным услугам с ФИО1 с января 2016 г. по ДД.ММ.ГГГГ производились на 3 человек.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что действия ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» по перерасчету компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не соответствуют положениям действующего законодательства.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам настоящего дела, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1, в нарушение возложенной на неё обязанности по информированию исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих в занимаемом жилом помещении, не известила ответчика о факте изменения количества зарегистрированных лиц в её жилом помещении, что повлияло на размер компенсации, основанием для отмены решения не являются.

В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 3 ст. 160 ЖК РФ).

Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Новосибирской области, регламентированы Законом Новосибирской области от 27.04.2010 № 493-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области».

Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с положениями федерального законодательства определены Законом Новосибирской области от 06.12.2013 №380-ОЗ «О порядке и условиях предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области».

Пунктом 9 Постановления Правительства Новосибирской области от 19.03.2014 № 105-п «О Порядке начисления и обеспечения выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области» определено, что при совместном проживании гражданина, имеющего право на компенсацию, с иными гражданами предоставление компенсации производится исходя из его доли в составе общих расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, приходящихся на всех граждан, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в указанном жилом помещении.

При временном отсутствии гражданина, зарегистрированного по месту жительства совместно с гражданином, имеющим право на компенсацию, определение величины компенсации производится без учета доли этого гражданина в составе общих расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при представлении документов, подтверждающих продолжительность периода его временного отсутствия, и сведений, подтверждающих наличие перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период его временного отсутствия, произведенного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В соответствии с п. 20 Постановления Правительства Новосибирской области от 19.03.2014 №105-п компенсация подлежит перерасчету при наступлении обстоятельств, влекущих ее увеличение, с месяца приема заявления гражданина, получающего компенсацию, о наступлении указанных обстоятельств.

При наступлении обстоятельств, влекущих уменьшение размера компенсации, перерасчет компенсации производится с месяца, следующего за месяцем наступления указанных обстоятельств.

Из нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системном единстве и взаимосвязи следует, что несвоевременное информирование гражданином-получателем мер социальной поддержки органа социальной защиты населения об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих в занимаемом жилом помещении, не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки.

В случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих в занимаемом жилом помещении, и образования по этой причине переплаты речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом органу социальной защиты населения необходимо получить согласие гражданина на удержание компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг излишне полученных сумм компенсации. Если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательным выяснением наличия у лица обязанности по сообщению указанных сведений, в случае наличия такой обязанности, выяснению причин ее не исполнения.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в п. 12 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для отмены решения ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района».

Доводы жалобы о несогласии с размером взысканной суммы на оплату услуг представителя, не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта по тем основаниям, что взысканная сумма судебных расходов соответствует объему оказанных юридических услуг (в том числе учитывая количество судебных заседаний с участием представителя и их длительность), и требованиям разумности и справедливости.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судом решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Тогучинского районного суда Новосибирской области от 11.12.2020, с учетом дополнительного решения Тогучинского районного суда Новосибирской области от 20.05.2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи