ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-864/2022 от 20.07.2023 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Сокова Ю.В.

Дело № 2-864/2022

УИД 41RS0001-01-2021-012528-26

Дело № 33-1154/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский

20 июля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Бондаренко С.С.,

судей

при секретарях

Миронова А.А., Никоновой Ж.Ю.,

Тадиной К.А. и Мирзабековой Н.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Патрушевой (Шиганковой) Марины Сергеевны на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 06 апреля 2022 года, которым постановлено:

исковые требования Патрушевой (Шиганковой) Марины Сергеевны к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании бездействия незаконным, обязании устранить течь канализационных вод, проведении мероприятий по предотвращению течи канализационных труб в будущем, компенсации морального вреда, привлечении должностных лиц к административной ответственности, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Бондаренко С.С., объяснения истца Патрушевой М.С., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Патрушева (Шиганкова) М.С. предъявила иск к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - администрация ПКГО) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить течь канализационных вод по <адрес> и <адрес> и провести мероприятия по предотвращению течи канализационных труб в будущем, взыскании с казны Российской Федерации в счет компенсации морального вреда 300 000 рублей, привлечении должностных лиц к административной ответственности.

В обоснование заявленных требований истец указала, что проживает по адресу: <адрес>. С мая 2019 года она неоднократно обращается к ответчику с просьбами разобраться и устранить течь канализационных вод из септиков домов <адрес> и <адрес>. Однако проблема по настоящее время не решена. <адрес> по техническим характеристикам относится к домам блокированной застройки, управление домом осуществляют собственники жилых помещений. В районе спорных домов отсутствует система водоотведения, в которую возможно подключение домов. По картографическим данным, возле указанных домов отсутствуют канализационные септики, имеется дождеприемная емкость возле <адрес>, к которой подключены канализационные стоки из данного дома. По результатам неоднократно проведенных проверок были установлены факты утечки бытовых отходов из септика <адрес>. Полагает, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» администрация Петропавловск-Камчатского городского округа обязана решить вопрос по устранению течи из канализационных стоков вышеуказанных домов. Неправомерными действиями администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ей причинен моральный вред, поскольку на протяжении нескольких лет истцу приходилось таскать камни на дорогу, чтобы устранять лужи напротив ворот, где стоит её автомобиль, проезжающие машины разбрызгивали канализацию на ее автомобиль, ворота, калитку, истцу приходилось их отмывать. Также Патрушева М.С. несла грязь на обуви и лапах собаки в свой дом и все это создавало благоприятную среду для распространения инфекционных заболеваний и вреда здоровью. В связи с возникшей ситуацией, которая продолжается на протяжении длительного периода времени, истец испытывает нравственные страдания.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе истец Патрушева (Шиганкова) М.С., ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что надлежащим ответчиком по её иску является именно администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, поскольку обязанность оборудовать указанные в иске дома системой водоотведения возложена на ответчика в силу ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», решения городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30 октября 2017 года № 10-нд «О правилах благоустройства территории Петропавловск-Камчатского городского округа и порядке участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий». А кроме того, функции по обеспечению безопасности дорожного движения, контролю за сохранностью дорог местного значения в границах городского округа лежат на Управлении дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. Дорога по <адрес> много лет не отсыпалась, не была оснащена ливневой системой водоотведения. Именно с ответчиком истец осуществляла переписку по устранению возникшей проблемы, ответчик неоднократно проводил проверку по факту возникшей течи канализационных вод, и только один раз была произведена откачка канализационных стоков. Кроме того, ответчик является собственником жилых помещений в <адрес> - 24,71 %, в <адрес> - 42,31 %. Вместо решения проблемы с разливом канализационных вод, откачке и вывозу бытовых отходов из вышеуказанных домов, ответчик ограничился взысканием штрафов с управляющих организаций. Суд первой инстанции не принял представленные ею доказательства. В ходе судебного разбирательства дела представители ответчика не могли пояснить ни полномочия администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, ни функции ее органов, а также о границах участков домов, о наличии септиков или ливневых сооружений.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 15 сентября 2022 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 06 апреля 2022 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Патрушевой М.С. к администрации ПКГО о привлечении должностных лиц Сашенкова А.А. и Ручкина П.А. к административной ответственности за несоответствие занимаемой должности, производство по гражданскому делу по иску Патрушевой к администрации ПКГО о привлечении должностных лиц Сашенкова А.А. и Ручкина П.А. к административной ответственности за несоответствие занимаемой должности прекращено. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 09 марта 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 15 сентября 2022 года отменено в части оставления без изменения решения суда первой инстанции об отказе в иске с указанием на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Патрушева (Шиганкова) М.С. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Суду пояснила, что на протяжении нескольких лет ответчик не сообщал ей о передаче полномочий в сфере водоотведения в органы государственной власти Камчатского края. Орган местного самоуправления в лице администрации Петропавловск-Камчатского городского округа отвечает за вопросы экологии, санитарно-эпидемиологического благополучия и дорожной деятельности на территории города Петропавловска-Камчатского, однако с начала ее обращений к ответчику течь канализационных вод не устранена, чем нарушены ее права на безопасную окружающую среду и экологическую обстановку.

Ответчик, третьи лица ООО ЖК «РСУ», ООО «УК Народная Камчатка», Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Ломова З.С., Ломова С.В., Первушкин А.Д., Первушкин Д.В., Первушкина Д.Д. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ и с учетом мнения истца, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истца Патрушеву М.С., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Патрушева М.С. проживает по адресу: г. <адрес>.

25 мая 2019 года истец обратилась с заявлением в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа по вопросу разлития канализационных вод из септиков, расположенных вблизи <адрес> и <адрес>

21 июня 2019 года руководитель управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации ПКГО обращения истца от 25 мая 2019 года и по вопросу аварийного состояния канализационных коммуникаций, расположенных по <адрес>, и отсутствия их обслуживания направил заместителю главы администрации ПКГО Сашенкову А.А., о чем уведомил истца.

В письменном ответе заявителю от 04 июля 2019 года на обращения от 20 мая 2019 года и , 18 июня 2019 года , 21 июня 2019 года , заместитель главы администрации ПКГО - начальник контрольного управления администрации ПКГО Сашенков А.А. сообщил Патрушевой (Шиганковой) М.С., что канализационные воды вытекают из септиков, расположенных вблизи <адрес> и <адрес>, находящиеся под управлением ООО «Комфортный дом» и ООО СРБ «Радуга», соответственно. В отношении управляющих компаний составлены протоколы об административном правонарушении. ООО «Комфортный дом» выдано предписание об устранении залития канализационными стоками территории, прилегающей к многоквартирному дому <адрес>, с восстановлением работоспособности системы водоотведения (септик, сооружение для сбора жидких бытовых отходов) данного дома. В настоящий момент все дома, находящиеся в управлении указанной компании, исключены из лицензии управляющей организации. Конкурс по отбору управляющей организации запланирован на 18 июля 2019 года. Все дома, находящиеся в управлении ООО СРБ «Радуга», исключены из лицензии управляющей организации. ООО СРБ «Радуга» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Поскольку <адрес> относится к домам блокированной постройки, выбор способа управления не требуется. Решается вопрос о привлечении собственников многоквартирного <адрес> и принятию мер по восстановлению септика указанного дома после прекращения деятельности ООО СРБ «Радуга» в рамках ст. 200 ЖК РФ. Кроме того, со ссылкой на муниципальную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловска-Камчатского городского округа» сообщил, что жилые <адрес> и <адрес> заявлены для включения в адресный перечень программы, в рамках которой в первую очередь расселению подлежали многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащим сносу.

На обращение истца от 23 июня 2020 года руководитель управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации ПКГО в письменном ответе от 06 июля 2020 года сообщил, что жилой <адрес> признан непригодным для проживания и включен в перечень муниципальной программы. В жилом <адрес> непригодными для проживания признаны только квартиры и . Оснований для расселения данного дома в настоящее время не имеется.

В письменном ответе истцу от 17 августа 2020 года на обращение от 03 июля 2020 года , заместитель главы администрации ПКГО - начальник контрольного управления администрации ПКГО Сашенков А.А. сообщил истцу, что отделом муниципального жилищного контроля Контрольного управления администрации ПКГО в рамках лицензионного контроля в отношении управляющей организации ООО «ЖК РСУ» проведена внеплановая выездная проверка. Выдано предписание об устранении залива канализационными стоками прилегающей территории к дому <адрес> с восстановлением работоспособности системы водоотведения данного дома, срок исполнения - 14 сентября 2020 года. Контроль исполнения предписания осуществляется Контрольным управлением администрации ПКГО.

В письменном ответе заявителю от 01 сентября 2020 года на обращение от 13 августа 2020 года , заместитель главы администрации ПКГО - начальник контрольного управления администрации ПКГО Сашенков А.А. дополнительно сообщил Патрушевой (Шиганковой) М.С., что собрание собственников помещений <адрес> вправе самостоятельно инициировать и пригласить представителя управляющей организации для решения вопроса о включении в текущий ремонт на 2021 год установку заглубленного контейнера.

29 сентября 2020 года и.о. заместителя главы администрации ПКГО - начальник контрольного управления администрации ПКГО на обращение истца от 04 сентября 2020 года по вопросу неисправной системы водоотведения в <адрес> сообщил, что проводятся предварительные контрольные мероприятия (запросы о собственниках помещений, о системе водоотведения жилого дома). После получения информации будут проведены внеплановые проверки, о результатах которых истец будет уведомлена дополнительно.

В дополнении к жалобе истца от 29 сентября 2020 года и.о. заместителя главы администрации ПКГО - начальник контрольного управления администрации ПКГО Шподарук В.Г. 02 ноября 2020 года сообщил истцу, что в районе жилых домов <адрес> и <адрес> отсутствует централизованная система водоотведения, в которую возможно подключение указанных домов. Готовится пакет документов для согласования с прокуратурой г. Петропавловска-Камчатского внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ЖК РСУ» с целью исполнения ранее выданного предписания.

В письменном ответе заявителю от 30 ноября 2020 года на обращение от 29 октября 2020 года и письмо заместителя председателя Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа, председателя комитета по местному самоуправлению и социальной политике Воровского А.В. от 29 октября 2020 года , и.о. руководителя управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации ПКГО сообщил, что в части расселения жильцов, проживающих в спорных домах, истцу дан ответ 06 июля 2020 года в письме , а также разъяснен порядок признания домов аварийными и подлежащими сносу. Дополнительно указано, что Петропавловск-Камчатский городской округ в лице управления является собственником помещений от общей площади домов: <адрес> - 42,31 %, <адрес> - 24,71 %. Не являясь единоличным собственником помещений указанных домов, управление не обладает полномочиями в принятии решений по проведению обследования технического состояния конструктивных элементов и оплате таких услуг в полном объеме за счет бюджета и не имеет возможности обратиться в МЖТК для рассмотрения вопроса о признании указанных домов аварийными и подлежащими сносу. Для принятия решений по данным вопросам управлением в ближайшее время будут инициированы внеочередные общие собрания собственников помещений. По вопросу о возложении обязанности по удалению отходов из септиков письмом от 06 июля 2020 года истцу сообщено, что данный вопрос направлен на рассмотрение и дачу ответа в контрольное управление администрации ПКГО.

В дополнении к письмам от 29 сентября 2020 года, от 02 ноября 2020 года заместитель главы администрации ПКГО - начальник контрольного управления администрации ПКГО Сашенков А.А. в письменном ответе от 28 декабря 2020 года сообщил истцу, что поскольку жилой <адрес> относится к жилым домам блокированной застройки, управление домом осуществляют собственники жилых домов. По информации КГУП «Камчатский водоканал», управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации ПКГО в районе спорных жилых домов отсутствует централизованная система водоотведения, в которую возможно подключение данных домов. По информации Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края, в реестре имущества, находящегося в государственной собственности Камчатского края, не содержатся сведения об объектах имущества - септик для спорных домов. Была проведена выездная проверка в отношении управляющей организации. Возле указанных домов имеется только дождеприемная емкость. В связи с наличием специфических запахов канализационных стоков специалистами отдела муниципального жилищного контроля контрольного управления сделан вывод, что водоотведение канализационных стоков подключено к данной емкости. Управляющей организации выдано предписание. В связи с введением ограничительных мер по профилактике новой коронавирусной инфекции в отношении управляющей организации не могут быть проведены проверочные внеплановые контрольные мероприятия с целью проверки исполнения предписания. В ходе проверки специалистами контрольного управления 27 ноября 2020 года установлено наличие канализационных стоков на автомобильной дороге возле спорных домов, а при осмотре 18 декабря 2020 года - не обнаружено.

Согласно акту обследования контрольного управления администрации ПКГО от 24 июня 2021 года, у септиков спорных домов происходит утечка жидких отходов.

На основании приказа контрольного управления администрации ПКГО от 07 июля 2021 года в отношении ООО «ЖК РСУ» проведена внеплановая выездная проверка, о чем составлен акт 14 июля 2021 года . Управляющей организации выдано предписание об устранении разлива канализационными стоками прилегающей территории к дому <адрес> с восстановлением работоспособности системы водоотведения данного дома, срок исполнения - 14 сентября 2021 года.

В письменном ответе от 14 июля 2021 года заместитель главы администрации ПКГО - начальник контрольного управления администрации ПКГО Сашенков А.А. на обращение истца от 15 июня 2021 года сообщил Патрушевой М.С., что из септика возле <адрес> происходит утечка жидких бытовых отходов. Отделом муниципального жилищного контроля контрольного управления администрации ПКГО в отношении управляющей организации ООО «ЖК РСУ» проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выдано предписание об устранении залива канализационными стоками прилегающей территории к дому <адрес> с восстановлением работоспособности системы водоотведения данного дома, срок исполнения - 14 сентября 2021 года. Контроль исполнения предписания осуществляется Контрольным управлением администрации ПКГО.

На основании приказа контрольного управления администрации ПКГО от 14 сентября 2021 года проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания в рамках лицензионного контроля в отношении ООО «ЖК РСУ», о чем составлен акт 23 сентября 2021 года . Вновь выдано предписание об устранении залива канализационными стоками прилегающей территории к дому <адрес> с восстановлением работоспособности системы водоотведения данного дома, срок исполнения - 23 ноября 2021 года.

Из ответа Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 17 января 2022 года следует, что 07 ноября 2019 года инспекцией была проведена проверка ООО ЖК «РСУ». 11 ноября 2019 года управляющей организации выдано предписание , в том числе, о ремонте выгребной ямы на придомовой территории и обеспечение ее своевременной очистки со сроком исполнения 20 декабря 2019 года. Предписание не было исполнено. 30 апреля 2020 года ООО «ЖК РСУ» выдано повторное предписание. Проверка исполнения предписания проведена 15 марта 2021 года, в ходе которой установлено, что выгребная яма не очищена от снега, наблюдается скопление снежной массы, проверить выполнение ремонта выгребной ямы не представилось возможным. В ходе проверки исполнения предписания 17 мая 2021 года установлено, что ремонт выгребной ямы управляющая организация не выполнила и не обеспечила ее своевременную очистку. В повторном предписании от 07 июля 2021 года срок исполнения установлен 01 июля 2021 года. В ходе проверки исполнения предписания 07 июля 2021 года установлено, что оно также не исполнено. В предписании от 07 июля 2021 года срок исполнения установлен 20 августа 2021 года. В ходе проверки исполнения предписания 23 августа 2021 года установлено, что оно также не исполнено. В предписании от 23 августа 2021 года срок исполнения установлен 01 октября 2021 года. В ходе проверки исполнения предписания 05 октября 2021 года установлено, что оно также не исполнено. Жилой <адрес> 07 октября 2021 года включен в реестр многоквартирных домов, в отношении которых деятельность по управлению общим имуществом дома осуществляется лицензиатом ООО «УК «Народная Компания», в связи с чем предписание снято с контроля инспекции.

По данным технических паспортов и информации от ресурсоснабжающих организаций, принятых судебной коллегией в качестве новых доказательств, <адрес> и <адрес> не оборудованы системой централизованного водоотведения.

По сообщению управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации ПКГО, реестр муниципального имущества ПКГО не содержит сведений об объектах имущества, относящихся к водоотведению жидких бытовых отходов, расположенных вдоль домов №, », по <адрес> и <адрес>

Аналогичная информация представлена Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края, согласно которой реестр имущества, находящегося в государственной собственности Камчатского края, не содержит сведений о вышеуказанных объектах имущества.

Как следует из сообщения КГУП «Камчатский водоканал» от 22 октября 2020 года в районе спорных жилых домов отсутствует централизованная система водоотведения, в которую возможно подключение данных домов.

Распоряжением администрации ПКГО от 20 января 2011 года <адрес> - <адрес> признаны непригодными для проживания.

По заключению межведомственной жилищной технической комиссии от 12 декабря 2019 года оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не установлено.

Приказом управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации ПКГО от 30 сентября 2021 года , ООО «Управляющая компания Народная Камчатка» определена управляющей организацией до выбора собственниками помещений в многоквартирном <адрес> способа управления многоквартирным домом или заключения договора управления с управляющей организацией.

Разрешая требования иска в части признания бездействия (действия) администрации Петропавловск-Камчатского городского округа незаконным, возложении обязанности устранить течь канализационных вод по <адрес>, проведении мероприятий по предотвращению течи канализационных труб в будущем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация Петропавловск-Камчатского городского округа является ненадлежащим ответчиком, поскольку содержание общего имущества многоквартирного дома является обязанностью управляющей организации, лиц, оказывающих услуги при непосредственном управлении многоквартирным домом либо, при отсутствии такого управления, данная обязанность возлагается непосредственно на собственников жилых помещений.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 15 сентября 2022 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 06 апреля 2022 года оставлено без изменения в части отказа истцу в удовлетворении исковых требований к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить течь канализационных вод и компенсации морального вреда. Производство по делу в части требований Патрушевой М.С. о привлечении должностных лиц Сашенкова А.А. и Ручкина П.А. к административной ответственности за несоответствие занимаемой должности прекращено.

Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 15 сентября 2022 года в части оставления без изменения решения суда первой инстанции об отказе в иске, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в определении от 09 марта 2023 года указала, что суд апелляционной инстанции не учел, что обращаясь в суд, истец просила признать незаконным бездействие администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по непринятию мер в течение длительного времени с 2019 года в связи с ее сообщениями о неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановке, связанной с протеканием возле ее дома канализационных вод, возложении обязанности провести ряд мероприятий по предотвращению течи, компенсировать моральный вред со ссылкой на полномочия органа местного самоуправления, установленные Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.12.2011 № 16-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.03.2016 № 411, определяющих, по мнению истца, функции ответчика по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организации благоустройства территории. Следовательно, суду надлежало установить, имело ли место бездействие администрации по рассмотрению обращений Патрушевой М.С., какие конкретно действия выполнены ответчиком в пределах своей компетенции, разъяснено ли ответами заявителю какие органы уполномочены разрешать вопросы водоотведения на территории городского округа, в том числе и случае разграничения полномочий между органами местного самоуправления и государственной власти Камчатского края, в какие уполномоченные организации направлены на разрешение обращения Патрушевой М.С. и осуществлен ли контроль ответчиком за рассмотрением таких обращений, по каким причинам разлив канализационных вод не предотвращен.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу п. 1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно пунктам 4, 5, 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) организация водоотведения в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.

В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определяются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ, в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, не отнесены к перечню вопросов местного значения, полномочия, установленные настоящей статьёй, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

В силу ст. 6.1 Федерального закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ.

На основании п. 1 ст. 3 Закона Камчатского края от 30.07.2015 № 660 «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и органами государственной власти Камчатского края» полномочия органа местного самоуправления - Петропавловск-Камчатского городского округа в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ, переданы уполномоченному исполнительному органу государственной власти Камчатского края.

Вместе с тем, в силу п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации, сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В соответствии с блоком 7 приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты).

Из дела видно, что <адрес> и <адрес> не оснащены централизованной системой водоотведения, в целях водоотведения используются выгребы для жидких бытовых отходов, которые не подключены к централизованной системе водоотведения, не являются частью указанной системы и не сбрасываются в водные объекты.

Таким образом, фракции, выкачиваемые из выгребных ям, являются жидкими отходами и относятся к сточным водам.

Учитывая, что выгребные ямы не входят в систему централизованного водоотведения, полномочия Петропавловск-Камчатского городского округа в части содержания и контроля за выгребными ямами не передавались органам государственной власти Камчатского края.

В соответствии с ч.ч. 1, 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

Как следует из ч. 16 ст. 161 ЖК РФ, лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

В силу ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 03.04.2013 № 290, откачка жидких бытовых отходов, содержание сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения, вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории, вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Согласно подп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз жидких бытовых отходов.

В силу пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

С учетом приведенных положений закона и установленных обстоятельств, за надлежащее содержание выгребной ямы ответственность перед собственниками жилых помещений несет управляющая организация либо лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, а в случае отсутствия у дома общего имущества - непосредственно собственники помещений.

Из дела видно, что Петропавловск-Камчатский городской округ является собственником 42,31 % помещений в <адрес>, и 24,71 % помещений в <адрес>

<адрес> является многоквартирным жилым домом, в обозначенный истцом период управление общим имуществом дома осуществлялось управляющими организациями ООО «ЖК РСУ» и ООО «УК «Народная Компания».

По данным Единого государственного реестра недвижимости, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ постройки, является многоквартирным домом, общая площадь дома - 212 м?, состоит из шести квартир.

Из технического паспорта на указанный дом и по информации от ресурсоснабжающих организаций, принятых судебной коллегией в качестве новых доказательств, следует, что общая площадь дома составляет 212 м?, в каждую квартиру оборудован отдельный вход, общее имущество у дома отсутствует.

С учетом изложенного и на основании ч. 6 ст. 15 ЖК РФ, п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, СНиП 31-02-2001, утвержденным постановлением Госстроя России от 22.03.2001 <адрес>, <адрес> относится к домам блокированной застройки.

Из документов, принятых судебной коллегией в качестве новых доказательств на основании пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», также установлено следующее.

На основании приказа Комитета по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 11 апреля 2011 года № 80 «О закреплении на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением «Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа» участок дороги в районе жилых домов №, по <адрес> и <адрес> входит в состав проезда индивидуальной жилищной застройки <адрес>, который закреплен на праве оперативного управления за МКУ «Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа». В технические задания муниципальных контрактов и на выполнение работ по содержанию внутриквартальных проездов, проездов индивидуальной жилищной застройки микрорайона «4 км - КП» не включены работы по очистке канав, водоотводных лотков, водоприемных колодцев по <адрес> и <адрес> в связи с отсутствием в составе проездов указанных инженерных коммуникаций. Данные коммуникации на праве оперативного управления учреждению не передавались.

Согласно актуализации схемы водоотведения Петропавловск-Камчатского городского округа, на 2022-2023 годы запланировано строительство сети, протяженностью 210 м, и подключение <адрес> к сетям водоотведения.

По сообщению КГУП «Камчатский водоканал», мероприятия по подключению к сетям водоотведения потребителя, строительстве канализационных сетей и их подключение к дому <адрес> не осуществлялись.

В соответствии с ч.ч. 3, 4, 5, 11, 25 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Как следует из ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ, местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как следует из ст.ст. 47, 48 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа, к числу полномочий администрации относятся, в числе прочего, исполнение полномочий по решению вопросов местного значения городского округа.

Согласно пункту 3 Приложения № 1 к постановлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30 марта 2016 года № 411 «О функциях и полномочиях Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение», в границах городского округа Управление полномочно решать вопросы по дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, по организации мероприятий по охране окружающей среды, по организации благоустройства территории городского округа.

В силу пунктов 1.1.1, 1.2.3, 1.2.13 Приложения № 2 к постановлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30 марта 2016 года № 411 «О функциях и полномочиях Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение», Управление осуществляет муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, организует благоустройство территории городского округа, мероприятия по охране окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 Приложения № 1 к постановлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30 марта 2016 года № 412 «О функциях и полномочиях Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения» Управление полномочно решать вопросы по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальном жилищном фонде Петропавловск-Камчатского городского округа.

Как следует из подпункта 1.1.3 пункта 1 Приложения № 2 к указанному постановлению, Управление выполняет функции по участию в содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с жилищным законодательством.

С учетом изложенного, Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда и Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства являются органами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, юридическими лицами, которые созданы для реализации городским округом полномочий по решению вопросов местного значения в пределах своей компетенции на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

Таким образом, лицами, выступающими от имени собственников муниципальных жилых помещений, автомобильных дорог городского округа, а также осуществляющими охрану окружающей среды и благоустройство территории города Петропавловска-Камчатского, являются указанные юридические лица.

Поскольку часть жилых помещений в домах <адрес> и <адрес> принадлежит на праве собственности Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда, а автомобильная дорога, расположенная в районе вышеуказанных жилых домов, принадлежит Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства, то есть на данных органах лежит обязанность по надлежащему содержанию муниципального имущества, в том числе, по организации очистки выгребных ям, по обустройству на дороге ливневых стоков и их очистке, соответственно, у администрации Петропавловск-Камчатского городского округа отсутствует обязанность содержать указанное муниципальное имущество и осуществлять муниципальный контроль в данной части.

Как изложено выше, полномочия городского округа по решению вопросов местного значения в области благоустройства территории, обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории Петропавловск-Камчатского городского округа закреплены за Управлением дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округ, в связи с чем у администрации Петропавловск-Камчатского городского округа также не имеется обязательств в области решения приведенных вопросов местного значения.

С учетом изложенного, доводы Патрушевой М.С. о нарушении администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа прав истца на охрану окружающей среды, благоприятную экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку и устранении допущенных нарушений путем возложения обязанности на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа устранить течь канализационных вод на территории в районе домов и по <адрес> и <адрес>, признаются судебной коллегией необоснованными и во внимание не принимаются.

В данном случае, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа на основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ делегировала указанным выше органам свои полномочия по решению вопросов местного значения.

Ссылки истца на то, что о передаче полномочий в сфере водоотведения от органов местного самоуправления органам государственной власти Камчатского края администрация Петропавловск-Камчатского городского округа не уведомляла Патрушеву М.С. на протяжении нескольких лет, судебной коллегией также отклоняются, поскольку выгребные ямы у домов <адрес> и <адрес> не входят в систему централизованного водоотведения, соответственно, полномочия по очистке выгребных ям не были переданы органам государственной власти субъекта Российской Федерации, следовательно, у ответчика отсутствовала обязанность сообщать истцу о перераспределении полномочий в области водоотведения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Согласно ст. 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Как следует из ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Из дела видно, что по каждому из обращений истца Патрушевой М.С. о разливе канализационных вод органом местного самоуправления, в пределах предоставленных полномочий, в том числе по осуществлению лицензионного контроля в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного <адрес>, как ответчиком, так и другими уполномоченными органами в установленный законом срок проводились проверки, осуществлялись осмотры территории в вышеуказанном районе, составлялись акты осмотров, управляющим организациям выносились предписания об устранении нарушений закона и недопущении разлива сточных вод на рельеф местности, составлялись протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, материалами дела не подтверждается бездействие администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по рассмотрению обращений истца, проведению соответствующих контрольных мероприятий в пределах предоставленных ответчику полномочий.

Из материалов дела не следует и не установлено таких обстоятельств судебной коллегией, что разлив сточных вод в указанном выше районе произошел из-за бездействия ответчика и не устранен до настоящего времени по вине администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края в части отказа истцу в признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить течь канализационных вод и компенсации морального вреда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 327.1- 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 06 апреля 2022 года в части отказа в удовлетворении искового требования Патрушевой Марины Сергеевны к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить течь канализационных вод, компенсации морального вреда - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 24 июля 2023 года.

Председательствующий

Судьи