ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-897/2023 от 06.09.2023 Свердловского областного суда (Свердловская область)

дело №2-897/2023 (№33-11576/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Екатеринбург 06.09.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волошковой И.А., судей Филатьевой Т.А., Хайровой Г.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального района о возложении обязанности

по апелляционной жалобе ответчика Администрации Камышловского муниципального района на решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 14.02.2023.

Заслушав доклад председательствующего Волошковой И.А., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Ялпаевой А.А. и представителя ответчика Клименко А.В., действующего в интересах Администрации Камышловского муниципального района, судебная коллегия

установила:

решением Кировского районного суда города Екатеринбурга от 14.02.2023 удовлетворен иск Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального района о возложении обязанности, на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, на Администрацию Камышловского муниципального района возложена обязанность в срок не позднее 31.12.2024 обеспечить включение могильника ядохимикатов в с.Скатинское в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, на Администрацию Камышловского муниципального района возложена обязанность организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, защиту подземных и поверхностных вод от загрязнения, на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, на Администрацию Камышловского муниципального района возложена обязанность направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок не позднее 31.12.2028 для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

В апелляционной жалобе ответчик Администрация Камышловского муниципального района просит решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 14.02.2023 отменить, принять по делу новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении исковых требований к Администрации Камышловского муниципального района. По мнению автора апелляционной жалобы, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.

Согласно части 3 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

Пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции при установлении в судебном заседании предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции на основании части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выносит мотивированное определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").

Из материалов дела следует, что прокурор обратился с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрации Камышловского муниципального района с требованиями о возложении обязанности по обеспечению включения объекта накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, возложении обязанности организовать выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское, возложении обязанности направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 80.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде (пункт 5. статьи 80.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Согласно пункту 6 статьи 80.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде проводится посредством сопоставления их влияния на состояние экологической безопасности в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер. По результатам категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде выделяются приоритетные объекты, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.

Правила ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 445.

Согласно пункту 3 Правил от 13.04.2017 N 445 государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основе материалов выявления и оценки объектов.

Ведение государственного реестра включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов, принятие решения о включении объектов в государственный реестр или об отказе во включении объектов в государственный реестр, категорирование объектов, обновление информации об объекте и исключение из государственного реестра (пункт 2 Правил от 13 13.04.2017 N 445).

По результатам рассмотрения заявления и материалов, представленных заявителем, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления заявления, принимает решение о включении объекта в государственный реестр или об отказе во включении объекта в государственный реестр с указанием причин отказа (пункт 7 Правил от 13.04.2017 N 445). После включения объекта в государственный реестр Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляется категорирование объекта в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер (пункт 9 Правил от 13.04.2017 N 445). Исходя из изложенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, суду первой инстанции надлежало поставить на обсуждение сторон вопрос о привлечении к участию в деле Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации с наделением его соответствующим процессуальным статусом. В нарушение указанных выше норм законодательства и разъяснений по их применению суд первой инстанции должным образом не определил состав лиц, участвующих в деле, с учетом заявленных исковых требований и характера правоотношений сторон.

Исходя из изложенной в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции правовой позиции лиц, участвующих в деле, учитывая заявленные исковые требования, судебная коллегия пришла к выводу, что имеются достаточные основания полагать, что обжалуемое судебное постановление по данному делу с учетом характера спорного правоотношения может повлиять на права и обязанности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, что в силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явилось основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с указанным судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда от 27.07.2023 перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального района о возложении обязанности по апелляционной жалобе ответчика Администрации Камышловского муниципального района на решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 14.02.2023 по правилам производства в суде первой инстанции, привлекла к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (статья 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебное заседание суда апелляционной инстанции назначено на 06.09.2023 в 09 часов 40 минут в помещении Свердловского областного суда по адресу: город Екатеринбург, улица Московская, 120, зал 12 Б.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции 06.09.2023 не явились ответчик Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьями 113, 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, 28.07.2023 информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru), уважительных причин неявки в суд неявившиеся лица, участвующие в деле, не представили, обоснованных ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело при данной явке. Все лица, участвующие в деле, извещены о том, что суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, также все лица, участвующие в деле, извещены о том, что судебное заседание суда апелляционной инстанции по делу по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального района о возложении обязанности по апелляционной жалобе ответчика Администрации Камышловского муниципального района на решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 14.02.2023 по правилам производства в суде первой инстанции назначено на 06.09.2023 в 09 часов 40 минут в помещении Свердловского областного суда по адресу: город Екатеринбург, улица Московская, 120, зал 12 Б.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 06.09.2023 прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Ялпаева А.А. поддержала требование Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанности в срок не позднее 31.12.2024 обеспечить включение могильника ядохимикатов в с.Скатинское в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, просила возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в срок не позднее 31.12.2024 обеспечить включение могильника ядохимикатов в с.Скатинское в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде путем оценки объекта накопленного вреда окружающей среде, по результатам которой направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заявление о включении объекта в государственный реестр с приложением материалов выявления и оценки объекта.

Также в судебном заседании суда апелляционной инстанции 06.09.2023 прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Ялпаева А.А. поддержала поступившее до судебного заседания 06.09.2023 в суд апелляционной инстанции заявление Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об отказе от требований к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального района о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанности организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, защиту подземных и поверхностных вод от загрязнения, о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанности направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок не позднее 31.12.2028 для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Представитель ответчика Клименко А.В., действующий в интересах Администрации Камышловского муниципального района, не возражал относительно принятия отказа Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, от требований к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального района о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанности организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, защиту подземных и поверхностных вод от загрязнения, о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанности направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок не позднее 31.12.2028 для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде. Также представитель ответчика Клименко А.В., действующий в интересах Администрации Камышловского муниципального района, пояснил, что не возражает относительно удовлетворения требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанности в срок не позднее 31.12.2024 обеспечить включение могильника ядохимикатов в с.Скатинское в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, обсудив отказ прокурора от части исковых требований, судебная коллегия приходит к следующему.

Поскольку у судебной коллегии имелись достаточные основания полагать, что обжалуемое судебное постановление по данному делу с учетом характера спорного правоотношения может повлиять на права и обязанности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с указанным судебная коллегия приходит к выводу о наличии безусловного основания для отмены решения Кировского районного суда города Екатеринбурга от 14.02.2023 по мотиву нарушения судом первой инстанции норм процессуального закона (пункт 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Основания для рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указаны в определении судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27.07.2023.

В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Такой отказ допускается на любой стадии судопроизводства, а его мотивы не имеют правового значения. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом, ответчиком, сторонами мирового соглашения. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями 2,3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.

Предусмотренные статьей 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правовые последствия совершаемых процессуальныхдействий прокурору отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Ялпаевой А.А. после их разъяснения понятны.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, от требований к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального района о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанности организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, защиту подземных и поверхностных вод от загрязнения не нарушает права и законные интересы других лиц, также отказ Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, от требований к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального района о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанности направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок не позднее 31.12.2028 для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде не нарушает права и законные интересы других лиц. При указанных обстоятельствах подлежит удовлетворению заявление Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об отказе от требований к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального района о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанности организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, защиту подземных и поверхностных вод от загрязнения, о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанности направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок не позднее 31.12.2028 для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, судебная коллегия принимает отказ Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, от требований к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального района о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанности организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, защиту подземных и поверхностных вод от загрязнения, также судебная коллегия принимает отказ Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, от требований к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального района о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанности направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок не позднее 31.12.2028 для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, судебная коллегия на основании абзаца 4 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по требованиям Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального района о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанности организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, защиту подземных и поверхностных вод от загрязнения, о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанности направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок не позднее 31.12.2028 для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Рассматривая требование Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанности в срок не позднее 31.12.2024 обеспечить включение могильника ядохимикатов в с.Скатинское в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, а именно прокурор просит возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в срок не позднее 31.12.2024 обеспечить включение могильника ядохимикатов в с.Скатинское в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде путем оценки объекта накопленного вреда окружающей среде, по результатам которой направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заявление о включении объекта в государственный реестр с приложением материалов выявления и оценки объекта, судебная коллегия приходит к следующему.

Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части негативного воздействия на окружающую среду могильника ядохимикатов, расположенного в с.Скатинское (бывшая д. Николаевка) Камышловского муниципального района Свердловской области. В ходе прокурорской проверки установлено, что в 1972 году Свердловское областное объединение «Сельхозтехника» ходатайствовало об отводе земельного участка площадью 3 га для захоронения ядохимикатов, не пригодных для дальнейшего использования. Задание на проектирование площадки для уничтожения (захоронения) ядохимикатов, не пригодных к использованию в сельском хозяйстве, дано в 1973 году по решению Свердловского облисполкома № 432-Р от 08.05.1973, произведен комиссионный выбор земельного участка, получены положительные заключения Уральской Гидрогеологической экспедиции, <адрес>, в урочище «Заячьи колки». Работы по сортировке и уничтожению ядохимикатов проводились силами воинской части химической службы в период с 28.09.1973 по 05.10.1973. После захоронения бункер и траншея засыпаны землёй. Всего планировалось к уничтожению 160,3 т. ядохимикатов, в том числе в бетонном бункере - 21,9 т., в траншеях - 107 т., для сжигания -31,3т. В 1978 году разрешено захоронение хромсодержащих отходов Камышловского кожевенного производственного объединения (отходы от реагентной очистки сточных вод) в количестве 127 т/год и отходов «Сельхозтехники» в количестве 55 т. В 1989 году проведено дополнительное захоронение 86 т. ядохимикатов непригодных к использованию. В 1993 году Уральской гидрогеологической экспедицией на основании договора, заключенного со Свердловским областным управлением сельского хозяйства №5 от 12.03.1993, произведены работы по определению влияния на природную среду могильника ядохимикатов. Согласно выводам экспертного заключения по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, проведенным Федеральной службой по надзору в сфере природопользования от 22.09.2022 № 522, установлено превышения нормативов загрязнения почвы, в результате лабораторных измерений, исследований и испытаний установлено наличие превышений нормативов в почве по таким компонентам как мышьяк (в 1,1 раза по сравнению с фоновой концентрацией) и ртуть (в 2,3 раза по сравнению с фоновой концентрацией). Владелец у объекта захоронения отходов отсутствует, предусмотренный требованиями экологической безопасности контроль за состоянием окружающей среды не ведется, могильник представляет прямую угрозу загрязнения окружающей среды в целом и её отдельным компонентам (водам, почвам, воздуху, растительному и животному миру), также угрозу жизни и здоровью населения.

В соответствии с положениями статьи 80.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов (пункт 1).

Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти (пункт 3). Полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и перечень таких объектов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1834 «О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации», спорные объекты в такой перечень не входят.

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в п. 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде (пункт 4).

Согласно п. 3, п. 5 Правил от 13.04.2017 N 445 заявителями на включение объектов накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основе материалов выявления и оценки объектов, понимаются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, указанные в п. 3 ст. 80.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

В силу пункта 2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП, Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, лесных отношений, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического надзора.

Согласно подпункту 8 пункта 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП, Министерство проводит в соответствии с федеральным законодательством выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляет в соответствии с федеральным законодательством организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

Из материалов дела усматривается, что объекты накопленного вреда окружающей среде расположены на территории Камышловского муниципального района, на землях, собственность на которые не разграничена.

Руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства настоящего дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности и взаимной связи, учитывая, что Свердловский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, предъявил требование к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанности в срок не позднее 31.12.2024 обеспечить включение могильника ядохимикатов в с.Скатинское в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде путем оценки объекта накопленного вреда окружающей среде, по результатам которой направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заявление о включении объекта в государственный реестр с приложением материалов выявления и оценки объекта, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (согласно которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям), удовлетворяет требование Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, возлагает на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в срок не позднее 31.12.2024 обеспечить включение могильника ядохимикатов в с.Скатинское в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде путем оценки объекта накопленного вреда окружающей среде, по результатам которой направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заявление о включении объекта в государственный реестр с приложением материалов выявления и оценки объекта.

В силу статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения.

Руководствуясь статьями 320, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 14.02.2023 отменить.

Принять по делу новое решение, которым удовлетворить требование Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанности в срок не позднее 31.12.2024 обеспечить включение могильника ядохимикатов в с.Скатинское в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в срок не позднее 31.12.2024 обеспечить включение могильника ядохимикатов в с.Скатинское в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде путем оценки объекта накопленного вреда окружающей среде, по результатам которой направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заявление о включении объекта в государственный реестр с приложением материалов выявления и оценки объекта.

Принять отказ Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, от требований к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального района о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанности организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, защиту подземных и поверхностных вод от загрязнения, принять отказ Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, от требований к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального района о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанности направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок не позднее 31.12.2028 для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Прекратить производство по требованиям Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального района о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанности организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, защиту подземных и поверхностных вод от загрязнения, о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанности направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - могильник ядохимикатов в с.Скатинское в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок не позднее 31.12.2028 для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.09.2023.

Председательствующий И.А. Волошкова

Судьи Т.А. Филатьева

Г.С. Хайрова