ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-89/20 от 01.12.2020 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Красногирь Т.Н. Дело №33-3505/2020

67RS0004-01-2019-002062-28

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 декабря 2020 года г.Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Никоненко Т.П.

судей: Мацкив Л.Ю., Чеченкиной Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Новиковой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-89/2020 по иску Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, Федеральному агентству лесного хозяйства, Вяземскому лесничеству филиала ОГКУ «Смоленское Управление лесничества» о согласовании границы населенных пунктов,

по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, поданной в ее интересах представителем по доверенности Цурковой Е.В., на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 13 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Никоненко Т.П., пояснения представителей истца Волкова В.Б., Цурковой Е.В. в поддержание доводов жалобы, возражения представителя ответчика Бугаевой Е.Г., судебная коллегия

установила:

администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее - Администрация) обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее - Департамент), филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области, Вяземскому лесничеству - филиал ОГКУ «Смоленское Управление лесничествами», в котором просила обязать:

- Вяземское лесничество исключить границы выделов населенных пунктов: д. Богородицкое выдел 1 квартала 27 и д. Орлянка выдел 2 квартала 27 из состава земель лесного фонда;

- Департамент согласовать границы населенных пунктов с. Богородицкое и дер. Орлянка Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области в соответствии с Генеральным планом сельского поселения по исполненным границам, определенным в общей схеме расположения объекта землеустройства населенного пункта с. Богородицкое по точкам от 1 до 71, и д. Орлянка по точкам от 1 до 401;

- Управление Росреестра по Смоленской области внести изменения в сведения Государственного лесного реестра, путем исключения границ выделов населенных пунктов д. Богородицкое выдел 1 квартала 27 и д. Орлянка выдел 2 квартала 27 из земель лесного фонда, а также внести изменения в ЕГРН путем включения границ населенных пунктов с. Богородицкое и дер. Орлянка Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области в земли населенных пунктов данного сельского поселения.

В обоснование иска указано, что 11.07.2017 Администрация обращалась в Департамент о согласовании проектируемых границ населенных пунктов с. Богородицкое и д. Орлянка Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области. Выявив наложение границ указанных населенных пунктов на земли лесного фонда Вяземского лесничества (квартал 27 выделы 1,2,3,4, квартал 23 выдел 16, квартал 21 выделы 3,7, квартал 22 выдел 18, совхоз «Путь к Коммунизму», Богородицкое участковое лесничество) Департамент отказал в выдаче согласования.

Повторно Администрация обратилась в Департамент 19.10.2018 для согласования материалов по установлению границ с. Богородицкое и д. Орлянка, из черты населенного пункта с. Богородицкое исключены земли лесного фонда Вяземского лесничества (квартал 23 выдел 16, квартал 21 выделы 3,7, квартал 22 выдел 18).

Администрация полагает необоснованными как отказ в согласовании границ населенных пунктов с. Богородицкое и д. Орлянка, так и замечания Департамента о накладке границ населенных пунктов с. Богородицкое на выдел 1 квартала 27 и д. Орлянка на выдел 2 квартала 27, считает, что данные выделы не являются землями лесного фонда, указывая на материалы о передаче земель, утвержденные решением Вяземского городского Совета народных депутатов от 28.06.1991, когда совхоз «Путь к Коммунизму» передал данные земли сельскохозяйственного назначения, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, в земли населенных пунктов Масловского сельского совета. Факт передачи земель совхоза в Масловское сельское поселение также подтверждается утверждением годового отчета субъектом Федерации Смоленской области, а также кадастровым учетом земель. Спорная территория поставлена на учет как земли населенных пунктов и передана: - в федеральную собственность в виде земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для размещения и обслуживания усадьбы «Богородицкое» (XVIII-начало XIX вв.) - ФГБУК «Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита»; - в муниципальную собственность в виде земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для размещения и обслуживания общественного кладбища» - Администрации Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области. Для указанных целей не могли передаваться земельные участки, занятыми лесами.

Генеральный план Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области был согласован с Администрацией Смоленской области и утвержден решением Совета депутатов Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, согласно которому, спорные земельные участки и земли входят в состав населенных пунктов с. Богородицкое и д. Орлянка.

В январе 2019 на совещании региональной межведомственной рабочей группы по решению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений ЕГРН и ГЛР, в том числе по установлению границ населенных пунктов с. Богородицкое и д. Орлянка, Администрации были даны рекомендации обратиться в суд.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (том 1 л.д.99-100); в качестве третьего лица - Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (том 2 л.д.152).

В ходе рассмотрения настоящего дела истец неоднократно уточнял свои требования, указал в качестве ответчиков Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, Федеральное агентство лесного хозяйства, Вяземское лесничество филиал ОГКУ «Смоленское Управление лесничества», в окончательной редакции искового заявления просил обязать:

- Федеральное агентство лесного хозяйства исключить границы выделов населенных пунктов д. Богородицкое выдел 1 квартала 27 и д. Орлянка выдел 2 квартала 27 из состава земель лесного фонда;

- Департамент согласовать границы населенных пунктов с. Богородицкое и дер. Орлянка Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области в соответствии с Генеральным планом Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области по исполненным границам, определенным в общей схеме расположения объекта землеустройства населенного пункта с. Богородицкое по точкам от 1 до 71, и д. Орлянка по точкам от 1 до 401 (том 2 л.д.96-97, 176).

В судебном заседании представители Администрации Цуркова Е.В., Волков В.Б. уточненные требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента Бугаева Е.Г. требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку Департамент в рамках своих полномочий не имеет права на согласование границ населенных пунктов, в которые включены земли лесного фонда.

Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу Корнюш Н.М. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что материалами дела подтверждаются факты включения в границы населенных пунктов Орлянка и Богородицкое Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области участков земель лесного фонда, и нарушения процедуры перевода земель из одной категории в другую.

Представители ответчиков Федерального агентства лесного хозяйства, Вяземского лесничества филиала ОГКУ «Смоленское Управление лесничествами», третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 13.08.2020 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель истца Цуркова Е.В., ссылаясь на обстоятельства дела и несоответствие выводов суда этим обстоятельствам, нарушение норм материального права, просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Совхоз «Путь к Коммунизму» Вяземского района Смоленской области имел государственный акт постоянного (бессрочного) пользования землей серия A-I №064414, являлся единственным землепользователем земель сельскохозяйственного назначения площадью 11979 га, в состав которых входили и оспариваемые земельные участки с кадастровыми номерами и . Государственный акт не был оспорен, доказательств, подтверждающих, что передавались земельные участки лесного фонда, в материалы дела не представлено. В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данные земельные участки не могут быть отнесены к землям лесного фонда в связи с их целевым назначением.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Смоленской области указало, что заинтересованности по настоящему спору не имеется, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

В судебное заседание Судебной коллегии ответчики Федеральное агентство лесного хозяйства, Вяземское лесничество филиала ОГКУ «Смоленское Управление лесничества», третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены надлежаще судом апелляционной инстанции. Информация о дате и времени рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В соответствии с положениями ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда, принятого в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и действующими нормами материального и процессуального права.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции достоверно и правильно установил имеющие значения для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации в ред. действующей до 01.01.2019).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (ч. 2 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации). Подобное определение земель лесного фонда содержало и ранее действовавшее законодательство.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования предусмотрены статьями 24 и 25 ГрК РФ, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 11.07.2017 по результатам рассмотрения обращения Администрации о выдаче заключения по проектируемым границам населенных пунктов Богородицкое, Орлянка Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области и представленных картографических материалов, Департамент сообщил кадастровому инженеру о наложении границ населенных пунктов на земли лесного фонда Вяземского лесничества (квартал 27 выделы 1,2,3,4, квартал 23 выдел 16, квартал 21 выделы 3,7, квартал 22 выдел 18, совхоз «Путь к Коммунизму», Богородицкое участковое лесничество) (том 1 л.д.21).

23.11.2018 Департамент, рассмотрев повторное обращение Администрации о согласовании границ населенных пунктов с. Богородицкое и д. Орлянка Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, указал на отсутствие правомочий по согласованию границ населенных пунктов, в которые включены земли лесного фонда. Ссылаясь на сведения Государственного лесного реестра, указал, что выделы 1 и 2 квартала 27 совхоза «Путь к Коммунизму» Богородицкого участкового лесничества Вяземского лесничества, относятся к землям лесного фонда и являются федеральной собственностью, что в силу прямого указания закона обуславливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана городского поселения с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, а именно Рослесхоз (ч. 8 ст. 24, п. 2 ч. 1 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства) (том 1 л.д. 24-25).

По результатам состоявшегося в Управлении Росреестра по Смоленской области 30 января 2019 совещания региональной межведомственной рабочей группы по решению вопросов, связанных с приведением в соответствии сведений Единого государственного реестра прав (ЕГРН) и Государственного лесного реестра (ГЛР), по вопросу согласования границ населенных пунктов дер. Богородицкое и дер. Орлянка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области было рекомендовано обратиться в Федеральное агентство лесного хозяйства и (или) суд (том 1 л.д.27-28).

В настоящее время в ЕГРН в реестре объектов недвижимости имеются следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером участок поставлен на кадастровый учет 12.05.2010, площадь участка 92 000 +/-212кв.м, расположен по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Масловское сельское поселение, д. Богородицкое, категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для размещения и обслуживания усадьбы «Богородицкое» (XVIII-начало XIX вв.)», собственность Российской Федерации с 22 июня 2010; с 1 ноября 2013 передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУК «Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита», границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством (том 1 л.д. 29-48, том 2 л.д. 91-93).

В отношении земельного участка с кадастровым номером в реестре объектов недвижимости имеются следующие сведения: участок поставлен на кадастровый учет 06.08.2014, площадь участка 7254+/-60 кв.м, расположен по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Масловское сельское поселение, д. Богородицкое; категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для размещения и обслуживания общественного кладбища», с 13.11.2014 передан в постоянное (бессрочное) пользование Администрации Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством (том 1 л.д. 49-58, том 2 л.д. 91-93).

Обратившись в суд с указанным иском, Администрация в обоснование своей позиции о том, что выделы 1 и 2 квартала 27 не относятся к землям лесного фонда, представила суду материалы передачи земель сельскохозяйственного назначения совхоза «Путь к Коммунизму», включающие в себя земли сельскохозяйственного назначения, покрытые лесами.

В соответствии со статьей 10 Основ земельного законодательства ССР и ст. 18 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, право землепользования удостоверялось государственными актами на право пользования землей.

Государственным актом на право пользования землей серии A-I №064414 за совхозом «Путь к Коммунизму» Вяземского района Смоленской области закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 11 979 гектаров земли в границах согласно плану землепользования для сельскохозяйственного производства (том 2 л.д.220-223).

Решением исполнительного комитета Вяземского городского Совета народных депутатов №164 от 28.06.1991 «О передаче земель в ведение сельских Советов», были утверждены площади земель в границах согласованных сельскими Советами с хозяйствами и переданы в их ведение, в частности Масловскому сельскому Совету были переданы земельные участки общей площадью 544 га, с поименованием категорий земель, подлежащих передаче: пашни - 105, сенокос – 83, пастбища -202, приусадебные земли – 29, посторонние земли - 7 (том 1 л.д.9-13).

Ранее, 17.06.1991 решением исполнительного комитета Масловского сельского Совета народных депутатов Вяземского района Смоленской области были согласованы границы земель сельских населенных пунктов и площади земель в этих границах – 544,3 га, передаваемые в ведение Масловскому сельскому Совету, в том числе с. Богородицкое и д. Орлянка - 271,7 га, в черте населенного пункта – 138,7 га, вне черты 133 га ( том 1 л.д. 15-20).

В силу части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (в редакции, применяемой к спорным отношениям) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.

Согласно действующим положениям статьи 7 ЛК РФ, части 3 статьи 70.1 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежат земельные участки лесного фонда, расположенные в Смоленской области, Вяземский район, разрешенное использование «под лесами»: - с кадастровым номером площадью 1057 921 924 кв.м, право собственности РФ зарегистрировано в ЕГРП 23.01.2001 (том 3 л.д.1-15); - с кадастровым номером площадью 323 030 731 кв.м, право собственности РФ зарегистрировано в ЕГРП 23.12.2004 (том 3 л.д.16-26).

Участки поставлены на кадастровый учет: с кадастровым номером (ранее присвоенный номер ) - 05.12.2007; с кадастровым номером (ранее присвоенный номер ) - 23.12.2004, являются ранее учтенными, границы участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Из выписок Государственного лесного реестра о лесных участках от 29.06.2018 № 236 и от 04.02.2020 № 36 следует, что по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Вяземское лесничество, Богородицкое участковое лесничество, совхоз «Путь к Коммунизму», квартал 27, выделы 1-4, расположены лесные участки площадью 59 га, условный номер , вид целевого назначения лесов - «эксплуатационные леса», основание - материалы лесоустройства 1989 (том 1 л.д. 22-23, том 2 л.д.99-101).

Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» по поручению суда первой инстанции было выполнено графическое совмещение материалов лесоустройства Вяземского лесничества Смоленской области с границами населенных пунктов Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, площадь наложения лесного участка:

- по адресу: Смоленская область, Вяземское лесничество, Богородицкое участковое лесничество (Совхоз «Путь к Коммунизму»), на земельный участок с кадастровым номером 67:02:1090101:27 (д. Орлянка Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области) составляет 50 962 кв.м;

- по адресу: Смоленская область, Вяземское лесничество, Хмелитское, Богородицкое (Совхоз «Путь к Коммунизму») участковые лесничества, на земельные участки с кадастровыми номерами , (населенный пункт - с. Богородицкое Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области) составляет 46 979 кв.м; приведены соответствующие координаты поворотных точек границы наложения земель населенного пункта на земли лесного фонда (том 2 л.д. 223-248).

Выводы суда о частичном наложении границ земель населенных пунктов муниципального образования с кадастровыми номерами и на земли лесного фонда сделаны на основании оценки и анализа предоставленных сторонами в материалы дела документов, в том числе заключений ФГБУ "Рослесинфорг"; фрагментов картографического материала «Проекта внутрихозяйственного землеустройства совхоза «Путь к Коммунизму» 1978, материала инвентаризации земель совхоза «Путь к Коммунизму Вяземского района 1988, проекта перераспределения земель совхоза «Путь к Коммунизму» 1991, материала установления границ земель сельских населенных пунктов, передаваемых в ведение Масловского сельского Совета Вяземского района 1991; плана лесонасаждений совхоза «Путь к коммунизму» Богородицкого лесничества межхозяйственного лесхоза «Вяземский» 1989 года, планшетов Вяземского межхозяйственного лесхоза Богородицкое лесничество совхоз «Путь к Коммунизму» (лесоустройство 1974 года, 1989 года), интерактивной карты «Леса России» (том 1 л.д. 124-247; том 2 л.д. 189-196, 216-219).

Из статьи 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" следует, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, в силу прямого указания закона лесные участки из земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).

Утверждение генерального плана сельского поселения является установлением границ населенных пунктов, что в соответствие с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» свидетельствует о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Законом Смоленской области от 28.12.2004 №130-з "О наделении статусом муниципального района муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, об установлении границ муниципальных образований, территории которых входят в его состав, и наделении их соответствующим статусом» (в ред. Закона от 09.12.2011 №136-з) на территории муниципального образования «Масловское сельское поселение», включающее в себя населенные пункты: с. Богородицкое, д. Мартюхи, д. Марьино, д. Орлянка, д. Павлово, д. Пекарево, наделено статусом сельского поселения.

Генеральный план Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, устанавливающий границы входящих в состав муниципального образования населенных пунктов, в том числе с. Богородицкое и д. Орлянка, как пояснили в суде первой инстанции представители истца, был утвержден в 2013 (том 2 л.д. 214-217).

Данное сельское поселение упразднено Законом Смоленской области от 25.05.2017 с включением всех входящих в него населенных пунктов в Андрейковское сельское поселение.

В период утверждения Генерального плана Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минрегиона России от 27.02.2012 № 69.

Пунктом 2.1 названного Порядка согласования предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ, в свою очередь, Минрегион России обладало организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.

Из Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 (в редакции, действовавшей на момент утверждения Генерального плана), следует, что Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1).

В соответствии с частью 7 статьи 9 ГрК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения.

В части 8 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 ГрК РФ об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

В материалах дела отсутствуют доказательства направления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования, материалам по его обоснованию в информационной системе Минрегиона России, а также направления ходатайств в Рослесхоз о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, доказательств, свидетельствующих об обратном, лицами, участвующими в деле, не представлено.

С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции, установив, что имеется документально подтвержденное частичное наложение границ земель населенных пунктов с. Богородицкое и д. Орлянка Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, что при подготовке проекта Генерального плана названного муниципального образования не соблюдена предусмотренная статьей 25 ГрК РФ процедура согласования, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

При этом суд первой инстанции верно указал, что Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, не вправе был согласовывать границы населенных пунктов, в которые включены участки лесного фонда, поскольку земли лесного фонда принадлежат Российской Федерации и это влечет нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую.

В силу прямого указания п. 2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающих изъятие земельных участков в границах контуров выдела 1 и 2 квартала 27 из земель государственного лесного фонда и возникновения права муниципальной собственности на спорные участки.

Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся, в том числе, акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По смыслу пункта 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.

В силу указанного, доводы жалобы представителя истца о том, что кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 67:02:1090101:27, 67:02:1090101:44 подтверждает их целевое назначение, судебной коллегией отклоняются.

Доводы апелляционной жалобы представителя истца об отсутствии доказательств включения в границы населенных пунктов лесных участков опровергаются материалами дела.

В соответствии с пунктом 1 Положения о колхозных лесах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 № 144, колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах.

Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов. Согласно пункту 8 Положения о колхозных лесах для правильной организации хозяйства в колхозных лесах производится их лесоустройство с составлением перспективных планов ведения лесного хозяйства, утверждаемых областными (краевыми) управлениями сельского хозяйства, министерствами сельского хозяйства автономных республик или министерствами сельского хозяйства союзных республик, не имеющих областного деления, по согласованию с соответствующими органами лесного хозяйства.

Лесоустройство колхозных лесов осуществляется лесоустроительными предприятиями и организациями системы Государственного комитета СССР по лесному хозяйству по договорам с колхозами, межхозяйственными предприятиями (организациями) по ведению лесного хозяйства.

В законодательном регулировании колхозные леса были указаны в статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, согласно которой все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.

Единый государственный лесной фонд состоит из: а) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, и б) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. С 01.01.1994 вступили в силу Основы лесного законодательства Российской Федерации" (далее - Основы).

В статье 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации было определено следующее: все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт – Петербурга (ст. 3 Основ РФ).

Согласно статье 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находился во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства.

Во владении колхозов, совхозов находился лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами.

При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.

Лесоустроительная документация определяет границы лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования, имеющие правовое значение в настоящем споре, местоположение границ участка фиксируется как в графической части лесоустроительной документации, которая представлена в материалы дела в качестве плана, так и в развернутом таксационном описании квартала 27 и выделов 1 и 2 (том 2 л.д. 189-190, 192, 196, 218).

Согласно материалам лесоустройства различных лет (начиная с 1974 года по настоящее время): планшеты лесоустройства 1974 года, № 10; 1989 года, № 6; 2018 года конфигурация лесных участков в квартале 27 идентична; отражены специфические характеристики (обозначения), присущие только лесным участкам: указан номер лесотаксационного квартала и лесотаксационного выдела; таксационные характеристики лесотаксационного выдела: номер выдела, бонитет, площадь выдела, класс возраста насаждения.

Материалами лесоустройства различных лет (как минимум с 1974 года) подтверждается принадлежность спорных участков к землям лесного фонда: на протяжении почти 50 лет конфигурация спорных участков, отраженная в материалах лесоустройства, материалах фонда данных, полученных в результате землеустройства, данных публичной кадастровой карты Росреестра, космосъемки и пр. не изменялась и соответствует конфигурации этих же участков в материалах представленных истцом (пояснительная записка, экспликация и пр.).

Отнесение спорных участков к землям лесного фонда в части пересечения подтверждается и топографическими обозначениями различных объектов, в картографических материалах разных лет, имеющимися в деле: в качестве основы для чертежа установления границ земель сельских населенных пунктов использована топографо-геодезическая карта, где пунктирными линиями обозначены границы различных земель (объектов), кружочками - лес.

Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.

Согласно материалов полной инвентаризации земель совхоза «Путь к Коммунизму» Вяземского района Смоленской области по состоянию на 07.07.1988 на общей площади 11284 га (аналогичная площадь по инвентаризации на 01.03.1986), из которых лесных площадей, покрытых и не покрытых лесом, фактически выявлено 5069 га, что и было отражено на чертеже инвентаризации (том 1 л.д. 133- 149 -187).

Согласно плана лесонасаждений Совхоза «Путь к Коммунизму» Богородицкого лесничества межхозяйственного лесхоза «Вяземский» Смоленской области, лесоустройство 1989, общая площадь лесонасаждений составляла 4696га (том 2 л.д. 191-196).

Из проекта перераспределения земель совхоза «Путь к Коммунизму» 1992, усматривается, что в границах земель совхоза на 01.11.1991 числилось 539га земель, переданных Масловскому сельскому Совету, в том числе 390га сельхозугодий, из них пашни 105га, 83га сенокоса и 202га пастбищ. После 01.11.1991 из земель совхоза произведена дополнительная передача Масловскому сельскому Совету 212га, в том числе 183 га сельхозугодий, из них пашни 169, сенокоса 2 га и пастбищ 12га. В экспликации перераспределенных земель совхоза «Путь к Коммунизму» на 26.05.1992 указана площадь лесных земель, оставшихся в пользовании совхоза, в размере 4 078га (том 1 л.д. 197- 207-222-246).

Согласно графического плана земель Совхоза «Путь к Коммунизму», дополнительно передаваемых в ведение Масловского Сельского Совета, в районе села Богородицкое площадь лесов указана в размере 5,5 га (том 2 л.д. 3).

Из материалов установления границ земель сельских населенных пунктов совхоза «Путь к Коммунизму», передаваемых в ведение Масловского сельского Совета Вяземского района, усматривается, что общая площадь земель населенных пунктов, передаваемых в ведение сельского Совета, составляет 544га, в том числе 2,2 га ранее принадлежащих сельсовету (кладбища и участок сельсовета). В экспликации земель по с. Богородицкому в составе земель, расположенных в границах земельного участка общей площадью 271,7га, также указаны земли лесного фонда: лесные площади, покрытые лесом, в черте населенного пункта составляют 15,5га, вне черты населенного пункта – 9га (том 2 л.д. 4-14-32).

В экспликации совхозов Вяземского района Смоленской области по состоянию на 01.11.1991, в границах земельного участка совхоза «Путь к Коммунизму» общей площадью 9218 га, указана в том числе площадь лесов 4367га (том 2 л.д. 59- 65).

В годовом отчете о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам, землепользователям и собственникам по состоянию на 01.11.1991 по Вяземскому району, указана площадь земель лесного фонда – 53458 га, из которых 198га сельскохозяйственные угодья, а именно: 12га - пашни, 179га – сенокосы, 7га – пастбищ (том 2 л.д. 66-68, 71-72).

Таким образом, в материалах государственного учета лесного фонда за весь период учета участки лесов, ранее находившиеся во владении совхоза «Путь к Коммунизму», учитывались как участки лесного фонда.

Поскольку колхозные леса, предоставленные колхозам в бессрочное пользование, Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 были отнесены к единому государственному лесному фонду, распоряжение которым осуществлялось в соответствии с законодательством СССР (Земельный кодекс РСФСР 1970), принятыми в переходный период нормативными актами государственная собственность на леса не отменялась, отнесение лесного фонда к федеральной собственности было закреплено в статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 и в статье 8 кодекса Российской Федерации 2006.

Лесным кодексом Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ, также было установлено, что леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций (сельские, колхозные леса), входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования (статьи 36 и 130 Лесного кодекса Российской Федерации).

В статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

При этом в силу статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

То же понятие земель сельскохозяйственного назначения содержалось в статье 56 Земельного кодекса РСФСР. В состав земель сельскохозяйственного назначения могут входить лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Такие защитные лесные насаждения создаются на оврагах, балках, песках, берегах рек, по границам сельскохозяйственных земель при проведении агролесомелиоративных мероприятий с целью обеспечения коренного улучшения земель и предотвращения деградации земель пастбищ посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.

В целом доводы апелляционной жалобы Администрации по своей правовой сути аналогичны доводам предъявленного иска, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, доводы направлены на переоценку положенных в основу решения доказательств, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вяземского районного суда Смоленской области от 13 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области, поданную в ее интересах представителем по доверенности Цурковой Е.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: