ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-960/2023 от 26.07.2023 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Крутикова А.А. № 33-4479/2023

55RS0007-01-2022-001633-49

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 26 июля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Магденко И.Ю.,

судей Мезенцевой О.П., Перфиловой И.А.,

при секретаре Речута Я.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-960/2023

по апелляционной жалобе казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска и Омского района»

на решение Кировского районного суда г. Омска от 13 апреля 2023 года

по иску казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска и Омского района» к ТАК о взыскании незаконно полученного пособия по безработице.

Заслушав доклад судьи Перфиловой И.А., судебная коллегия

установила:

казенное учреждение Омской области «Центр занятости населения города Омска и Омского района» (далее также – КУ «ЦЗН г. Омска и Омского района») обратилось в суд с иском к ТАК о возврате незаконно полученного пособия по безработице. В обоснование требований указав, что в целях постановки на учет в качестве безработного гражданина, ТАК подано заявление в электронной форме в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 №460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными». 06.04.2020 ТАК зарегистрирована в целях поиска подходящей работы в отделе занятости населения КАО г. Омска. Приказом отдела занятости населения от 16.04.2020 ТАК признана безработной с 06.04.2020, в этот же день ответчику назначено пособие по безработице. За период с 06.04.2020 по 10.01.2021 ответчику начислено и фактически выплачено пособие по безработице в общем размере 81 855 рублей 28 копеек.

24.12.2020 из Пенсионного фонда Российской Федерации посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, поступили сведения о факте трудовой деятельности ТАК в период с 01.04.2020 по 30.06.2020.

Приказом отдела занятости населения от 24.12.2020 ответчику прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина с 06.04.2020, в связи с получением пособия по безработице обманным путем, сумма незаконно полученных денежных средств составила 81 855 рублей 28 копеек.

Истец просил взыскать с ТАК в свою пользу незаконно полученное пособие по безработице в размере 81 855 рублей 28 копеек, а также государственную пошлину в доход местного бюджета.

Протокольным определением суда от 21.02.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области.

Представитель истца КУ «ЦЗН г. Омска и Омского района» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В судебных заседаниях, состоявшихся 26.01.2023, 21.02.2023, представитель истца КУ «ЦЗН г. Омска и Омского района» по доверенности ТАК исковые требования поддержала, просила удовлетворить, по ходатайству ответчика была предоставлена отсрочка уплаты денежных средств, однако до настоящего времени требования о возмещении денежных средств не исполнены.

Ответчик ТАК в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в 2010 году, предпринимательскую деятельность фактически не осуществляла, статус индивидуального предпринимателя прекращен 18.06.2020. Подпись в заявлении к личному делу № <...> от 06.04.2020 о том, что она не являлась на 06.04.2020 индивидуальным предпринимателем, принадлежит ей. По требованию сотрудников центра занятости написала заявление о рассрочке выплаты суммы пособия по безработице.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Судом постановлено решение о частичном удовлетворении исковых требований. С ТАК в пользу КУ «ЦЗН г. Омска и Омского района» взыскано незаконно полученное пособие по безработице за период с 06.04.2020 по 18.06.2020 в сумме 26 576 рублей 29 копеек. В доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 862 рублей 29 копеек.

В апелляционной жалобе истец КУ «ЦЗН г. Омска и Омского района» с решением суда не соглашается в части размера незаконно полученного ответчиком пособия, взысканного с ТАК в пользу КУ «ЦЗН г. Омска и Омского района». Просит решение суда изменить, взыскать с ответчика сумму незаконного пособия в полном размере выплаченного пособия по безработице - 81 855 рублей 28 копеек. Указывает, что выписка из ЕГРИП от 01.02.2023 в отношении ТАК подтверждает регистрацию ответчика в качестве индивидуального предпринимателя с 05.10.2010, из содержания которой усматривается наличие факта занятости ответчика на дату подачи заявления в центр занятости о признании безработным. В информационном листе к личному делу ответчик подтвердила, что не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается подписью в категории «Особые отметки» в личном деле ТАК Отмечает, что на момент подачи заявления в центр занятости о предоставлении услуг по содействию в поиске подходящей работы, постановке на учет в качестве безработного, назначении и выплаты пособия по безработице ответчик не соответствовала требованиям, предъявляемым ч. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», поскольку считалась занятым гражданином. Ссылаясь на абзац 1 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 №460 считает, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице, сумма выплаченного пособия возмещается за весь период выплаты пособия по безработице в полном размере, независимо от даты прекращения предпринимательской деятельности. В обоснование своей правовой позиции приводит судебную практику по аналогичным делам.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца КУ «ЦЗН г. Омска и Омского района» ТАК доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала в полном объеме. Пояснила, что сведения о трудовой деятельности ответчика запрашиваются в органе пенсионного обеспечения ежемесячно, но поскольку в спорный период работа была не очень отлажена, информация предоставлялась некорректно.

Ответчик ТАК считала решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Пояснила, что при обращении в центр занятости она попросила сотрудника помочь заполнить документы, поскольку у нее плохое зрение. При заполнении сотрудник задавала вопросы, ответы фиксировала в документах. Сотрудник КУ «ЦЗН г. Омска и Омского района» не задавал ей вопрос о наличии статуса индивидуального предпринимателя.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются нарушение или неправильное применение норм процессуального и материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для апелляционного вмешательства.

Из материалов дела следует и установлено судом, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 01.02.2023, 05.10.2010 ТАК зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, основной вид деятельности – издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий в том числе для слепых в печатном виде.

18.06.2020 ТАК прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.51-54).

В соответствии с ответом Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области от 08.02.2023 за период с 01.04.2020 по 18.06.2020 ТАК взносы в пенсионный фонд на страховую часть и накопительную часть пенсии не начислялись и не уплачивались (л.д.56).

Согласно сведениям трудовой книжки ТК-VI № <...> на имя ТАК, последняя 16.09.2019 была принята на основании приказа № <...> от 16.09.2019 на должность маркетолога у ИП ТАК, 28.02.2020 уволена по собственному желанию по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации на основании приказа № <...> от 28.02.2020 (л.д. 67-70).

Сведений о продолжении трудовой деятельности после 28.02.2020 трудовая книжка не содержит.

06.04.2020 ТАК подано заявление в электронной форме в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее – Портал «Работа в России») в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 №460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

В отношении ТАК сформировано личное дело № <...> от 06.04.2020.

По данным регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения физических лиц, 06.04.2020 ответчик зарегистрирована в целях поиска подходящей работы в отделе занятости населения КАО г. Омска (л.д. 8-9).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 №346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» для граждан, признанных в установленном порядке безработными, установлены минимальный и максимальный размеры пособия по безработице.

На территории Омской области минимальный размер пособия по безработице составляет 5 175 рублей, максимальный (с учетом районного коэффициента) – 13 949 рублей 50 копеек.

Приказом отдела занятости населения от 16.04.2020 ТАК признана безработной с 06.04.2020. Установлен период выплаты пособия по безработице с 06.04.2020 по 05.04.2021. Размер пособия составил: в размере 75% средней зарплаты гражданина (14 566 рублей 67 копеек) 10 925 рублей с 06.04.2020 по 05.07.2020; в размере 60% средней зарплаты гражданина (14 566 рублей 67 копеек) 8 740 рублей с 06.07.2020 по 05.11.2020; в размере 45% средней зарплаты гражданина (14 566 рублей 67 копеек) с 06.11.2020 по 05.04.2021 (л.д. 10).

Как следует из информационного листа к личному делу № <...> от 06.04.2020, ответчик ТАК была предупреждена о том, что должна своевременно сообщать обо всех изменениях, связанных с переменой места жительства и трудоустройством, а также то, что в настоящее время не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Указанное подтверждается собственноручной подписью ТАК, поставленной в категории «Особые отметки» в личном деле № <...> от 06.04.2020 (л.д. 13).

За период с <...> по <...> ответчику начислено и фактически выплачено пособие по безработице в размере 81 855 рублей 28 копеек (4 005 рублей 83 копеек + 7 212 рублей 85 копеек + 4 581 рубль 45 копеек + 7 142 рубля 36 копеек + 10 901 рубль 51 копейка + 9 585 рублей 81 копейка + 7 978 рублей 78 копеек + 8 373 рубля 48 копеек + 9 033 рубля 69 копеек + 5 850 рублей 16 копеек + 3 383 рубля 23 копейки + 3 806 рублей 13 копеек) (л.д. 16).

Согласно сведениям Пенсионного фонда Российской Федерации, ответчиком осуществлялась трудовая деятельность, в том числе в период с 01.04.2020 по 30.06.2020 (л.д. 14).

Приказами отдела занятости населения № <...>ПО7120 от 24.12.2020 ТАК прекращена выплата пособия по безработице с 06.04.2020, ТАК снята с регистрационного учета (л.д. 11-12).

Истцом в адрес ответчика ТАК было направлено уведомление с требованием вернуть в добровольном порядке незаконно полученное пособие по безработице в общем размере 81 855 рублей 28 копеек (л.д. 17-18).

В ответ на требование истца о возврате незаконно полученного пособия ТАК написано заявление директору казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска и Омского района» с предложением рассмотреть возможность рассрочки выплаты суммы незаконного полученного пособия по безработице в размере 81 855 рублей 28 копеек до 20.11.2021. Выплату частями гарантировала не позднее: 20 мая – 5 000 рублей, 15 июня – 10 000 рублей, 15 июля – 13 000 рублей, 15 августа – 13 000 рублей, 15 сентября – 13 000 рублей, 15 ноября – 14 855 рублей 28 копеек (л.д. 19).

Указывая на осуществление ТАК предпринимательской деятельности в период получения пособия по безработице и невозвращение суммы выплаченного пособия по безработице, полученного ответчиком обманным путем, полагая, что имеются основания для взыскания выплаченного пособия с ТАК в размере выплаченного пособия, КУ «ЦЗН г. Омска и Омского района» обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями.

Разрешая заявленные требования, применяя к спорным правоотношениям Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № <...>, районный суд пришел к выводу о том, что у ТАК не имелось правовых оснований для получения денежных средств в виде пособия по безработице от КУ «ЦЗН г. Омска и Омского района» за период с 06.04.2020 по 18.06.2020 в сумме 26 576 рублей 29 копеек (4 005 рублей 83 копеек + 7 212 рублей 85 копеек + 4 581 рубль 45 копеек + 7 142 рубля 36 копеек + 3 633 рубля 08 копеек (за 10 дней в июне 2020 года), полученная и не возвращенная ею сумма за данный период является неосновательным обогащением, и подлежит возврату КУ Омской области «Центр занятости населения г. Омска и Омского района», в связи с чем взыскал указанную сумму с ТАК в пользу казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска и Омского района».

Изучив материалы настоящего гражданского дела, имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, проанализировав нормы материального права, применимые к спорным правоотношениям, суд апелляционной инстанции с выводами районного суда соглашается, полагает их законными и обоснованными по следующим основаниям.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Таким образом, излишне выплаченные денежные средства подлежат взысканию только при установлении судом недобросовестности лица при получении пособия либо счетной ошибки, при этом, добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме выплаты, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм, то есть на органе пенсионного обеспечения по настоящему спору.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26.02.2018 №10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе Российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В силу ч. 1 ст. 31 названного закона гражданам, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается пособие по безработице.

В силу п. 2 ст. 35 указанного Закона выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Временными правилам регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 №460, установленными в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, определено, что в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абз. 2 п. 2 абз. 2 п. 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Согласно п. 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п. 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

В силу п. 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (п. 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (п. 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

В силу п. 17 Временных правил регистрации граждан в редакции, действовавшей с 03.05.2020 до 31.12.2020, центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.

Пункт 17(1) Временных правил регистрации граждан предусматривает, что пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.

Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации. Дистанционная форма перерегистрации граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется на основании информации, указанной в пунктах 4(1) и 17 настоящих Временных правил, без личного посещения ими центров занятости населения (абз. 2 п. 17(1) абз. 2 п. 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке (п. 19 Временных правил регистрации граждан).

В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абз. 2 п. 19 абз. 2 п. 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

В своих пояснениях в суде первой и апелляционной инстанциях ответчик ТАК поясняла, что фактически предпринимательскую деятельность не осуществляла, страховые взносы не уплачивала, предпринимательская деятельность прекращена 18.06.2020. При заполнении заявления в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» попросила сотрудника казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения г. Омска и Омского района» помочь заполнить заявление на выплату пособия, поскольку у нее плохое зрение. При заполнении сотрудник задавала вопросы, а ответы фиксировала в документах. Вопрос относительно наличия у нее статуса индивидуального предпринимателя ей задан не был, кроме того, ей не было известно, что при наличии статуса индивидуального предпринимателя право на данное пособие отсутствует.

Учитывая изложенные обстоятельства настоящего гражданского дела, письменные доказательства по делу, нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, судебная коллегия полагает правомерным вывод районного суда о том, что у ТАК не имелось правовых оснований для получения денежных средств в виде пособия по безработице, выплаченных за период с 06.04.2020 по 18.06.2020 в сумме 26 576 рублей 29 копеек (4 005 рублей 83 копеек + 7 212 рублей 85 копеек + 4 581 рубль 45 копеек + 7 142 рубля 36 копеек + 3 633 рубля 08 копеек (за 10 дней в июне 2020 года), полученная и не возвращенная ею сумма за данный период является неосновательным обогащением и подлежит возврату в пользу казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения г. Омска и Омского района».

Судебная коллегия с позицией районного суда соглашается, отмечает, что лицо не может быть признано безработным, если оно зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, при обращении в центр занятости за предоставлением государственной услуги по содействию занятости населения ответчик ТАК надлежащим образом была уведомлена о требованиях, предъявляемых к безработным гражданам, однако при заполнении заявления не отразила сведения о своем статусе индивидуального предпринимателя, что влечет за собой взыскание полученных ею денежных средств.

Районным судом правомерно учтены положения пункта 19 Временных правил о том, что при наличии информации о трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности.

Принимая во внимание, что с 19.06.2020 ТАК утратила статус индивидуального предпринимателя, отсутствие со стороны ответчика ТАК каких-либо действий по получению пособия по безработице обманным путем, учитывая пояснения ответчика в ходе судебных разбирательств относительно заполнения заявления, а также согласие ТАК на возврат суммы за указанный период, судебная коллегия полагает, что судом правомерно отказано в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика незаконно полученного пособия по безработице в полном объеме в размере 81 855 рублей 28 копеек.

Таким образом, определенная ко взысканию с ответчика в пользу истца сумма незаконно полученного пособия по безработице в размере 26 576 рублей 29 копеек районный судом исчислена верно.

Вопрос о взыскании с ответчика государственной пошлины судом разрешен верно, в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице сумма выплаченного пособия возмещается за весь период выплат пособия по безработице, независимо от даты прекращения предпринимательской деятельности, несостоятельны и не могут быть приняты в качестве основания для отмены верно постановленного по существу решения суда, поскольку именно на истца возложена обязанность ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направлять запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности в соответствии с пунктом 17 Временных правил регистрации граждан в редакции, действовавшей с 03.05.2020 до 31.12.2020.

Факт того, что истец казенное учреждение Омской области «Центр занятости населения г. Омска и Омского района» своевременно не выявил информацию о занятости ответчика (регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя), свидетельствует о нарушении истцом Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, которыми они должны были руководствоваться и соблюдать, ввиду чего данное обстоятельство не может явиться основанием для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика незаконно полученного пособия по безработице в полном объеме за период после утраты статуса индивидуального предпринимателя – с 19.06.2020 по 10.01.2021.

Ссылка подателя жалобы на судебную практику по другим делам, в том числе на Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.08.2021 по делу № N 8г-18167/2021, не может быть принята во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.

Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет указанная судебная практика не имеет.

Кроме того, различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Омска от 13 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий п/п

Судьи п/п п/п

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02 августа 2023 года.

«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи__________И.А. Перфиловасекретарь судебного заседания___________________ (подпись) «_____» __________ 2023 года