СудьяЧеблукова М.В. Дело № 33-7118/2020
№ 2-96/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Екатеринбург 02.06.2020
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Седых Е.Г.,
судей Хайровой Г.С., Федина К.А.,
при помощнике судьи Весовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02.06.2020 с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 26 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о приостановлении эксплуатации здания, возложении обязанности по приведению помещений в соответствие с требованиями уголовно–исполнительного законодательства, финансировании проведения работ,
по апелляционному представлению Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и апелляционной жалобе ответчика Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 26 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 20.03.2019.
Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения прокурора Истоминой И.В., представителей ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области ФИО1, ФИО2, представителя ответчика ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области ФИО2, судебная коллегия
установила:
Тавдинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России о приостановлении эксплуатации здания, приведении помещений в соответствие с требованиями уголовно–исполнительного законодательства, производстве расчета потребности денежных средств, запросе денежных средств, направлении денежных средств для выполнения работ по устранению нарушений.
В обоснование исковых требований указал, что оборудование камер единого помещения камерного типа (далее – ЕПКТ) ФКУ ИК-26 не соответствует требованиям Федерального закона «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения», Уголовно–исполнительного кодекса Российской Федерации, Каталогу «Специальные режимные изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», утвержденному приказом ФСИН от 27.07.2007 № 407, Своду правил СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно–исполнительной системы. Правила проектирования».
Уточнив исковые требования, прокурор просил возложить на ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области обязанность в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения. При недостаточности у ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области собственных денежных средств для выполнения обязательств по приведению камерных помещений здания ЕПКТ в соответствие с требованиями уголовно-исполнительного законодательства возложить на ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование вышеуказанных мероприятий. В соответствии с требованиями п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации прокурор просил также приостановить деятельность ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области по содержанию осужденных в камерах здания ЕПКТ до исполнения решения суда по настоящему делу.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 20.03.2019 исковые требования прокурора удовлетворены частично. Возложена обязанность на ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
привести углы оборудования камер здания ЕПКТ в соответствие с требованиями п. 14.52 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп;
привести размеры полотен откидных коек, установленных в камерах ЕПКТ, в соответствие с требованиями п. 12.3 Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», утвержденных приказом ФСИН России от 27.07.2007 № 407;
оборудовать камеры штрафного изолятора здания ЕПКТ откидными металлическими койками со сплошным заполнением из досок;
оборудовать камеры штрафного изолятора здания ЕПКТ механизмами, обеспечивающими возможность фиксации откидных металлических коек в закрытом положении устройством, расположенным со стороны коридора,
установить ограждения ниш дежурного и рабочего освещения, средств видеонаблюдения металлическими решетками;
оборудовать форточки камер здания ЕПКТ замковым устройством для запирания полотна с механизмами их закрывания;
подводку трубопроводов к санитарным приборам, размещаемым в камерных помещениях здания ЕПКТ, проложить скрытно;
смонтировать ограждения конструктивных элементов трубопровода системы отопления.
В остальной части исковых требований отказано.
Взыскана с ответчика ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 руб.
С таким решением не согласился прокурор в части отказа в удовлетворении требований прокурора, подал апелляционное представление, указав, что решение об отказе в удовлетворении исковых требований незаконно. Деятельность администрации ИК-26 по содержанию осужденных в ЕПКТ создает реальную опасность причинения как морального, так и физического вреда осужденным и лицам, посещающим указанные помещения, и в силу того, что лица, отбывающие наказание в ЕПКТ, имеют прямой доступ к предметам и оборудованию камер, используемых ими в качестве орудия причинения вреда себе и государству. Также не согласен прокурор с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности по проведению иных работ и по финансированию этих работ другими ответчиками. Просил отменить решение суда, вынести новое решение, которым исковые требования прокурора о приостановлении деятельности по содержанию осужденных в камерах ЕПКТ и понуждении привести камеры ЕПКТ в соответствие с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, устранении нарушений прав осужденных на личную безопасность, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение удовлетворить в полном объеме.
С решением суда также не согласился ответчик ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене судебного постановления в части удовлетворенных исковых требований, полагая решение вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указал, что нормы Свода правил СП 308.1325800.2017, в соответствии с которым выявлены многочисленные нарушения при проведении капитального ремонта ЕПКТ не могут быть применены в силу того, что вступили в силу 21.04.2018. Нарушения, указанные прокурором, носят декларативный характер, суд неправомерно возлагает обязанность устранить указанные нарушения. Также указал на несогласие с решением суда в части возложения обязанности по уплате государственной пошлины, поскольку в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от ее уплаты.
В дополнении к апелляционной жалобе указал, что требование об оборудовании камер механизмами, обеспечивающими возможность фиксации откидных металлических коек в закрытом положении, закреплено приказом ФСИН России от 27.07.2007 № 407, который применим только к строящимся и реконструируемым следственным изоляторам, тюрьмам и исправительным учреждениям, отвечающим современным нормативным требованиям, в связи с чем данный приказ не подлежит применению. Требование о возложении обязанности проложить скрыто подводку трубопроводов к санитарным приборам в камерах незаконно, поскольку прокладка трубопроводов в стенах, как того требует новое законодательство, относится к работам при проектировании строительства новых зданий, а не уже существующих. Указал на несогласие с установлением судом срока в один год, в течение которого ответчик обязан произвести работы. Полагал разумным предусмотреть срок 3 года. Кроме того указал, что учреждение является федеральным казенным учреждением и финансируется из федерального бюджета.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15.08.2019 решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 20.03.2019 оставлено без изменения, апелляционное представление Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и апелляционная жалоба ответчика ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области – без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.02.2020 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15.08.2019 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции прокурор Истомина И.В. поддержала доводы апелляционного представления, просила отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора. Относительно доводов апелляционной жалобы ответчика возражала, указывая на их необоснованность.
Представители ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России ФИО1 и ФИО2, также являющаяся представителем ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, возражали относительно доводов апелляционного представления, одновременно настаивая на доводах апелляционной жалобы и дополнений к ней ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден и введен в действие Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» СП 308.1325800.2017 (дата введения в действие 21.04.2018). Данными Правилами установлены требования к зданиям, сооружениям, планировке и застройке территорий: исправительных колоний общего режима для содержания совершеннолетних осужденных мужского пола; исправительных колоний общего режима для содержания совершеннолетних осужденных женского пола; исправительных колоний строгого режима; исправительных колоний особого режима для осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы, осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы; воспитательных колоний; колоний-поселений; единых помещений камерного типа.
Из п.1.1 названного Свода Правил следует, что он распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы.
Как видно из материалов дела, единое помещение камерного типа (ЕПКТ) по адресу: ..., общей площадью 1196,6 кв.м, назначение нежилое; литер: 7, кадастровый №, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (в лице ФСИН России). ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области (режим строгий) осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества на праве оперативного управления.
Из материалов дела следует, что в период с 01.11.2017 по 20.09.2018 проведен капитальный ремонт единого помещения камерного типа ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области. Актом приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта единого помещения камерного типа ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области от 24.09.2018 установлено, что капитальный ремонт ЕПКТ выполнен в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами и отвечает требованиям приемки в эксплуатацию законных объектов.
Однако проведенной проверкой в деятельности ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства в оборудовании единых помещений камерного типа, что, по мнению судебной коллегии, не может повлечь приостановления деятельности администрации ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области по содержанию осужденных в камерах здания ЕПКТ. Как верно указано судом, тот факт, что в ходе отбывания наказание в камерах ЕПКТ осужденными были получены телесные повреждения, не является доказательством необходимости приостановления деятельности ЕПКТ. В связи с изложенным, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в части приостановления деятельности администрации ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области по содержанию осужденных в камерах здания ЕПКТ
Судебная коллегия также находит верными выводы суда об отказе в удовлетворении требований в части возложения обязанностей: покрыть пол в кабинах камер штрафного изолятора здания ЕПКТ керамической плиткой; установить во всех дверных проемах санитарных узлов камер здания ЕПКТ дверные полотна, открывающиеся наружу и об оборудовании форточек камер здания ЕПКТ замковым устройством для запирания полотна с механизмами их закрывания, поскольку, как установлено в ходе рассмотрения дела по существу, данные нарушения были устранены.
Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что исправительным учреждением не приняты меры по устранению нарушений законодательства в части требований прокурора о приведении помещений учреждения в соответствие с требованиями вышеуказанных нормативных правовых документов.
Судебная коллегия обращает внимание, что требования прокурора, с учетом уточнений, определены возложением обязанности на ответчика привести помещения ЕПКТ в соответствие с конкретными требованиями СП 308.1325800.2017, которые введены в действие с 21.04.2018 и в силу своих положений в безусловном порядке распространяются на ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области. Указанные требования прокурора не связаны с проведенным в период с 01.11.2017 по 20.09.2018 капитальным ремонтом в здании ЕПКТ, его качеством и его соответствием действующим в настоящее время требованиям. Заявленные прокурором требования фактически представляют собой требования об осуществлении капитального ремонта, но уже в соответствии с требованиями действующего в настоящее время (с 21.04.2018) СП 308.1325800.2017. Поэтому все доводы ответчиков о том, что капитальный ремонт проводился в период до введения в действие названного Свода Правил, поэтому его требования не должны были учитываться, не являются безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, основанных на нормах действующего законодательства.
Вместе с тем, обоснования прокурора своих требований положениями Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации СП 17-02, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 130-дсп от 02.06.2003, основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно пункту 1.1 Инструкции СП 17-02, содержащиеся в ней нормы должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Из содержания Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп, утвердившего Инструкцию СП 17-02, не следует, что приведенные в ней нормативные требования должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до издания вышеуказанного приказа.
Здание ФКУ ИК-26 построено в 1987 году. При его проектировании и строительстве применялись действовавшие на тот момент правовые акты. В связи с этим, нормативы, установленные Инструкцией СП 17-02, не могут применяться к заявленным прокурором требованиям.
Судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований относительно исковых требований, которые удовлетворены судом первой инстанции в силу положений СП 308.1325800.2017, утвержденного и введенного в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» от 20.10.2017 № 1454/пр.
Требование привести углы оборудования камер здания ЕПКТ заявлены прокурором со ссылкой п. 14.52 Инструкции, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп, а также на «Приложение А» СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования. Часть 1», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 №1454/пр.
«Приложение А» СП 308.1325800.2017 содержит требование о том, что все оборудование камер (кровати, столы, скамьи, тумбочки, подставки под питьевые баки) должно крепиться к полу или стенам. Острые углы оборудования камер должны округляться. Поскольку судом установлено, в том числе, из объяснений представителя ответчика, что острые углы оборудования камер округлены на 1-м этаже ЕПКТ, а на 2-м этаже данные недостатки не были устранены, в связи с этим данные требования удовлетворены обоснованно.
Вместе с тем, в резолютивной части по данному требованию суд сослался на п. 14.52 Инструкции, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп. Однако, как указано выше, положения названной Инструкции не распространяются на спорные правоотношения, поэтому в указанной части решение подлежит изменению, со ссылкой только на необходимость привести углы оборудования камер здания ЕПКТ в соответствие с требованиями «Приложения А» СП 308.1325800.2017.
Также обоснованно удовлетворены требования прокурора: привести размеры полотен откидных коек, установленных в камерах ЕПКТ, в соответствие с требованиями п. 12.3 приказа ФСИН России от 27.07.2007 № 407, которым утвержден Каталог «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России»; и оборудовать камеры штрафного изолятора здания ЕПКТ откидными металлическими койками со сплошным заполнением из досок, в соответствии с требованиями п. 12.4 названного Каталога;
Размеры полотен коек и их заполнение предусмотрено названными пунктами данного Каталога, утвержденного приказом ФСИН России от 27.07.2007 № 407, которым предписано начальникам территориальных органов ФСИН России обеспечить внедрение указанных в Каталоге изделий в учреждениях ФСИН России. В связи с изложенным, доводы жалобы ответчика о том, что требования данного приказа не распространяются на оборудование в ФКУ ИК-26, несостоятельны.
Также у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения требования оборудовать камеры штрафного изолятора здания ЕПКТ механизмами, обеспечивающими возможность фиксации откидных металлических коек в закрытом положении устройством, расположенным со стороны коридора, как того требуют «Приложение А» СП 308.1325800.2017, а также п. 12.4 Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», утвержденного приказом ФСИН России от 27.07.2007 № 407.
«Приложением А» СП 308.1325800.2017 предусмотрено, что в камерах ЕПКТ следует предусматривать откидные (одноярусные или двухярусные) металлические койки, закрывающиеся на замок или фиксирующиеся в закрытом положении устройством, расположенным со стороны коридора. Также названное «Приложение А» содержит требование о том, что в камерах ШИЗО, одиночных камерах, камерах ДИЗО следует предусматривать откидные (одноярусные или двухъярусные) металлические койки, закрывающиеся на замок или фиксирующиеся в закрытом положении устройством, расположенным со стороны коридора.
Выводы суда об удовлетворении также требования прокурора установить ограждения ниш дежурного и рабочего освещения, и средств видеонаблюдения металлическими решетками в соответствии с требованиями п. 16.3.9 СП 308.1325800.2017 и пунктов 7.1, 7.3, 7.4 вышеназванного Каталога, являются правильными, основанными на требованиях действующих норм.
В соответствии с п. 16.3.9 СП 308.1325800.2017 в спальных комнатах и спальных помещениях, камерах, палатах зданий медицинского назначения, одноместных помещениях безопасного места светильники рабочего и дежурного освещения, а также громкоговорители (ниши с громкоговорителями и светильниками дежурного освещения) следует ограждать металлическими решетками.
Пункты 7.1, 7.3, 7.4 Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», утвержденного приказом ФСИН России от 27.07.2007 № 407, также предусматривают необходимость в ограждении светильников рабочего и дежурного освещения.
Судом также обоснованно удовлетворены требования проложить подводку трубопроводов к санитарным приборам, размещаемым в камерных помещениях здания ЕПКТ скрыто, в соответствии с требованиями п. 19.2.4 СП 308.1325800.2017.
Согласно положениям п. 19.2.4 СП 308.1325800.2017 подводки трубопроводов к санитарным приборам палат зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камер прокладываются скрыто: трубопроводы водоснабжения - в штробах, трубопроводы канализации - бетонируются, при этом следует предусматривать надежную фиксацию крепежных элементов лючков сифонов, прочисток и ревизий.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, о том, что обязанность по выполнению данного требования не может быть возложена на ответчика, поскольку прокладка трубопроводов в стенах относится к работам при проектировании строительства новых зданий, а не уже существующих, не опровергают правильности выводов суда.
Как указано в п. 1.1. названного СП 308.1325800.2017 он распространяется не только на проектирование, строительство и реконструкцию, но и на капитальный ремонт зданий, помещений в исправительных учреждениях. Доказательств того, что данный вид работ осуществляется только при проектировании строительства новых зданий, ответчиком не представлено. Поэтому вышеприведенный довод жалобы ответчика основан на ошибочном толковании норм материального права.
Также обоснованно судом возложена обязанность на ответчика ФКУ ИК-26 смонтировать ограждения конструктивных элементов трубопровода системы отопления в соответствии с требованиями пунктов 16.3.8, 19.3.4 СП 308.1325800.2017.
В соответствии с п. 16.3.8 СП 308.1325800.2017 радиаторы отопления, трубопроводы отопления в палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камерах следует защищать кожухами из листового металла. Кожух трубопровода отопления допускается предусматривать в виде футляра прямоугольной формы с каркасом из металлического уголка и заполнением листовым металлом толщиной 3,0 мм.
Пунктом 19.3.4 СП 308.1325800.2017 предусмотрено, что нагревательные приборы в палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камерах, спальных комнатах и спальных помещениях общежитий со строгими условиями отбывания наказания должны располагаться под окнами и жестко закрепляться хомутами. Для исключения доступа осужденных, содержащихся в палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камерах, спальных комнатах и спальных помещениях общежитий со строгими условиями отбывания наказания к конструктивным элементам системы отопления необходимо предусматривать ограждение. Конструкция ограждений трубопроводов отопления и нагревательных приборов принимается с учетом требований п.16.3.8.
Все вышеприведенные требования прокурора основаны на положениях действующего с 21.04.2018 СП 308.1325800.2017, распространяющего свое действие на ответчика, который обязан привести помещения ЕПКТ в соответствие с указанным СП 308.1325800.2017 вне зависимости от проведенного в период с 01.11.2017 по 20.09.2018 капитального ремонта.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции находит необоснованными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении по следующим требованиям прокурора.
Прокурор просил обязать ответчика оборудовать камеры здания ЕПКТ светильниками рабочего освещения на потолке, в соответствии с требованиями пунктов 19.4.7 СП 308.1325800.2017, п.20.31 СП 17-02 Минюста России, а уровень освещенности камер привести в соответствие с п. 19.4.9 СП 308.1325800.2017.
В соответствии с п. 19.4.7 СП 308.1325800.2017 в спальных комнатах и спальных помещениях, камерах, палатах зданий медицинского назначения, одноместных помещениях безопасного места следует предусматривать рабочее и дежурное освещение.
Для дежурного освещения используются светильники (патроны) с компактными люминесцентными или светодиодными лампами, устанавливаемые над дверью, в камерах, палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, одноместных помещениях безопасного места - в нишах над дверным проемом.
Для рабочего освещения предусматриваются светильники, устанавливаемые на потолке. Тип ламп для рабочего освещения камер, в том числе рабочих камер, палат зданий медицинского назначения, спальных комнат и спальных помещений, одноместных помещений безопасного места (люминесцентные лампы, компактные люминесцентные лампы, светодиодные лампы и др.) следует определять заданием на проектирование.
Таким образом, указанным п. 19.4.7 СП 308.1325800.2017 предусматривается обязательное не только дежурное освещение, устанавливаемое над дверью, но и рабочее освещение, устанавливаемое на потолке. Ответчиками не отрицалось, что на потолке камер в здании ЕПКТ отсутствуют светильники.
Уровень освещенности камер определен п. 19.4.9 СП 308.1325800.2017, согласно которому освещенность камер, боксированных палат, палат стационаров зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ должна составлять 300 лк; рабочих камер - определяется при проектировании в зависимости от вида производимых работ; спальных комнат и спальных помещений общежитий, одноместных помещений безопасного места - 150 лк; прогулочных дворов - 20 лк. Освещенность палат стационаров зданий медицинского назначения, за исключением боксированных палат изоляторов и палат стационаров в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, определяется по требованиям СанПиН 2.1.3.2630.
Материалами дела, а именно протоколом измерений параметров искусственной освещенности от 15.10.2018 (т. 1 л.д.23) подтверждается несоответствие имеющегося уровня освещенности всех камер, уровню определяемого п. 19.4.9 СП 308.1325800.2017.
Таким образом, совокупностью доказательств подтверждается несоответствие рабочего освещения и уровня освещенности в камерах здания ЕПКТ ФКУ ИК-26, поэтому данные нарушения должны быть устранены. Выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения названных требований прокурора противоречат материалам дела и не основаны на законе. Указанные требования прокурора подлежат удовлетворению.
Ссылка ответчика на Приказ Минюста от 02.06.2003 № 130-дсп, в котором не оговаривается, каким образом должно быть рабочее освещение, а также предусматривается более низкий допустимый уровень освещенности, является несостоятельной, поскольку, как указывалось выше, положения названного Приказа Минюста от 02.06.2003 № 130-дсп не применимы к спорным правоотношениям.
Прокурором также заявлено требование привести вентиляцию камер здания ЕПКТ в соответствие с требованиями п. 19.3.6 СП 308.1325800.2017, обеспечив удаление воздуха из указанных помещений через санитарные узлы.
Как следует из п. 19.3.6 СП 308.1325800.2017, во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать:
- приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием;
- вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.
Магистральный воздуховод механической системы вентиляции следует прокладывать по общему коридору.
Удаление воздуха естественным путем следует предусматривать через внутристенные, пристенные вытяжные каналы (устраиваемые согласно требованиям 19.1.1), самостоятельные для каждого помещения. Внутристенные каналы следует располагать в стенах, разделяющих помещение камеры (палаты здания медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ) с общим коридором либо световым холлом. Устройство вентиляционных каналов в стенах, разделяющих палаты зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камеры, не допускается. Устройство вентиляционных каналов в стенах, ограждающих помывочные помещения бань-санпропускников, не допускается.
Удаление воздуха из палат зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камер, одноместных помещений безопасного места следует предусматривать через санитарные узлы этих помещений.
Поскольку доказательств соответствия вентиляции камер здания ЕПКТ вышеприведенным требованиям п. 19.3.6 СП 308.1325800.2017, ответчиком в материалы дела не представлено, а как указывалось выше, требования указанного Свода Правил распространяются на ФКУ ИК-26, в связи с этим требование прокурора привести вентиляцию камер здания ЕПКТ в соответствие с требованиями п. 19.3.6 СП 308.1325800.2017, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика о способах вентиляции со ссылкой на Приказ Минюста от 02.06.2003 № 130-дсп, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку названный приказ не применим к спорным правоотношениям.
Выводы суда о том, что указанные требования основаны на нормативном акте, вступившим в силу 21.04.2018, поэтому не применимы, являются ошибочными, не соответствующими нормам материального права.
Судебная коллегия также находит подлежащим удовлетворению требование прокурора осуществить монтаж в здании ЕПКТ разводящей сети горячего водоснабжения в соответствии с пунктами 19.2.1, 19.2.5 СП 308.1325800.2017, исходя из нижеследующего.
В силу п. 19.2.1 СП 308.1325800.2017 здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.
Согласно п. 19.2.5 СП 308.1325800.2017 подводку холодной и горячей воды следует предусматривать:
- к технологическому оборудованию, требующему обеспечения холодной и горячей водой;
- к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой [умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.];
- ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.
К зданиям дополнительных КПП [кроме здания дополнительного КПП, располагаемого на входе (въезде) в обособленную производственную зону] подводку холодной и горячей воды допускается не предусматривать.
Как следует из материалов дела, и не отрицалось представителями ответчиков, горячее водоснабжение в здании ЕПКТ отсутствует. Однако, исходя из норм действующего законодательства, введенного в действие с 21.04.2018, все здания исправительных учреждений (ИУ) должны быть оборудованы, в том числе и горячим водоснабжением к санитарно-техническим приборам (умывальникам, раковинам). Обстоятельство того, что при строительстве здания ЕПКТ горячее водоснабжение не предусматривалось, на что ссылается сторона ответчиков, не является основанием для освобождения ответчиков от обязанности осуществить действия по оборудованию горячим водоснабжением здание ЕПКТ, как того требует действующее в настоящее время законодательство.
Вывод суда о том, что капитальный ремонт окончен в рамках технического задания и оборудование горячим водоснабжением не предусмотрено, не исключает обязанности ответчиков в настоящее время выполнить требования обеспечения горячим водоснабжением здания ЕПКТ, предусмотренные действующим законодательством.
Требование прокурора оборудовать санитарные узлы всех камер здания ЕПКТ антивандальными (из нержавеющей стали) унитазами со сливными бачками и умывальниками со смесителями и чугунными сифонами в соответствии с требованиями п. 19.2.6 СП 308.1325800.2017, п. 20.6 СП 17-02 Минюста России, подлежат частичному удовлетворению.
Согласно п. 19.2.6 СП 308.1325800.2017 санитарные узлы палат зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, санитарные кабины камер необходимо оборудовать антивандальными (из нержавеющей стали) унитазами со сливными бачками и умывальниками, при этом допускается в зависимости от конструктивных особенностей прибора размещение сливного бачка в технической нише за пределами камеры (палаты). По заданию на проектирование допускается оборудование камер керамическими унитазами и умывальниками.
Изучив материалы дела, касающиеся вопросов членовредительства и порчи имущества, находящегося в камерах ЕПКТ лицами, находящимися в названных камерах (т. 1 л.д.168, 169, 177, т. 2 л.д.28-34), расположенного в ФКУ ИК-26, судебная коллегия полагает, что на ответчика ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области должна быть возложена обязанность по оборудованию санитарных кабин камер в здании ЕПКТ именно антивандальными (из нержавеющей стали) унитазами со сливными бачками и умывальниками. Действительно, по заданию на проектирование допускается оборудование камер керамическими унитазами и умывальниками, но при установленных по делу обстоятельствах, оборудование керамическими унитазами и умывальниками не отвечает требованиям обеспечения безопасности жизни и здоровья находящихся в них лиц, а также сохранности санитарно-технического оборудования в камерах.
Вместе с тем, установка умывальников со смесителями и чугунными сифонами была предусмотрена п. 20.6 СП 17-02 Минюста России, который, как указывалось выше, не применим к спорным правоотношениям, поэтому в данной части требование прокурора не подлежит удовлетворению.
Также судебная коллегия полагает подлежащим удовлетворению требование прокурора разместить в здании ЕПКТ санпропускник в соответствие с п. 14.4.4, п. 5 таб. 14.4 СП 308.1325800.2017.
В соответствии с п. 14.4.4 СП 308.1325800.2017 в состав режимного корпуса ЕПКТ должен входить санпропускник.
В связи с вышеизложенным требованием названного п.14.4.4 доводы ответчиков о том, что все осужденные по прибытии в ЕПКТ проходят санитарную обработку, не является безусловным основанием для освобождения ответчиков от обязанности по исполнению требований действующего законодательства.
Вывод суда о том, что данные требования предусмотрены нормативным актом, вступившим в силу 21.04.2018, поэтому исковые требования не подлежат удовлетворению, является ошибочным, не основанным на нормах материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о финансировании его деятельности из средств федерального бюджета не могут освободить ФКУ ИК-26 от выполнения работ, обеспечивающих соблюдение требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных правовых актов, регулирующих условия содержания осужденных.
При определении сроков для исполнения ответчиком ФКУ ИК-26 возложенных на него обязанностей, судебная коллегия, учитывая объем, характер работ по устранению выявленных нарушений, соглашается со сроками, установленными решением суда первой инстанции, полагая, что судом оценена вся совокупность необходимых к соблюдению условий для исполнения решения суда, в связи с чем определенные судом сроки для исполнения возложенных обязанностей на ответчика ФКУ ИК-26, являются достаточными.
При определении сроков, возложенных на ответчика обязанностей с учетом выводов суда апелляционной инстанции: по оборудованию камер здания ЕПКТ светильниками рабочего освещения на потолке и обязанности провести вентиляцию камер здания ЕПКТ, судебная коллегия полагает достаточным определить срок для выполнения данных обязанностей – один год со дня вступления решения суда в законную силу. Для выполнения обязанностей по осуществлению монтажа разводящей сети горячего водоснабжения, оборудования санитарных узлов всех камер здания ЕПКТ антивандальными унитазами и умывальниками, а также обязанности разместить в здании ЕПКТ санпропускник – судебная коллегия считает необходимым определить срок – в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора, в случае недостаточности у ФКУ ИК-26 собственных денежных средств для исполнения возложенных на него настоящим решением обязанностей, для возложения на ответчиков ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование вышеназванных мероприятий, при этом необходимо учитывать следующее.
Согласно абз. 5 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные органы, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.
По искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Пунктом 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В силу ст. 9 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
В силу приведенных положений и разъяснений закона главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, является ФСИН России. Следовательно, при недостаточности у ФКУ ИК-26 ГУФСИН по Свердловской области средств, субсидиарную ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и соответствующий территориальный орган - ГУФСИН России по Свердловской области. В связи с чем решение суда в указанной части об отказе в возложении на ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области обязанности организовать финансирование вышеуказанных мероприятий, подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении указанных требований прокурора.
Решение суда в части взыскания с ответчика ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области в доход местного бюджета государственной пошлины 300 рублей подлежит отмене, как несоответствующее положениям норм материального и процессуального права.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. п. 4, 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ФСИН России входит в систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапированию, конвоированию, а также контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Эти государственные полномочия в силу п. 5 Положения о ФСИН, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет как непосредственно, так и через учреждения, исполняющие наказания.
Согласно вышеприведенным законоположениям ИК-26 ГУФСИН по Свердловской области относится к числу органов исполнения наказания, входящих в структуру ФСИН России, а, следовательно, являясь ответчиком по настоящему делу в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части, поэтому решение суда подлежит отмене в части в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 20.03.2019 изменить в части возложения обязанности на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 26 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу, указав привести углы оборудования камер здания ЕПКТ в соответствие с требованиями «Приложения А» СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования».
Решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 20.03.2019 отменить в части, дополнив резолютивную часть решения следующим содержанием:
Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 26 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
- оборудовать камеры здания ЕПКТ светильниками рабочего освещения на потолке, в соответствии с требованиями пунктов 19.4.7 СП 308.1325800.2017, а уровень освещенности камер привести в соответствие с п. 19.4.9 СП 308.1325800.2017;
- привести вентиляцию камер здания ЕПКТ в соответствие с требованиями п. 19.3.6 СП 308.1325800.2017.
Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 26 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу:
- осуществить монтаж в здании ЕПКТ разводящей сети горячего водоснабжения в соответствии с пунктами 19.2.1, 19.2.5 СП 308.1325800.2017;
- оборудовать санитарные узлы всех камер здания ЕПКТ антивандальными (из нержавеющей стали) унитазами со сливными бачками и умывальниками в соответствии с требованиями п. 19.2.6 СП 308.1325800.2017;
- разместить в здании ЕПКТ санпропускник в соответствии с п. 14.4.4, п. 5 таб. 14.4 СП 308.1325800.2017.
При недостаточности у Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 26 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» собственных денежных средств для выполнения обязательств по приведению камерных помещений здания ЕПКТ в соответствие с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, возложить на Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации и Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование вышеуказанных мероприятий.
Решение суда в части взыскания с ответчика Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 26 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 300 рублей – отменить.
В остальной части это же решение суда оставить изменения, апелляционное представление Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и апелляционную жалобу ответчика Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 26 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Г. Седых
Судьи: Г.С. Хайрова
К.А. Федин