Председательствующий: Васильева Т.А. Дело № 33-2632/2020
№ 2-97/2020
55RS0007-01-2019-006635-30
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 22 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Дзюбенко А.А.,
судей Ивановой В.П., Харламовой О.А.,
при секретаре Тимофеевой А.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ответчика Администрации г. Омска ФИО1, представителя ответчика департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Омска от <...>, которым Администрация <...> обязана осуществить финансирование проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого <...>.
Заслушав доклад судьи областного суда Дзюбенко А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратилась в суд в интересах собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, с иском к Администрации города Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска о возложении обязанности по финансированию капитального ремонта многоквартирного дома. В обоснование указала, что является собственником <...> многоквартирном доме по адресу: г<...>. Указанный многоквартирный дом был построен в <...> году, и к моменту первой приватизации жилого помещения в нем нуждался в проведении капитального ремонта, поскольку фактический срок эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома на момент приватизации первой квартиры составил 19 лет, что превышает продолжительность их эксплуатации. Однако, ответчик ремонтные работы не производил, что привело к тому, что в настоящее время многоквартирный дом находится в неудовлетворительном состоянии.
С учетом уточнений исковых требований просила обязать Администрацию <...> произвести финансирование проведения капитального ремонта согласно части 3 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации за счет средств соответствующего бюджета путем перечисления денежных средств на специальный счет дома № № <...> Омском РФ АО «Россельхозбанк» для проведения следующих видов работ: ремонт внутридомовых инженерных систем: горячего и холодного водоснабжения (трубопроводы), электроснабжения (сеть дежурного освещения, кроме вводного распределительного устройства), теплоснабжения (отопление по открытой схеме); ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (ремонт отмостки и окраска стен водными составами); ремонт фасада (система водоотвода, герметизирование стыков панелей наружных стен и окраска цоколя). Также просила взыскать в пользу истицы расходы за составление отчета специалиста 30 000 руб. и расходы по оплате госпошлины 400 руб.
В судебном заседании истец ФИО3 и ее представители ФИО4 и ФИО5 уточненные исковые требования поддержали.
В судебном заседании представитель ответчиков Администрации <...> и Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО2 исковые требования не признала. Представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что истцом не представлено доказательств того, что на момент первой приватизации имущество спорного дома требовало проведения капитального ремонта, а также доказательств включения многоквартирного дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда. Полагала, что собственники жилых помещений обязаны нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома.
В судебном заседании представитель третьего лица управляющей компании ООО «Уют-Центр» ФИО4 полагал исковые требования обоснованными.
Представитель третьего лица Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов ФИО6 заявленные истцом требования полагала обоснованными. Представила пояснения в письменном виде, в которых указала, что собственниками помещений в многоквартирном доме было принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со счета регионального оператора на специальный счет, владельцем которого является региональный оператор.
Судом постановлено решение, которым Администрация <...> обязана осуществить финансирование проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого <...> в части следующих элементов: внутридомовых инженерных систем: горячего и холодного водоснабжения (трубопроводы), электроснабжения (сеть дежурного освещения, кроме вводного распределительного устройства), теплоснабжения (отопление по открытой схеме); ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (ремонт отмостки и окраска стен водными составами); ремонт фасада (система водоотвода, герметизирование стыков панелей наружных стен и окраска цоколя), путем перечисления денежных средств на специальный счет дома № № <...>
Взысканы с Администрации г. Омска в пользу ФИО3 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг специалиста 30 000 рублей.
Возвращена ФИО3 излишне уплаченную государственная пошлина в сумме 100 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации г. Омска ФИО1 просит отменить решение суда и принять по делу новое, которым отказать в удовлетворении иска. Отмечает, что приватизация первого жилого помещения в многоквартирном доме была осуществлена до того, как многоквартирный дом был включен в муниципальную собственность. Указывает на отсутствие доказательств, подтверждающих включение дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда. Считает, что на момент первой приватизации многоквартирный дом не нуждался в проведении капитального ремонта. Также указывает, что к моменту начала приватизации минимальные сроки эксплуатации общего имущества многоквартирного дома не истеки. Полагает, что представленный истцом отчет обследования многоквартирного дома не является надлежащим доказательством, подтверждающим состояние конструктивных элементов дома на день первой приватизации. Считает, что указанный отчет составлен по иному спору и не имеет значения для разрешения настоящего дела. Также указывает на частичное удовлетворение исковых требований, которое являлось основанием для пропорционального взыскания судебных расходов. Полагает, что собственники помещений в многоквартирном доме должны нести расходы на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области.
В апелляционной жалобе представитель департамента городского хозяйства Администрации города Омска ФИО2 приводит доводы, аналогичные тем, на которые в своей апелляционной жалобе ссылается представитель Администрации г. Омска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.
Изучив материалы дела, выслушав истца ФИО3, представителя истца ФИО4, представителя ответчика Администрации г. Омска ФИО1, представителя ответчика Департамента городского хозяйства Администрации г.Омска ФИО2, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО3 на основании договора приватизации от <...> является собственником в праве общей совместной собственности на <...>, расположенную в <...> в г. <...>.
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений в форме очно-заочного голосования от <...> в многоквартирном <...>, оформленным протоколом № <...>, собственниками помещений в указанном доме принято решение о наделении истца полномочиями на обращение в суд с иском к ответчику о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (л.д.11-38 т.1).
Из представленной по запросу суда копии инвентаризационного дела, в частности технического паспорта на жилой <...> видно, что <...> года постройки, ввод в эксплуатацию <...>., число этажей – 5, крупнопанельный, общая полезная площадь дома 5033,6 кв.м., из них полезная площадь жилых помещений 4558,8 кв. м., в том числе жилой площади 3087,0 кв.м. (л.д. 73-109,163-169 т.2).
Из материалов дела следует, что <...> возведен в <...>, капитальный ремонт дома не проводился.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирного дома - это проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 указанного Закона относится, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт крыш, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах, утепление и ремонт фасадов.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В Омской области функции регионального оператора возложены на некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее – Фонд), действующий на основании Устава от <...>№ <...>, согласно которому, Фонд является специализированной некоммерческой организацией – юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда в соответствии с распоряжением Правительства Омской области от <...>№ <...>-рп «О создании некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, - региональным оператором (л.д. 216-223, т. 2).
Статья 182 ЖК РФ предусматривает, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Многоквартирный <...>, расположенный по адресу: <...> включен в региональную программу, утвержденную постановлением Правительства Омской области от <...>№ <...>-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на <...> годы» (л.д.153-157 т.2). На плановый период выполнения работ по капитальному ремонту <...> годы, видами работ определены разработка проектной документации, капитальный ремонт крыши. С <...> фонд капитального ремонта формируется собственниками на специальном счете, владельцем которого является Региональный оператор (л.д. 106 т.1, л.д. 115 т.2).
Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Документы на открытие специального счета переданы в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, что подтверждено суду Фондом (л.д.106 т.1) и денежные средства формируются с <...> на отдельном специальном счете МКД, владельцем которого является Региональный оператор.
Доводы апелляционных жалоб о том, что капитальный ремонт дома должен проводиться в соответствии с указанной региональной программой, подлежат отклонению.
Федеральным законом от <...> № 399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» было внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем.
В соответствии с частью 1 ст. 190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта (ч. 2).
Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч. 3).
Обязательство бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт. Средства фонда капитального ремонта, формируемого собственниками помещений в многоквартирном доме, используются на проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта (ч. 4).
Собственники помещений в многоквартирном доме должны быть проинформированы в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, об исполнении бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также о положениях части 4 настоящей статьи (ч. 5).
Собственники помещений в многоквартирном доме участвуют в принятии работ, выполненных в рамках исполнения обязанности бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта в соответствии с настоящей статьей, в порядке, предусмотренном для принятия работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе подписывать соответствующие акты, определяется решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6).
Из материалов дела следует, что <...> возведен в <...> году, капитальный ремонт дома не проводился.
Таким образом, у Администрации города Омска, как у бывшего наймодателя, в соответствии с указанной нормой имеется обязанность по финансированию работ по проведению капитального ремонта, в которых дом нуждался на дату первой приватизации.
Доводы апелляционных жалоб о том, что судом не учтено, что в собственность муниципального образования городской округ <...> Омской области дом передан позже, чем началась приватизация жилых помещений, подлежат отклонению.
Согласно данным, предоставленным БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации», первая приватизация квартир в <...> была произведена в <...> (л.д. 62-72 т. 2).
Согласно письму департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от <...>, в реестре муниципального имущества <...> по адресу: <...> учитывался пятиэтажный жилой дом, общей площадью 4778,4 кв. м., <...> года постройки, включенный в состав муниципальной собственности <...> на основании Решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от <...>№ <...> «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска». По результатам инвентаризации домостроения на наличие приватизированных жилых помещений вышеуказанный жилой дом распоряжением департамента исключен из реестра <...> (л.д. 132 т.2).
В соответствии со ст. 128 Жилищного кодекса РСФСР (далее по тексту – ЖК РСФСР), действовавшего до <...>, граждане, имеющие в личной собственности жилой дом, квартиру, обязаны обеспечивать его сохранность, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, содержать в порядке придомовую территорию.
Статьей 141 ЖК РСФСР, действовавшей до <...>, было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Согласно ст. 681 Гражданского кодекса РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от <...>№ <...> приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность наймодателем исполнена не была.
Согласно ст.ст. 14, 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Аналогичные полномочия исполнительного органа местного самоуправления - Администрации города Омска предусмотрены и пунктом 6 ч. 1 ст. 9 Решения Омского Городского совета от 20 сентября 1995 № 92 «Об Уставе города Омска» - к вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся: обеспечение проживающих в городе Омске и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ, на органы местного самоуправления возложено осуществление муниципального жилищного контроля, а так же утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Статьей 6 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым, в том числе, относятся владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; содержание и использование муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
Таким образом, на основании п. 1 ст. 14 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исключительной компетенцией администрации <...> как распорядительно-исполнительного органа муниципального образования, является обязанность при осуществлении мероприятий по приватизации гражданами занимаемых жилых помещений, провести капитальный ремонт многоквартирного дома, в случае его нуждаемости в таком ремонте, вне зависимости от того, какому хозяйствующему субъекту, либо его правопреемнику, принадлежал этот дом раньше.
Названный жилой дом был принят Администрацией <...>, несмотря на необходимость ремонта конструктивных элементов домостроения, в таком состоянии, как он был. По этой причине дата первой приватизации квартиры в многоквартирном доме – <...> – не может повлиять на существо оспариваемого судебного акта.
Доводы апелляционных жалоб о том, что истцом не представлено доказательств включения дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда, подлежат отклонению.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от <...>№ <...>-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положения статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации» поскольку проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме предполагает финансовое обеспечение соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, законодательное определение механизма реализации соответствующей обязанности бывшего наймодателя предполагает соблюдение принципов правовой определенности, реальности публично-правовых обязательств и целевого использования бюджетных средств. Руководствуясь указанными принципами, а также учитывая переход в частную собственность граждан в порядке приватизации значительного числа жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах государственного и муниципального жилищных фондов, и бессрочный характер самой приватизации, федеральный законодатель связал данную обязанность, в частности, с таким условием, как нуждаемость многоквартирного дома в проведении капитального ремонта до даты приватизации первого жилого помещения в нем, что подтверждается включением этого многоквартирного дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату (часть 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Подобный подход, основанный на разграничении публичной по своей правовой природе обязанности бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов и возлагаемого на собственников помещений в таких домах бремени содержания принадлежащего им общего имущества, позволяет определить объем бюджетных средств, необходимых для финансирования оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в конкретном многоквартирном доме.
То есть, факт включения многоквартирного дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, является доказательством нуждаемости многоквартирного дома в проведении капитального ремонта до даты приватизации первого жилого помещения в нем.
Доказательств наличия таких планов и отсутствия в них многоквартирного дома в материалах дела нет.
Вместе с тем, Администрацией г. Омска, Администрацией САО г. Омска и департаментом городского хозяйства администрации г. Омска сведения о включении дома в программу капитального ремонта не представлены в связи с несохранением архивного фонда. В материалы дела представлен ответ департамента городского хозяйства администрации г. Омска о том, что сведения о включении многоквартирного <...> в план капитального ремонта жилищного фонда на дату приватизации первого жилого помещения в МКД в департаменте отсутствуют (л.д. 126 т. 1, л.д. 176, 225,227 т.2); аналогичный ответ дан Администрацией г. Омска об отсутствии информации о включении вышеуказанного МКД в график (планы) выполнения работ по капитальному ремонту и Администрацией САО г. Омска (л.д.137 т.2).
То есть, ответчиком по делу не обеспечена сохранность доказательств, которыми должны устанавливаться юридически значимые обстоятельства по делу.
Вместе с тем, заключением специалиста, представленным истцом, подтверждена нуждаемость дома в капитальном ремонте на дату первой приватизации жилого помещения.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб о том, что истцом не доказана нуждаемость дома на момент первой приватизации в капитальном ремонте, подлежат отклонению.
Так, <...> ООО «Архбюро 91» по заказу управляющей компании ООО «Уют - Центр» проведено обследование общего технического состояния конструкций многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, по результатам которого составлен технический отчет № <...> (л.д. 41-88 т.1) с дополнениями от <...>. Данное исследование проведено начальником отдела ООО «Архбюро 91» Ж.В.В. с привлечением иных сотрудников ООО «Архбюро 91», а именно главного инженера проектов П.П.В., инженера II категории Ш.М.В. и ведущего инженера И.А.Е. (т. 1 л.д. 44).
Из вышеуказанного заключения следует, что специалистами в многоквартирном доме зафиксированы, в том числе, массовое повреждение трубопроводов системы центрального отопления (стояков и магистралей); полное расстройство системы холодного водоснабжения; неисправность системы горячего водоснабжения; повреждения изоляции магистральных сетей системы электрооборудования; полная утрата свойств защиты от дождевой воды отмостки (т. 1 л.д. 63-64).
По итогам проведенного исследования специалист ООО «Архбюро 91» Ж.В.В. пришел к выводу о необходимости проведения следующих ремонтных работ: расшивка и восстановление межпанельных швов наружных стен (герметизирование стыков панелей наружных стен); ремонт подвальных помещений (восстановление отмостки на 100% площади для обеспечения отвода паводковых и дождевых вод); полная замена внутридомовых инженерных систем: горячего и холодного водоснабжения (магистрали, трубопроводы); замена электроснабжения (сеть дежурного освещения, кроме вводного распределительного устройства); теплоснабжения (отопление по открытой схеме) (т. 1 л.д. 65-66).
В техническом отчете, а также в дополнительных письменных пояснениях к нему специалистом ООО «Архбюро 91», представленных в материалы дела по запросу судебной коллегии, было указано на то, что система водоотвода фасада многоквартирного дома находится в нерабочем состоянии, в связи с чем требуется ее полная замена, включающая в себя, в том числе, установку водосточных лотков, воронок и труб на фасаде (т. 1 л.д. 66).
В силу п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада.
Виды работ по капитальному ремонту раскрываются и уточняются в содержании Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Законом № 185-ФЗ, утвержденных Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» <...>.
В соответствии с данными рекомендациями капитальный ремонт зданий - замена или восстановление отдельных частей или целых конструкций (за исключением полной замены основных конструкций, срок которых определяет срок службы многоквартирного дома в целом) и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением, а также устранение, в необходимых случаях, последствий функционального (морального) износа конструкций и проведения работ по повышению уровня внутреннего благоустройства, т.е. проведение модернизации зданий. Капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или всех систем инженерного оборудования, установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома (пункт 1.3).
Рекомендуемый перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, существенно влияющих на условия комфортности и безопасности проживания граждан, приведен в таблице 2.3 Методических рекомендаций и включает в себя, в том числе, ремонт или замену инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, системы отопления, системы электроснабжения, ремонт или замену системы водоотвода (свесы, желоба, разжелобки, лотки) с заменой водосточных труб и изделий (наружных и внутренних); ремонт отмостки; ремонт и восстановление герметизации горизонтальных и вертикальных стыков стеновых панелей крупноблочных и крупнопанельных зданий.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительному и жилищно-коммунальному комплексу от <...>№ <...> (далее - Правила № <...>), определены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, в том числе перечни работ, относящихся к текущему ремонту (приложение № <...>), и работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение № <...>).
Согласно п. 2.4.2 Правил № <...> при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении № <...> к Правилам № <...>.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <...>№ <...>-ст утвержден ГОСТ Р № <...>. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования, в соответствии с пунктом 3.1 которого текущий ремонт - это комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает 30% от ремонтируемого имущества.
Согласно пункту 3.13 ГОСТ Р 51929-2014 капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома - это комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту) потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций многоквартирного дома на аналогичные или иные улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт.
Системно толкуя приведенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действующее правовое регулирование предусматривает возможность осуществления в отношении строительных конструкций и иных элементов общего имущества многоквартирного дома как текущего, так и капитального ремонта, разграничивая указанные виды ремонта в зависимости и от характера работ и от объема выполненных работ.
В техническом отчете, а также в дополнительных письменных пояснениях к нему специалистами ООО «Архбюро 91» отмечается, что с учетом состояния конструктивных элементов многоквартирного дома, требуется проведение их капитального ремонта.
Содержание заключения специалиста полностью соответствует положениям ст.25 Федерального закона от <...> № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Оценивая допустимость заключения специалиста, суд первой инстанции обоснованно учел, что его выводы основаны на результатах непосредственного анализа технической документации с осмотром объекта недвижимости, результаты исследования четко и ясно отражены в исследовательской части заключения в форме, свидетельствующей о необходимом и достаточном уровне профессиональных знаний, итоговые выводы сделаны на основе опыта специалиста, научных и практических данных.
Исследовав заключение специалиста, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии заключения и его результатов требованиям ГПК РФ, поскольку оно содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованный ответ на поставленные вопросы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что не доверять представленному заключению (техническому отчету с дополнениями к нему) оснований не имеется.
Согласно представленным в материалы дела документам, подтверждающим образование (квалификацию) специалистов ООО «Архбюро 91», Ж.В.В. имеет квалификацию инженера-строителя и включен в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования; П.П.В. является инженером по специальности «Городское строительство и хозяйство» и включен в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования; Ш.М.В. присвоена квалификация магистра по направлению подготовки Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии; И.А.Е. присвоена квалификация инженера путей сообщения – электромеханика и инженера-строителя. Кроме того, ООО «Архбюро 91» является членом Саморегулируемой организации Ассоциация «Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири» (т. 1 л.д. 69).
Доводы апелляционных жалоб о том, что выводы специалиста, изложенные в отчете, основаны лишь на предположениях, поскольку осмотр проведен и отчет составлен лишь в <...> году, подлежат отклонению. Каких-либо мотивированных возражений по представленному отчету с дополнениями сторонами не заявлено. Правом ходатайствовать о проведении по делу судебной экспертизы, стороны не воспользовались. Оценив представленные истцом доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу возможности принять его в качестве допустимого доказательства.
Таким образом, суд находит установленным, что на момент передачи квартир в собственность граждан, то есть на момент возникновения долевой собственности, указанный жилой дом требовал капитального ремонта выборочно в части некоторых элементов.
Доводы апелляционных жалоб о том, что не имеется оснований полагать, что к началу приватизации в доме истекли минимальные сроки эксплуатации общего имущества, установленные в приложении к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)», утвержденному приказом Госкомархитектуры от <...>№ <...>, подлежат отклонению.
Ведомственные строительные нормы 58-88 (р) являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий. При планировании работ по капитальному ремонту периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемыми приложениями, в которых установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации многоквартирных домов, а также отдельных элементов многоквартирных домов, то есть такой срок эксплуатации, по истечении которого необходимо проведение капитального ремонта. Сроки проведения капитального ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться, с учетом рекомендуемых сроков минимальной продолжительности эффективной эксплуатации, их истечение является основанием для оценки стояния конструктивных элементов здания, принятия соответствующих мер к планированию ремонтных работ и устранению имеющихся недостатков, поскольку предполагается, что по истечении данных сроков такие работы необходимы.
Так, согласно положениям Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» продолжительность эксплуатации указанного здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет (приложение № <...>).
Приложением № <...> к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)», утвержденному приказом Госкомархитектуры от <...>№ <...>, действующему в настоящее время, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов до проведения капитального ремонта, используемая в указанном выше техническом заключении и применяемая согласно ГОСТ Р 53778-2010 года «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <...>№ <...>-ст).
Из Приложения № <...> ВСН 58-88 (р) следует, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) трубопроводов ГВС по открытой схеме теплоснабжения и ХВС из газовых черных труб (15 лет), центральное отопление открытая схема (15 лет), электрооборудование сети дежурного освещения (10 лет), ремонт отмостки (10 лет), окраска стен водными составами (4-5 лет), система водоотвода по фасаду (10 лет), окраска цоколя наружная отделка (3-8 лет), герметизирование стыков панелей наружных стен (8-15 лет).
Согласно ответу ООО «Уют-Центр» в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, горячее водоснабжение осуществляется по открытой схеме из газовых черных труб.
С учетом представленного отчета специалиста, года возведения здания - <...> год, периода возникновения долевой собственности - <...> год, приема дома в муниципальную собственность, а также параметров, указанных в Приложении № <...> к Положению ВСН 58-88 (р), предусматривающих минимальную продолжительность эксплуатации элементов здания, используемых в представленном техническом заключении путем указания «периодов минимальной продолжительности эксплуатации элементов жилого здания до капитального ремонта» и «фактического срока службы элементов жилого здания», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на ответчика – Администрацию г. Омска подлежит возложению обязанность по финансированию капитального ремонта в объеме тех элементов здания, фактический срок эксплуатации которых превысил предусмотренные ВСН 58-88 (р) периоды эксплуатации на момент первой приватизации квартир, то есть, в данном случае превысил 19 лет, с учетом положений ст. 166 ЖК РФ, во взаимосвязи с ст.ст. 190, 190.1 ЖК РФ.
В указанной связи, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений указанного дома в части следующих элементов: внутридомовых инженерных систем: горячего и холодного водоснабжения (трубопроводы), электроснабжения (сеть дежурного освещения, кроме вводного распределительного устройства), теплоснабжения (отопление по открытой схеме); ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (ремонт в части отмостки); ремонт фасада (система водоотвода, герметизирование стыков панелей наружных стен).
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности по финансированию работ по окраске стен подвальных помещений водными составами и по окраске цоколя.
Так, из материалов дела, в том числе из представленного истцом технического отчета ООО «Архбюро 91», не усматривается необходимость в проведении работ по окраске стен подвальных помещений водными составами, а также работ по окраске цоколя многоквартирного дома. Применительно к обстоятельствам настоящего дела капитальный ремонт фасада многоквартирного дома ограничен ремонтом системы водоотвода и герметизированием стыков панелей наружных стен; ремонт подвального помещения предполагает выполнение работ по обустройству отмостки многоквартирного дома.
Приложением № <...> к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от <...>№ <...>, определено, что окраска фасадов включена в перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Из содержания разделов IV и V Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от <...> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» усматривается, что работы по окраске стен подвала, а также фасада (а именно цоколя) многоквартирного дома могут быть осуществлены в рамках капитального ремонта фасадов и подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Однако, принимая во внимание, что проведение каких-либо иных работ, связанных с капитальным ремонтом фасада (а именно цоколя) (например, ремонт штукатурки (фактурного слоя)), а также внутреннего пространства подвального помещения (например, ремонт участков стен подвала) многоквартирного дома, расположенного по адресу: г<...>, не требуется, оснований для возложения на ответчика обязанности по финансированию самих по себе работ по окраске стен подвальных помещений водными составами, а также работ по окраске цоколя многоквартирного дома не имеется. В отсутствие необходимости выполнения работ, связанных с непосредственным капитальным ремонтом наружных стен многоквартирного дома и стен подвальных помещений, работы по окраске цоколя многоквартирного дома и стен подвальных помещений являются работами текущего ремонта и подлежат осуществлению вне рамок капитального ремонта многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах постановленное решение суда подлежит отмене в части возложения на ответчика обязанности по финансированию работ по окраске стен водными составами в рамках ремонта подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, и окраске цоколя многоквартирного дома.
Порядок и условия финансирования за счет средств бюджета <...> оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения находится в стадии разработки органом местного самоуправления.
Исходя из положений Постановления Правительства Омской области от <...>№ <...>-п (ред. от <...>) «Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области», в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона Омской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области» Правительством Омской области установлен размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области (далее - общее имущество), которая может оплачиваться специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества, за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества.
Указанное полностью согласуется с положениями ч. 4 ст. 190 ЖК РФ, согласно которой, размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.
В указанной связи суд первой инстанции обоснованно обратил внимание на необходимость учета стороной ответчика при исполнении настоящего решения приведенных выше положений Постановления Правительства Омской области от <...>№ <...>-п.
Доводы апелляционных жалоб о том, что расходы по составлению отчета подлежат взысканию с ответчика пропорционально, подлежат отклонению.
Из материалов дела следует, что <...> за составление технического отчета (заключения специалиста) от ФИО3 было принято в кассу ООО «Уют – Центр» 30 000 рублей, что подтверждается квитанцией к ПКРО № <...> (л.д. 8 т.1), которые <...> были перечислены ООО «Уют – Центр» в ООО «Архбюро 91» в указанной сумме 30000 руб. (л.д. 9 т.1).
Предметом рассмотренного в настоящем деле иска являются требования иска имущественного характера, не подлежащего оценке – о возложении обязанности по проведению капитального ремонта.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...>№ <...> «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) не подлежат применению при разрешении иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения).
В связи с изложенным, расходы по оплате услуг специалиста ООО «Архбюро 91» судом первой инстанции верно взысканы с Администрации г. Омска в пользу истца с учетом положений ст.ст. 88, 94, 98 ГПК РФ в полном объеме.
В соответствии п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановленное решение подлежит отмене в части возложения на Администрацию <...> обязанности осуществить финансирование проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого <...> в части следующих элементов: окраски стен водными составами в рамках ремонта подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, ремонта фасада в части окраски цоколя.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от <...> отменить в части возложения на Администрацию <...> обязанности осуществить финансирование проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого <...> в части следующих элементов: окраски стен водными составами в рамках ремонта подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, ремонта фасада в части окраски цоколя.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчика Администрации г. Омска ФИО1, представителя ответчика департамента городского хозяйства Администрации г. Омска ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи