Дело №33-2890/2022 Докладчик: Клокова Н.В.
(суд 1 инст. №2-993/2022) Судья: Фомина А.В.
УИД: 33RS0001-01-2022-001104-79
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой Д.В.,
судей Клоковой Н.В., Фирсовой И.В.,
при секретаре Рачковой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире
10 августа 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе государственного казенного учреждения **** «Центр занятости населения ****» на решение Ленинского районного суда города Владимира от 29 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Клоковой Н.В., выслушав представителя истца
ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
государственное казенное учреждение **** «Центр занятости населения ****» (далее по тексту - ГКУ ВО «Центр занятости населения ****») обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2 о взыскании пособия по безработице, полученного обманным путем, за период с **** по **** в размере 58 460 руб. 53 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что ****ФИО2 через сайт «Работа в России» обратилась в ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» для получения государственной услуги в сфере трудоустройства, где была поставлена на учет в целях поиска подходящей работы. Впоследствии ФИО2 была признана безработной со дня обращения на основании приказа ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» от ****. Ответчик в сведениях о себе указала, что не имеет работы, а также не выполняет работы по договору гражданско-правового характера на момент обращения. ФИО2 было назначено пособие по безработице на период с **** по ****. **** в ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» Пенсионным фондом Российской Федерации были представлены сведения, из которых установлено, что на дату обращения в Центр занятости (****) ФИО2 была трудоустроена в ООО «Центр БДД». **** изданы соответствующие приказы о снятии ФИО2 с регистрационного учета в целях подходящей работы (в качестве безработного) и прекращения выплат пособия по безработице с ****.
Учитывая, что за период с **** по ****ФИО2 выплачено пособие по безработице в сумме 58 881 руб. 53 коп., которое подлежит взысканию в пользу истца, поскольку получено ею в нарушение требований Закона Российской Федерации от ******** «О занятости населения в Российской Федерации». Требования истца о возвращении полученных денежных средств исполнены ответчиком в части на сумму 421 руб. В связи с чем, просит взыскать с ФИО2 – 58 460 руб.53 коп.
Представитель истца ГКУ ВО «Центр занятости населения ****», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Ответчик ФИО2, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, обеспечив явку представителя.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. В обоснование возражений пояснила, что **** в ****ФИО2 было подано заявление через Госуслуги в ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» о предоставлении государственной услуги содействие гражданам в поиске подходящей работы. ФИО2 не было известно о том, что данное заявление нельзя подавать в день увольнения, какого-либо умысла ввести в заблуждение истца у ФИО2 не было. Получив уведомление о возврате незаконного полученного пособия по безработице, ФИО2 произвела возврат полученной суммы за 1 день (****) 421 руб. Оставшаяся часть суммы получена ею на законных основаниях и возврату не подлежит.
Представитель третьего лица Департамента труда и занятости ****, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Ленинского районного суда **** от **** государственному казенному учреждению **** «Центр занятости населения ****» отказано в удовлетворении исковых требований к ФИО2 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице.
В апелляционной жалобе представитель истца ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым взыскать с ФИО2 незаконно полученное пособие по безработице в размере 58 460 руб. 53 коп. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает, что судом не дана надлежащая оценка заявлению ответчика, поданному в электронной форме в ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» ****, из которого следует, что ФИО2 при его заполнении заведомо внесла недостоверные сведения, а именно, указала дату увольнения - ****, хотя она была уволена ****, о чем ей достоверно было известно. Данное обстоятельство, по мнению представителя истца, опровергает вывод суда о добросовестности действий ответчика и подтверждает правомерность ее снятия с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы и прекращения выплаты пособия по безработице.
Ответчиком поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых представителем ответчика указано на несостоятельность доводов, изложенных в ней.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик ФИО2, представитель третьего лица - Департамента труда и занятости ****, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, сведений об уважительности причин неявки суду апелляционной инстанции не представили, ходатайство об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу, на основании положений ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в их отсутствие.
В соответствии с ч.ч.1-2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Проверив законность и обоснованность решения суда в рамках доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Конституцией Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека (пункт 1 статьи 7); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (пункт 2 статьи 7).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о занятости населения).
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона о занятости населения).
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона о занятости населения).
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.Порядок и условия признания граждан безработными установлены
в статье 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (пункт 2).
Пунктом 3 статьи 3 Закона о занятости населения установлено, что безработными не могут быть признаны граждане, представившие недостоверные данные для признания их безработными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее по тексту - Временные правила), в соответствии с пунктом 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно пункту 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (пункт 3 Временных правил).
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (пункт 9 Временных правил).
Исходя из пункта 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В силу подпункта «д» пункта 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 № 891, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Из материалов дела следует, что ****ФИО2 в целях поиска работы обратилась в дистанционной форме через личный кабинет ЕПГУ информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» в ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске работы, признании безработной и назначении пособия по безработице (л.д.****
Приказом ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» от ********ФИО2 был присвоен статус безработной, назначено пособие по безработице с **** на период 6 месяцев (л.д.****
За период с **** по ****ФИО2 выплачено пособие по безработице в общей сумме 58 881 руб. 53 коп. (л.д.****
**** ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» получены сведения о трудовой деятельности ФИО2 в период со **** по **** в ООО «Центр БДД» из Пенсионного фонда Российской Федерации. Таким образом, на дату подачи заявления в ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» ФИО2 была трудоустроена, поскольку в соответствии со ст.84.1 Трудового кодекса Российской Федерации днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника (л.д.****
Приказами ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» от
******** прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработной ФИО2 с **** в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем (л.д.****
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» не представлено доказательств недобросовестности действий ответчика, направленных на незаконное получение пособия по безработице, установив, что начиная с ****ФИО2 фактически не имела работы и заработка. Сведений о том, что при обращении к истцу с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в действиях ответчика имелось злоупотребление правом, истцом не представлено, судом не добыто.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным.
Вместе с тем, установив, что ответчик в добровольном порядке произвела возврат полученного за **** (день увольнения с работы) в размере 421 руб., суд не проверил правильность расчета суммы пособия, подлежащей возврату, произведенного ответчиком.
Согласно справке ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» от ********, представленной истцом по запросу судебной коллегии, следует, что за один день (****) ФИО2 было начислено и выплачено 488 руб. 06 коп.
Абзацем вторым ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Судебная коллегия на основании положений абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным принять справку **** выданную **** ГКУ ВО «Центр занятости населения ****», в качестве нового доказательства, поскольку она подтверждает юридически значимое обстоятельство по делу, и сведения, отраженные в ней, не оспариваются сторонами.
Таким образом, ФИО2 в возврат пособия по безработице недоплачено в ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» 67 руб. 06 коп.
(488,06 - 421).
При таких обстоятельствах, и принимая во внимание то, что ответчиком ФИО2 не возвращена в ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» сумма полученного пособия по безработице за 1 день (****) в полном объеме, а именно в размере 67 руб. 06 коп., решение Ленинского районного суда **** от **** в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пособия за **** нельзя признать законным и обоснованным, в указанной части оно подлежит отмене с вынесением нового решения о взыскании с ФИО2 в пользу ГКУ ВО «Центр занятости населения ****» в возврат пособия по безработице за **** -
67 руб. 06 коп.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда города Владимира от 29 апреля 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пособия за 29 мая 2020 года.
Принять в данной части новое решение.
Взыскать с ФИО2, **** в пользу государственного казенного учреждения **** «Центр занятости населения ****» (ИНН **** в возврат пособия по безработице за **** в размере 67 руб. 06 коп.
В остальной части решение Ленинского районного суда города Владимира от 29 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения **** «Центр занятости населения ****» - без удовлетворения.
Председательствующий Д.В. Яковлева
Судьи И.В. Фирсова
Н.В. Клокова
Справка: апелляционное определение в окончательной форме изготовлено
15 августа 2022 года.