ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 22-1916 от 24.01.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья ФИО22 дело № 22-1916

Апелляционное определение

г. Махачкала 24 января 2018 г.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Асхабова А.А.,

судей: Гаджимагомедова Т.С. и Омарова Д.М.,

с участием: прокурора Абакарова А.Т.,

адвоката Джахпарова Ю.А.,

при секретаре Алиеве А.Г.

рассмотрела в судебном заседании апелляционное представление государственного обвинителя Кельбиханова В.З. на приговор Советского районного суда г. Махачкалы от 13 сентября 2017 года, по которому

Сулейманов Т. М.,<дата> рождения, уроженец и житель г. Махачкалы, прож.: <адрес>, не судимый,

оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159, ч.4 ст.159 ч.4 ст.159 ч.4 ст.159 УК РФ за непричастностью к совершению преступлений, на основании п. 2 ч. 2 ст.302 УПК РФ.

Органом предварительного следствия, Сулейманов Т.М. обвинялся в совершении четырех эпизодов мошенничества, т.е. хищения чужого имущества путем обмана, с использованием своего служебного положения, организованной группой, в особо крупном размере, при обстоятельствах, изложенных в обвинительном заключении.

Заслушав доклад судьи Гаджимагомедова Т.С., мнение прокурора Абакарова А.Т., поддержавшего апелляционное представление и полагавшего приговор подлежащим отмене по доводам представления, с возвращение дела на новое судебное рассмотрение, выступление адвоката Джахпарова Ю.А., полагавшего приговор законным, обоснованным и просившего оставить его без изменения, судебная коллегия

установила:

В апелляционном представлении государственного обвинителя ставится вопрос об отмене приговора в отношении Сулейманова Т.М., как незаконного, необоснованного и возвращении уголовного дела на новое судебное рассмотрение.

В обоснование представления указано, что вина Сулейманова Т.М. в совершении инкриминированных ему органом следствия преступлений подтверждается доказательствами, собранными в ходе предварительного расследования, показаниями представителя потерпевшего, свидетелей, а также письменными доказательствами, представленными стороной обвинения в суде.

Между тем, суд не дал полной и объективной оценки указанным доказательствами стороны обвинения, фактически вынеся приговор на показаниях подсудимого Сулейманова Т.М.

Так судом не дана оценка показаниям свидетелей ФИО9, ФИО9ФИО9, ФИО9

Немаловажным является и то, что за годы своей деятельности Су­лейманов Т.М. путем передвижения утвержденных сметных назначений Минобразования РД, а также последующего распределения указанных средств именно в пользу поставщиков ГКОУ «РМЛ» в 2010 году при фак­тическом финансировании в размере 4 983 000 рублей принял непосред­ственное участие в незаконном финансировании поставщиков питания в ГКОУ «РМЛ» на сумму 118 948 000 рублей, в 2011 году при фактическом финансировании на сумму 4 983 000 рублей в незаконном финансирова­нии предприятий на сумму 201 432 500 рублей, в 2012 году при фактиче­ском финансировании на сумму 5 115 700 рублей в незаконном финанси­ровании предприятий на сумму 368 224 800 рублей, а также аналогичным образом, то есть путем передвижения сметных назначений в 2013 году ор­ганизовал финансирование предприятий из числа поставщиков продук­тов питания в ГКОУ «РМЛ» на сумму 170 394600.

Иными словами Сулейманов Т.М., будучи осведомленным о фактиче­ских объемах финансирования на питание учащихся ГКОУ «РМЛ», ежегодно в более чем 50 раз намеренно и незаконно, путем передвижения сметных на­значений внутри утвержденной бюджетной росписи Минобразования РД, принял непосредственное участие в хищении бюджетных средств в особо крупных размерах.

Сулейманов Т.М., работая в ГКОУ «РМЛ» был осведомлен, какой именно контингент учащихся и в каких объемах получает питание, а также какие примерно средства могут расходоваться на указанные цели.

Факт, в соответствии с которым только лишь Сулейманов Т.М. был компетентен и уполномочен планировать и готовить бюджетную смету Минобразования РД, а также в течение года производить передвижение утвержденных сметных показателей бюджетной росписи с той или иной статьи бюджетного классификатора на конкретную статью расходов, то есть без профессиональных навыков Сулейманова Т.М., а именно без передвижения им сумм на статью 340, в которую входит организация питания, а также 210, в которую входит премирование сотрудников, под руководством Омарова М.Ш.

Факт, регулярного изыскания Сулеймановым Т.М. в течение года возможности передвижения утверждённых сметных показателей бюджетной росписи с одной статьи на другую и распределение всех не расходованных средств именно в пользу поставщиков продуктов питания ГКОУ «РМЛ», руководителями которых являлись аффилированные с Омаровым М.Ш. лица, а именно обвиняемые Гафуров М.Ф. и Матагирова М.А., признанные виновными и осужденные к различным наказаниям за хищение бюджетных средств в особо крупных размерах в составе организованной группы, в состав которой входил и Сулейманов Т.М.

Кроме того, многочисленные коллеги Сулейманова Т.М., а также сотрудники Министерства финансов Республики Дагестан показали, что кроме последнего формированием, планированием, и распределением бюджетных средств в Минобразования РД никто не занимался.

Все обвиняемые в хищении бюджетных средств в особо крупных размерах в составе группы лиц, в числе которых был Сулейманов Т.М., а именно Гамзатова З.А., Шилова М.А., Матагирова М.А., Гафуров М.Ф. Советским районным судом г. Махачкалы были признаны виновными и осуждены к различным срокам наказания за совершение преступлений в сговоре с Сулеймановым Т.М.

Все изложенное свидетельствует о прямой причастности Сулейманова Т.М. к хищению бюджетных средств в особо крупных размерах, поскольку последний принял в этом самую ключевую роль и участие, которое не могло быть случайным стечением обстоятельств и без которой хищение бюджетных средств было фактически невозможным.

Кроме того, в приговоре суда указано, что государственное обвинение по делу поддерживал помощник прокурора Советского района г. Махачкалы Магомедов М.Г.

Между тем, фактическое участие по делу принимал помощник прокурора Советского района г. Махачкалы Кельбиханов В.З.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления, выслушав стороны, судебная коллегия полагает приговор в отношении Сулейманова Т.М. подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.389.15 УПК РФ одним из оснований отмены или изменения судебного решения судом в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда, изложенных в нем, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции.

В описательно-мотивировочной части оправдательного приговора, как предусмотрено п.4 ст.305 УПК РФ, суд обязан привести мотивы, по которым он отвергает доказательства, представленные стороной обвинения.

По настоящему делу имеются указанные основания, влекущие отмену приговора суда в отношении Сулейманова Т.М.

Обосновывая свои выводы о необходимости оправдания Сулейманова Т.М., суд первой инстанции в приговоре указал, что показания допрошенных по делу свидетелей обвинения, а также письменные доказательства, исследованные в суде, не содержат каких-либо сведений, как уличающих, так и оправдывающих подсудимого и признает их не имеющими отношения к делу. Излагая описание преступных деяний Сулейманова Т.М., обвинение ограничилось только ссылкой на то, что он действуя в составе организованной преступной группы составлял неофициальный документ – распределение – питании е, оценка которому дана в приговоре суда и составлял письма в адрес Министерства финансов РД, которые подписывал заместитель Министра образования и науки РД, оценка которым также дана в приговоре.

Между тем, суд находит данные выводы суда первой инстанции односторонними, преждевременными и сделанными без полной и всесторонней оценки материалов уголовного дела, а также всех представленных стороной обвинения доказательств виновности Сулейманова Т.М.

Так из показаний свидетеля Матагирова М.А., следует, что Су­лейманов Т.М. в Министерстве образования и науки РД занимался формированием бюджета, изменениями бюджетных показателей, то есть все­ми вопросами касаемо бюджета. Кроме Сулейманова Т.М., вопросами бюдже­та никто в министерстве не занимается. На начальных этапах, то есть в 2010 и 201 1 году он не задавался вопросом, откуда берутся средства, которые пере­числялись на счета фирм-поставщиков, но позже понял, что все это следствие изменений бюджетных показателей. Он наблюдал на работе, как Омаров М.Ш. дает указания Сулейманову Т.М.

Факт дачи Омаровым М.Ш., не наделенным в соответствии с его функ­циональными обязанностями указаний начальнику отдела бюджетного плани­рования, который не находился в его прямом подчинении, подтверждается и показаниями члена комиссии по торгам и закупкам товаров для нужд подве­домственных Минобразования РД учреждений Магомедовой П.С, которая показала, что Омаров М.Ш. в Минобразования РД имел определенное влияние и мог давать указания, в том числе и сотрудникам Управления экономики Ми­нистерства образования РД, в числе которых был и Сулейманов Т.М.

Кроме того, из показаний главного бухгалтера Минобразования РД Де-мирова Б.Д. следует, что после поступления в бухгалтерию соответствующих документов от поставщиков продуктов питания, он дожидался, когда после поступления средств на Министерский счет в казначействе, начальник отдела бюджетного планирования Сулейманов Т. распределит указанные средст­ва между поставщиками и передаст ему документ, который назывался «Распределение «Питание». Указанный документ в Министерстве был внутренним и полномочия по распределению бюджетных средств, входили в функции именно начальника отдела бюджетного планирования Управления Сулейманова Т. М, На основании указанных в распределении сведений, он для сверки поднимал государственные контракты и дополнительные соглашения, после чего давал указание сотрудницам бухгалтерии составить соответствующую заявку на кассовый расход. Вопросами передвижения утвержденных сметных назначений, а также распределением бюджетных средств между поставщика­ми в Минобразования РД занимался только начальник отдела бюджетного планирования Минобразования РД Сулейманов Т.М. На основании письма ру­ководства в адрес Министерства финансов направлялось соответствующее письмо о перемещении средств одной статьи бюджета на другую, то есть к примеру с капитального ремонта (статья 225) на материальные запасы (статья 340).

Вышеизложенное подтверждается показаниями свидетеля ФИО9, занимавшей должность начальника отдела финансирования социальной сферы Министер­ства финансов Республики Дагестан, согласно которым к ним в отдел с бюд­жетом обычно приходил сотрудник Минобразования РД Сулейманов Т., который приносил необходимые для обоснования заявок документы. На уров­не руководства интересы Минобразования РД представлял курирующий за­меститель Минобразования РД Османов A.M., которого иногда сопровождал Омаров М.Ш. Сам Османов A.M. приходил редко, в основном при коллеги­альном обсуждении у Министра финансов РД, то есть на уровне руководства. С другими вопросами в Минфин РД приходили Омаров М.Ш. и Сулейманов Т.М. Финансовые операции, послужившие совершению противоправных дея­ний, на ее взгляд были произведены после перемещения средств между стать­ями утвержденной бюджетной росписи. Статья 340 КОСГУ не детализирова­на, и в ней не выделяются росписи конкретно на питание, поэтому понять на какие цели перемещались указанные средства, они видеть не могли.

Соглашается судебная коллегия с доводами апелляционного представления о необоснованности выводов суда о том, что излагая описание преступных деяний Сулейманова Т.М., обвинение не указало конкретную его роль и преступные действия, совершенные в организованной преступной группе.

Как следует из формулировки обвинения начальник отдела Управления Сулейманов Т.М., входивший в состав преступной группы, где по указанию Омарова М.Ш. изыскивал возможность и составлял письма о производстве пе­редвижений утвержденных сметных назначений с различных статьей в пользу увеличения статьи 340 КОСГУ (классификация операций сектора государст­венного управления), предназначенной на организацию питания детей, кото­рое подписывал у заместителя министра Османова A.M. и передавал для исполнения в Министерство финансов Республики Дагестан, тем самым добива­ясь изменения сводной бюджетной росписи республиканского бюджета и ли­митов бюджетных обязательств на финансовый год. Далее, необоснованно пе­ремещенные на статью 340 КОСГУ бюджетные средства, Сулеймановым Т.М. по указанию Омарова М.Ш, распределялись в пользу поставщиков продуктов питания в ГКОУ «РМЛ», в пользу которых также распределялись и все сред­ства, сэкономленные по статье 340 КОСГУ сводного бюджета Минобразова­ния РД. При распределении бюджетных средств, Сулеймановым Т.М. состав­лялся неофициальный документ «Распределение (питание)», который подпи­сывался либо заместителем министра Османовым A.M., либо им самостоя­тельно. Указанный документ в совокупности с дополнительными соглаше­ниями, товарными накладными и подтверждениями руководства подведомст­венного учреждения о получении товаров, указанных в накладной, по сло­жившейся в Минобразования РД практике, был обязательным для исполнения всеми сотрудниками бухгалтерии, которые находились в неведении совер­шаемых ими противоправных деяний. Таким образом, была налажена схема хищения бюджетных средств, в которой основную работу исполнял именно Сулейманов Т.М.

То есть, в обвинении Сулейманова Т.М. прямо отражены действия, ко­торые имеют прямую следственную связь с хищениями бюджетных средств в особо крупном размере, которые и относятся к организационно-распорядительным и тем более административно-хозяйственным, поскольку именно указанное лицо распоряжалось какие средства необходимо перемес­тить с одной статьи бюджетной росписи на другую.

Заслуживающими внимание, находит судебная коллегия и доводы апелляционного представления о том, что все обвиняемые в хищении бюджетных средств в особо крупных размерах в составе группы лиц, в числе которых был Сулейманов Т.М., а именно Гамзатова З.А., Шилова М.А., Матагирова М.А., Гафуров М.Ф. Советским районным судом г. Махачкалы были признаны виновными и осуждены к различным срокам наказания за совершение преступлений в сговоре с Сулеймановым Т.М.

Таким образом, судебная коллегия находит преждевременными, сделанными без всесторонней проверки и исследования обстоятельств, совершенных Сулеймановым Т.М. деяний, а также других материалов уголовного дела, выводы суда о его непричастности к вышеуказанным преступлениям и необходимости в связи с этим, его оправдания.

Изложенное свидетельствует о том, что судом недостаточно полно и всесторонне исследованы и оценены представленные сторонами обвинения и защиты доказательства, т.е. не учтены обстоятельства, которые могли существенно повлиять на выводы суда.

Кроме того, как следует из протокола судебного заседания, в ходе рассмотрении я дела, государственное обвинение поддерживали прокуроры Тинамагомедов Б.М., Магомедов М.Г. и Кельбиханов В.З.

Между тем, как обоснованно указано в апелляционном представлении, в приговору судом указан лишь государственный обвинитель Кельбиханов В.З.

В соответствии с п. 1 ст. 389.17 УПК РФ основаниями отмены или изменения судебного решения судом апелляционной инстанции являются существенные нарушения уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на вынесение законного и обоснованного судебного решения.

Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 292 УПК РФ после произнесения речей всеми участниками прений сторон каждый из них может выступить еще один раз с репликой, которая в соответствии с п. 36 ст. 5 УПК РФ является замечанием участника прений сторон относительно сказанного в речах других участников.

Такие основания также имеются по данному уголовному делу.

Как видно из протокола судебного заседания, после выступления подсудимого Сулейманова Т.М. 31.08.2017 г. в прениях сторон, председательствующим в судебном заседании от 13.09.2017 г. ему предоставлено последнее слово, после которого, в нарушение требований ч.6 ст.292 и ст.293 УПК РФ, сторона разъяснено право на реплики.

Таким образом, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено фундаментальное нарушение требований уголовно-процессуального закона: председательствующий не предоставил участникам судебных прений возможность воспользоваться правом реплики.

Указанное нарушение повлияло на постановление законного приговора в отношении Сулейманова Т.М., что в соответствии с вышеприведенными требованиями уголовно-процессуального закона является основанием для отмены этого приговора.

С учетом вышеприведенного обжалуемый приговор подлежит отмене с направлением дела на новое судебное разбирательство, в ходе которого суду следует на основе доказательств, представленных стороной обвинения и защиты, полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела и принять законное, обоснованное и справедливое решение.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное и в полном соответствии с уголовно-процессуальным законом тщательно исследовать все представленные сторонами доказательства, дать им надлежащую оценку, мотивировать свои выводы и вынести по делу законное, обоснованное и справедливое судебное решение.

На основании изложенного и руководствуясь 389.13, 389.20, 389.24 и 389.28 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

Приговор Советского районного суда г. Махачкалы от 13 сентября 2017 года в отношении Сулейманова Т. М., - отменить, удовлетворив апелляционное представление государственного обвинителя Кельбиханова В.З

Дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Апелляционное определение может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке, установленном главами 47.1 и 48.1 УПК РФ.

Председательствующий

Судьи: