ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 22-2641/2022 от 20.10.2022 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Попова Н.Ю.


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ уголовное дело №22- 2641/2022

г.Астрахань 20 октября 2022г.

Суд апелляционной инстанции Астраханского областного суда в составе: председательствующего судьи Фролова Ю.Ф.,

судей Гонтаревой П.М. и Подопригора Е.В.,

при ведении протокола секретарем Рябовой О.Н.,

с участием прокурора Костина М.В.,

адвоката Григорьева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению заместителя Волгоградского транспортного прокурора Горелова В.И. на приговор Советского районного суда г.Астрахани от 25 августа 2022г., которым

ДУЛЕПОВА Любовь Алексеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>; <адрес><адрес>, не судимая,

оправдана по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ за отсутствием в её действиях состава преступления в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ.

Выслушав прокурора Костина М.В., поддержавшего апелляционное представление, по изложенным в нём доводам, мнение адвоката Григорьева В.В., полагавшего, что приговор является законным и обоснованным, суд апелля­ционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Органом предварительного следствия Дулепова Л. А. обвинялась в незаконном перемещении через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами таможенного союза в рамках ЕврАзЭС материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании иного вооружения, иной военной техники.

Приговором Советского районного суда г.Астрахани от 25 августа 2022г. Дулепова Л.А. оправдана по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ за отсутствием в её действиях состава преступления в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ.

В апелляционном представлении заместитель Волгоградского транспортного прокурора Горелов В.И., считает приговор суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене ввиду существенных нарушений уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела, искажающих суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.

В обоснование своих доводов указывает, что вывод суда о невиновности Дулеповой Л.А. по ч. 1 ст, 226.1 УК РФ является необоснованным, поскольку в обжалуемом приговоре судом не принято достаточных мер к проверке дока­зательств, представленных как стороной обвинения, так и стороной защиты, в том числе на предмет их относимости, допустимости, а также достаточности для вынесения обжалуемого решения.

Отмечает, что Дулеповой Л.А. стороной обвинения инкриминируется совер­



шение незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании иного вооружения, иной военной техники - многофункционального цифрового дозиметра DT-9501, путем не уведомления уполномоченного таможенного органа о влияющих на применение к указанному выше товару запретов и ограничений, сведений об отсутствии у ООО «Дименс» полученного в установленном законом порядке разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, то есть недостоверного декларирования указанного товара.

По мнению заместителя прокурора, вина Дулеповой Л.А. подтверждается представленными по делу доказательствами, показаниями свидетелей ФИО 7., ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6, специалиста ФИО 1, а также письменными материалами, исследован­ными в судебных заседаниях.

Так, согласно имеющемуся в материалах уголовного дела (т. 1, л.д. 11) ответу Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее по тексту ФСТЭК России) от 22 ноября 2019г., дозиметр «DT-9501» подпадает под, действие пункта 1.1.4.3 раздела 1 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011г. №1661. ООО «Дименс» (ИНН ) в ФСТЭК России за получением разрешений на вывоз вышеназванной продукции в Республику Казахстан не обращалось. Какие-либо документы в данных целях не выдавались.

В соответствии с имеющимся в материалах уголовного дела (т.2 л.д. 96-97) ответом ФСТЭК России от 18 декабря 2020г., дозиметр DT-9501 подпадает под действие пункта 1.1.4.3 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. № 1661.

Согласно техническому описанию изготовителя ООО «СЕМ ТЕСТ ИНСТРУМЕНТ» указанный дозиметр применяется на фармацевтических предприятиях, в лабораториях, электростанциях, станциях экстренной помощи, металлургических предприятиях, нефтедобывающем и нефтеперегонном обору­довании, для экологической защиты, в городских службах и не относится к персональным дозиметрам.

Исходя из имеющейся информации, дозиметр DT-9501 поставлен конечному, пользователю ТОО «Vektor 7», Республика Казахстан, для использования на урановых рудниках для измерения уровня радиации и предотвращения работ в зоне с повышенным радиационным фоном.

При этом ООО «Дименс» не представлены документы, подтверждающие, что данный дозиметр будет применяться в целях обеспечения безопасности в области горного дела, указанной в подпункте «б» примечания к пункту 1.1.4 раздела 1 Списка. С учетом изложенного, дозиметр DT-9501 является универсальным дозиметром широкого спектра действия и не подпадает под деконтрольное примечание к пункту 1.1.4 раздела 1 Списка. Его вывоз из Российской Федерации осуществляется на основании разовой лицензии ФСТЭК



России в порядке, предусмотренном постановлениями Правительства Российской Федерации 15 сентября 2008г. № 691 и от 7 июня 2001г. № 447. ООО «Дименс» (ИНН за получением лицензии на экспорт в Республику Казахстан вышеназванного дозиметра в ФСТЭК России не обращалось. Реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт, в настоящее время находится в стадии формирования. Обращений ООО «Дименс» (ИНН ) по вопросу включения в данный реестр не поступало. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля ООО «Дименс» (ИНН ) не обладает полномочиями на безлицензионный вывоз в Республику Казахстан товаров, подпадающих под действие пункта 1.1.4.3 Списка.

Данные сведения получены на основании запроса следователя СО Волго­градского ЛУ МВД России на транспорте с предоставлением технического описания вышеуказанного прибора, с указанием даты его перемещения через Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Однако, судом в обжалуемом приговоре необоснованно указано, что следователем СО Волгоградского ЛУ МВД России на транспорте в вышеуказанном запросе не конкретизированы период времени и обстоятельства перемещения данного товара через Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, что не соответ­ствует материалам рассмотренного уголовного дела.

Указанные документы органами предварительного следствия положены в основу обвинения Дулеповой Л.А., так как согласно Положению о ФСТЭК России, указанная служба осуществляет в пределах своей компетенции контроль за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль, проводит по обращениям российских участников внешнеэкономической деятельности и правоохранительных органов идентификацию контролируемых товаров и технологий и выдает идентификационные заключения; ведет федеральную базу данных о выданных экспортных и импортных разрешительных документах в отношении продукции, подпадающей под экспортный контроль; формирует и ведет реестр российских участников внешнеэкономической деятель­ности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров.

Вместе с тем, обвиняемой Дулеповой Л.А. на стадии предварительного следствия к материалам уголовного дела приобщен ответ врио начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации от 18 января 2021г. №566/201 на имя Дулепова Д.А., согласно которому многофункциональный цифровой дозиметр DT-9501 не относится к военной технике и не может быть использован при создании иного вооружения (т. 2, л.д. 21-22).

В ходе судебного следствия из ФСТЭК России 26 октября 2021г., 30 ноября 2021г. получены ответы, в соответствии с которыми письма вышеуказанного органа от 22 ноября 2019г. и 18 декабря 2020г. носят информационный характер и подтверждают необходимость получения разовой лицензии ФСТЭК России для осуществления экспорта в Республику Казахстан указанного дозиметра. При подготовке данных писем в распоряжении ФСТЭК России имелись технические характеристики указанного товара. Более того, согласно указанному письму по



обращению ООО «Дименс» ФСТЭК России выдано идентификационное заключение от 14 декабря 2020г. с выводами о подпадании под экспортный контроль и необходимости получения лицензии ФСТЭК России для осуществления внешнеэкономической операции по его вывозу в Республику Казахстан.

При этом в данном письме имеется информация о том, что указанный выше прибор в период с 1 января 2018г. по 30 апреля 2018г. не подпадал под действие пункта 1.1.4.3 раздела 1 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль.

Также в указанном письме направлена информация о том, что товар - дозиметр DT-9501 не относится к военной технике и не может быть использован при создании вооружений и военной техники, что подтверждается письмом врио начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации от 18 января 2021г. №566/201.

Таким образом, анализом приведенных ответов ФСТЭК России установлено, что они носят противоречивый характер и требуют разъяснений от уполномо­ченных лиц обозначенного государственного органа.

Также считает, что нельзя согласиться с позицией суда первой инстанции, которым приняты и положены в основу вынесенного решения лишь ответы ФСТЭК России от 26 октября 2021г. и 30 ноября 2021г., соответственно. При этом достаточных мер к вызову данных должностных лиц для проведения их-допроса в качестве специалистов в ходе судебного следствия не принято.

Кроме того, в своем ответе, по мнению стороны обвинения, от 30 ноября 2021г. начальник Управления экспортного контроля ФСТЭК России ФИО 8 необоснованно ссылается на ответ врио начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации от 18 января 2021г. №566/201 на имя Дулепова. А.А., согласно которому многофункциональный цифровой дозиметр DT-9501 не относится к военной технике и не может быть использован при создании иного вооружения, так как идентификация контролируемых товаров и технологий и выдача идентификационных заключений отнесена к исключительной компетенции ФСТЭК России.

Помимо этого, согласно инструкции по эксплуатации и техническому описа­нию сканера радиации-дозиметр DT-9501, изъятой у Дулеповой Л.А. в ходе обыска от 6 ноября 2020г. и исследованной государственным обвинителем на стадии судебного следствия, указанный товар в соответствии с введением-к данной инструкции позволяет выполнять оценку степени загрязнения радием подземных вод, измерять загрязнение территории радоном и цезием, определять степень радиоактивного загрязнения в скважине и технологическом оборудовании, оце­нивать радиоактивность конструкционных материалов, выявлять утечки радиации и радиоактивное заражение, обнаруживать радиоактивные элементы в материалах отделки жилых домов и зданий. То есть имеет режим работы, позволяющий проводить поиск радиоактивных источников и локальных загрязнений.

Согласно разделу 6, п. 6-1 инструкции многофункциональный цифровой дозиметр оснащен счетчиком Гейгера, который обеспечивает надежное измерение не только гамма-излучения, но и альфа-, бета- и рентгеновского излучений.



Допрошенный в качестве специалиста ФИО 1 показал, что данным дозиметром можно измерять радиоактивный фон, и он может использоваться государственными, пограничными и спецслужбами.

Между тем, по убеждению суда, содержание данной инструкции, а также -показания специалиста ФИО 1 не свидетельствуют о том, что дозиметр может быть использован в военных целях и подпадал под действие п. 1.1.4.3 Списка.

Напротив, как указал суд, мнение врио начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации ФИО 9 является приоритетным по отношению к показаниям ФИО 1 Кроме того, на мнение ФИО 9 в своем письме от 30 ноября 2021г. сослался и начальник Управления экспортного контроля ФСТЭК России ФИО 8

В этой связи, ссылка на ответ врио начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации ФИО 9 от 18 января 2021г. №566/201 не может быть положена в основу оправдательного приговора в отношении Дулеповой Л.А. ввиду наличия суще­ственных противоречий, содержащихся в обозначенном ответе, в части возможности обнаружения данным прибором лишь ионизирующего излучения.

Вместе с тем, согласно сведениям, представленным и.о.директора ТОО «Vector 7» ФИО 2 от 27 октября 2020г. № 24-11/16843 (т. 1 л.д. 208) цифровой дозиметр DT-9501 приобретен для использования сотрудниками ТОО для изме­рения уровня радиации и предотвращения работ в зоне с повышенным радиа­ционным фоном во время работ по обслуживанию оборудования, поставленного ТОО «Vector 7» на урановые рудники Республики Казахстан. Считает, что судом противоречия не устранены.

В дополнительном апелляционном представлении заместитель Волго­градского транспортного прокурора Горелов В.И. считает, что приговор вынесен в нарушение положений п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016г. №55 «О судебном приговоре», согласно которому при постанов-лении оправдательного приговора в его описательно-мотивировочной части надлежит дать оценку всем исследованным в судебном заседании доказательствам, как уличающим, так и оправдывающим подсудимого, на которых основаны выводы суда, с приведением мотивов, по которым суд отверг доказательства, представленные стороной обвинения.

Так, на стадии предварительного следствия к материалам уголовного дела стороной защиты приобщен ответ врио начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации ФИО 9 от 18 января 2021г. №566/201, согласно которому многофункцио­нальный цифровой дозиметр DT-9501 не относится к военной технике и не может быть использован при создании иного вооружения (т. 2, л.д. 21-22).

Согласно имеющимся в материалах уголовного дела ответам Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее по тексту ФСТЭК России) от 22 ноября 2019г. (т. 1, л.д. 11) и 18 декабря 2020г. (т. 2 л.д. 96-97), дозиметр «DT-9501» подпадает под действие пункта 1.1.4.3 раздела 1 Списка.

При этом ООО «Дименс» в ФСТЭК России за получением разрешений на вывоз вышеназванной продукции в Республику Казахстан не обращалось, Какие- либо документы в данных целях не выдавались.



Аналогичные сведения об отнесении данного дозиметра к приборам двойного назначения содержатся в письмах ФСТЭК России от 26 октября 2021г. и 30 ноября 2021г.

Между тем без надлежащей оценки судом оставлен тот факт, что экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя: идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных товаров - товарам и технологиям, включенным в списки, указанные в ст. 6 Федерального закона от 18 июля 1999г. № 183- Ф3 «Об экспортном контроле» (далее - ФЗ «Об экспортном контроле»).

При этом идентификация контролируемых товаров и технологий, а также выдача идентификационных заключений отнесена к исключительной компетенции ФСТЭК России.

При таких обстоятельствах, анализ приведенных ответов ФСТЭК России от 26 октября 2021г. и 30 ноября 2021г., положенных в основу оправдания Дуле- повой Л.А., свидетельствует о том, что они носят противоречивый характер и эти противоречия судом не устранены.

Просит приговор Советского районного суда г.Астрахани от 25 августа 2022г. в отношении Дулеповой Л.А. отменить, передать уголовное дело на новое судебное разбирательство в Советский районный суд г. Астрахани.

В возражениях на представление Дулепова Л.А. указывает, что приговор является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Выслушав стороны, проверив и обсудив доводы апелляционного представ­ления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оправдательный приговор в отношении Дулеповой Л.А. подлежит отмене по доводам апелляци­онного представления в связи с несоответствием выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Органом предварительного следствия Дулепова Л.А. обвинялась в неза­конном перемещении через Государственную границу Российской Федераций с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании иного вооружения, иной военной техники, не представив влияющие на применение к товарам запретов и ограничений, необходимые для таможенных целей сведения об отсутствии у ООО «Димене» разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с, контролируемой продукцией, то есть в совершении преступления, предусмот­ренного ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, в период с 4 апреля 2018г. по 13 апреля 20181г. при следующих обстоятельствах.

Указом Президента РФ от 17 декабря 2011г. №1661 утвержден Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, в п.п. 1.1.4.3 которого включены системы, специально разработанные или модифицированные для обнаружения или распознавания любого из нижеприведенных поражающих факторов, а также специально разработанные для них компоненты: а) бактериологических (биологических) агентов; б) радиоактивных материалов; или в) токсичных химикатов, исполь-зуемых в химическом оружии.

Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008г. №691 утверждено



Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, инфор­мацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности

(правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, установлены правила выдачи лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллек­туальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов воору­жения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении терро­ристических актов и в отношении которых в соответствии со списками (перечнями) контролируемых товаров и технологий, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации, установлен экспортный контроль. Согласно указанному Положению, под внешнеэкономическими операциями понимаются экспорт и импорт, а также иные формы передачи (международного обмена) контролируемой продукции, осуществляемые на основании договоров (контрактов, соглашений), заключаемых между российскими и иностранными лицами. Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее по тексту - ФСТЭК России) на основании заявлений российских участников внешнеэкономической деятельности. Лицензия является официальным документом, разрешающим заявителю осуществление внешне-экономических операций с контролируемой продукцией на условиях действия лицензии в течение установленного срока.

В соответствии с пунктами 8, 10, 13 ст. 19 Федерального закона от 18 июля 1999г. №183-Ф3 "Об экспортном контроле", перечень иностранных государств и виды контролируемых товаров, в отношении которых устанавливаемся режим безлицензионного экспорта, утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Безли­цензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров вправе осуществлять только российские юридические лица, включенные в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять такой экспорт. Формирование и ведение указанного реестра, в том числе, включение в него и исключение из него российских юридических лиц, осуществляются специально уполномоченным федеральным органом исполни­тельной власти в области экспортного контроля в порядке, установленном этим федеральным органом. В случае применения режима безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров, порядок осуществления внешне­экономической деятельности в отношении этих товаров устанавливается Прави­тельством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2016г. №810 утверждены Правила осуществления внешнеэкономической деятельности в случае применения режима безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров, и определен порядок осуществления российскими юридическими лицами, включен­ными в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз отдельных видов контролируемых товаров из Российской Федерации в иностранные государства, на которые в соответствии с указами Президента Российской Федерации распространяется действие режима безлицензионного экспорта.



Приказом ФСТЭК России от 4 сентября 2015г. №109 установлен порядок осуществления российскими юридическими лицами, включенными в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров, внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз отдельных видов контролируемых товаров из Российской Федерации в иностранные госу­дарства, на которые в соответствии с указами Президента Российской Федерации распространяется действие режима безлицензионного экспорта; установлены правила формирования и ведения реестра российских участников внешне­экономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров, в том числе, включения в Реестр и исключения из него российских участников внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с п.п. 4-5 Постановления Правительства РФ от 7 декабря 2015г. №1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной тамо­женной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011г. №525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров (далее - статистическая форма), обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза. Формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.

Под иными источниками информации понимаются сведения, содержащиеся в декларациях на товары, для товаров, подлежащих таможенному декларированию в соответствии с нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, и в документах, представляемых юридическими и физическими лицами в таможенные органы в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, а также оценочные данные сопоставительного анализа результатов взаимной торговли.

Дулепова Л.А., являющаяся единственным учредителем ООО «Дименс» (ОГРН , ИНН ) (далее по тексту - ООО «Дименс») и, согласно приказу о приеме работника на работу от 11 июля 2017г. директором ООО «Дименс», действуя от своего имени, в целях извлечения дохода противо- правным путём, будучи достоверно осведомленной о списке товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, зная о том, что для осуществления внешнеэкономических операций с контро­лируемой продукцией ООО «Дименс», от имени которой она осуществляла указанные операции, необходимо либо включение ООО «Дименс» в установ-ленном законом порядке в реестр российских участников внешне-экономической



деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров внешнеэкономических операций, преду­сматривающих вывоз отдельных видов контролируемых товаров из Российской Федерации в иностранные государства, на которые в соответствии с указами Президента Российской Федерации распространяется действие режима безлицен­зионного экспорта, либо получение лицензии ФСТЭК России, каких-либо действий, направленных на выполнение требований указанных выше нормативно­правовых актов, регламентирующих экспорт из Российской Федерации отдельных видов контролируемых товаров в иностранные государства, не предприняла.

4 апреля 2018г. между ООО «Дименс» и ТОО «Vektor 7» (БИН ) (далее по тексту- ТОО «Вектор 7»), являющимся иностранным контрагентом, зарегистрированным по адресу: 050031 <адрес> г.<адрес>, заключен договор поставки №9/18, согласно которому, «Поставщик» обязался в период действия настоящего договора по счетам-спецификациям поставить «Покупателю» продукцию (товар), а «Поку­патель» оплатить и надлежащим образом принять оплаченный товар на условиях, предусмотренных настоящим договором и спецификацией к нему, являющейся его неотъемлемой частью.

10 апреля 2018г. ООО «Дименс» приобрело у ООО «Центр Технологий» многофункциональный цифровой дозиметр DT-9501 в количестве 1 штуки (счет- фактура №ЦТ 04103 5 от 10 апреля 2018г.).

10 апреля 2018 года ТОО «Вектор 7» приобрело у ООО «Дименс» много­функциональный цифровой дозиметр DT-9501, в количестве 1 штуки (счет-фактура №6 от 10 апреля 2018г.).

11 апреля 2018г. указанный товар, согласно грузовой авианакладной, ООО «СДЭК-Глобал» за , отгружен ООО «Дименс» в адрес ТОО «Вектор 7»: 050031 <адрес> г.<адрес>

13 апреля 2018г. при неустановленных следствием обстоятельствах Дуле- пова Л.А, реализуя умысел на незаконное перемещение через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании иного вооружения, иной военной техники, осознавая, что не имеет полученного в установленном законом порядке разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, заполнила статистическую форму учета перемещения товаров, утвержденную Постанов­лением Правительства РФ от 7 декабря 2015г. №1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее по тексту - статистическая форма учета перемещения товаров), в которую внесла сведения о перемещенном с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан товаре - многофункциональном цифровом дозиметре DT-9501, подписав указанный выше документ электронной подписью, направила её на сайт Федеральной таможенной службы в Астраханскую таможню, расположенную по адресу: <адрес>, не сообщив при этом в уполно­моченный таможенный орган влияющие на применение к указанному выше товару запретов и ограничений сведения об отсутствии у ООО «Димене» полученного в установленном законом порядке разрешения на осуществление внешнеэконо­мических операций с контролируемой продукцией, недостоверно задекларировав таким образом указанный товар.



13 апреля 2018г. заполненная и отправленная на указанный сайт при указанных выше обстоятельствах Дулеповой Л.А статистическая форма учёта перемещения товаров, содержащая недостоверные сведения, влияющие на применение к указанному выше товару запретов и ограничений, зарегистрирована на официальном сайте Федеральной таможенной службы за /

16 апреля 2018г. многофункциональный цифровой дозиметр DT-9501 принят ТОО «Вектор 7»; зарегистрированный по адресу: 050031 <адрес><адрес>, <адрес>, о чем свидетельствуют международная товарно-транспортная накладная №6 от 10 апреля 2018г. и заявление ТОО «Вектор 7» от

17 апреля 2018г. за №18 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, согласно которому, данным юридическим лицом на территорию Республики Казахстан ввезен товар - многофункциональный цифровой дозиметр DT-9501 - 1 штука,

В соответствии с сообщениями ФСТЭК России, дозиметр DT-9501 подпа­дает под действие п. 1.1.4.3 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011г. №1661, данный дозиметр является универсальным дозиметром широкого спектра действиями не подпадает под деконтрольное примечание к пункту 1.1.4 раздела 1 Списка.

По состоянию на 18 декабря 2020г., заявления для включения в вышеука­занный реестр в порядке, определенном приказом ФСТЭК России от 4 сентября 2015г. №109, участниками внешнеэкономической деятельности, в том числе ООО «Дименс» в лице директора Дулеповой Л.А., не подавались. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, ООО «Дименс» не обладает полномочиями на безлицензионный вывоз в Республику Казахстан товаров, подпадающих под действие пункта 1.1.4.3 Списка.

Обжалуемым приговором Советского районного суда г.Астрахани от 25 августа 2022г. Дулепова Л.А. по обвинению по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ оправдана за отсутствием в её действиях состава данного преступления в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ.

В основу вывода об оправдании Дулеповой Л.А. судом положены следую­щие письменные доказательства.

Письмо врио начальника войск радиационной, химической и биологической зашиты Вооруженных Сил Российской Федерации ФИО 9 №566/201 от 18 января 2021г., представленное стороной защиты, следующего содержаний;

Статьей 1 Федерального закона от 19 июля 1998 года №114-ФЗ «О военно- техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» определено, что под продукцией военного назначении понимаются вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области;

вооружением и военной техникой являются комплексы различных видов оружия и средой) обеспечения его боевого применения, в том числе средства доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия



к приборам, учебное оружие.

Кроме того, в соответствии с п.3 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 года №581, к военной технике не относится продукция, используемая в вооружении и военной технике, если она имеет гражданское назначение или изготовлена по единым требованиям для применения в вооружении и военной технике и продукции гражданского назначения.

Многофункциональный цифровой дозиметр DT-9501 на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации не принимался, для боевого обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации не предназначен, указанный дозиметр предназначен для измерения ионизирующего излучения, а принцип его работы основан на регистрации ионизирующего излучения с использованием детектора на основе газоразрядного счетчика.

Необходимо отметить, что для проверки работоспособности газоразрядного счетчика в данном приборе не используется радиоактивный источник.

Учитывая изложенное, многофункциональный цифровой дозиметр DT-9501 не относится к военной технике.

Согласно ст.226.1 УК РФ в качестве объекта преступления могут быть, в том числе, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средства его доставки, иного вооружения, иной военной техники. Поскольку, многофункциональный цифровой дозиметр DT-9501 является самостоятельным техническим средством, предназначенным, для измерения ионизирующего излучения, он не может быть квалифицирован как материала и (или) оборудование, которое может быть использовано при создании оружия массового поражения, средства его доставки, иного вооружения, иной военной техники.

Письмо заместителя начальника Управления экспортного контроля ФИО 10 №54/3557 от 26 октября 2021 г., представленное стороной защиты, согласно которому пунктом 1.1.4.3 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011г. №1661 (далее - Список), установлен экспортный контроль за системами, специально разработанными или модифицированными для обнаружения" или распознавания любого из нижеприведенных поражающих факторов, а также специально разработанными для них компонентами: бактериологический

(биологических) агентов; радиоактивных материалов; или токсичных химикатов используемых в химическом оружии.

В соответствии с примечанием к пункту 1.1.4 Списка данный пункт не применяется к персональным радиационным дозиметрам и к снаряжению или. системам, применяемым в системе стандартов безопасности труда, конструктивно или функционально ограниченным защитой от факторов риска в целях обеспечения безопасности в гражданской области, например: в горном деле; в сельском хозяйстве; в фармацевтической промышленности; в медицинской промышленности; в ветеринарии; при работах по охране окружающей среды; при сборе и утилизации отходов; в пищевой промышленности.



«DT-9501, сканер радиации, дозиметр», исходя из имеющейся в их распоряжении информации о его характеристиках и назначении, подпадает под действие пункта 1.1.4.3 Списка.

В этой связи, вывоз «DT-9501, сканера радиации, дозиметра» в Республику Казахстан должен осуществляться на основании лицензии ФСТЭК России в порядке, предусмотренном постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008г. №691 и от 7 июня 2001г. №447. Учитывая, что данная норма вступила в силу с 13 марта 2019г. на основании Указа Президента Российской Федерации от 13 декабря 2018г. №714, вышеназванный прибор до указанной даты не подпадал под действие пункта 1.1.4.3 Списка, и его вывоз в Республику Казахстан осуществлялся без применения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля.

Письмо начальника Управления экспортного контроля ФИО 8 №54/4018 от 30 ноября 2021г.. следующего содержания.

Пунктом 1.1.4.3 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011г. №1661 (далее - Список), установлен экспортный контроль за системами, специально разработанными или модифицированными для обнаружения или распознавания любого из ниже­приведенных поражающих факторов, а также специально разработанными для них компонентами: бактериологических (биологических) агентов; радиоактивных материалов; или токсичных химикатов, используемых в химическом оружии.

В соответствии с примечанием к пункту 1.1.4 Списка данный пункт не применяется к персональным радиационным дозиметрам и к снаряжению или системам, применяемым в системе стандартов безопасности труда, конструктивно или функционально ограниченным защитой от факторов риска в целях обеспе­чения безопасности в гражданской области, например: в горном деле; в сельском хозяйстве; в фармацевтической промышленности; в медицинской промышлен­ности; в ветеринарии; при работах по охране окружающей среды; при сборе и утилизации отходов; в пищевой промышленности.

Согласно техническому описанию изготовителя ООО «СЕМ ТЕСТ ИНСТРУМЕНТ», указанный прибор не относится к персональным дозиметрам и применяется на фармацевтических предприятиях, в лабораториях, электро­станциях, станциях экстренной помощи, металлургических предприятиях, нефте­добывающем и нефтеперегонном оборудовании, для экологической защиты, в городских службах.

По имеющейся информации «DT-9501, сканер радиации, дозиметр» поставлялся конечному пользователю ТОО «Vektor 7», Республика Казахстан, для использования на урановых рудниках для измерения уровня радиации и предотвращения работ в зоне с повышенным радиационным фоном.

В этой связи, «DT-9501, сканер радиации, дозиметр», подпадает- под действие пункта 1.1.4.3 Списка, и его вывоз в Республику Казахстан должен осуществляться на основании лицензии ФСТЭК России в порядке, предусмот­ренном постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008г. №691 и от 7 июня 2001г. № 447, но, учитывая, что данная норма вступила в силу с 13 марта 2019г. на основании Указа Президента Российской Федерации от



13 декабря 2018г. №714, вышеназванный прибор до указанной даты (в период с 1 января 2018г. по 30 апреля 2018г.) не подпадал под действие пункта 1.1.4.3 Списка, и его вывоз в Республику Казахстан осуществлялся без применения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля.

Письма ФСТЭК России от 22 ноября 2019г. № 240/56/3308, от 10 июля 2020г. № 240/51/1949 и от 18 декабря 2020г. № 240/54/3795, носят информа­ционный характер и подтверждают необходимость получения разовой лицензии ФСТЭК России для осуществления экспорта в Республику Казахстан указанного дозиметра. При подготовке данных писем в распоряжении ФСТЭК России имелись технические характеристики «DT-9501, сканера радиации, дозиметра».

Дулепова Л.А или иные представители ООО «Дименс» в ФСТЭК России за получением лицензии на вывоз в Республику Казахстан «DT-9501, сканера радиации, дозиметра» в период с 1 января 2018г. по 30 апреля 2018г. не обра­щались.

В запросе следователя следственного отдела Волгоградского ЛУ МВД России на транспорте лейтенанта юстиции ФИО 11 от 4 декабря 2020г. №13/2695 имелась информация о перемещении «DT-9501, сканера радиации, дозиметра» в Республику Казахстан в 2018 году. При этом копии документов, подтверждающих факт вывоза этого дозиметра в Республику Казахстан, представ­лены не были. Одновременно с запросом Волгоградского ЛУ МВД России на транспорте в ФСТЭК России на рассмотрении находилось обращение ООО «Дименс» от 25 ноября 2020г. о выдаче идентификационного заключения на вывоз «DT-9501, сканера радиации, дозиметра» в Республику Казахстан по контракту от 4 апреля 2018г. № 9/18 с ТОО «Vector 7». По данному обращению ФСТЭК России было выдано идентификационное заключение от 14 декабря 2020г. № с выводами о подпадании «DT-9501, сканера радиации, дозиметра» под экспортный контроль и необходимости получения лицензии ФСТЭК России для осуществления внешнеэкономической операции по его вывозу в Республику Казахстан (направлено по электронной почте).

Цель использования указанного дозиметра на урановых рудниках Респуб­лики Казахстан была подтверждена дополнительным письмом ООО «Дименс» от 9 декабря 2020г. №12 при оформлении идентификационного заключения ФСТЭК России.

«DT-9501, сканер радиации, дозиметр» не относится к военной технике и не может быть использован при создании вооружений и военной техники, что подтверждается письмом Врио, начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации от 18 января 2021г. №566/201.

Остальным исследованным доказательствам, представленным стороной обвинения, дана оценка в совокупности с вышеприведенными доказательствами и сделан вывод, что они не подтверждают виновность Дулеповой Л.А. в совершении инкриминируемого преступления.

В соответствии с п.1 ст. 389.15 и п. 2 ст. 389.16 УПК РФ, одним из оснований отмены судебного решения в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре фактическим обстоятельствам уголовного, дела, установленным судом первой инстанции, если суд не учел обстоятельств,



которые могли существенно повлиять на выводы суда.

Суд апелляционной инстанции признает апелляционное представление подлежащим удовлетворению, считая вывод о необходимости оправдания Дуле- повой Л.А. преждевременным, поскольку при постановлении приговора не были проверены и учтены обстоятельства, которые могли существенно повлиять на выводы суда.

При оценке вышеуказанных писем руководителей ФСТЭК России от 26 октября 2021г. и 30 ноября 2021г., положенных судом в основу оправдатель­ного приговора, и писем данной Федеральной службы от 22 ноября 2019г. и 18 декабря 2020г., общим для них является вывод о том, что «DT-9501, сканер радиации, дозиметр», исходя из имеющейся информации о его характеристиках и назначении, подпадает в настоящее время под действие пункта 1.1.4.3 Списка.

Их отличает лишь вывод о том, что до внесения изменений Указом Прези­дента РФ от 13 декабря 2018г. №714, в указанный пункт Списка, вышеназванный прибор в период с 1 января 2018г. по 30 апреля 2018г. не подпадал под действие пункта 1.1.4.3 Списка, и его вывоз в Республику Казахстан осуществлялся без применения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля.

При этом в письменных ответах ФСТЭК РФ от 26 октября 2021г. и 30 ноября 2021г. не отражено, что изменилось в оценке «DT-9501, сканер радиации, дозиметр» как товара двойного назначения, после внесения изменений в Указ Президента РФ от 17 декабря 2011г. № 1661, и как они повлияли на данную оценку. Хотя это имело существенное значение для разрешения настоящего дела.

Указом Президента РФ от 17 декабря 2011г. №1661 утвержден. Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль.

Пунктом 1.1.4.3 в данный Список включены - Системы, специально разработанные или модифицированные для обнаружения или распознавания любого из нижеприведенных поражающих факторов, а также специально разрабо­танные для них компоненты: а) бактериологических (биологических) агентов; б) радиоактивных материалов, которые могут быть использованы в военных целях; или в) токсичных химикатов, используемых в химическом оружии.

Таким образом, исходя из содержания п. 1.1.4.3, в редакции действующей, как на момент совершения Дулеповой Л.А. внешнеэкономической сделки в Отно­шении дозиметра DT-9501, так и после внесения в него изменений, речь идет об обнаружении или распознавании, в частности, радиоактивных материалов.

Первоначально в редакции до 13 марта 2019г. предусматривались системы для обнаружения или распознавания радиоактивных материалов, которые могут быть использованы в военных целях.

То есть фраза «которые могут быть использованы в военных целях» относилась к характеристике радиоактивных материалов, а не к самим системам.

После внесения изменений в п. 1.1.4.3 Списка, под экспортный контроль стали фактически подпадать системы для обнаружения или распознавания, всех радиоактивных материалов, а не только тех, которые могут быть использованы в военных целях.



В связи с этим в отношении «DT-9501, сканер радиации, дозиметр», имеющего, как указано в статической форме учета перемещения товара и в других документах, связанных с совершенной Дулеповой Л.А. в апреле 2018 года внешнеэкономической сделкой по его реализации ТОО «Вектор 7» в Республику Казахстан, код , который предусмотрен п. 1.1.4.3 Списка, необходимо было разрешение вопроса: - обладает ли данный прибор технической возможностью обнаруживать или распознавать радиоактивные материалы, которые могут быть использованы в военных целях, что при положительном ответе, относило бы его к товару двойного назначения, который может быть использован при создании вооружений и военной техники.

Данное обстоятельство, имеющее, по мнению суда апелляционной инстан­ции, существенное значение для разрешения дела, не было проверено судом первой инстанции.

Таким образом, ответы ФСТЭК РФ от 26 октября 2021г. и 30 ноября 2021г., как письменные доказательства, не получили в приговоре оценки путем их сопоставления с требованиями Указа Президента РФ от 17 декабря 2011 г.: №1661. Ответ Министерства обороны от 18 января 2021г. содержит вывод о том, что многофункциональный цифровой дозиметр DT-9501 не относится к военной технике. Однако в нем также не содержится ответа на вопрос, обладает ли он технической возможностью обнаруживать или распознавать радиоактивные материалы, которые могут быть использованы в военных целях.

Следует также отметить, что в своих выводах должностные лица ФСТЭК России не указывают, что данный дозиметр DT-9501 подпадал под примечание к пункту 1.1.4 Списка.

Кроме того, согласно предъявленному Дулеповой Л.А. обвинению, она совершила действия, заключающиеся в незаконном перемещении через Государ­ственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС материалов и оборудования, сопряженные с недосто­верным декларированием.

В силу разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении № 12 от 27 апреля 2017г. "О судебной практике по делам о контрабанде", под незаконным перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу следует понимать перемещение товаров или иных предметов, в частности, с недостоверным декларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах.

Если декларантом в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей (например, сведения о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Союза, о стране происхождения, о тамо- женной стоимости), то указанные действия следует рассматривать как недосто­верное декларирование товаров. При этом сведениями, необходимыми для таможенных целей, являются сведения, представляемые таможенным органам и влияющие на применение к товарам запретов или ограничений.

В материалах уголовного дела имеется статистическая форма учёта перемещения товаров, в которую Дулепова Л.А. внесла сведения о перемещенном с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан товаре -



многофункциональном цифровом дозиметре DT-9501, подписав её электронной подписью и направила на сайт Федеральной таможенной службы в Астраханскую таможню.

Данная форма была принята и зарегистрирована на официальном сайте Федеральной таможенной службы за /.

В связи с этим подлежал проверке и оценке также вопрос о соответствии сведений, отраженных в вышеуказанной форме, действительности и требованиям таможенного законодательства, предъявляемым к ее заполнению.

Суд апелляционной инстанции считает необходимым обратить внимание, что Астраханской таможней при тех же установленных фактических обстоя­тельствах со стороны ООО «Дименс» усматривался состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.20 КоАП РФ (том 2 л.д. 101).

Таким образом, в целях исследования и проверки обстоятельств, которые могли существенно повлиять на выводы суда, судебная коллегия признает необходимым приговор отменить с направлением уголовного дела на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.

При новом рассмотрении дела суду необходимо принять меры, к всесто- роннему и объективному исследованию всех обстоятельств дела, дать надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам и вынести законное, обосно­ванное и справедливое решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.15, 389,16, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Приговор Советского районного суда г.Астрахани от 25 августа 2022г. в отношении Дулеповой Любови Алексеевны отменить.

Направить уголовное дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.

Меру пресечения в отношении Дулеповой Любови Алексеевны в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента провоз­глашения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.


Председательствующий: Ю.Ф. Фролов

Судьи: П.М. Гонтарева


Е.В. Подопригора