ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 220011-02-2020-004225-79 от 28.07.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Копылова Е.М. Дело № 33а-5328/2021

УИД № 22RS0011-02-2020-004225-79

№ 2а-5328/2021 (в 1 инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2021 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

Председательствующего Котликовой О.П.,

судей Титовой В.В., Копцевой Г.В.

при секретаре Семеновой Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Ч.Е.Н. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 22 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю к Ч.Е.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций.

Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 12 по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Ч.Е.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 2333 руб., пени в размере 28,93 руб., по земельному налогу за 2018 год в размере 804 руб., пени в размере 9,96 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 7851 руб., пени в размере 97,35 руб.

Требования мотивированы тем, что Ч.Е.Н. является плательщиком налогов, в том числе:

- транспортного налога в связи с принадлежностью на праве собственности транспортного средства HONDA STEP WGN, государственный регистрационный номер ***, мощность двигателя 160 л/с;

- земельного налога в связи с принадлежностью земельного участка по адресу: <адрес>, (кадастровый номер ***);

- налога на имущество физических лиц в связи с принадлежностью на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер ***).

Административному ответчику направлялись налоговое уведомление *** от ДД.ММ.ГГ и требование *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ о необходимости уплаты указанных сумм налогов и пеней, однако добровольно налог и пени уплачены не были. Мировым судьей судебного участка № 6 г.Рубцовска Алтайского края ДД.ММ.ГГ вынесен судебный приказ о взыскании указанной задолженности. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГ судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений должника относительно его исполнения.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю удовлетворены. С Ч.Е.Н. с зачислением в соответствующий бюджет взыскана задолженность за 2018 год по транспортному налогу в размере 2333 руб., пени в размере 28,93 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 7851 руб., пени в размере 97,35 руб., по земельному налогу в размере 804 руб., пени в размере 9,96 руб., в доход бюджета муниципального образования «город Рубцовск» Алтайского края – государственная пошлина в размере 444,97 руб.

В апелляционной жалобе Ч.Е.Н. просит решение суда отменить с вынесением нового об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указано, что Ч.Е.Н. надлежащим образом не был извещен о времени и месте рассмотрения административного дела; административным истцом срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением пропущен; налоговым органом надлежащим образом не исполнена обязанность по направлению налогового уведомления и требования об уплате налогов, поскольку данные документы сформированы и направлены Ч.Е.Н., через личный кабинет налогоплательщика, однако он был заблокирован, поскольку Ч.Е.Н. не является его активным пользователем.

В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России № 12 просит решение суда оставить без изменения.

Представитель административного истца Б.М.В., участвующая в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Административный ответчик Ч.Е.Н., уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, сведения о причинах неявки не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Правовые основы применения на территории Алтайского края транспортного налога определены Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края».

В соответствии со статьей 1 указанного Закона налоговые ставки составляют для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно – 25 руб. с каждой лошадиной силы.

Как следует из материалов дела, за Ч.Е.Н. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ было зарегистрировано транспортное средство HONDA STEP WGN, государственный регистрационный номер ***, с мощностью двигателя 160 л/с.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с учетом налоговой базы, ставок налога и периода владения транспортным средством транспортный налог рассчитан налоговым органом верно и составляет за автомобиль HONDA STEP WGN, государственный регистрационный номер *** за 2018 год 2333 руб.

В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой (пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании пункта 1 статьи 389 названного Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Исходя из пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и Севастополя).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ч.Е.Н. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером *** (кадастровая стоимость на 01 января 2018 года – 268020,8 руб.), вид разрешенного использования – для строительства жилого дома.

Положением о введении земельного налога на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, утвержденным решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 21 августа 2008 года № 771 налоговые ставки земельного налога установлены в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в размере 0,3 %.

Как следует из налогового уведомления, налоговым органом земельный налог за земельный участок с кадастровым номером 22:70:020205:5 исчислен с использованием налоговой ставки 0,30% и с учетом налоговой базы, периода владения составил 804 руб. (268020,8 руб. х 0,30%). Расчет налога является верным.

В силу пунктов 1, 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения в числе прочего признаются расположенные в пределах муниципального образования жилые дома.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (статья 404 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции на дату возникновения обязанности по уплате налога).

Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2017 года № 579 коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, установлен на 2018 год равным 1,481.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ч.Е.Н. в 2018 году являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно налоговому уведомлению *** от ДД.ММ.ГГ налог на имущество физических лиц за 2018 год исчислен из инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** (жилой дом) 1308521 руб. (883539,29 руб. (инвентаризационная стоимость) х 1,481 (коэффициент-дефлятор)) за 12 месяцев владения с учётом налоговой ставки – 0,60%, установленной решением Рубцовского городского Совета депутатов от 20 ноября 2014 года № 412 «Об утверждении Положения о введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края», и составил 7851 руб. Приведенный расчет является верным.

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 360, пункт 1 статьи 393, статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1, пунктом 1 статьи 363, пунктом 1 статьи 397, пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации названные налоги за 2018 год подлежали уплате не позднее ДД.ММ.ГГ.

В силу пункта 3 статьи 363, пункта 4 статьи 397, пункта 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный, земельный налоги и налог на имущество физических лиц уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В данном случае налоговое уведомление *** от ДД.ММ.ГГ об уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц за 2018 год направлено Ч.Е.Н. заказным письмом ДД.ММ.ГГ с соблюдением положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика. Установлен срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГ.

Следовательно, у него возникла обязанность по уплате указанных налогов за 2018 год.

Требование об уплате налогов и пени *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ было направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика заказным письмом ДД.ММ.ГГ с соблюдением положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации. В требовании установлен срок для его исполнения до ДД.ММ.ГГ.

Пунктами 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате пени.

В силу пунктов 3, 4 статьи 75 Кодекса пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, пени налоговым органом начислены за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 28,93 руб. (применительно к недоимке по транспортному налогу – 2333 руб.), в размере 9,96 руб. (применительно к недоимке по земельному налогу – 804 руб.) и в размере 97,35 руб. (применительно к недоимке по налогу на имущество физических лиц – 7851 руб.).

Предусмотренный законом порядок взыскания пеней административным истцом соблюден, поскольку требование на уплату недоимок ***, выставленное по состоянию на ДД.ММ.ГГ, содержало сведения о пенях, начисленных на момент его составления, размер пеней рассчитан верно.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).

Согласно пункту 3 названной статьи требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд сначала с заявлением о вынесении судебного приказа (ДД.ММ.ГГ (л.д.102)) после истечения срока исполнения требования, установленного до ДД.ММ.ГГ, затем с административным иском ДД.ММ.ГГ (л.д.1) после отмены судебного приказа от ДД.ММ.ГГ (л.д. 106) определением от ДД.ММ.ГГ (л.д.107) административным истцом, вопреки утверждениям в жалобе, соблюдены.

С учетом изложенного требования налогового органа судом первой инстанции удовлетворены правомерно.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административный ответчик надлежащим образом не был извещен о времени и месте рассмотрения административного дела, несостоятельны ввиду того, что в материалах дела имеется расписка с личной подписью Ч.Е.Н. об извещении о судебном заседании, назначенном на 10-30 часов 22 марта 2021 года (л.д. 97).

Указанный порядок извещения соответствовал требованиям части 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о судебных извещениях и вызовах.

Доводы жалобы о том, что налоговым органом надлежащим образом не исполнена обязанность по направлению налогового уведомления и требования об уплате налога, признаются несостоятельными.

Как усматривается из материалов дела, налоговое уведомление и требование были направлены налогоплательщику, как указано выше, с соблюдением положений пункта 4 статьи 52, пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации по почте заказными письмами, что подтверждается представленными налоговым органом почтовыми реестрами (л.д.10 – направление уведомления, л.д.8-требования), скриншотами программы АИС Налог-3, подтверждающими присвоение штриховых почтовых идентификаторов заказным письмам (л.д. 76 - направление уведомления, л.д.79-81 – требования).

В силу приведенных положений пункта 4 статьи 52, пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации названные документы считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

С учетом изложенного ссылки в жалобе о блокировке личного кабинета налогоплательщика правового значения для правильного разрешения дела не имеют, поскольку ни уведомление, ни требование через личный кабинет налогоплательщику не передавались.

При установленных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Между тем в решении не приведен размер общей суммы взысканной задолженности 11124,24 руб. (2333 руб. + 28,93 руб. + 7851 руб. + 97,35 руб. + 804 руб. + 9,96 руб.), как это предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем резолютивная часть решения подлежит уточнению.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 22 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ч.Е.Н. - без удовлетворения.

Дополнить резолютивную часть решения абзацем шестым следующего содержания: «Всего взыскать задолженность в сумме 11124 рубля 24 копейки.».

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: