ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 220011-02-2022-001927-21 от 28.09.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Копылова Е.М. Дело № 33а-7545/2021

УИД № 22RS0011-02-2022-001927-21

№ 2а-1743/2021 (в 1 инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 сентября 2022 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

Председательствующего Котликовой О.П.,

судей Барсуковой Н.Н., Титовой В.В.,

при секретаре Семеновой Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Ч. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 14 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России *** по Алтайскому краю к Ч. о взыскании задолженности.

Заслушав доклад судьи Барсуковой Н.Н., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России *** по Алтайскому краю (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России *** по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Чепко Е.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере 1100 рублей, пени в размере 10, 13 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 8631 рублей, пени в размере 305, 59 рублей, из них 79, 48 рублей на недоимку за 2019 год, 226, 11 рублей на недоимку за 2018 год.

Требования мотивированы тем, что Чепко Е.Н. является плательщиком налогов, в том числе:

- земельного налога в связи с принадлежностью земельного участка по адресу: <адрес>, (кадастровый ***); земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый ***);

- налога на имущество физических лиц в связи с принадлежностью на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ***); квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (кадастровый ***).

Административному ответчику направлялись налоговое уведомление *** от 3 августа 2020 года и требование *** по состоянию на 05 февраля 2021 года, налоговое уведомление *** от 27 июня 2019 года, требование *** по состоянию на 31 января 2020 года о необходимости уплаты указанных сумм налогов и пеней, однако добровольно налог и пени уплачены не были.

Мировым судьей судебного участка *** г.Рубцовска Алтайского края 30 сентября 2021 года вынесен судебный приказ о взыскании указанной задолженности. Определением мирового судьи от 15 октября 2021 года судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений должника относительно его исполнения.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 14 июня 2022 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС России *** по Алтайскому краю удовлетворены частично. Взыскана с Чепко Е.Н. задолженность по земельному налогу за 2019 год в размере 804 рублей, пени в размере 07,40 рублей в пользу местного бюджета, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 8 047 рублей, пени в размере 74, 10 рублей, пени за 2018 год в размере 266, 11 рублей в пользу местного бюджета, а всего 9 158, 61 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано. Взыскана с Чепко Е.Н. государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края в размере 400 рублей.

В апелляционной жалобе Чепко Е.Н. просит решение суда отменить с вынесением нового об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на ненадлежащее извещение о времени и месте рассмотрения административного дела, пропуск административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, ненадлежащее исполнение налоговым органом обязанности по направлению налогового уведомления и требования об уплате налогов, поскольку данные документы сформированы и направлены Чепко Е.Н., через личный кабинет налогоплательщика, который был заблокирован.

В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России *** просит решение суда оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании пункта 1 статьи 389 названного Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Исходя из пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и Севастополя).

Советом депутатов Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края принято решение от 21 августа 2008 года № 771 «Об утверждении Положения о введении земельного налога на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края», согласно подпункту 5.1 пункта 5 которого установлены ставки земельного налога в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, в размере 0, 3 %.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Чепко Е.Н. в 2019 году на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для строительства жилого дома, кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2019 года составляла 268020,8 рублей.

Как следует из налогового уведомления *** от 03 августа 2020 года, налоговым органом земельный налог с учетом налоговой ставки, периода владения, доли в праве в отношении указанного земельного участка исчислен в размере 804 рублей (268 020 рублей х 1 х 0,3 % (0, 003)).

Расчет проверен судом первой инстанции и признан верным.

В силу пунктов 1, 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения в числе прочего признаются расположенные в пределах муниципального образования жилые дома.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (статья 404 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции на дату возникновения обязанности по уплате налога).

Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2018 года *** коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, установлен на 2019 год равным 1,518.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Чепко Е.Н. в 2019 году являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно налоговому уведомлению *** от 03 августа 2020 года налог на имущество физических лиц за 2019 год исчислен из инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** (жилой дом) 1 341 212 рублей (883539,29 рублей (инвентаризационная стоимость) х 1,518 (коэффициент-дефлятор)) за 12 месяцев владения с учётом налоговой ставки – 0,60%, установленной решением Рубцовского городского Совета депутатов от 20 ноября 2014 года № 412 «Об утверждении Положения о введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края», и составил 8 047 рублей.

Приведенный расчет является верным.

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 360, пункт 1 статьи 393, статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 7 статьи 6.1, пунктом 6 статьи 58, пунктом 1 статьи 363, пунктом 1 статьи 397, пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации названные налоги подлежали уплате не позднее 01 декабря 2020 года.

В силу пункта 3 статьи 363, пункта 4 статьи 397, пункта 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный и земельный налоги уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В данном случае налоговое уведомление *** от 03 августа 2020 года об уплате земельного и налога на имущество физических лиц за 2019 год направлено Чепко Е.Н. 25 сентября 2020 года с соблюдением положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика. Установлен срок уплаты налога до 01 декабря 2020 года.

Факт направления уведомления подтверждается копией списка почтовых отправлений *** от 25 сентября 2020 года, скриншотом программы АИС -3.

Следовательно, у административного ответчика возникла обязанность по уплате указанных налогов.

Требование об уплате налогов и пени *** по состоянию на 05 февраля 2021 года было направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика заказным письмом 10 февраля 2021 года с соблюдением положений статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации. В требовании установлен срок для его исполнения до 23 марта 2021 года.

Факт направления требования подтверждается списком почтовых отправлений *** от 10 февраля 2021 года, скриншотом программы АИС Налог-3.

Пунктами 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате пени.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Как следует из материалов дела, пени налоговым органом начислены за период со 02 декабря 2020 года по 04 февраля 2021 года (65 дней) применительно к недоимке по земельному налогу в размере 1100 рублей – 10,13 рублей, применительно к недоимке по налогу на имущество физических лиц 8631 рублей – 79, 48 рублей.

Предусмотренный законом порядок взыскания пеней административным истцом соблюден, поскольку требование на уплату недоимок *** по состоянию на 05 февраля 2021 года, содержало сведения о пенях, начисленных на момент его составления.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Чепко Е.Н. принадлежал земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, в период с 17 октября 2019 года по 21 октября 2019 года; жилое помещение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: <адрес>, в период с 17 октября 2021 года по 21 октября 2021 года.

В соответствии с частью 5 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оснований для взыскания земельного налога, начисленного на земельный участок по адресу: <адрес> и налога на имущество, начисленного на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, не имеется.

Исходя из отсутствия оснований для взыскания земельного налога и налога на имущество в отношении земельного участка и квартиры по адресу: <адрес> расчет пени за неуплату земельного налога на 2019 год произведен судом первой инстанции на сумму 804 рублей (804 рубля х 4, 25 % х 1/300 х 65 дней = 7, 40 рублей) и пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2019 год на сумму 8047 рублей (8047 рублей х 4, 25 % х 1/300 х 65 дней = 74,10 рублей.

Решением Рубцовского городского суда от 22 марта 2021 года с Чепко Е.Н. была взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 года в сумме 7 851 рублей, решение вступило в законную силу.

Налоговым органом начислены пени за неуплату указанного налога за период с 31 января 2020 года по 28 июня 2020 года в сумме 226, 11 рублей.

Судебная коллегия соглашается с расчетом налога и пени, произведенным судом первой инстанции, поскольку он соответствует требованиям налогового законодательства и установленным по делу обстоятельствам.

Довод апелляционной жалобы о пропуске срока для обращения в суд является необоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, (3000 рублей в редакции, действовавшей до 23 декабря 2020 года) за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей (3000 рублей в редакции, действовавшей до 23 декабря 2020 года), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (3000 рублей в редакции, действовавшей до 23 декабря 2020 года).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что на момент истечения срока исполнения требования *** – 23 марта 2021 года.

В пределах шестимесячного срока после указанной даты Межрайонная ИФНС России *** по Алтайскому краю 23 сентября 2021 года обратилась к мировому судье судебного участка *** г. Рубцовска Алтайского края с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании данной задолженности. 30 сентября 2021 года мировым судьей судебного участка *** г. Рубцовска Алтайского края выдан судебный приказ, который впоследствии отменен определением от 15 октября 2021 года.

Административный иск подан 15 апреля 2022 года, в предусмотренный налоговым законодательством срок - в течение шести месяцев после отмены судебного приказа, что свидетельствует о соблюдении налоговым органом порядка взыскания задолженности по налогам.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административный ответчик надлежащим образом не был извещен о времени и месте рассмотрения административного дела, несостоятельны ввиду того, что в материалах дела имеется уведомление с личной подписью Чепко Е.Н. об извещении о судебном заседании, назначенном на 13-30 часов 14 июня 2022 года (л.д. 83).

Указанный порядок извещения соответствует требованиям части 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о судебных извещениях и вызовах.

Доводы жалобы о том, что налоговым органом надлежащим образом не исполнена обязанность по направлению налогового уведомления и требования об уплате налога, признаются несостоятельными.

Как усматривается из материалов дела, налоговые уведомление и требование были направлены налогоплательщику с соблюдением положений пункта 4 статьи 52, пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации по почте заказными письмами, что подтверждается представленными налоговым органом почтовыми реестрами (л.д.10 – направление уведомления, л.д.8-требования), скриншотами программы АИС Налог-3, подтверждающими присвоение штриховых почтовых идентификаторов заказным письмам (л.д. 12 - направление уведомления, л.д.16 – требования).

В силу приведенных положений пункта 4 статьи 52, пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации названные документы считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

С учетом изложенного ссылки в жалобе на блокировку личного кабинета налогоплательщика правового значения для правильного разрешения дела не имеют, поскольку ни уведомление, ни требование через личный кабинет налогоплательщику не направлялись.

При установленных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 14 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ч. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: