ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 22О0000-01-2021-001669-79Д от 21.07.2022 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 22OS0000-01-2021-001669-79 Дело № 66а-1035/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 21 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Захарова Е.И.

судей Никитиной Г.Н., Роженцевой Ю.В.

при секретаре Бурлаковой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-23/2022 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» об оспаривании нормативного правового акта в части,

с апелляционной жалобой открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Алтайского краевого суда от 14 марта 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н., объяснения представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Кресс Т.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю., полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 22 ноября 2018 года № 1824 утвержден лесохозяйственный регламент Кулундинского лесничества Алтайского края (далее - лесохозяйственный регламент, Регламент).

Приказ от 22 ноября 2018 года № 1824 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 23 ноября 2018 года, включен в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 17 декабря 2018 года, регистрационный номер RU22000201801322.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Минприроды Алтайского края) от 9 июля 2020 года № 778 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 22.11.2018 № 1824» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 10 июля 2020 года, включен в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 21 декабря 2020 года, регистрационный номер RU22000202001793.

В соответствии с таблицей 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» раздела 1 ««Краткая характеристика лесничества главы I «Общие сведения» Регламента Гоноховское лесничество в границах кварталов 26, 41-44, 58, 72, 82, частей кварталов 6-9, 23, 27, 29, 30, 77, 78 отнесено по целевому назначению к защитным полосам лесов (лесам, расположенным в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД», Общество) обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением, с учетом уточненных требований просило признать Лесохозяйственный регламент в части отнесения кварталов №№ 8, 26, 44, 58, 72, 82 Гоноховского участкового TOC \o "1-5" \h \z лесничества Кулундинского лесничества к лесам, расположенным в защитных полосах лесов (лесам, расположенным в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) не действующим с 1 июля 2019 года, как несоответствующей требованиям положениям статей 6, 6.1, 114 Лесного кодекса Российской Федерации и статей 7, 90 Земельного кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что Минприроды Алтайского края обратилось с иском в Арбитражный суд Новосибирской области к ОАО «РЖД» о возмещении вреда, причиненного лесным насаждениям в результате пожара. При расчете ущерба применено 2-кратное увеличение суммы из-за того, что нарушение законодательства совершено в защитных лесах. Отнесение Регламентом указанных кварталов к лесам, расположенным в защитных полосах лесов (лесам, расположенным в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) нарушает права административного истца поскольку полоса отвода железной дороги может иметь место только на землях транспорта. В связи с чем защитные полосы лесов, расположенные в границах полос отвода не могут располагаться на землях лесного фонда и относиться по целевому назначению к категории защитные леса.

Кроме того, в соответствии с положениями пункта 16 части 1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации правом на принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам наделены органы государственной власти Российской Федерации. Поскольку решение об отнесении указанных кварталов к защитным лесам уполномоченным органом не принималось, Минприроды края превысило предоставленные законом полномочия.

Решением Алтайского краевого суда от 14 марта 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

С апелляционной жалобой в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции обратилось открытое акционерное общество «Российские железные дороги» и просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства отнесения спорных лесов к категории защитных (в частности, отнесения к подкатегории ценных, которые включаются в категорию защитных). Принятие таких решений отнесено законодательством к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, и применительно к спорной территории соответствующее решение не принималось. Со ссылкой на положения приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 26 апреля 2010 года № 143 «Об отнесении лесов на территории Алтайского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении границ» указывает, что к ленточным борам отнесена только часть квартала № 8 Гоноховского участкового лесничества, леса остальных кварталов к ценным не отнесены. Полагает, что приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 августа 2014 года № 367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» сам по себе не осуществляет отнесение лесов края к лесостепям и ленточным борам и не устанавливает их границы. Отнесение этим приказом территории Кулундинского района края к Алтае-Новосибирскому району лесостепей и ленточных боров не свидетельствует о том, что все и любые леса в указанных районах относятся к лесостепям и ленточным борам. Полагает, что этот приказ осуществляет лишь группировку лесных участков, границы которых определены иными документами, что также следует из преамбулы приказа № 367. Поскольку отнесение лесов к защитным лесам является полномочием органов государственной власти Российской Федерации и доказательства такого отнесения в материалах дела отсутствуют, следует вывод о том, что Минприроды Алтайского края произвело отнесение лесов в кварталах №№ 8, 26, 44, 58, 72, 82 к защитным лесам (к подкатегории лесов, расположенных в защитных полосах лесов), в отсутствие соответствующих полномочий. В дополнениях к апелляционной жалобе представитель административного истца сообщает, что спорные кварталы №№ 8, 26, 44, 58, 72, 82 Гоноховского участкового лесничества Кулундинского лесничества не расположены в полосе отвода железной дороги. Земельный участок отвода железной дороги находится в собственности Российской Федерации и предоставлен в пользование ОАО «РЖД» на основании договора аренды.

Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.

Согласно свидетельству о регистрации права от 30 мая 2003 года собственником земельного участка полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги 119, 867-173, 606 км., направления Барнаул-Кулунда, земли промышленности, является Российская Федерация.

27 июля 2004 года между Российской Федерацией в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и ОАО «РЖД» заключен договор аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности или обороны, безопасности и земель иного специального назначения, имеющего кадастровый номер , расположенного в Завьяловском районе Алтайского края, участок полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги. Согласно дополнительным соглашениям от 21 июля 2008 года, от 18 февраля 2015 года к договору аренды участок предоставлен для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, сроком на 49 лет.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что административный истец вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

Нарушений требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу судом при рассмотрении дела не установлено, и по данным основаниям сторонами не оспаривается.

Проверяя довод апелляционной жалобы о превышении административным ответчиком своих полномочий, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.1.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 5 декабря 2016 № 152, в области лесных отношений Министерство края разрабатывает лесной план Алтайского края, разрабатывает и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации; проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 110 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией.

Пунктами 16, 17 статьи 81 ЛК РФ полномочиями по отнесению лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), эксплуатационным лесам, резервным лесам наделены органы государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Судом правильно установлено, что приказом Рослесхоза от 26 апреля 2010 года № 143 часть квартала № 8 Гоноховского участкового лесничества Кулундинского лесничества по целевому назначению отнесено к ленточным борам. Решений об отнесении кварталов № 26, 44, 58, 73, 82 к какой - либо категории Рослесхозом не принималось, что следует из ответа от 19 января 2022 года № АВ-03-28/951.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, являющееся исполнительным органом государственной власти Алтайского края, утверждая Регламент в оспариваемой части, вышло за пределы предоставленных ему полномочий.

Вместе с тем, указание в Регламенте на целевое назначение кварталов - защитные полосы лесов (леса, расположенные в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) в отсутствие нормативного правового акта, изданного уполномоченным лицом, не нарушает права и законные интересы административного истца.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон о железнодорожном транспорте), части 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе, земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, и эти земли являются федеральной собственностью.

Полосой отвода железных дорог согласно Закону о железнодорожном транспорте названы земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

К инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования Закон о железнодорожном транспорте относит транспортную инфраструктуру, включающую в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

Между тем, такое Постановление Правительства Российской Федерации было принято только 12 октября 2006 года за № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», а до его принятия отношения в части установления полос отвода регулировались Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 мая 1999 года № 26Ц (далее - Положение № 26Ц).

Согласно дополнениям к апелляционной жалобе, представленным суду апелляционной инстанции, кварталы №№ 8, 26, 44, 58, 72, 82 Гоноховского участкового лесничества не находятся в установленной полосе отвода железной дороги.

Таким образом, земельные участки в указанных кварталах не являются объектом аренды ОАО «РЖД», следовательно, оспоренные нормы Регламента не регулируют правоотношения, субъектом которых является административный истец.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что права и охраняемые законом интересы ОАО «РЖД», возникшие из заключенного договора аренды, оспоренным в части нормативным правовым актом не нарушены.

Нарушение своих прав административный истец связывает с наступлением материальной ответственности в определенном размере. Однако эта ответственность ОАО «РЖД» наступила в связи с нарушением им законодательства о пожарной безопасности в границах полосы отвода, т.е. в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору и требований закона, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 25 августа 2021 (по делу № А45-8774/2021).

Применение оспоренного Регламента при надлежащем исполнении предусмотренных законом обязанностей и соблюдении, в частности, требований пожарной безопасности в границах полос отвода, каких-либо правовых последствий для ОАО «РЖД» не влечет, препятствий для реализации прав и осуществления деятельности не создает. Расчет ущерба, причиненного пожаром, произведен исходя из факта нахождения поврежденных участков в защитных лесах.

Согласно части 1 статьи 10 ЛК РФ расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса.

Часть 2 статьи 111 ЛК РФ в числе категорий защитных лесов выделяет, в том числе, ценные леса (подпункт 4) и леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (подпункт 3).

К ценным лесам относятся леса, имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение (часть 1 статьи 115 ЛК РФ).

К лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, отнесены, в частности, леса, расположенные в защитных полосах лесов (леса, расположенные в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) (часть 1 статьи 114 ЛК РФ).

В рамках реализации предоставленных полномочий приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 августа 2014 года № 367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» территория Кулундинского района Алтайского края отнесена к Алтае-Новосибирскому лесному району лесостепей и ленточных боров.

Довод жалобы о том, приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 августа 2014 года № 367 не относит спорные лесные кварталы к защитным лесам, а лишь осуществляет их районирование, являются ошибочными.

Преамбула этого приказа действительно имеет ссылку на статью 15 ЛК РФ (районирование лесов). Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает районирование лесов в зависимости от природно-климатических условий.

Вместе с тем, полученные в результате проведения этих действий сведения являются правовой основой для более конкретного определения правового режима соответствующих природных ресурсов при их использовании.

Как правильно указал суд, положениями подпунктов «в» и «ж» пункта 4 части 2 статьи 102 ЛК РФ в редакции, действовавшей до 1 июля 2019 года, а также ЛК РФ в действующей редакции (подпункты 4 и 10 части 1 статьи 115) ленточные боры и лесостепные леса отнесены к категории ценных лесов, являющихся защитными.

Таким образом, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти обозначена ценность лесов, расположенных в спорных кварталах Гоноховского лесничества, что свидетельствует о виде этих лесов, как защитных.

Методика определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года № 1730, предусматривает увеличение размера такс в 2 раза при определении размера вреда без определения категории защитных лесов (подпункт «г» пункта 6).

Принимая во внимание, что целью судебной защиты является восстановление нарушенного права, учитывая разъяснения, содержащиеся в абзаце 1 пункта 5 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Алтайского краевого суда от 14 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Алтайский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 27 июля 2022 года