ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 230001-01-2021-004220-83 от 02.08.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Дубинкин Э.В. дело № 33а-23741/2022

№2а-244/2022

УИД № 23RS0001-01-2021-004220-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 августа 2022 года город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Иваненко Е.С.,

судей Золотова Д.В., Кривцова А.С.,

по докладу судьи краевого суда Кривцова А.С.,

при секретаре Поцепуновой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Теницкой к администрации муниципального образования Абинский район и администрации Абинского городского поселения о признании неправомерными действия органов местного самоуправления,

по апелляционной жалобе административного истца Теницкой И.А. на решение Абинского районного суда Краснодарского суда от 21 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

административный истец Теницкая И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что в октябре 2020 года по причине отсутствия объекта приема твердых коммунальных отходов возникла проблема с вывозом отходов в Абинском районе. В связи с чем, спустя два года, в мае 2021 года администрацией МО Абинский район было принято решение № 176 от 27.05.2021 года, которым признана критической ситуация, сложившаяся на территории муниципального образования Абинский район в результате несвоевременного вывоза твердых коммунальных отходов, нарушающая условия жизнедеятельности населения Абинского района, и как следствие представляющая угрозу окружающей среде, оказывающей негативное воздействие на социально-экономическое развитие Абинского района. Этим же решением, в частности п. 1.6, главой МО Абинский район рекомендовано администрации Абинского городского поселения организовать временное (сроком до 11 месяцев) размещение ТКО с территорий городских и сельских поселений Абинского района на земельном участке с кадастровым номером соответствующего целевого назначения на юго-западной окраине Абинского городского поселения, до утверждения тарифа регионального оператора, начиная с 27 мая 2021 года. Однако, указанное решение, по мнению административного истца, противоречит закону. Административный истец считает, что сложившаяся ситуация, которую довели до чрезвычайной, возникла по причине несвоевременного и непрофессионального исполнения должностными лицами своих обязанностей в части организации нормальной работы по вывозу отходов на земельный участок, который бы позволил принимать и складировать такие отходы. Кроме того, разрешение на эксплуатацию места временного накопления отходов со сроком хранения не более 11 месяцев должно быть выдано полномочным на это органом после проведения ряда проверок соответствий требованиям к организации данных площадок. Такого решения получено не было, вывозимые твердые коммунальные отходы с территорий района на вышеуказанный земельный участок осуществлялись незаконным путем, за что глава администрации Абинского городского поселения был привлечен к административной ответственности. В настоящее время, отходы продолжают находиться на спорном земельном участке в нарушение требований закона, что приводит к загрязнению окружающей среды.

Ссылаясь на то, что нарушаются не только её права, но и права населения Абинского района, административный истец просила суд признать незаконным бездействие администрации МО Абинский район по организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов; признать незаконным и неправомерным ч. 1 п. 1.6 и ч. 3 п. 1.8 решения администрации МО Абинский район № 176 от 27.05.2021 года; запретить администрации МО Абинский район и администрации Абинского городского поселения эксплуатацию Абинской городской свалки, в том числе временное накопление твердых коммунальных отходов, на земельном участке с кадастровым номером , а так же обязать вышеуказанные органы власти ликвидировать свалку, состоящую из отходов, накопленных с ноября 2020 года.

Решением Абинского районного суда Краснодарского суда от 21 апреля 2022 года административное исковое заявление Теницкой И.А. оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным решением, считая его незаконным и необоснованным, в апелляционной жалобе административный истец Теницкая И.А. просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решение об удовлетворении её административных исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом не исследованы и не приняты во внимание предоставленные административным истцом документы, свидетельствующие, что земельный участок с кадастровым номером признан и является объектом, загрязняющим окружающую среду, в связи с чем его эксплуатация запрещена. Ссылается, что факт складирования на нем отходов является преступным деянием, за что глава и администрация Абинского городского поселения не раз привлекались Роспотребнадзор и Росприроднадзор к административной ответственности.

Каждый в своих возражениях на апелляционную жалобу глава МО Абинский район Иванов В.А. и глава Абинского городского поселения Биушкин И.В., аргументируя свое мнение, просят решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении судебного разбирательства не поступило.

Согласно части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, не препятствует рассмотрению дела, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе, относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Таким образом, законодателем на муниципальные районы, как и на городские округа, возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами.

Судом установлено, что на основании протокола совещания межведомственного совета по реформированию сферы обращения с твердыми коммунальными отходами администрации Краснодарского края от 25 мая 2021 года, в соответствии с п. 1.4 решения по итогам совещания, администрация муниципального образования Абинский район была обязана обеспечить организацию сбора, транспортирования, размещения твердых коммунальных отходов с учетом введения в действие аварийной схемы потоков на территории района.

Аварийная схема потоков твердых коммунальных отходов Абинской зоны утверждена приказом министерства топливно-экономического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 25 мая 2021 года № 205.

До принятия вышеуказанного решения администрацией МО Абинский район были приняты меры по организации сбора, транспортировки твердых коммунальных отходов мусороуборочными компаниями, с которыми были заключены соответствующие договора, что подтверждается соответствующими обращениями на имя заместителя главы (губернатора) Краснодарского края.

Однако, учитывая, что возникли препятствия по организации вышеуказанной деятельности на полигоны, находящиеся за пределами территории Абинского района, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования Абинский район с целью принятия комплекса мер по предупреждению возникших чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера, направленных на недопущение появления инфекционных заболеваний и развития эпидемий, связанных с несвоевременным вывозом коммунальных отходов с территории Абинского района, приняла решение № 176 от 27 мая 2021 года, которым рекомендовала администрации Абинского городского поселения временное (сроком до 11 месяцев) размещение ТКО с территории городских и сельских поселений Абинского района на земельном участке с кадастровым номером соответствующего целевого назначения на юго-западной окраине Абинского городского поселения, до утверждения тарифа регионального оператора (п. 1.6 ч. 1 решения), а так же главам городских и сельских поселений Абинского района на подведомственной территории организовать вывоз скопившихся ТКО для временного размещения на вышеуказанный земельный участок (п.п. 3 п. 1.8 ч. 2 решения).

Таким образом, принятие оспариваемого решения было обусловлено необходимостью предотвращения чрезвычайной ситуации, является одной из обязанностей по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленной на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами. При этом решение носило рекомендательный характер.

Приказом департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 2 февраля 2022 года № 2/2022-ТКО «Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами» установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращении с ТКО в Абинской зоне деятельности для АО «Мусороуборочная компания».

С 14 февраля 2022 года АО «Мусороуборочная компания» в качестве регионального оператора по обращению с ТКО приступила к сбору и вывозу ТКО с территории Абинского городского поселения.

Таким образом, действие обжалуемого решения, принятое комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования Абинский район прекращено с момента утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

Учитывая полномочия администрации МО Абинский район, регламентированные специальным законом, суд обоснованно пришел к выводу, что орган местного самоуправления принял достаточные меры к организации эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, приняв соответствующее решение. Оснований для признания незаконными ч. 1 п. 1.6 и ч. 3 п. 1.8 решения администрации МО Абинский район № 176 от 27.05.2021 года не имеется.

Суд также верно пришел к выводу, что требования административного истца в части запрета эксплуатации земельного участка с кадастровым номером , с видом разрешенного использования «для эксплуатации свалки бытовых отходов», находящегося на юго-западной окраине Абинского городского поселения, не подлежат удовлетворению, поскольку в настоящее время накопление твердых коммунальных отходов на основании решения № 186 от 28 февраля 2022 года запрещено в связи с началом работы на территории Абинского района мусороуборочной компании, тарифы которой утверждены.

Земельный участок имеет ограниченный доступ. Сведений о том, что спорный земельный участок в настоящее время эксплуатируется, судом не установлено.

При рассмотрении требований Теницкой И.А. в части возложения на органы местного самоуправления Абинского района обязанности по ликвидации свалки суд обоснованно указал, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац восьмой статьи 42 Земельного кодекса РФ).

Исходя из положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. В то же время за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

С учетом изложенного, администрация МО Абинский район не является собственником спорного земельного участка, в связи с чем требования о возложении на неё обязанности ликвидировать свалку оставлены судом без удовлетворения.

Судом также учено, что несмотря на привлечение главы администрации Абинского городского поселения к административной ответственности за складирование твердых коммунальных бытовых отходов на территории земельного участка, с кадастровым номером , с видом разрешенного использования «для эксплуатации свалки бытовых отходов», находящегося на юго-западной окраине Абинского городского поселения, объем таких отходов никем не определен. Принятие решение произвольного характера, без определения объема накопленных отходов, может нарушить права администрации Абинского городского поселения, и привести к невозможности исполнения решения Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2020 года, которым на ООО «Абинск-ТБО» возложена обязанность произвести действия, направленные на рекультивацию спорного земельного участка.

На основании ч.1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ на административном истце лежит обязанность доказать нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.

Вместе с тем, по настоящему административному делу административный истец не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что судом не принят во внимание приговор Абинского городского суда от 25.04.2019 г. в отношении Ланцевой А.В., признанной виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.254, ч.4 ст.261 УК РФ, являются несостоятельными, поскольку указанный приговор к предмету административного иска не относится. Приговором суда не установлен в действиях административных ответчиков умысел на накопление отходов за пределами земельного участка, за что в том числе осуждена Ланцева А.В. Действия административных ответчиков были направлены на накопление отходов только в пределах земельного участка с кадастровым номером без выхода за его пределы.

Довод апелляционной жалобы о выходе накопленных отходов за границы земельного участка на территорию лесного фонда, с увеличением зоны загрязнения больших участков почвы и земли лесного фонда основан на предположениях административного истца.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанций пришел к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения принципов законности и справедливости. Судом соблюдены положения, предусмотренные законодательством об административном судопроизводстве, в соответствии обстоятельствами административного дела точно и правильно применены законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Абинского районного суда Краснодарского суда от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Теницкой И.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: