ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 230031-01-2022-002410-59 от 14.07.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Шипунова М.Н. Дело № 33а-21893/2022

№2а-4193/2022

УИД № 23RS0031-01-2022-002410-59

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июля 2022 года город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Кривцова А.С.,

судей Золотова Д.В., Синельникова А.А.,

по докладу судьи краевого суда Кривцова А.С.,

при секретаре Пархоменко В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании бездействия незаконным

по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Алексеева С.С. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 18 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Краснодарского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее – Департамент) о признании бездействия незаконным. В обоснование заявленных требований указано, что в результате проверки соблюдения требований законодательства об организации предоставления государственных услуг выявлен факт необеспечения департаментом имущественных отношений Краснодарского края возможности получения заинтересованными лицами государственных услуг в электронной форме, на региональном портале государственных и муниципальных услуг содержалась информация только о 17 из 22 услуг, предоставляемых департаментом. Несмотря на наличие в административных регламентах предоставления государственных услуг возможности их получения в электронном виде, только в отношении 10 предоставляемых департаментом услуг такая возможность обеспечена на региональном портале. Учитывая, что департаментом не в полной мере организовано предоставление государственных услуг в электронной форме, 29.07.2021 года прокуратурой края руководителю департамента имущественных отношений Краснодарского края внесено представление об устранении нарушений, которое административным ответчиком исполнено не в полном объеме.

В интересах неопределенного круга лиц заместитель прокурора Краснодарского края просит признать незаконным бездействие департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившееся в непредоставлении посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) и регионального портала государственных и муниципальных услуг (pgu.krasnodar.ru) государственных услуг:

предварительное согласование предоставления земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента и на которых расположены здания, сооружения, помещения в здании, сооружении, объекты незавершенного строительства, принадлежащие гражданам и юридическим лицам;

принятие решений о проведении аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

предоставление в собственность за плату, аренду, безвозмездное пользование земельных участков, распоряжение которыми находятся в компетенции Департамента и на которых расположены здания, сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, без проведения торгов;

рассмотрение ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, а также обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) и регионального портала государственных и муниципальных услуг (pgu.krasnodar.ru) выше указанных государственных услуг.

Решением Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 18 апреля 2022 года административное исковое заявление заместителя прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании бездействия незаконным удовлетворено; признано незаконным бездействие департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившееся в непредоставлении посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) и Регионального портала государственных и муниципальных услуг (pgu.krasnodar.ru) государственных услуг:

предварительное согласование предоставления земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента и на которых расположены здания, сооружения, помещения в здании, сооружении, объекты незавершенного строительства, принадлежащие гражданам и юридическим лицам;

принятие решений о проведении аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

предоставление в собственность за плату, аренду, безвозмездное пользование земельных участков, распоряжение которыми находятся в компетенции Департамента и на которых расположены здания, сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, без проведения торгов;

рассмотрение ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.

Решением суда на департамент имущественных отношений Краснодарского края возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) и Регионального портала государственных и муниципальных услуг (pgu.krasnodar.ru) выше указанных государственных услуг.

Не согласившись с вынесенным решением, считая его незаконным и необоснованным, в апелляционной жалобе представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Алексеев С.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что департаментом приняты и принимаются все исчерпывающие меры по переводу государственных услуг в электронный вид. Полагает, что со стороны департамента не допущено бездействий.

В возражении на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Западного административного округа г.Краснодара Пискунова М.Б., аргументируя свое мнение, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Кошевец А.Д. просила решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы.

Представитель департамента информатизации и связи Краснодарского края по доверенности Домарин С.В. оставил разрешение апелляционной жалобы на усмотрение суда.

Прокурор отдела прокуратуры Краснодарского края Клетной В.Б. просил решение суда оставить без изменения, полагая, что доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.

Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Краснодарского края проведена проверка соблюдения требований законодательства об организации предоставления государственных услуг, в ходе которой выявлен факт необеспечения департаментом имущественных отношений Краснодарского края (далее – Департамент) возможности получения заинтересованными лицами государственных услуг в электронной форме.

Проверкой установлено, что по состоянию на 29.07.2021 на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее - Региональный портал, epgu.krasnodar.ru) содержалась информация только о 17 из 22 услуг, предоставляемых Департаментом, включенных в Перечень государственных услуг (функций) Краснодарского края, утвержденный приказом департамента информатизации и связи края от 20.02.2016 № 29 (далее - Перечень), на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Единый портал, ) - только 13.

Несмотря на наличие в административных регламентах предоставления государственных услуг возможности получения их результата в электронном виде, только в отношении 10 предоставляемых Департаментом услуг такая возможность обеспечена на региональном портале.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон №210-ФЗ) под предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронной форме понимается их предоставление с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя является одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Статьей 5 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено право заявителя на получение государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления услуги (п. 1); получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных услуг, в том числе в электронной форме (п. 2); получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом (п. 3).

Пунктами 1 и 2 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, предоставлять услуги в соответствии с административными регламентами, обеспечивать возможность получения заявителем государственной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом.

В силу части 2, пункта 1 части 3 статьи 21 Федерального закона №210-ФЗ Единый портал является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление заявителям сведений о государственных услугах и доступ к ним в электронной форме. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 1(1) Требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 № 236, предоставление услуг посредством Единого портала осуществляется на основе сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг функций)» (далее - Федеральный реестр).

Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» и постановлением главы администрации (губернатора) края от 18.06.2012 № 680 «О региональных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утверждены перечни сведений об услугах, размещаемых на Едином и Региональном порталах.

Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований Департаментом не в полной мере организовано предоставление государственных услуг в электронной форме.

Указанные нарушения послужили основанием для внесения 29.07.2021 прокуратурой Краснодарского края руководителю департамента имущественных отношений Краснодарского края представления об устранении нарушений законодательства об организации предоставления государственных услуг. По результатам рассмотрения представления требования прокуратуры Краснодарского края удовлетворены, однако меры, направленные на устранение нарушений, Департаментом приняты не в полном объеме.

Согласно информации от 01.09.2021 о рассмотрении представления Департаментом из 22 предоставляемых государственных услуг в отношении 11 осуществляются мероприятия по обеспечению перевода услуг в электронный вид.

Ответом Департамента от 15.10.2021 на запрос прокуратуры Краснодарского края сообщено, что в настоящее время в отношении 6 государственных услуг продолжают осуществляться мероприятия по обеспечению перевода услуг в электронный вид.

В соответствии с информацией Департамента от 21.01.2022 на запрос прокуратуры Краснодарского края, до настоящего времени не обеспечен перевод в электронный вид следующих государственных услуг:

- предварительное согласование предоставления земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента и на которых расположены здания, сооружения, помещения в здании, сооружении, объекты незавершенного строительства, принадлежащие гражданам и юридическим лицам (далее - Услуга 1);

- принятие решений о проведении аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции департамента, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (далее - Услуга 2);

- предоставление в собственность за плату, аренду, безвозмездное пользование земельных участков, распоряжение которыми находятся в компетенции департамента и на которых расположены здания, сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, без проведения торгов (далее - Услуга 3).

При этом, в соответствии с разделом 3.18 «Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме» административного регламента Услуги 1, утвержденного приказом Департамента от 20.06.2016 № 964, информация о предоставлении государственной услуги размещается на Едином портале, Региональном портале (п. 3.18.2). Способом фиксации результата выполнения административной процедуры (получение результата предоставления государственной услуги в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица) является уведомление о готовности результата предоставления государственной услуги в личном кабинете заявителя на Региональном портале (п. 3.18.6).

Согласно аналогичному разделу административного регламента Услуги 2 (п. 3.14), утвержденного приказом Департамента от 05.10.2016 № 1933, информация о предоставлении государственной услуги размещается на Едином портале, Региональном портале, официальном сайте департамента (п.3.14.2). Способом фиксации результата выполнения административной процедуры (получение результата предоставления государственной услуги в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица) является уведомление о готовности результата предоставления государственной услуги в личном кабинете заявителя на Региональном портале (п. 3.14.6).

В соответствии с Административным регламентом Услуги 3 (п. 3.18), утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 20.06.2016 №961, информация о предоставлении государственной услуги размещается на Едином портале, Региональном портале, официальном сайте департамента (п.3.18.2). Способом фиксации результата выполнения административной процедуры (получение результата предоставления государственной услуги в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица) является уведомление о готовности результата предоставления государственной услуги в личном кабинете заявителя на Региональном портале (п. 3.18.6).

Судом также установлено и административным ответчиком не отрицается, что до настоящего времени так же не обеспечен перевод в электронный вид государственной услуги по рассмотрению ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, административный регламент которой утвержден приказом Департамента от 26.03.2020 № 489 (далее - Регламент). Так, п. 3.7.2 Регламента предусмотрено, что информация о предоставлении государственной услуги размещается на Едином портале, Региональном портале, сайте департамента. Способом фиксации результата выполнения административной процедуры (получение результата предоставления государственной услуги в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица) является уведомление о готовности результата предоставления государственной услуги в личном кабинете заявителя на Региональном портале (п. 3.7.6).

С учетом изложенного, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в результате неисполнения полномочий департаментом имущественных отношений Краснодарского края, являющегося уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению находящимися в государственной собственности края имуществом и земельными ресурсами, нарушены интересы неопределенного круга лиц на получение государственных услуг в электронной форме.

Таким образом, административным ответчиком длительное время допущено незаконное бездействие, выразившееся в непредоставлении посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) и регионального портала государственных и муниципальных услуг (pgu.krasnodar.ru) ряда государственных услуг.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора Краснодарского края.

Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

Судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателей жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения принципов законности и справедливости. Судом соблюдены положения, предусмотренные законодательством об административном судопроизводстве, в соответствии обстоятельствами административного дела точно и правильно применены законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Нарушений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих отмену обжалуемого постановления суда, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 18 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Алексеева С.С. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: