ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 230040-01-2023-000094-47 от 06.07.2023 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Медоева Е.Н. дело № 33а-23572/2023

№2а-1672/2023

УИД № 23RS0040-01-2023-000094-47

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 июля 2023 года город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Кривцова А.С.,

судей Булата А.В., Золотова Д.В.,

по докладу судьи Кривцова А.С.,

при секретаре Намитокове Р.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шафир Андрея Робертовича к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар о признании решения органа местного самоуправления незаконным,

по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Расшиваловой А.В. на решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 28 февраля 2023 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Шафир А.Р. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение администрации муниципального образования город Краснодар от 1 декабря 2022 года ........ об отказе в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, обязать администрации муниципального образования город Краснодар поставить на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка многодетную семью административного истца.

В обоснование заявленных требований указано, что администрацией муниципального образования город Краснодар вынесено решение от 1 декабря 2022 года ........ об отказе административному истцу в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей.

Отказ администрации мотивирован тем, что в списке предоставленных документов отсутствует надлежащим образом заведенная копия документа, подтверждающего смену фамилии второго родителя (Покладова О.В.).

Шафир А.Р. с оспариваемым решением органа муниципальной власти не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку административным истцом был предоставлен полный пакет документов, предусмотренный законом для предоставления испрашиваемой муниципальной услуги, в связи с чем обратился в суд с административным исковым заявлением.

Решением Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 28 февраля 2023 года административное исковое заявление Шафир А.Р. удовлетворено. Суд признал незаконным решение администрации муниципального образования город Краснодар от 1 декабря 2022 года № 29241/26 об отказе в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, а также обязал администрацию муниципального образования город Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Шафир А.Р.

Не согласившись с указанным решением, представитель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Расшивалова А.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает на нарушением судом норм материального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования город Краснодар и департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенностям Кусакина М.О. настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.

Представитель административного истца Шафира А.Р. по доверенности Соловьева О.В. просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении судебного разбирательства не поступило.

Согласно части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, не препятствует рассмотрению дела, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд апелляционной инстанции, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шафир А.А. является отцом троих несовершеннолетних детей.

Для последующей реализации своего права многодетного родителя на предоставление земельного участка, 30 октября 2022 года административный истец обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о постановке его на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с положениями Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 3085-К3.

По результатам рассмотрения заявления администрация муниципального образования город Краснодар решением от 1 декабря 2022 года ........ административному истцу отказано в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции основывался на тех обстоятельствах, что основания, указанные в оспариваемом отказе административного ответчика не находят своего правового обоснования, не исполнение администрацией муниципального образования город Краснодар требований действующего законодательства, может повлечь нарушение прав и законных интересов административного истца, как многодетного родителя, и как следствие нарушение прав трех несовершеннолетних детей.

Судебная коллегия указанные выводы суда первой инстанции находит правомерными и не усматривает оснований с ними не согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 3085 - КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее Закон Краснодарского каря № 3085-КЗ) гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, для строительства жилого дома, не предназначенного к разделу на квартиры (дома, пригодного для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в том числе дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

По результатам рассмотрения заявления решением от 1 декабря 2022 года ........ администрацией муниципального образования город Краснодар Шафиру А.А. отказано в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей. Отказ мотивирован тем, что административным истцом не предоставлена надлежащим образом заверенная копия документа, подтверждающего смену фамилии второго родителя Покладовой О.В.

Согласно части 1 статьи 3 Закона Краснодарского края 3085-K3 ведение учета осуществляется органами местного самоуправления городских округов, муниципальных округов, городских поселений, муниципальных районов (на территории сельских поселений, входящих в их состав).

Заявитель подает заявление о постановке на учет, в котором содержатся сведения о заявителе, в том числе о постановке его на учет в другом муниципальном образовании Краснодарского края в соответствии с настоящим Законом (при наличии таких сведений), описание цели использования земельного участка (индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства), и предоставляет документы, указанные в части 3 настоящей статьи, в соответствующий орган местного самоуправления.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Краснодарского края 3085-K3 для постановки на учет к письменному заявлению должны быть приложены копии:

- паспорта заявителя;

- документа (документов), подтверждающего фамилию, имя, отчество, дату рождения другого родителя (родителей) или отсутствие у детей одного из родителей;

- судебного решения о месте жительства в случае отсутствия сведений о регистрации заявителя на территории Краснодарского края, или в случае наличия спора о месте регистрации;

- документов, подтверждающих наличие у заявителя трех и более детей на момент подачи заявления;

- документов, подтверждающих смену фамилии родителей, детей при любых обстоятельствах;

- справки с места прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации (в случае прохождения детьми военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации);

- справки с места обучения (в случае обучения детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения).

Согласно представленной в материалы дела расписки в получении документов ........ выданной филиалом Государственным автономным учреждением Краснодарского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» в городе Краснодаре, административным истцом, в том числе предоставлены копия паспорта второго родителя и копия свидетельства о перемени имени.

В соответствии с пунктом 3 (4) Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» в случае представления заявителем в многофункциональный центр предусмотренных перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, документов и информации на бумажном носителе в целях создания электронных дубликатов этих документов и информации работник многофункционального центра в том числе:

- визуально, без использования технических средств, проверяет, что документы и информация, представленные заявителем на бумажном носителе, не являются копиями, изготовленными с использованием копировально-множительной и иной техники, не исполнены карандашом, не имеют подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений, повреждений, которые не позволяют прочитать текст документа и однозначно истолковать его содержание;

- преобразовывает путем сканирования представленные заявителем на бумажном носителе документы и информацию в электронные дубликаты таких документов и информации с сохранением их содержания и реквизитов (при наличии);

- подписывает электронные дубликаты документов и информации усиленной квалифицированной электронной подписью.

Созданные электронные дубликаты документов и информации, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, направляются многофункциональным центром в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, а также заявителям с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, работник многофункционального центра, принимая документы от заявителя, удостоверяет их копии на соответствие с подлинниками.

При этом, Законом Краснодарского края № 3085-K3 не регламентирован порядок удостоверения копий документов, предоставляемых заявителем.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о подлинности представленных Шафир А.А. документов для предоставления муниципальной услуги по постановке на учет, поскольку работник многофункционального центра, принимая документы административного истца подписал электронные дубликаты документов усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 РФ.

Согласно части 2 статьи 62, части 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.

Однако, административными ответчиками не представлены какие либо доказательства, опровергающие доводы административного истца.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий в ходе рассмотрения административного дела судебной коллегией установлена.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый отказ администрации муниципального образования город Краснодар не соответствует требованиям действующего законодательства.

Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

Судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателей жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 28 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Расшиваловой А.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: