ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 240035-01-2020-001335-08 от 14.12.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Лощакова Д.В. Дело № 33а-14101/2021 А-3.201

УИД № 24RS0035-01-2020-001335-08

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2021 годаг. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи – Мирончика И.С.,

судей – Шавриной А.И., Штея Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой К.В.,

рассматривает в открытом судебном заседании по докладу судьи Штея Н.А.

административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к администрации Минусинского района о понуждении к действиям,

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации Минусинского района - Тибановой А.В.

на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 22.06.2020 года, которым на администрацию Минусинского района Красноярского края возложена обязанность в срок до 01.09.2021 года получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов - водозаборных скважин, эксплуатируемых МУП «ЖКХ» Минусинского района (согласно списку) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводных сооружений и получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон; оборудовать доступ к водозаборным сооружениям, огородить территорию, обеспечить герметизацию оголовка скважины водозаборного сооружения в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (река Туба) в целях сброса сточных вод санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Минусинского района, в котором просило обязать административного ответчика срок до 1 сентября 2021 года: 1. получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (водозаборных скважин, эксплуатируемых МУП «ЖКХ»;2. разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводных сооружений (водозаборных скважин, эксплуатируемых МУП «ЖКХ»); 3. получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводных сооружений; 4. оборудовать твердым покрытием дорожки к водозаборным сооружениям на территории первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, эксплуатируемых МУП «ЖКХ»; 5. огородить территорию первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, эксплуатируемых МУП «ЖКХ»; 6. получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (река Туба) в целях сброса сточных вод санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; 7. обеспечить герметизацию оголовка скважины водозаборного сооружения, расположенного в первом поясе зоны санитарной охраны.

Требования мотивированы тем, что вышеуказанные сооружения, расположенные на территории Минусинского района, являются муниципальной собственностью Минусинского района, с 2012 года неоднократно передавались в управление разным юридическим лицам, с 2014 года переданы в оперативное управление МУП «ЖКХ» Минусинского района. На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от01.08.2019 года проведена плановая выездная проверка соблюдения МУП «ЖКХ» Минусинского района на указанных сооружениях требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека, предупреждения вредного воздействия на человека факторов среды обитания и профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения. В результате проверки были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и действующих санитарных правил.

В связи с выявленными нарушениями03.09.2019 года административным истцом вынесено в отношении МУП «ЖКХ» Минусинского района предписание устранить нарушения. Поскольку нарушения не были устранены, в отношении МУП «ЖКХ» Минусинского района составлен протоколоб административном правонарушении, МУП «ЖКХ» Минусинского района как юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа.

Решением Минусинского городского суда Красноярского края от 22.06.2020 г. административные исковые требования к администрации Минусинского района удовлетворены.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по приведению сооружений в соответствие необходимо возложить на собственника в лице администрации Минусинского района, поскольку обеспечение населения качественной питьевой водой является обязанностью органа местного самоуправления, а кроме того, МУП «ЖКХ» Минусинского района не имеет собственных средств для приведения водозаборных скважин в состояние, соответствующее требованиям СанПиН.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21.10.2020 года решение Минусинского городского суда Красноярского края от 22.06.2020 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что организацией, осуществляющей водоснабжение населения Минусинского района из скважин, перечисленных в решении суда, является МУП «ЖКХ» Минусинского района, владеющее спорными скважинами на праве хозяйственного ведения, которое несет ответственность за их эксплуатацию, обеспечение безопасности и соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям, следовательно, оснований для возложения указанных обязанностей на администрацию Минусинского района в данном случае не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определением от 03.06.2021 года (по кассационной жалобе Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю) отменила апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21.10.2020 года, направила дело на новое рассмотрение, указав, что выводы суда апелляционной инстанции являются преждевременными. Указано на то, что вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для возложения на администрацию Минусинского района обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства преждевременен, поскольку не установлено, утверждены ли для МУП «ЖКХ» Минусинского района инвестиционная программа, тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, включены ли они в эту инвестиционную программу и тарифы расходы на мероприятия, направленные на устранение установленных судами нарушений санитарного законодательства. Не дана правовая оценка доводам сторон о том, что решением Минусинского городского суда Красноярского края от 05.04.2017 года на администрацию Минусинского района уже была возложена обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении части водозаборных скважин в с. Селиваниха, а также не установлено, осуществляется ли принудительное исполнение данного решения суда.

В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Минусинского района (далее – МУП ЖКХ) – Малей И.Ф., сообщила, что для представляемого ею предприятия утверждена инвестиционная программа на 2020-2029 года. Расходы по настоящему делу уже заложены в инвестиционную программу и в тарифы. Все документы по тарифообразованию, в том числе по инвестиционным программам, направляются в Министерство тарифной политики края, которое проверяет обоснованность их расходов, как и инвестиционной программы. Соответственно, исходя из расходов предприятия, они устанавливают тарифы. Оборудование твердым покрытием дорожек является видом работы в рамках строительства ограждений для водных объектов. В настоящее время, часть работ уже выполнена, по ряду объектов получено санитарное заключение. В инвестиционной схеме отсутствуют конкретные номера скважин, поскольку программа не привязывалась к решению суда. Она в полном объёме соответствует тому количеству скважин, которые указаны в решении суда. Тарифы (на водоотведение и водоснабжение) являются долгосрочными, действуют 5 лет, необоснованными они не признавались. Для подготовки санитарных заключений предприятием привлекается ООО «Минусинский геолог», которое по договору собирает после выполнения работ документы и направляет их в Роспотребнадзор. Доходы от водоснабжения и водоотведения расходуются МУП ЖКХ на заработную плату, на капитальный ремонт. Все, что заложено в инвестиционной программе - это тариф, а то, что предприятие получает сверх тарифа, является прибылью, которая расходуется на текущую деятельность. В случае недостаточности денежных средств предприятие обращается за предоставлением кредитов. До настоящего времени вопрос о недостаточности финансирования не возникал. Решением Красноярского краевого суда были признаны незаконными тарифы, которые им установили на 2019 год. В настоящее время они обратились в Арбитражный суд Красноярского края о взыскании 5000000 руб. убытков с Министерства тарифной политики Красноярского края. Рассмотрение дела назначено на январь 2022 года. За счёт данных денежных средств планируется наполнить инвестиционную программу.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Киреев Р.Н. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции, не явились, причины неявки не сообщили. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 294 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (п. 1 ст. 295 ГК РФ).

Пунктом 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Часть. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесены организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Органы местного самоуправления в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч.1,2 ст. 23 Закона).

Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки (ч. 1 ст. 32 Закона).

При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности (ч. 5 ст. 32 Закона).

Основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления (ч.1 ст. 40 Закона). Сама инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае передачи таких полномочий (ч. 5 ст. 40 Закона).

Судом первой инстанции установлено, что перечисленные в решении объекты водоснабжения (водозаборные скважины) находится в собственности муниципального образования Минусинский район, что также подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. Данные объекты распоряжением администрации Минусинского района -р от 09.07.2014 г., в соответствии с договором от 09.07.2014 г., дополнительным соглашением к нему от 05.03.2018 года, актом приема-передачи от 09.07.2014 г. закреплены за МУП «ЖКХ» Минусинского района на праве хозяйственного ведения.

Пунктом 2.1 договора о закреплении муниципального имущества за МУП «ЖКХ» Минусинского района на праве хозяйственного ведения от 09.07.2014 предусмотрено, что с момента передачи имущества на предприятие переходит обязанность по учету, инвентаризации и сохранности закрепленного за ним имущества.

Кроме того, пунктом 3.1 данного договора МУП «ЖКХ» обязуется пользоваться имуществом по прямому назначению для осуществления уставной деятельности; осуществлять капитальный и текущий ремонт муниципального имущества; не допускать ухудшения технического состояния имущества, за исключением случаев, связанных с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации; эффективно использовать имущество в соответствии с его целевым назначением.

Доказательств невозможности исполнения МУП «ЖКХ» своих обязательств по водоснабжению (горячему и холодному) и водоотведению либо отказа указанной организаций от исполнения своих обязательств, в материалы дела не представлено. Напротив, установлено, что МУП «ЖКХ» соответствующие услуги оказывает на основании утвержденных тарифов, а доходы от данной деятельности могут быть использованы, как и заёмные средства, на выполнение санитарно-эпидемиологических требований в отношении находящихся в законном владении предприятия водных объектов.

Кроме того, администрацией Минусинского района для МУП «ЖКХ» утверждена инвестиционная программа в сфере водоснабжения и водоотведения с включением в неё расходов на мероприятия, направленные на устранение установленных судом нарушений санитарного законодательства, что следует из представленного суду апелляционной инстанции ответа. Данная программа предусматривает следующие работы на 2020-2029 гг.: капитальные ремонты оборудования водозаборных скважин, устройство ограждений 1 пояса зон санитарной охраны водонапорных башен; реконструкцию сетей водоснабжения и башен. В приложении к инвестиционной программе поименованы объекты водоснабжения – по их номерам и с привязкой к адресу нахождения. Ответчиком по делу представлены схемы сетей водоснабжения как приложение к инвестиционной программе с отметкой о количестве скважин.

Доказательств того, что представленные ответчиком документы и сведения не отражают объем расходов, который необходим для устранения выявленных по обстоятельствам настоящего дела нарушений, а равно доказательств того, что данные расходы не учтены при утверждении инвестиционной программы и регулируемых тарифов на водоснабжение и водоотведение, административным истцом ни суду первой, ни апелляционной инстанции не представлено.

Таким образом, учитывая, что юридическим лицом, владеющим и осуществляющим эксплуатацию спорных скважин, является не администрация Минусинского района, а МУП «ЖКХ» Минусинского района, которое и несет ответственность за их эксплуатацию, обеспечение безопасности и соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям, оснований для возложения указанных обязанностей на администрацию Минусинского района в данном случае у суда не имелось.

Относительно обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, которая ранее уже была возложена решением суда (<адрес>, при наличии действующего исполнительного производства по данному делу от 21.08.2017 г., оснований для повторного предъявления и рассмотрения данных требований по существу также не имелось.

В соответствии с ч. 9 ст. 307 КАС РФ, в суде апелляционной инстанции не применяются правила о замене ненадлежащего административного ответчика.

Принимая во внимание, что административные исковые требования Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю предъявлены к ненадлежащему ответчику, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к администрации Минусинского района о понуждении к действиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 22.06.2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Отказать в удовлетворении административного иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к администрации Минусинского района о понуждении к действиям по приведению объектов водоснабжения в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 17.12.2021 г.