ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 24О0000-01-2022-000703-33 от 28.09.2023 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 24OS0000-01-2022-000703-33

Дело № 66а-1478/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 28 сентября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Знаменщикова Р.В.,

судей Роженцевой Ю.В., Рукавишникова Е.А.,

при секретаре Злобиной К.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-63/2023 по административному исковому заявлению жилищно-строительного кооператива «Академик Жуков» о признании нормативных правовых актов недействующими в части

с апелляционными жалобами жилищно-строительного кооператива «Академик Жуков», федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» на решение Красноярского краевого суда от 22 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В., объяснения представителей жилищно-строительного кооператива «Академик Жуков» ФИО1 и ФИО2, представителя федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» ФИО3, возражения представителя Красноярского городского Совета депутатов ФИО4, представителя Главы города Красноярска ФИО5, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А., судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

жилищно-строительный кооператив «Академик Жуков» (далее - ЖСК «Академик Жуков», Кооператив) обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просил признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда:

- приложение № 3 «Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж)» к решению Красноярского городского Совета депутатов от 24 августа 2022 года № В-269 «О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107 «О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета» (далее - Решение № В-269) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к функциональной зоне рекреационного назначения;

- приложение № 1 «Карта градостроительного зонирования» и приложение № 24 «Графическое описание местоположения границ территориальной зоны «Зоны рекреационные лесопарковые (Р-1)» к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск в редакции решения Красноярского городского Совета депутатов от 28 февраля 2023 года № В-307 «О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа <адрес> и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета» (далее - Решение № В-307) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне рекреационного назначения.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что земельный участок с кадастровым номером на основании решения Правительственный комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, от 31 марта 2015 года № 3 выделен из земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» (далее - ФИЦ КНЦ СО РАН) на праве постоянного бессрочного пользования и передан в управление Фонду содействия развития жилищного строительства для осуществления жилищного строительства. Впоследствии на основании заключенного между АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» и Кооперативом договора безвозмездного пользования земельным участком от 13 сентября 2017 года , а также дополнительного соглашения к нему земельный участок с кадастровым номером предоставлен Кооперативу в безвозмездное пользование для строительства многоквартирного жилого дома для 136 работников ФИЦ КНЦ СО РАН, нуждающихся в жилье. Данный земельный участок на момент его формирования в Генеральном плане города Красноярска имел вид разрешенного использования, предусматривающий размещение объектов среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного образования, размещение научно-исследовательских учреждений, размещение жилых домов, предназначенных для проживания работников и студентов средних специальных и высших учебных заведений, работников научно-исследовательских учреждений и др. (ОД-2). Данное зональное местоположение земельного участка было одобрено на общественных слушаниях, проведенных в Октябрьском районе города Красноярска 28 октября 2014 года, внесено в Генеральный план города Красноярска до 2030 года, в установленном порядке опубликовано на официальном сайте города Красноярска и согласовано с различными инстанциями Красноярского края. Позднее управлением архитектуры администрации города Красноярска на основании постановления администрации города Красноярска от 25 декабря 2019 года № 977 организован прием предложений о внесении изменений в Генеральный план городского округа город Красноярск от заинтересованных лиц и создана рабочая группа по рассмотрению и подготовке данных предложений. Административным истцом неоднократно подавались предложения об отнесении спорного земельного участка к функциональной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), которые были рассмотрены рабочей группой с принятием 5 октября 2020 года решения о возможности такого изменения функциональной зоны. По результатам проведения публичных слушаний, с учетом решений рабочей группы в проекте Карты функциональных зон городского округа (основной чертеж), опубликованной 2 июня 2021 года, в границах спорного земельного участка установлена функциональная зона смешанной и общественно-деловой застройки (ОД-1), которая предусматривает размещение многоквартирной застройки в соответствии с договором от 13 сентября 2017 года . Однако проект внесения изменений в Генеральный план городского округа город Красноярск администрацией города был отклонен и направлен на доработку. Впоследствии принятым Красноярским городским Советом депутатов решением от 24 августа 2022 года № В-269 внесены изменения в Генеральный план городского округа город Красноярск, а решением от 7 июля 2015 года № В-122 Правила землепользования и застройки приведены в соответствие с Генеральным планом. В результате изменений спорный земельный участок отнесен к функциональной зоне рекреационного значения в связи с его нахождением в зоне особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) федерального значения - дендрологический парк и ботанический сад «Дендрарий Института леса им. В.Н. Сукачева» (далее - Дендрарий). Вместе с тем данный Дендрарий не состоит на кадастровом учете, его границы не установлены, зонирование ООПТ отсутствует, положение о Дендрарии в установленном порядке не разработано и не утверждено. Расположенные на земельном участке сети коммунальной инфраструктуры (сети холодного и горячего водоснабжения, канализации, связи, электрические сети) ФИЦ КНЦ СО РАН, отсутствие зеленых насаждений, относящихся к Дендрарию, препятствуют отнесению спорного участка к ООПТ. Указывая на допущенные при принятии оспариваемых в части нормативных правовых актов нарушения норм федерального законодательства в сфере территориального планирования, административный истец полагал, что данными нормативными правовыми актами нарушены его права и законные интересы, созданы препятствия для жилищного строительства на спорном земельном участке.

Решением Красноярского краевого суда от 22 мая 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ЖСК «Академик Жуков», ссылаясь на неправильное применение норм материального права, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд, отклонив доводы административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого решения, в том числе при проведении публичных слушаний, пришел к выводу о непредставлении доказательств обращения Кооператива в период публичных слушаний с надлежащим образом оформленными предложениями, что противоречит имеющемуся в материалах дела протоколу рабочей группы от 5 октября 2020 года № 12 об итогах рассмотрения предложений ЖСК «Академик Жуков» об отнесении спорного земельного участка к зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) с рекомендациями об учете данного предложения. Кроме того, суд не усмотрел нарушения процедуры согласования проекта Генерального плана в том, что заключение о необходимости доработки данного проекта с предложением об исключении территории Дендрария из зоны смешанной и общественно-деловой застройки подготовлено министерством экологии Красноярского края, не наделенного полномочиями на дачу такого заключения в отношении ООПТ федерального значения. Также указывает, что суд, сославшись на акт обследования спорного земельного участка, не дал оценки особым мнениям ФИЦ КНЦ СО РАН и ЖСК «Академик Жуков» о том, что границы ООПТ не установлены, огороженная забором территория значительно меньше территории Дендрария, оценка озелененности территории не проведена, на спорном участке размещены инженерные сети, имеющаяся в охранной зоне растительность естественного произрастания, не относящаяся к интродуцированным видам либо видам, занесенным в Красную книгу, в акте отсутствует «пятно застройки», свободное от растительности, акт подписан неуполномоченными лицами, при этом выражает несогласие с выводом суда о том, что отсутствие надлежащим образом оформленных границ ООПТ не исключает нахождение спорного земельного участка на территории Дендрария. Полагает, что включение Дендрария в перечень ООПТ федерального значения, а также территории, зарезервированные под создание новых ООПТ федерального значения в рамках национального проекта «Экология», содержащийся в письме Минприроды России от 30 апреля 2020 года , не означает факта наличия ООПТ в Академгородке города Красноярска. В настоящее время Дендрарий не имеет статуса ООПТ, установленного в соответствии с законодательством об ООПТ. В имеющемся в материалах дела письме ФИЦ КНЦ СО РАН от 10 февраля 2017 года указано на несоответствие схемы расположения планируемой ООПТ фактическому расположению Дендрария, а также на невозможность отнесения земельного участка с кадастровым номером , граничащего с Дендрарием, к ООПТ. Также апеллянт ссылается на то, что судом не принята во внимание позиция третьего лица АО «ДОМ.РФ» как представителя собственника земельного участка, изложенная в отзыве, о том, что спорный земельный участок отнесен к функциональной зоне рекреационного значения при отсутствии объективного и разумного обоснования, в нарушение ранее принятого решения Правительственной комиссии от 31 марта 2015 года № 3. По мнению апеллянта, оспариваемые решения приняты административным ответчиком на основе заведомо ложной информации, содержащейся в письмах управления архитектуры администрации города Красноярска и министерства экологии Красноярского края о нахождении спорного земельного участка на территории Дендрария и о правовом статусе Дендрария как ООПТ.

В апелляционной жалобе ФИЦ КНЦ СО РАН полагает решение суда подлежащим отмене в связи с его необоснованностью, противоречием имеющимся в деле доказательствам, а также неустановлением приведенных в решении суда обстоятельств, касающихся существования ООПТ «Дендрарий Института леса им. В.Н. Сукачева» и его расположением на территории земельного участка с кадастровым номером . В обоснование доводов жалобы указывает, что обстоятельства нахождения на спорном земельном участке ценного лесного массива с интродуцированными видами и произрастанием 648 экземпляров древесных растений, часть из которых представляют собой уникальную биогруппу, приняты судом на основании проведенного осмотра, а не обследования, без проведения подеревной съемки, экспертизы и иных независимых доказательств нахождения в границах огороженной территории редких и краснокнижных растений. Кроме того, в ходе осмотра не исследовался факт расположения земельного участка в санитарной зоне магистральной канализационно-насосной станции, наличия подземных инженерных сетей, необходимости земляных и ремонтных работ при их эксплуатации. Кроме того, указывает, что Дендрарий Института леса им. В.Н. Сукачева является по сути научной лабораторий под открытым небом и как ООПТ в понимании Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» создан не был. Выводы суда о создании ООПТ федерального значения, основанные на письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 февраля 2018 года , по мнению апеллянта, противоречат как законодательству Российской Федерации, так и законодательству СССР и РСФСР, а также фактическим обстоятельствам дела.

Относительно доводов апелляционных жалоб Красноярским городским Советом депутатов, администрацией города Красноярска и участвующим в деле прокурором представлены возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представители ЖСК «Академик Жуков» ФИО1 и ФИО2, представитель ФИЦ КНЦ СО РАН ФИО3 доводы апелляционных жалоб поддержали. Представитель Красноярского городского Совета депутатов ФИО4 и представитель Главы города Красноярска ФИО5 возражали против удовлетворения жалоб.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещались надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Таким образом, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Документом градостроительного зонирования муниципального образования являются правила землепользования и застройки, а документом территориального планирования - генеральный план городского округа (пункт 8 части 1 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план, в частности, содержит карту функциональных зон, также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений; составной частью Правил является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 8 части 1 статьи 1, пункт 2 части 2 и часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1 Закона Красноярского края от 25 февраля 2005 года № 13-3148 «О наделении муниципального образования город Красноярск статусом городского округа» город Красноярск наделен статусом городского округа.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа.

Генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в него утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года № 7-107 утвержден Генеральный план (далее - Генеральный план).

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 24 августа 2022 года № В-269 (далее - Решение № В-269) внесены изменения в Генеральный план, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером отнесен к функциональной зоне рекреационного назначения согласно приложению № 3 «Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж)».

Пунктом 2 Решения № В-269 определено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования.

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года № В-122 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск (далее - Правила землепользования и застройки).

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 28 февраля 2023 года № В-307 (далее - Решение № В-307) внесены изменения в Правила землепользования и застройки, согласно данному решению земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне рекреационного назначения (приложение № 1 «Карта градостроительного зонирования», приложение 24 «Графическое описание местоположения границ территориальной зоны «Зоны рекреационные лесопарковые (Р-1)»).

Пунктом 2 Решения № В-307 определено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования.

Указанные Решения № № В-269, В-307 опубликованы в муниципальной газете «Городские новости» от 7 сентября 2022 года № 103 (4325) и от 9 марта 2023 года № 25 соответственно, что соответствует положениям пункта 1 статьи 58.1 Устава города Красноярска.

Как верно установлено судом с учетом приведенных норм закона и положений Устава города Красноярска, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования.

Кроме того, материалы дела свидетельствуют о наличии у административного истца права на подачу настоящего административного иска, поскольку он является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, и полагает, что данными актами нарушены его права и законные интересы.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером на основании решения Правительственный комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, от 31 марта 2015 года № 3 выделен из земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИЦ КНЦ СО РАН на праве бессрочного пользования и передан в управление Фонду содействия развития жилищного строительства для осуществления жилищного строительства.

Согласно договору безвозмездного пользования земельным участком жилищно-строительным кооперативом от 13 сентября 2017 года и дополнительному соглашению № 2 к нему от 30 сентября 2020 года , заключенным между АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (в настоящее время - АО «ДОМ.РФ») и ЖСК «Академик Жуков», земельный участок с кадастровым номером предоставлен Кооперативу в безвозмездное пользование для строительства многоквартирного жилого дома для 136 работников ФИЦ КНЦ СО РАН.

Как следует из Генерального плана городского округа город Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года № 7-107, земельный участок с кадастровым номером был отнесен к функциональной зоне «озелененные территории общего пользования».

Решением № В-269 земельный участок с кадастровым номером отнесен к функциональной зоне рекреационного назначения.

В соответствии с картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск, являющейся приложением № 1 к решению Красноярского городского Совета депутатов от 8 июня 2017 года № 18-223 «О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов», в отношении спорного земельного участка установлена территориальная зона «зоны рекреационные лесопарковые» (Р-1).

Решением № В-307 указанная территориальная зона сохранена в неизменном виде.

Порядок внесения изменений в генеральный план установлен статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - статьями 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, проект внесения изменений в Генеральный план разработан на основании постановлений администрации города Красноярска от 9 января 2017 года № 2 и от 25 декабря 2019 года № 977 «О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план городского округа город Красноярск».

Распоряжением администрации города Красноярска от 29 июня 2020 года № 71-уарх «О создании рабочей группы по рассмотрению и подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план городского округа город Красноярск» создана рабочая группа по рассмотрению и подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план.

Согласно протоколу заседания рабочей группы от 5 октября 2020 года № 12 по итогам рассмотрения предложения ЖСК «Академик Жуков» об отнесении земельного участка земельного участка с кадастровым номером к зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1) рабочая группа рекомендовала учесть данное предложение.

Материалами проекта, подготовленного АО «Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект» на основании муниципального контракта от 22 июня 2020 года № 7/2020, указанный земельный участок был отнесен к функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки.

В соответствии с постановлением администрации города Красноярска от 22 апреля 2021 года № 283 «О проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа город Красноярск» по проекту были проведены публичные слушания в период с 23 апреля 2021 года по 2 июня 2021 года.

Постановлением администрации города Красноярска от 28 июня 2021 года № 461 «Об отклонении проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа город Красноярск и о направлении его на доработку» проект Генерального плана был направлен на доработку.

Из материалов дела следует, что в период согласования проекта от министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края поступили замечания, касающиеся, в том числе, необходимости исключения из границ функциональной зоны смешанной и общественно-деловой застройки территории дендрологического парка и ботанического сада «Дендрарий Института леса им. В.Н. Сукачева».

После доработки проекта Красноярским городским Советом депутатов принято оспариваемое Решение № В-269, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером отнесен к функциональной зоне рекреационного назначения.

Как установлено судом, проект внесения изменений в Генеральный план был размещен в ФГИС ТП и был согласован с уполномоченными государственными органами, в том числе вопреки доводам апеллянтов с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Судом также проверена процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки и обоснованно указано на отсутствие нарушений при принятии оспариваемого Решения № 307-В, что подтверждается материалами дела.

Разрешая административно-правовой спор по существу, суд также не установил несоответствия оспариваемых нормативных правовых актов иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Выводы суда о том, что функциональная и территориальная зоны в границах земельного участка, правообладателем которых является ЖСК «Академик Жуков», установлены не произвольно, а с учетом ранее существовавшего положения, являются правильными и мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статьи 1 статьи 34 и 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения.

Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, законодательством о градостроительной деятельности установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию и долгосрочные ориентиры градостроительного развития территорий. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования его генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Судом установлено, что спорный земельный участок вопреки утверждениям апеллянтов об обратном расположен в пределах ООПТ дендрологического парка и ботанического сада федерального значения «Дендрарий Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН - филиала ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр СО РАН» (далее - Дендрарий), созданной согласно постановлению бюро Красноярского городского комитета КПСС и исполнительного комитета Совета народных депутатов г. Красноярска от 22 февраля 1977 года № 94 «О создании дендрария в городе Красноярске» и включенной в реестр ООПТ.

Факт расположения земельного участка с кадастровым номером на территории Дендрария подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе актами обследования земельного участка, информацией Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН, согласно которой земельный участок входит в состав дендрария, на котором расположен ценный лесной массив с интродуцированными видами и произрастанием 648 экземпляров древесных растений, часть из которых представляют собой уникальную биогруппу; на рассматриваемом земельном участке произрастают в том числе редкие виды растений, занесенные в Красную книгу Красноярского края, а также виды деревьев, заготовка которых не допускается. Судом также учтено наличие на земельном участке зеленых насаждений высокой плотности в виде деревьев и кустарников, которые являются частью лесного массива.

Судебная коллегия находит правильными суждения суда о том, что отсутствие надлежащим образом оформленных границ ООПТ не исключает нахождения земельного участка с кадастровым номером на территории Дендрария.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что отнесение земельного участка с кадастровым номером , входящего в состав ООПТ федерального значения, к зоне смешанной и общественно-деловой застройки противоречит федеральному законодательству, целям и задачам особо охраняемых природных территорий, установленным федеральным законодательством.

Судом принято во внимание, что на момент принятия Правительственной комиссией решения от 31 марта 2015 года, заключения договора безвозмездного пользования земельного участка от 13 сентября 2017 года спорный земельный участок в соответствии с материалами Генерального плана городского округа город Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов 13 марта 2015 года № 7-107, относился к функциональной зоне «озелененные территории общего пользования», в которой строительство многоквартирных жилых домов не предусмотрено.

Оспариваемым решением Красноярского городского Совета депутатов от 24 августа 2022 года № В-269 в отношении земельного участка с кадастровым номером сохранена функциональная рекреационная зона.

Решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, сохранившее в отношении спорного земельного участка территориальную зону «зоны рекреационные лесопарковые (Р-1)», полностью соответствует изменениям, внесенным в Генеральный план, то есть территориальное зонирование в оспариваемой части согласуется с параметрами функциональной зоны рекреационного назначения, определенной Генеральным планом.

При изложенных обстоятельствах права административного истца вследствие установления оспариваемых функциональной и территориальной зон в отношении спорного земельного участка не нарушены.

Судебная коллегия отмечает, что действующее законодательство не содержит запрета на установление зон рекреационного значения в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, кроме того, приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить либо сохранить в соответствии с документами территориального планирования.

Судом первой инстанции достоверно установлено, что при принятии оспариваемых решений орган местного самоуправления руководствовался требованиями градостроительного законодательства, учел установленную Генеральным планом функциональную зону в отношении спорного земельного участка и параметры ее планируемого развития, при этом сложившаяся планировка территории и существующее землепользование учтены в Правилах землепользования и застройки в той мере, в которой они им не противоречат.

При таких обстоятельствах суд правомерно не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, по существу повторяют позицию в суде первой инстанции и сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, в связи с чем являются несостоятельными.

Все значимые для дела обстоятельства и представленные в дело доказательства судом проверены и надлежаще оценены. Суд апелляционной инстанции с данной оценкой согласен.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, не допущено.

При таком положении судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красноярского краевого суда от 22 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы жилищно-строительного кооператива «Академик Жуков», федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» - без удовлетворения.

На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Красноярский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 12 октября 2023 года.