ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 270001-01-2021-001559-12 от 04.08.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-5187/2021

в суде первой инстанции Дело № 2а-1907/2021

УИД № 27RS0001-01-2021-001559-12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Казариковой О.В.,

судей: Чуешковой В.В., Савченко Е.А.,

при секретаре: Цой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 04 августа 2021 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к министерству образования и науки Хабаровского края, министру образования и науки Хабаровского края ФИО1 о признании незаконным решения от 21.12.2020г.,

по апелляционной жалобе административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 08 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Чуешковой В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Министерству образования и науки Хабаровского края, министру образования и науки Хабаровского края ФИО1 о признании решения от 21.12.2020г. незаконным. В обоснование заявленных требований указал, что письмом от 08.12.2020г. № 02756 организатор добровольческой деятельности обратился к органу государственной власти с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Административный ответчик отказал во взаимодействии, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, благотворителей и добровольцев в оказании детям благотворительной помощи. В связи с чем, административным истцом оспаривается препятствование реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной и добровольческой деятельности. Поскольку административный ответчик допустил превышение совершаемом им в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом полномочий и использовал их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, что является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, в связи с чем, Молодежное общественное движение обратилось в суд в защиту конституционного права на обращение в государственные органы.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным решение от 21.12.2020г. Министерства образования и науки Хабаровского края и министра ФИО1, выразившееся в препятствовании реализации права граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 08 апреля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" просит отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Жалоба мотивирована тем, что решение вынесено с нарушением процессуальных прав административного истца, поскольку дело рассмотрено в отсутствие его представителя, стороне административного дела не направлено определение суда о принятии дела к производству и о назначении его к судебному разбирательству, не направлены возражения административного ответчика. Считает, что при рассмотрении дела нарушен принцип состязательности и равноправия сторон, поскольку возражения административного ответчика на административное исковое заявление не поступили, в результате чего административный истец был лишен права заявлять ходатайства и обосновать свои исковые требования, изложить свои доводы и предоставить доказательства.

Согласно письменным возражениям представителя административного ответчика - Министерства образования и науки Хабаровского края на апелляционную жалобу административного истца, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, поскольку приведенные в жалобе доводы не могут повлиять на правильность принятого судом решения. Доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца и иных лиц Благотворительным региональным молодежным общественным движением "Уроки финансовой и юридической грамотности", не представлено.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились. О дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно. О причинах своей неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания – не ходатайствовали.

На основании изложенного и ст.ст. 306-307 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие сторон.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ требования о признании действия незаконным подлежат удовлетворению в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. При этом суд обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Как следует из материалов дела и установлено судом, 08.12.2020г. административным истцом в адрес министерства образования и науки Хабаровского края направлено обращение № 02756 «Военный заем 1942-1945» с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности.

Согласно ответу от 21.12.2020г. № 04.3-16-16935 на обращение от 08.12.2020г. министерством образования и науки Хабаровского края, указано, что: «Исходя из содержания Предложения, целью и задачами вебинара «Военный заём 1942-1945 годов» является в том числе, социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональная ориентация и самоопределение детей, патриотическое и духовно- нравственное воспитание детей.

В соответствии со статьей 3 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. № 1425, министерство принимает решение об отказе в принятии данного Предложения в связи с тем, что в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются программы, направленные на социальную реабилитацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональную ориентацию и самоопределение, патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей.

Дополнительно сообщено, что информация о проектах и программах, реализуемых в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Хабаровского края, направлена ранее (исх. от 28 октября 2020 года № 02:1-15-14115).».

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59).

В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Пунктом «ж» части 1 статьи 1 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Согласно ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ, законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Содержащиеся в других законах нормы, регулирующие благотворительную деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону ст. 3 ФЗ № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Согласно части 10 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (часть 2).

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации (пункт 6 часть 3).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.01.2011г. № 21-пр утверждено Положение о министерстве образования и науки Хабаровского края, в соответствии с пунктом 1.1 которого Министерство является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим управление в сфере образования и науки, а также полномочия по организации и осуществлению в крае деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и координирующим в пределах своей компетенции деятельность в этих сферах других краевых органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими краевыми органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления края, общественными объединениями и иными организациями.

Таким образом, в силу Положения о министерстве образования и науки Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 января 2011 № 21-пр, министерство образования и науки Хабаровского края самостоятельно реализует предоставленные ему полномочия, вправе самостоятельно определять формы и порядок реализации своих полномочий, в том числе по поддержке и сотрудничеству с организациями и как орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать предложения от добровольческих организаций о взаимодействии или отказывать в таком взаимодействии с указанием на это соответствующих причин.

Учитывая изложенное и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обращение административного истца рассмотрено, ответ на обращение дан в установленный срок, должностными лицами Министерства образования и науки Хабаровского края не совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействия, нарушающих права административного истца и порядка рассмотрения обращений.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках выполнения различных государственных программ у неограниченного круга общественных объединений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Отказ во взаимодействии непосредственно с административным истцом не свидетельствует о бездействии административного ответчика.

Кроме того, административным истцом не предоставлено доказательств, свидетельствующих о нарушении каких-либо его прав и интересов либо прав и интересов иных лиц.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

Установленные по административному делу фактические обстоятельства, приведенные нормы материального права подтверждают, что судом правильно определен характер спорных правоотношений, закон подлежащий применению, юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, доказательства оценены по правилам ст. 84 КАС РФ.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм КАС РФ при рассмотрении дела по существу, не нашли своего подтверждения и не принимаются судебной коллегией. Иные доводы административного истца сводятся к несогласию с выводами суда, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить предусмотренными ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены оспариваемого судебного акта.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда города Хабаровска от 08 апреля 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.

Председательствующий:

О.В. Казарикова

Судьи:

В.В. Ч. Савченко