ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 270001-01-2023-000675-77 от 29.11.2023 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33a-7834/2023

в суде первой инстанции дело № 2а-1117/2023

УИД № 27RS0001-01-2023-000675-77

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего судьи: Казариковой О.В.

судей: Карбовского С.Р., Хасановой Н.В.

при секретаре: Куклиной Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 29 ноября 2023 года административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Хабаровского края, министерству строительства Хабаровского края, министерству образования и науки Хабаровского края, администрации г.Комсомольска-на-Амуре, муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства г.Комсомольска-на-Амуре» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

по апелляционному представлению первого заместителя прокурора края на решение Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 июля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Казариковой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Первый заместитель прокурора Хабаровского края обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Хабаровского края, министерству строительства Хабаровского края (далее – Минстрой Хабаровского края), министерству образования и науки Хабаровского края (далее – Минобрнауки Хабаровского края), администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, муниципальному казенному учреждению «Управление капительного строительства города Комсомольска-на-Амуре» (далее – МКУ «УКС города Комсомольска-на-Амуре», Учреждение) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указал, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 года № 704-р утвержден Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре (далее – Долгосрочный план, распоряжение Правительства РФ № 704-р). Пунктом 4 раздела II Долгосрочного плана предусмотрены мероприятия по реконструкции муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Комсомольска-на-Амуре». Ответственными исполнителями данного пункта Долгосрочного плана определены Правительство Хабаровского края и администрация г.Комсомольска-на-Амуре, объемы финансирования предусмотрены за счет средств консолидированного бюджета Хабаровского края. Предельный срок реализации мероприятия по выполнению реконструкции объекта установлен в 2020 году. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что мероприятие Долгосрочного плана по реконструкции объекта не исполнено.

Просил признать незаконным бездействие Правительства Хабаровского края, министерства строительства Хабаровского края, министерства образования и науки Хабаровского края, администрации г. Комсомольска-на-Амуре, МКУ «Управление капитального строительства г. Комсомольска-на-Амуре» по непринятию мер к реализации мероприятия, предусмотренного п. 4 раздела II Долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г.Комсомольска-на-Амуре, обеспечению финансированием реконструкции МОУ СОШ № 38 г.Комсомольска-на-Амуре, возложить на Правительство Хабаровского края, министерство строительства Хабаровского края, администрацию г.Комсомольска-на-Амуре, МКУ «Управление капитального строительства г.Комсомольска-на-Амуре» обязанность обеспечить выполнение мероприятия, предусмотренного п. 4 раздела II Долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре по реконструкции МОУ СОШ № 38 г.Комсомольска-на-Амуре» в срок до 31 декабря 2025 года.

Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 06 марта 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено министерство финансов Хабаровского края.

Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 27 апреля 2023 года административное дело передано по подсудности в Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

Определениями Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 14 июня 2023 года, от 05 июля 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре, министерство экономического развития Хабаровского края соответственно.

Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 июля 2023 года в удовлетворении административного искового заявления первого заместителя прокурора Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Хабаровского края, министерству строительства Хабаровского края, министерству образования и науки Хабаровского края, администрации г. Комсомольска-на-Амуре, муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства г. Комсомольска-на-Амуре» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности отказано.

В апелляционном представлении первый заместитель прокурора Хабаровского края С.В. Лубенец с решением суда первой инстанции не согласен, считает его необоснованным и подлежащим отмене. Прокуратурой края в обоснование заявленных требований представлены доказательства, подтверждающие, что в период 2017-2021 гг. Правительство Хабаровского края не обеспечивало соответствующие лимиты бюджетных обязательств в необходимом объеме для исполнения мероприятия Долгосрочного плана; министерство строительства Хабаровского края и министерство образования и науки Хабаровского края, являющиеся ответственными исполнителями данного мероприятия Долгосрочного плана, бездействовали; администрация г. Комсомольска-на-Амуре ограничилась тем, что направляла бюджетные заявки на обеспечение финансированием выполнения мероприятий по реконструкции объекта в министерства, не обладающие необходимым объемом полномочий. В целях выполнения мероприятия Долгосрочного плана МКУ «Управление капитального строительства г. Комсомольска-на-Амуре» заключен контракт от 22.09.2016 № 18 с ООО «АСДМ» на разработку проектно-сметной документации, получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительное заключение о достоверности сметной стоимости. 05.07.2017 администрацией г. Комсомольска-на-Амуре издано постановление об утверждении проектно-сметной документации. По заданию Правительства Хабаровского края произведена оптимизация проектных решений в части наполняемости МОУ СОШ №38 до 500 мест. С учетом удорожания сметная стоимость реконструкции объекта составила 958 млн. руб. Иных действий, направленных на фактическое исполнение предусмотренного Долгосрочным планом мероприятия по реконструкции учебного заведения, административными ответчиками не совершалось. С 16.12.2019 Правительство Хабаровского края, изменив редакцию постановления № 177-пр о реконструкции школы в части периода работ и объеме финансирования, на все акты прокурорского реагирования предоставляло информацию о нецелесообразности мероприятия, предусмотренного пунктом 4 раздела II Долгосрочного плана, и проведении работы по его замене с внесением соответствующих изменений в распоряжение Правительства РФ № 704-пр. Считает бездействие административных ответчиков незаконным. Просит решение районного суда отменить, требования прокурора удовлетворить.

В возражениях на апелляционное представление министерство строительства Хабаровского края, министерство финансов Хабаровского края, министерство экономического развития Хабаровского края, Правительство Хабаровского края, администрация г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, министерство образования и науки Хабаровского края считают решение районного суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционного представления не имеется.

Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав объяснения прокурора Коноватниковой К.А., доводы апелляционного представления поддержавшей, представителей администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Трубниковой И.В., Министерства образования и науки Хабаровского края Кривошеевой Р.А., Министерства строительства Хабаровского края Полковниковой О.А., Правительства Хабаровского края Кан С.Д., Министерства экономического развития Хабаровского края Нохриной Е.А., с доводами апелляционного представления не согласившихся, судебная коллегия приходит к следующему.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).

Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействие) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений статей 218, 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом первой инстанции установлено не было, что явилось основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 года № 704-р утвержден Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, пунктом 4 раздела II которого предусмотрены мероприятия по реконструкции МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре. В редакции распоряжения от 23 ноября 2020 года срок реализации мероприятий по реконструкции образовательного учреждения определен на 2017-2021 годы. Ответственными исполнителями мероприятий по реконструкции образовательного учреждения определены Правительство Хабаровского края, администрация города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. Финансирование предусмотрено за счет средств консолидированного бюджета Хабаровского края. Установлен объем финансирования в ценах соответствующих лет в сумме 573,5 млн. руб., в том числе: 2017 год – 11 млн. руб., 2020 год – 282 млн. руб., 2021 год – 280,5 млн. руб.

В целях организации работы по исполнению распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 года № 704-р и реализации долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г.Комсомольска-на-Амуре распоряжением Правительства Хабаровского края от 9 июня 2016 года № 429-рп (в редакции распоряжения Правительства Хабаровского края от 8 декабря 2020 года № 1303-рп) утвержден Перечень должностных лиц и органов исполнительной власти Хабаровского края, ответственных за исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 года № 704-р и реализацию долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, согласно которому ответственными исполнителями по реализации мероприятия по реконструкции МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре являются министерство строительства Хабаровского края (за ходом строительства), администрация г. Комсомольска-на-Амуре (по согласованию), министерство образования и науки Хабаровского края. Органом исполнительной власти края, ответственным за общую координацию работы органов исполнительной власти края по исполнению мероприятий Долгосрочного плана, определено министерство экономического развития Хабаровского края.

В целях выполнения мероприятий, предусмотренных Долгосрочным планом 22 сентября 2016 года между МКУ «Управление капитального строительства г.Комсомольска-на-Амуре» и ООО «АСДМ» заключен муниципальный контракт № 18 на разработку проектной документации.

КГБУ «Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края» выданы положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 3 апреля 2017 года № 27-1-1-3-0023-17, положительное заключение о достоверности сметной стоимости от 22 июня 2017 года № 2-3-1-0046-17.

Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 05 июля 2017 года № 1734-па утверждена проектная документация по реконструкции МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре, предусматривающая увеличение проектной мощности объекта до 1000 мест.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 5 июня 2012 года № 177-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 4 августа 2016 года № 257-пр) мероприятия по реконструкции МОУ СОШ № 38 г.Комсомольска-на-Амуре включены в государственную программу Хабаровского края «Развитие образования в Хабаровском крае».

Согласно Порядку формирования и мониторинга реализации перечня краевых адресных инвестиционных проектов, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 5 апреля 2012 года № 95-пр, Перечень краевых адресных инвестиционных проектов (далее - Перечень КАИП) устанавливает распределение бюджетных ассигнований из краевого бюджета на реализацию краевых адресных инвестиционных проектов, направленных на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов капитального строительства и (или) осуществление на территории Хабаровского края иных капитальных вложений (пункт 1.2).

Пунктом 1.3 Порядка предусмотрено, что объекты капитального строительства муниципальной собственности включаются в проект Перечня КАИП при условии, что финансирование разработки проектной документации осуществляется без использования средств краевого бюджета, по которым принято положительное решение комиссией Правительства Хабаровского края по стратегическому планированию, отбору государственных программ и проектов (далее - Комиссия) о предоставлении субсидии из краевого бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по разработке проектной документации.

Комиссия ежегодно до 1 октября текущего года рассматривает проект Перечня КАИП, сформированный министерством строительства края (далее также - Уполномоченный орган), и осуществляет отбор объектов капитального строительства, финансирование которых планируется в очередном финансовом году и плановом периоде (пункт 1.5 Порядка).

Проект Перечня КАИП, сформированный Уполномоченным органом по результатам проведенного Комиссией отбора, утверждается Губернатором, Председателем Правительства края (пункт 1.6 Порядка).

Перечень КАИП составляется ежегодно на очередной финансовый год и плановый период (пункт 1.7 Порядка).

Проект Перечня КАИП формируется в период подготовки проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период (пункт 2.1 Порядка).

В соответствии с п. 2.2 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований края ежегодно до 1 марта текущего финансового года представляют в исполнительные органы края в соответствии с отраслевой принадлежностью объектов капитального строительства заявки на получение субсидий на очередной финансовый год, составленные в соответствии с формами, установленными соответствующими исполнительными органами края, с приложением необходимый документов. Органы местного самоуправления муниципальных образований края заявки на получение субсидий на очередной финансовый год представляют с учетом предварительного отбора объектов капитального строительства, проведенного коллегиальным межотраслевым органом - рабочей группой по проведению предварительного отбора объектов капитального строительства. Состав и порядок работы указанной рабочей группы устанавливаются Правительством Хабаровского края.

Пунктом 2.3 Порядка предусмотрено, что исполнительные органы края в соответствии с отраслевой принадлежностью объектов капитального строительства: определяют потребность в объектах социальной сферы и объектах инженерной инфраструктуры в соответствии с долгосрочными целями социально-экономического развития края и показателями (индикаторами) их достижения, установленными документами долгосрочного и (или) среднесрочного планирования, на основе установленных показателей (п. 2.3.1); формируют и актуализируют перечни перспективного строительства объектов инфраструктуры отрасли (далее - ППСО) с учетом положений подпункта 2.3.1 настоящего пункта и приоритетных направлений расходов средств краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период в рамках обеспечения достижения целей социально-экономического развития Хабаровского края (п. 2.3.1[1]); проводят оценку объектов капитального строительства, подлежащих включению в проект Перечня КАИП (п. 2.3.2); проводят оценку переходящих объектов капитального строительства, подлежащих включению в проект Перечня КАИП (п. 2.3.3); формируют на основе интегральной оценки эффективности инвестиционного проекта, рассчитанной в соответствии с Порядком оценки эффективности, отраслевой ранжированный перечень инвестиционных проектов (п. 2.3.4).

Пунктом 2.3.5 предусмотрено, что исполнительные органы края ежегодно до 1 июня текущего года направляют в Уполномоченный орган: отраслевой ранжированный перечень инвестиционных проектов; обоснование строительства, реконструкции или технического перевооружения объекта капитального строительства; заявку на включение объекта капитального строительства в Перечень КАИП; копию положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий объекта капитального строительства (в случае наличия такового); копию заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции объекта капитального строительства (в случае наличия такового); информацию о степени влияния реализации объекта капитального строительства на результативность государственных программ края, выполнения указов Президента Российской Федерации; обоснование возможности или невозможности реализации объекта капитального строительства на условиях государственно-частного партнерства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; копию правового акта, утверждающего перечень объектов капитального строительства, в отношении которых в текущем году планируется заключение концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве, при наличии; обоснование инвестиций и заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, а также утвержденное задание на проектирование в отношении объектов капитального строительства в случае, если подготовка такого обоснования является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации; предложение о закреплении планируемых к строительству объектов капитального строительства краевой государственной собственности на праве оперативного управления за краевыми государственными учреждениями после ввода их в эксплуатацию; согласие уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования края о принятии в муниципальную собственность объектов капитального строительства, предназначенных для решения вопросов местного значения, после ввода их в эксплуатацию, а также о содержании указанных объектов капитального строительства после их передачи в муниципальную собственность.

Ежегодно до 1 июня текущего года исполнительные органы края направляют в министерство экономического развития края копии документов, указанных в подпунктах 1 - 3, 6 - 10 подпункта 2.3.5 Порядка (п. 2.3.6).

Согласно пункту 2.5 Порядка Уполномоченный орган осуществляет анализ представленных исполнительными органами края в соответствии с подпунктом 2.3.5 пункта 2.3 настоящего раздела документов (п. 2.5.1); формирует проект Перечня КАИП на очередной финансовый год и плановый период на основании отраслевых ранжированных перечней инвестиционных проектов (п. 2.5.2); совместно с министерством экономического развития края проводит согласительные совещания с исполнительными органами края по вопросам формирования проекта Перечня КАИП (п. 2.5.3); направляет сформированный с учетом протоколов согласительных совещаний с исполнительными органами края и согласованный с министерством экономического развития края проект Перечня КАИП первому заместителю Председателя Правительства края для рассмотрения на предмет влияния на социально-экономическое развитие края, эффективность реализации государственных программ края и Указов Президента Российской Федерации (п. 2.5.4).

Перечнем КАИП на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов, утвержденным Губернатором Хабаровского края 1 сентября 2016 года, были предусмотрены субсидии краевого бюджета администрации г. Комсомольска-на-Амуре на реконструкцию МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре.

26 апреля 2017 года администрацией г. Комсомольска-на-Амуре в адрес министерства строительства Хабаровского края, министерства образования Хабаровского края направлено письмо о внесении изменений в Перечень КАИП на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов в части установления срока строительства 2018-2020 годы и изменения сметной стоимости объекта МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре.

В целях приведения в соответствие с фактической ситуацией на объектах капитального строительства муниципальной собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» показателя для оценки результативности органов местного самоуправления по достижению задач, определенных Указами Президента Российской Федерации и установленных приоритетными направлениями деятельности Правительства Хабаровского края на 2017 год по освоению бюджетных средств по объектам муниципальной собственности, включенным в Перечень КАИП, после проведения государственной экспертизы проектной сметной документации администрацией г.Комсомольска-на-Амуре 20 сентября 2017 года направлено письмо в адрес министерства экономического развития Хабаровского края, министерства строительства Хабаровского края о внесении изменений в Перечень КАИП на 2017 год в части переноса срока строительства МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре на 2018 год.

Стоимость объекта согласно разработанной проектной документации в ценах 2 квартала 2017 года составила 516 676,28 тыс. рублей.

В соответствии с Законом Хабаровского края от 6 декабря 2017 года № 303 «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», постановлением Правительства Хабаровского края от 05 апреля 2012 года № 95-пр «Об утверждении Порядка формирования и мониторинга реализации перечня краевых адресных инвестиционных проектов и Порядка проведения оценки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств краевого бюджета, направляемых на капитальные вложения» постановлением Правительства Хабаровского края от 31 декабря 2017 года № 551-пр до администрации г. Комсомольска-на-Амуре были доведены бюджетные ассигнования в размере - 98 567,54 тыс. рублей, в том числе на 2018 год - 22 438,05 тыс. рублей, на 2019 год - 19 999,96 тыс. рублей, на 2020 год - 56 129,53 тыс. рублей.

В связи с ограниченностью доведённых средств, не позволяющих обеспечить стоимость объекта МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре, администрация города к реализации не приступала.

В соответствии с постановлениями Правительства Хабаровского края от 8 июня 2018 года № 211-пр «О внесении изменений в распределение субсидий краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов, на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 31 декабря 2017 г. N 551-пр» и от 18 декабря 2018 года № 470-пр «О внесении изменений в распределение субсидий краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов, на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 31 декабря 2017 г. N 551-пр», доведённые ассигнования отозваны.

В период с 2017 года по 2021 год администрацией г.Комсомольска-на-Амуре в адрес министерства образования и науки Хабаровского края направлялись заявки на получение субсидий на очередной финансовый год с приложением необходимых документов по объекту МОУ СОШ № 38 г.Комсомольска-на-Амуре.

Министерством образования и науки Хабаровского края в соответствии с отраслевой принадлежностью объектов капитального строительства ежегодно подтверждалась потребность в их строительстве (реконструкции). Объекты включались в ранжированный перечень, включающий мероприятия по строительству (реконструкции) объектов по отрасли «Образование» и объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий на основании заявок администрации г. Комсомольска-на-Амуре.

В соответствии с Порядком формирования Перечня КАИП указанный перечень ежегодно с 2017 года направлялся в адрес министерства строительства Хабаровского края.

В Перечень КАИП в период с 2017 года по 2023 год включалась реконструкция МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре.

С 2020 года в рамках рабочих совещаний с участием министра экономического развития Хабаровского края, представителей министерства финансов Хабаровского края, министерства образования и науки Хабаровского края, администрации г. Комсомольска-на-Амуре, МКУ «Управление капитального строительства г. Комсомольска-на-Амуре» прорабатывались вопросы реализации объектов капитального строительства Долгосрочного плана, проведения конкурентных процедур и заключения контрактов на строительство объектов Долгосрочного плана, в связи с ограниченными возможностями бюджета Хабаровского края и отсутствием подтвержденных источников федерального софинансирования на реконструкцию МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре прорабатывался вопрос по определению источников финансирования для реализации мероприятий Долгосрочного плана.

С 2020 года вопрос финансирования и заключения контракта на реализацию объекта неоднократно рассматривался в рамках заседаний Комиссии Правительства Хабаровского края по стратегическому развитию, отбору государственных программ и проектов. По итогам обсуждения проблемных вопросов исполнительным органам края и администрации г. Комсомольска-на-Амуре были даны соответствующие поручения и рекомендации.

В период с 2016 года по 2020 год в распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 года № 704-р внесены изменения, в действующей редакции срок реализации мероприятий по реконструкции МОУ СОШ № 38 г.Комсомольска-на-Амуре установлен 2017 - 2021 годы.

В утвержденной редакции распоряжения Правительства Российской Федерации № 704-р сроки реконструкции МОУ COШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре были синхронизированы со сроками развития площадки «Парус» ТОР «Комсомольск», а также комплексной жилищной застройкой микрорайона «Парус».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2023 года № 1045 территория опережающего социально-экономического развития «Комсомольск», территория опережающего социально-экономического развития «Хабаровск» и территория опережающего развития «Николаевск» объединены в территорию опережающего развития «Хабаровск».

Письмом Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики от 15 декабря 2021 года № 03-15/17223 Правительству Хабаровского края на согласование направлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 года № 704-р, предусматривающий строительство объекта «Общеобразовательная организация на 500 мест» по адресу: мкр. «Парус», г. Комсомольск-на-Амуре, за счет, в том числе средств федерального бюджета.

Письмом Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики от 1 декабря 2022 года № 03-15/16675 были подготовлены новые предложения о внесении изменений в Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре. Изменения не предусматривали новое строительство, Объект предлагался на реконструкцию с федеральным финансированием.

В целях обеспечения объекта федеральным софинансированием неоднократно прорабатывался вопрос о включении МОУ СОШ № 38 г.Комсомольска-на-Амуре в план социального развития центров экономического роста Хабаровского края и его финансирования по линии «Президентской единой субсидии» с Минвостокразвития России (письма от 20.09.2018 № 06.2-08-5336, от 19.04.2019 № 06.2-08-2038, от 10.02.2022 № 06.2-06-581, от 01.07.2022 № 06.2-06-4559); об оказании содействия в выделении средств федерального бюджета - с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Трутневым Ю.П. (письмо от 01.02.2023 № 19.3.27-1385); о включении МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре в федеральную адресную инвестиционную программу - с Минпросвещения России (бюджетная заявка от 20.01.2023 № 06.1-14-690, уточненная от 17.05.2023 № 05.1-14-7051); о финансировании МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре в рамках специальных казначейских кредитов (заявка от 22.05.2023 № 19.3.27-7464).

По состоянию на 1 июля 2023 года источник федерального финансирования не определен, решения по предложениям Хабаровского края не приняты.

В рамках внесения изменений в Долгосрочный план Правительством края предложен перенос сроков реализации объекта на 2023 - 2025 годы, а также снижена расчетная потребность по объекту из-за сокращения первоначально планируемого количества детей (с 1 000 до 500 мест).

Данные предложения согласованы с Минвостокразвития России и Минпросвещения России.

Перечнем КАИП на 2023 год и плановый период 2024-2025 годы с учетом внесенных изменений предусмотрено финансирование мероприятий по реконструкции МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре (расчетная мощность 500 мест) за счет средств краевого и местного бюджетов.

28 октября 2022 года между министерством строительства Хабаровского края и администрацией г. Комсомольска-на-Амуре заключено соглашение о предоставлении из краевого бюджета в 2023-2024 годах бюджету Муниципалитета субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципального образования края, возникающих при выполнении полномочий Муниципалитета по реализации мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объекта капитального строительства муниципальной собственности МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре (реконструкция).

Пунктом 2.1 Соглашения предусмотрено, что общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Муниципалитета на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2023 году – 273 775 810 рублей; в 2024 году – 678 863 780 рублей.

Общий размер субсидии, предоставляемой из краевого бюджета бюджету Муниципалитета в соответствии с настоящим соглашением составляет: в 2023 году – 271 038 040 рублей, в 2024 году – 672 006 570 рублей (пункт 2.2 Соглашения).

2 февраля 2023 года между министерством строительства Хабаровского края и администрацией г. Комсомольска-на-Амуре заключено дополнительное соглашение № 1/4 к соглашению от 28 октября 2022 года № 6, в соответствии с которым, в том числе п. 2.1 раздела II изложен в следующей редакции: Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Муниципалитета на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составляет: в 2023 году – 30 303 030 рублей; в 2024 году – 314 534 880 рублей; в 2025 году - 613 357 440 рублей.

Общий размер Субсидии, предоставляемой из краевого бюджета бюджету Муниципалитета в соответствии с настоящим Соглашением, составляет: в 2023 году 30 000 000 рублей; в 2024 году - 311 389 530 рублей; в 2025 году - 607 223 870 рублей (п. 2.2).

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанции, проанализировав доводы сторон и заинтересованных лиц применительно к положениям КАС РФ и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что незаконного бездействия административных ответчиков не имеется, доказательств нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд с настоящим административным иском, не представлено, таких нарушений не допущено, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к таким выводам, подробно, со ссылками на установленные судом фактические обстоятельства и нормы материального права, изложены в решении суда.

Судебная коллегия с такими выводами соглашается, находит их верными, основанными на правильном применении и толковании положений действующего законодательства, подлежащего применению в спорных правоотношениях.

Согласно пункту 9 статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с компетенцией субъекта Российской Федерации и в пределах своих полномочий, установленных конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета, ежегодный отчет о результатах деятельности высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в законодательный орган субъекта Российской Федерации.

Полномочия Правительства Хабаровского края - высшего постоянно действующего органа исполнительной власти края определены в статье 16 Закона Хабаровского края от 27 ноября 2001 года № 349 «О Правительстве Хабаровского края».

Минстрой Хабаровского края, Минобрнауки Хабаровского края являются органами исполнительной власти Хабаровского края, подотчетными Правительству Хабаровского края, осуществляющими функции в пределах своей компетенции, каждый, в том числе в бюджетной политике края.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Администрация города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в соответствии с Уставом муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Комсомольск-на-Амуре».

Виды бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации, участники бюджетного процесса, общие положения составления проектов бюджета определены в статьях 8, 152, 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно абзацам второй – пятый пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения, указанных в частях 1 и 5 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"; заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации; принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд признается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В силу положений пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ муниципальным заказчиком является муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующее от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 22, частью 59 статьи 112 Закона о контрактной системе для обеспечения государственных и муниципальных нужд цена контракта, заключаемого с единственным исполнителем, обосновывается и определяется заказчиком в порядке и по методике, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Как было указано выше, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 года N 704-р утвержден Долгосрочный план, пунктом 4 раздела II которого предусмотрена реконструкция МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре.

Из имеющихся в материалах настоящего дела доказательств следует, что ответственными исполнителями Долгосрочного плана, в пределах компетенции каждого из них, предпринимались и предпринимаются меры по выполнению вышеуказанных мероприятий, в соответствии с требованиями закона, регулирующего бюджетные правоотношения, возникающие между участниками бюджетного процесса, а также положения о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Судебная коллегия отмечает, что в рамках действующего бюджета на 2022-2024 года и соглашения от 28 октября 2022 года № 6 планировалось заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию (актуализация проектной документации), реконструкции и вводу объекта МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре в эксплуатацию, с единственным исполнителем.

По итогам заседания оперативного штаба по обеспечению устойчивости экономики г. Комсомольска-на-Амуре в условиях внешнего санкционного давления 07 декабря 2022 года принято решение о заключении контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по реконструкции, поставке оборудования для объекта МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре у единственного подрядчика ООО «Проектно-строительная компания «СИТИ-ИНЖИНИРИНГ».

Распоряжением администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 07 декабря 2022 года № 287-ра МКУ «УКС города Комсомольска-на-Амуре» поручено осуществить закупку работ для муниципальных нужд для объекта МОУ СОШ № 38 г.Комсомольска-на-Амуре у единственного подрядчика ООО «Проектно-строительная компания «СИТИ-ИНЖИНИРИНГ».

Как следует из письма ООО «ПСК «СИТИ-Инжиниринг» от 19 декабря 2022 года, подрядчик отказался от заключения муниципального контракта в связи с несогласованием МКУ «УКС города Комсомольска-на-Амуре» предложений по стоимости работ, составляющих цену контракта, предполагаемого к заключению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что подрядчик отказался от заключения контракта по вине МКУ «УКС города Комсомольска-на-Амуре», материалы административного дела не содержат.

Нарушений требований законодательства о контрактной системе со стороны МКУ «УКС города Комсомольска-на-Амуре» не допущено.

В связи с отказом подрядчика от заключения муниципального контракта МКУ «УКС города Комсомольска-на-Амуре» проведена работа по определению подрядной организации для заключения муниципального контракта с единственным подрядчиком по механизму «2 в 1». Определен единственный подрядчик - ООО «Промстрой», согласованы условия контракта.

28 марта 2023 года между МКУ «УКС города Комсомольска-на-Амуре» и ООО «Промстрой» заключен муниципальный контракт № 19 на выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре, по условиям которого проектно-изыскательские работы выполняются в период с 28 марта 2023 года по 25 декабря 2023 года, строительно-монтажные работы – в период с 26 декабря 2023 года по 30 июня 2025 года.

Из пояснений представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также представленных по запросу суда апелляционной инстанции доказательств, следует, что работы в рамках муниципального контракта в настоящее время осуществляются.

Согласно пункту 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснил, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (пункт 5).

Совокупностью вышеизложенных доказательств установлено, что административными ответчиками не нарушены требования вышеуказанных законов, в том числе тех, на судебную проверку соответствия которым административный истец указывал в административном исковом заявлении, незаконного бездействия не допущено. Само по себе незавершение реконструкции Объекта о незаконном бездействии административных ответчиков не свидетельствует.

Кроме того, одной из задач административного судопроизводства, как это закреплено в пункте 2 статьи 3 КАС РФ, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 ККАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если он признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 КАС РФ). Исходя из этого принципа, в части 1 статьи 62 КАС РФ установлена обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен указанным кодексом. Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 мая 2017 года № 1006-О, в качестве одной из задач административного судопроизводства КАС РФ устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ), который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3).

Из содержания пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).

Доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц на доступность дошкольного и основного общего образования, допущенных, по мнению административного истца, административными ответчиками, в материалах дела не имеется, подателем административного иска таковых не представлено.

Материалами дела подтверждается, и не оспорено административным истцом, что по состоянию на 1 декабря 2022 года в микрорайоне «Парус» г. Комсомольска-на-Амуре проживало 1,6 тыс. человек. Количество детей, обучающихся в МОУ СОШ № 38 г. Комсомольска-на-Амуре, при проектной мощности здания 628 мест, составляет: 2020 год – 203 человека, 2021 год - 213 человек, 2022 год - 221 человек. Существующей мощности образовательной организации достаточно для удовлетворения потребности населения микрорайона «Парус» в услугах общего образования по основным общеобразовательным программам образования.

При создании площадки «Парус» планировалось привлечь резидентов с объемом инвестиций 7 900,0 млн. руб. и созданием 770 рабочих мест, а также осуществить поэтапное строительство жилья и увеличение жителей микрорайона до 5,67 тыс. человек (2,4 тыс. семей). Также прогнозировалось увеличение численности детского населения до 2,11 тыс. человек, из них более 1,3 тыс. школьного возраста.

В свою очередь по состоянию на 1 июля 2023 года на площадке «Парус» г. Комсомольска-на-Амуре деятельность осуществляют 5 резидентов с объемом инвестиций 1 314,8 млн. руб. и планируемым созданием 267 новых рабочих мест (фактически создано 141 рабочее место); в микрорайоне «Парус» проживает 1,6 тыс. человек.

Доводы апелляционного представления, по существу и в целом, повторяют позицию апеллянта в суде первой инстанции. В оспариваемом судебном акте указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 КАС РФ. Иных обстоятельств, не прошедших проверку судебной инстанцией, апелляционное представление не содержит.

Доводы апеллянта о нарушении судом первой инстанции норм материального права ошибочны. Суд первой инстанции правильно применил закон, подлежащий применению; не допустил применение закона, не подлежащего применению; правильно истолковал закон, в том числе с учетом правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционного представления, при рассмотрении данного дела суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, исследовал представленные по делу доказательства в их совокупности, правильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которые установлены судом полно и правильно, подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Несогласие апеллянта с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, подлежащего применению в спорных правоотношениях, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований, в том числе безусловных (часть 1 статьи 310 КАС РФ), для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционного представления не установлены.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление первого заместителя прокурора Хабаровского края - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи