ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 270002-01-2021-002513-07 от 06.04.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-1763/2022

в суде первой инстанции дело № 2а-1572/2021

УИД № 27RS0002-01-2021-002513-07

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,

судей: Чуешковой В.В., Хасановой Н.В.,

при секретаре: Серченко И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 06 апреля 2022 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании незаконными решение от 09.08.2021г. и приказ № 77 от 08.02.2021г.,

по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 25 ноября 2021 года,

заслушав доклад судьи Чуешковой В.В., пояснения административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков - УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России - ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Хабаровска с административным исковым заявлением о признании незаконным решения от 09.08.2021г., приказа № 77 от 08.02.2021г. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 23.06.2021г. он обратился в прокуратуру Хабаровского края, к прокурору по надзору за соблюдением законов при исполнении условий наказаний по вопросу законности приказа начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю от 08.02.2021г. № 77 об определении количества вещей и предметов, продуктов питания, который может иметь при себе в камере один осужденный. 13.07.2021г. жалоба истца была перенаправлена в УФСИН России по Хабаровскому краю для рассмотрения по существу указанных в ней доводов. В данной жалобе истец обращал внимание на то, что данный перечень не соответствует и противоречит нормам действующего уголовно-исполнительного законодательства РФ. Для осужденных данный документ подлежит беспрекословному исполнению и соблюдению. Все что не входит в список данного перечня запрещено к хранению и использованию в камере. По этой причине, при составлении подобных документов при несоблюдении норм, которые указываются в них, к осужденным могут применяться дисциплинарные высказывания, такие как, устный выговор, письменный выговор, выдворение в штрафной изолятор. Данный перечень содержится в приложении № 1 к правилам внутреннего распорядка ИУ. 09.08.2021г. истец получил ответ из УФСИН России по Хабаровскому краю, об отсутствии нарушений законодательства по указанным им сведениям. С учетом требований приложения № 1 к ПВР ИК, в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю был разработан и утвержден приказом данного учреждения № 77 «Об обеспечении надзора за осужденными к пожизненному лишению свободы в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю», перечень личных вещей, предметов, разрешенных для хранения и использования одним осужденным. Для истца ФКУ СИЗО-1 в период времени с 26.02.2021г. по 01.03.2021г. являлось транзитно-пересыльным пунктом на пути следования из одного исправительного учреждения, в другое, следовательно, он должен был содержаться в ПВУ ИУ, которые действовали для него на всем пути следования. Перечень вещей на основании приказа № 77 от 08.02.2021 не соответствует действующему законодательству РФ, по причине того, что в него не входит множество вещей и предметов первой необходимости (гигиенические принадлежности, вещи, предметы религиозного культа, продукты питания, спички и т.д.) (приложение № 2). Вещи разрешенные к хранению и использованию, продукты питания, которые не вошли в перечень от 08.02.2021 № 77 не числятся в списке запрещенных в приложении № 1 к ПВРИУ.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 22 КАС РФ, административный истец просил суд признать решение УФСИН России по Хабаровскому краю от 09.08.2021г. незаконным и противоречащим уголовно-исполнительному законодательству. Признать незаконным приказ ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю от 08.02.2021г. № 77 «Об обеспечении надзора за осужденными к пожизненному лишению свободы в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю», так как данный приказ противоречит действующем уголовно-исполнительному законодательству РФ и ограничивает права и законные интересы истца и неопределенного круга лиц осужденных к пожизненному лишению свободы, следующих транзитом через ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 13.10.2021г. к участию в деле привлечены: в качестве административного соответчика - ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 02.11.2021г. изменен процессуальный статус заинтересованного лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю на административного ответчика.

Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 25.11.2021г. в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить и заявленные им требования удовлетворить. Поскольку ПВР ИУ начальника учреждения наделяет полномочиями ограничить количество, а не наименование разрешенных к хранению и использованию в камере вещей, предметов и продуктов питания одним осужденным, при составлении данного перечня. Приложение № 2 не содержит исчерпывающего перечня вещей, предметов и продуктов питания которыми истец мог бы пользоваться и хранить при себе. Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что не просит признать незаконным приказ № 77 от 08.02.2021г. в полном объеме, а просит признать незаконным Приложение № 2 к данному Приказу, так как данное приложение не содержит исчерпывающего списка (информации) и в него не вошли многие предметы, вещи и продукты питания, которые требовались истцу в период его нахождения в СИЗО (5 дней).

Согласно письменным возражениям на апелляционную жалобу ФИО1, представитель административных ответчиков просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо

Требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти подлежат удовлетворению, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца (часть 2 статьи 227 КАС РФ).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".

Согласно ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно п.3, п.4 ст.5 указанного Закона при рассмотрении обращения государственным органом или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Согласно ст.10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст.12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Из материалов дела следует, что 23.06.2021г. ФИО1 подал жалобу в прокуратуру Хабаровского края, в которой просил признать незаконным перечень разрешенных к хранению вещей, утвержденных ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю от 08.02.2021г. и принять меры прокурорского реагирования.

13.07.2021г. Прокуратурой Хабаровского края копия обращения с контролем направлена начальнику УФСИН России по Хабаровскому краю. Установлен срок предоставления в Прокуратуру Хабаровского края результатов рассмотрения и принятых мер до 20.08.2021г.

Согласно ответу от 09.08.2021г. № ог-27/ТО/9-2945 заместителя начальника УФСИН России по Хабаровскому краю, обращение осужденного к пожизненному лишению свободы ФИО1, поступившее в УФСИН России по Хабаровскому краю из Прокуратуры Хабаровского края, по вопросу несоответствия приказа начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России требованиям Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, руководством управления рассмотрено. По сведениям, указанным в обращении проведена проверка, по результатам которой нарушений законодательства РФ в действиях администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России не выявлено.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обращение ФИО1 рассмотрено в установленном законом порядке и предусмотренные законодательством Российской Федерации сроки. На указанное обращение заявителю дан мотивированный ответ № ог-27/ТО/9-2945 от 09.08.2021г., что соответствует требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения сторон. В связи с чем, выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушений прав ФИО1 и отказе в удовлетворении административного иска являются обоснованными.

Порядок и условия содержания осужденных к лишению свободы, регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 (далее по тексту - Правила № 295).

В силу части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Согласно пунктам 48, 49, 52 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, правом изъятия у осужденных запрещенных к использованию в ИУ вещей обладает администрация ИУ. Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на склад для хранения либо уничтожаются по постановлению начальника ИУ либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт с ознакомлением осужденного под роспись.

Приложением № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, предусмотрен Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Согласно пункту 3 примечаний к приложению № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей.

Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189, также содержат Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету (приложение № 2).

В соответствии с пунктом 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО.

Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.

По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва (для мужчин).

Приказом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю от 08.02.2021г. № 77 « Об обеспечении надзора осужденными к пожизненному лишению свободы в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю» п. 4 установлено, что перечень личных вещей и предметов, разрешенных для хранения и использования одним осужденным утверждён в приложении № 2.

Приложением № 2 к приказу ФКУ СИЗО-1 от 08.02.2021г. № 77, определяется количество вещей и предметов, разрешенных иметь при себе одному осужденному. Перечень разрешенных в ФКУ СИЗО-1 вещей и предметов разработан исходя из местных условий и возможностей, подразумевающих непродолжительное пребывание в учреждении лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы в связи с транзитным следованием через учреждение.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что осужденный ФИО1 прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН 26.02.2021г., убыл 01.03.2021г. За весь период содержания в учреждении (4 дня) письменные и устные обращения с просьбой разрешить дополнительные вещи и предметы первой необходимости, продукты питания от осуждённого ФИО1 в адрес администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН не поступали. По прибытию осужденного ФИО1 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН г. Хабаровск в отношении него были проведены обыскные мероприятия, осужденный имел при себе большое количество вещей и предметов, продуктов питания. Учитывая, что ФИО1 имел статус «транзит», количество вещей первой необходимости и продуктов питания, которые осужденному разрешено взять с собой в камеру было сокращено, так как нахождение большого количества вещей и предметов в камере затрудняет сотрудникам администрации качественно поводить технический осмотр в камере, где содержится осужденный. Приказом № 77 ФКУ СИЗО-1 осужденному ФИО1 не запрещено использование и хранение в камере вещей, предметов и продуктов питания, которые согласно требованиям ПВР ИУ не запрещены к использованию, хранению и приобретения осужденными, а только было ограничено их количество.

Отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований о признании приказа от 08.02.2021г. № 77 незаконным, суд первой инстанции обоснованно указал, что документ соответствует требованиям уголовно-исполнительного законодательства и перечню разрешенных вещей и предметов для осужденных к пожизненному лишению свободы, поскольку учреждения УИС являются режимными, направлены на исполнение наказаний и их деятельность напрямую связана с ограничениями, которые осужденные вынуждены претерпевать в связи с отбыванием наказания, как лица, приговорённые к пожизненному лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений. Административными учреждениями, в которых они содержатся, должен быть проявлен особый контроль и внимание. В целях недопущения противоправных действий со стороны спец. контингента необходимо существование подобных перечней разрешенных вещей и разработанных с учетом особенностей, изложенных ранее.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав административного истца ФИО1, которые нуждались бы в судебной защите.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца и сделаны соответствующие мотивированные выводы.

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами апелляционной жалобы.

Разрешая данный административный спор, суд первой инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применил нормы материального права, его регулирующие.

Все доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции и доводам ФИО1 в суде первой инстанции, и его несогласие с оценкой судом имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.

Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 25 ноября 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: