Дело № 33a-104/2022
в суде первой инстанции Дело № 2а-3443/2021
УИД № 27RS0003-01-2021-006131-61
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Казариковой О.В.,
судей: Чуешковой В.В., Карбовского С.Р.,
при секретаре: Безуглой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Хабаровске 14 января 2022 года дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска о возложении обязанности принять меры по постановке на учет тепловой сети как бесхозяйного объекта,
по апелляционной жалобе административного ответчика – администрации г. Хабаровска на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 06 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Чуешковой В.В., пояснения представителя административного истца – прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Коноватниковой К.А., представителя административных ответчиков – администрации г. Хабаровска и Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска - Абрамовской Н.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора города Хабаровска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц об обязании принять меры к постановке на учет тепловой сети, расположенной по адресу: г. Хабаровск, ул. Железнодорожная, д. 17, протяженностью 128 м, как бесхозяйного объекта, путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015г. № 931.
Заявленные требования административный истец обосновал тем, что прокуратурой города во исполнение указания прокуратуры Хабаровского края от 14.12.2020г. № 529/7 «Об организации надзора за исполнением законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства» проведен анализ состояния законности при оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что в настоящее время на территории Железнодорожного района г. Хабаровска выявлена бесхозяйная тепловая сеть, протяженностью 128 м., расположенная по ул. Железнодорожной. Постановлением администрации города Хабаровска от 31.08.2018г. № 3037 утверждена муниципальная программа городского округа «Город Хабаровск» «Развитие инженерной инфраструктуры городского округа «Город Хабаровск» на 2021 - 2025 годы». Основной целью программы является улучшение качества предоставления услуг по теплоснабжению, водоснабжению, электроснабжению и водоотведению населения и объектов жизнеобеспечения. В развитии положений Федеральных законов от 06.10.2003г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 23.11.2009г. № 261-ФЗ, распоряжением администрации г. Хабаровска от 12.08.2016г. № 471-р утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений администрации города при приеме в муниципальную собственность бесхозяйных инженерных коммуникаций. В соответствии с данным порядком подготовительную работу и формирование перечней бесхозяйных инженерных коммуникаций осуществляет управление энергообеспечения, топлива и инженерных коммуникаций и другие отраслевые подразделения администрации города. Перечни утверждаются отраслевыми подразделениями администрации города и направляются в департамент муниципальной собственности администрации города для подготовки проектов постановления администрации города о передаче объектов на содержание и техническое обслуживание предприятиям - сетедержателям. Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска после получения изготовленной и согласованной с предприятием - сетедержателем технической документации проводит работу по постановке этих объектов в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю на учет как бесхозяйных. Вместе с тем, администрацией города до настоящего времени не проведена работа по постановке на регистрационный учет в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю, как бесхозяйного объекта водопроводной сети, расположенной по ул. Железнодорожной в Железнодорожном районе г. Хабаровска. Уклонение администрации г. Хабаровска от принятия мер к постановке на учет в регистрирующем органе бесхозяйного объекта свидетельствует о неисполнении требований федерального законодательства ответственными должностными лицами администрации г. Хабаровска. В связи с чем и.о. прокурора города Хабаровска обратился в суд с указанным исковым заявлением.
Определением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 09.09.2021г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 06.10.2021г. административные исковые требования прокурора удовлетворены.
На администрацию города Хабаровска и Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска возложена обязанность принять меры к постановке на учет тепловой сети, расположенной в Железнодорожном районе г. Хабаровска по ул. Железнодорожной, протяженностью приблизительно 128 м, как бесхозяйного объекта, путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015г. № 931.
Установлен срок исполнения решения суда – в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе административный ответчик - администрация г. Хабаровска просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение - об отказе в удовлетворении административного искового заявления к администрация г. Хабаровска. Полагает, что судом нарушены требования ч. 2 ст. 181 КАС РФ, поскольку суд возложил обязанность по исполнению решения суда сразу на двух разных ответчиков: администрацию г. Хабаровска и Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, что в дальнейшем повлечет за собой возбуждение двух разных исполнительных производств с возложением на них одинаковых обязанностей по принятию мер к постановке на учет тепловой сети. Ссылаясь на Решение Хабаровской городской Думы от 29.11.2016г. № 452 «Об утверждении положения о департаменте муниципальной собственности администрации г. Хабаровска», заявитель жалобы указывает, что именно департамент муниципальной собственности наделен собственной компетенцией и полномочиями по реализации заявленных административным истцом требований в части предоставления в уполномоченный орган в области государственной регистрации, кадастра и картографии заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества – тепловой сети.
Возражения на апелляционную жалобу не поступали.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных ответчиков – администрации г. Хабаровска и Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска - Абрамовская Н.В. апелляционную жалобу поддержала по приведенным в ней доводам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца и.о. прокурора г. Хабаровска – прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Коноватникова К.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно пункту 1, 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Под тепловой сетью понимается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой города Хабаровска проверки деятельности органа местного самоуправления - администрации города Хабаровска, выявлены нарушения требований действующего законодательства относительно ненадлежащего осуществления деятельности по постановке на регистрационный учет тепловых сетей как бесхозных и принятию их в муниципальную собственностью.
Согласно сообщению Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 04.06.2021г. № 1-11-4100 по состоянию на 03.05.2021г. тепловая сеть по улице Железнодорожной в городе Хабаровска (128 м) в Реестре краевого государственного имущества не значится.
Указанный объект не числится в реестре федерального имущества, что подтверждается: сведениями из МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от 07.06.2021г. № 3830 об отсутствии объекта недвижимости – тепловая сеть, местоположение: г. Хабаровск, ул. Железнодорожная (128м) в реестре федерального имущества.
Согласно Уведомлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 04.06.2021г. № КУВИ-002/2021-67183879 в Едином государственном реестре недвижимости указанный объект отсутствует.
Согласно информации предоставленной Департаментом муниципальной собственности города Хабаровска 26.04.2021 года по объекту - тепловая сеть по улице Железнодорожной в городе Хабаровска (128 м) заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости в Управление Росреестра по Хабаровскому краю и о признании на него права муниципальной собственности в суд не подавались в связи с неисполнением подрядчиками в 2019 и 2020 годах муниципальных контрактов на выполнение работ по технической инвентаризации указанных сетей. Инвентаризация данных сетей будет проведена в 2021 году. Планируемый срок постановки сетей на учет - ноябрь, декабрь 2021 года.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрация города Хабаровска, как орган местного самоуправления, а также департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска являются лицами, обязанными обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке тепловой сети, как бесхозяйного недвижимого имущества, в целях исключения неблагоприятных последствий и нарушения права граждан на бесперебойное снабжение коммунальными услугами.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, о наличии правовых оснований для удовлетворения требований к администрации города Хабаровска, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным по делу обстоятельствам.
Вместе с тем, привлечение к участию в деле административным соответчиком департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска и удовлетворение в отношении него административных исковых требований судебная коллегия полагает ошибочным.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Хабаровска обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений (пункт 3 части 1 статьи 9-2 Устава Хабаровска).
Решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016г. № 452 утверждено Положение о департаменте муниципальной собственности администрации города Хабаровска, согласно которому департамент муниципальной собственности является органом администрации города Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица (пункт 1.1), создан с целью осуществления в пределах своих полномочий управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (за исключением муниципального жилищного фонда, водных объектов, находящихся в муниципальной собственности), от имени городского округа "Город Хабаровск" (далее - город), а также земельными участками, являющимися муниципальной собственностью, и земельными участками на территории города, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 1.2.), осуществляет постановку на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (подпункт «и» пункта 2.1).
В соответствии с Уставом городского округа "Город Хабаровск" (далее - Устав Хабаровска), принятого решением Хабаровской городской Думы от 13.07.2004г. N 509, структуру органов местного самоуправления города Хабаровска составляют: представительный орган городского округа - Хабаровская городская Дума; глава городского округа - мэр города Хабаровска; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган городского округа) - администрация города Хабаровска; контрольно-счетный орган городского округа - контрольно-счетная палата города Хабаровска (далее - контрольно-счетная палата города) (часть 1 статьи 19).
Судом первой инстанции не было учтено, что департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска в структуру органов местного самоуправления города Хабаровска не включен, обязанность по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества на него законом не возложена, а делегирование к нему части полномочий органа местного самоуправления, не освобождает администрацию города Хабаровска от их исполнения.
На основании изложенного и установленных в судебном заседании обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части удовлетворения административных исковых требований к департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска подлежит отмене, с вынесение нового решения - об отказе в их удовлетворении.
Апелляционная жалоба административного ответчика – администрации г. Хабаровска удовлетворению не подлежит, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства и по приведенным ранее основаниям.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу административного ответчика администрации г. Хабаровска – оставить без удовлетворения.
Решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 06 октября 2021 года - отменить в части удовлетворения административного иска и.о. прокурора города Хабаровска к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска.
Вынести в указанной части новое решение, которым в удовлетворении административного иска и.о. прокурора города Хабаровска к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска - отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи