Дело № 33a-5729/2023
в суде первой инстанции дело № 2а-1753/2023
УИД № 27RS0007-01-2022-003672-64
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Казариковой О.В.
судей: Карбовского С.Р., Хасановой Н.В.
при секретаре: Кан И.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 25 августа 2023 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Комсомольска-на-Амуре к администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 25 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Казариковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что в границах территории, расположенной в Центральном округе г.Комсомольска-на-Амуре по Хумминскому шоссе, юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1, сформировано 20 земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», из которых 14 земельных участков предоставлено в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, 6 земельных участков не распределены. Указанная территории инженерной и транспортной инфраструктурой не обеспечена. Согласно информации администрации г.Комсомольска-на-Амуре обеспечение транспортной инфраструктурой территории в районе жилой застройки Хапсоль-1 до 2025 года не запланировано, софинансирование муниципального образования по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям, государственной программой Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр, не предусмотрено.
С учетом заявления об изменении предмета административного иска (Т.2 л.д. 182-183) просил:
- признать незаконным бездействие администрации г. Комсомольска-на-Амуре, выразившееся в необеспечении территории, расположенной в Центральном округе г. Комсомольска-на-Амуре, по Хумминскому шоссе, юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1 в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, предусмотренными документацией по планировке территории, утвержденной постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 14.02.2017 № 366-па в редакции постановления от 25.01.2018 № 151-па;
- обязать администрацию г. Комсомольска-на-Амуре в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить обустройство и ввод в эксплуатацию на территории, расположенной в Центральном округе г. Комсомольска-на-Амуре, по Хумминскому шоссе, юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1 в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края следующими объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, предусмотренной документацией по планировке территории, утвержденной постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 14.02.2017 № 366-па в редакции постановления от 25.01.2018 № 151-па: дорогой шириной 6,0 м к объектам капитального строительства жилого квартала; водопроводом от водозаборной скважины Ск1; дождевой канализацией; электроснабжением путем строительства ТП и кабельной линии.
В процессе рассмотрения административного дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены управление архитектуры и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре, правительство Хабаровского края, министерство строительства Хабаровского края, министерство финансов Хабаровского края, МУП г. Хабаровска «Горводоканал», МУП «Теплоцентраль», АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», МУПП электрических сетей, АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания».
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 25 апреля 2023 года заявление прокурора удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края по непринятию мер по обеспечению территории, расположенной в Центральном округе г. Комсомольска-на-Амуре по Хумминскому шоссе, юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1 подъездной дорогой не менее пятой категории и линией электропередач до границ земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющих трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства.
На администрацию г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края возложена обязанность в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить ввод в эксплуатацию подъездной дороги не менее пятой категории и линию электропередачи до границ земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, на территории, расположенной в Центральном округе г. Комсомольска-на-Амуре по Хумминскому шоссе, юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1.
В удовлетворении остальной части требований прокурору отказано.
Не согласившись с решением суда, административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой администрация г. Комсомольска-на-Амуре просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, прекратить производство по административному делу. Считают, что обязанность организовать и обеспечить строительство линий электропередачи до границ земельных участков без личного обращения собственников земельных участков противоречит требованиям федерального законодательства. Суду были представлены доказательства обеспеченности спорной территории линией электропередач и возможность подключения будущих объектов к электроснабжению. Подъезд к спорной территории обеспечен по Хумминскому шоссе.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Правительство Хабаровского края считает доводы апелляционной жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению. Судом не установлено наличие уважительных причин для обращения прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц, также не учтено, что законодателем установлен заявительный порядок присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Иные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Трубниковой И.В., доводы апелляционной жалобы поддержавшей, представителя Правительства Хабаровского края Герасимова Д.Г., с доводами апелляционной жалобы согласившегося, прокурора Сидоркевича Д.С., с доводами апелляционной жалобы не согласившегося, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, с целью удовлетворения потребности многодетных граждан в земельных участках администрацией г. Комсомольска-на-Амуре определена 21 территория, в том числе территория, расположенная по Хумминскому шоссе, юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1.
На территории, расположенной в Центральном округе по Хумминскому шоссе, юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1 сформировано 20 земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», из которых 14 земельных участков предоставлено в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, 6 земельных участков не распределены.
В результате проведенных прокуратурой г.Комсомольска-на-Амуре проверочных мероприятий установлено отсутствие транспортной и инженерной инфраструктуры на спорной территории.
Из письма главы администрации г. Комсомольска-на-Амуре в адрес прокурора города от 06.04.2022 следует, что на указанную дату спорная территория инженерной и транспортной инфраструктурой не обеспечена. В октябре 2020 года администрацией г. Комсомольска-на-Амуре разработан и утвержден план комплексного освоения территорий г. Комсомольска-на-Амуре с 2021 по 2030 гг., в который включена территория, расположенная в Центральном округе г. Комсомольска-на-Амуре по Хумминскому шоссе, юго-западнее в районе жилой застройки Хапсоль-1. Потребность в финансировании по обеспечению 21 территории инженерной и транспортной инфраструктурой, в том числе выполнение проектных работ, ориентировочно составляет 13 918 772,2 тыс. руб. Запланировать в местном бюджете указанные расходы не представляется возможным, в связи с чем администрацией определены приоритетные территории. Обеспечение транспортной инфраструктурой спорной территории до 2025 года не запланировано. Для обеспечения территорий подъездными дорогами администрация г. Комсомольска-на-Амуре ежегодно участвует в конкурсном отборе, проводимом в рамках реализации государственной программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр, при условии ее объявления. В рамках реализации инвестиционной программы муниципальное производственное предприятие электрических сетей осуществляет строительство и подключение к электрическим сетям индивидуальные жилы дома на основании обращения собственника (гражданина).
По информации управления архитектуры и градостроительства администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 15.03.2023 в управление уведомления об окончании строительства или реконструкции объектов ИЖС или садового дома в границах территории Хапсоль-1 не поступали. Мероприятия по строительству объектов транспортной инфраструктуры к земельным участкам, предоставляемым (предоставленным) в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей и расположенных на 17 территориях г. Комсомольска-на-Амуре, в том числе в границах территории Хапсоль-1, включены в муниципальную программу г. Комсомольска-на-Амуре «Обеспечение качественным жильем», утвержденную постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 20.11.2020 № 2427-па (в редакции от 01.03.2023). В соответствии с Муниципальной программой в границах территории Хапсоль-1 в 2026-2027 гг. планируется строительство следующих объектов: «Подъездные дороги и внутриквартальные проезды, расположенные на территории в центральном округе г. Комсомольска-на-Амуре по Хумминскому шоссе, юго-западнее в районе жилой застройки Хапсоль-1» с объемом финансирования из местно бюджета на 2026 год – 1800,00 тыс. руб., на 2027 год – 407,45 тыс. руб. (Т.2 л.д. 50-52).
В соответствии с письмом АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» от 09.01.2023 для подключения в рамках догазификации домовладение должно иметь статус «завершенного строительства». Работа по газификации домовладения начинается с подачи владельцем заявки лично в центре предоставления услуг АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», онлайн или через госуслуги. Срок подключения определяется индивидуально на стадии оформления договора (Т.1 л.д. 262).
В соответствии с информацией АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (далее - АО «ДРСК») по состоянию на 10.04.2023 на участке с кадастровым номером 27:22:002020302 (по Хумминскому шоссе, юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1) размещены следующие объекты электросетевого хозяйства, владельцем которых является АО «ДРСК»: ВЛ 6 кВ Ф-7 ЦРП-24, ВЛ 6 кВ Ф-4 ТП-316 – ТП-303 г. Комсомольска-на-Амуре, КТП-303 п. Хапсоль (ул. Гастелло), МТП-305 п. М.Хапсоль, КТП-306 п. М.Хапсоль, ВЛ 0,4 кВ Ф-1 КТП-303 п. Хапсоль (ул. Гастелло), ВЛ 0,4 кВ Ф-1,2 КТП-306 п. М.Хапсоль, ВЛ 0,4 кВ Ф-1,4 МТП-305 п. М.Хапсоль. По кадастровому кварталу 27:22:0020302 была подана одна заявка: участок 27:22:00203302:102. Технологическое присоединение к сетям АО «ДРСК» осуществлено 17.03.2023. В рамках данного технологического присоединения выполнено строительство ВЛ 0,4 кВ до границ земельного участка заявителя и установлен прибор учета электрической энергии (Т.2 л.д. 181, Т.3 л.д. 15).
По сообщению МУП «Горводоканал» от 20.03.2023 на территории, расположенной в Центральном округе г. Комсомольска-на-Амуре, по Хумминскому шоссе, юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения объектов, строящихся на земельных участках, предоставленных многодетным семьям, не заключались (Т.2 л.д. 37).
Разрешая административный спор, суд первой инстанции, руководствуясь п.п. 4, 5, 25, 27 ч. 1 ст. 16, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 09.11.2017 №2516-О, пришел к выводу о наличии незаконного бездействия администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края по непринятию мер по обеспечению спорной территории подъездной дорогой не менее пятой категории и линией электропередачи до границ земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального строительства, в связи с чем, возложил на администрацию обязанность в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить ввод в эксплуатацию подъездной дороги не менее пятой категории и линию электропередачи до границ земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства на спорной территории.
Отказывая в удовлетворении требования прокурора об обеспечении спорной территории дорогой шириной 6,0 м к объектам капитального строительства жилого квартала, водопроводом от водозаборной скважины Ск1, дождевой канализацией, электроснабжением путем строительства ТП и кабельной линии, предусмотренных документацией по планировке территории, утвержденной постановлением администрации города от 14.02.2017 № 366-па, суд исходил из степени освоения земельных участков, в том числе отсутствия объектов завершенного строительства на спорной территории, в связи с чем пришел к выводу о том, что прокурором не доказана нуждаемость в обеспечении территории указанными объектами и инженерной инфраструктурой. Реализация указанных мероприятий возможна по мере освоения гражданами земельных участков.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Хабаровского края разработан и утвержден Законом Хабаровского края от 29 июля 2015 года №104 «О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае».
При этом в системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
В соответствии с п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 09.11.2017 N 2516-О термин "организация" в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.
Принимая во внимание отсутствие подъездной дороги к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям, районный суд пришел к обоснованному выводу о наличии незаконного бездействия администрации г. Комсомольска-на-Амуре в указанной части, поскольку такая обязанность в силу приведенного выше правового регулирования возложена на орган местного самоуправления, в связи с чем, возложил обязанность обеспечить спорную территорию подъездной дорогой не менее пятой категории. Отсутствие транспортной инфраструктуры препятствует как доступу граждан (владельцев) к предоставленным им земельным участкам, так и доступу транспортных средств, спецтехники с целью строительства на земельных участках жилых домов.
Обеспечение земельных участков транспортной инфраструктурой и их доступность для граждан (владельцев) таких участков является тем минимальным уровнем обеспечения, гарантия которого представляет собой конституционно-правовую обязанность публичной власти.
Пятая категории дороги, исходя из Постановления Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации", обладает минимальными транспортно-эксплуатационными характеристиками и потребительскими свойствами. Обязанность органов местного самоуправлению по строительству и обслуживанию дорог определенной (конкретной) категории законом не предусмотрена.
Доводы апелляционной жалобы о наличии подъездной дороги к земельным участкам (Хумминское шоссе) признаются судебной коллегией необоснованными, поскольку указанная дорога непосредственно к земельным участкам граждан не ведет.
Доводы апеллянта о порядке осуществления электроснабжения указанной территории только лишь по личному заявлению собственников земельных участков судебная коллегия не принимает, поскольку орган местного самоуправления обязан организовать и обеспечить ввод в эксплуатацию линии электропередачи до границ земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства как это установлено распоряжением Правительства Хабаровского края от 30 апреля 2012 года № 292-пр.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.
Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Между тем, судебная коллегия считает, что иные требования прокурора об обеспечении территории, расположенной в Центральном округе г. Комсомольска-на-Амуре, по Хумминскому шоссе, юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1, в соответствии с документацией по планировке такой территории, утвержденной постановлением главы г. Комсомольска-на-Амуре от 14.02.2017 № 366-па, в частности водопроводом от водозаборной скважины Ск1; дождевой канализацией удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Как было отмечено выше, механизм обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей, не разработан.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт «а» пункта 2).
В рамках реализации названного Указа постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр утверждена государственная программа Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае». Приложением №12 к указанной Программе установлен порядок предоставления из краевого бюджета субсидий муниципальным образованиям края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на комплексное развитие территорий края в целях жилищного строительства (далее - Порядок), в том числе определен механизм предоставления государственной финансовой поддержки в виде предоставления субсидии муниципальным образованиям края на софинансирование их расходных обязательств по вопросам местного значения на комплексное освоение и развитие территорий Хабаровского края в целях жилищного строительства, в том числе на строительства автомобильных дорог к территориям, на которых предоставляются (предоставлены) земельные участки многодетным семьям, включая архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания для подготовки проектной документации на строительство автомобильных дорог на территориях, на которых предоставляются (предоставлены) земельные участки многодетным семьям (далее – Порядок №205-пр).
В соответствии с пунктом 1.3 названного Порядка № 205-пр субсидии на комплексное развитие территорий предоставляются министерством строительства края по результатам отбора муниципальных образований края, осуществленного на конкурсной основе, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год и плановый период законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период министерству строительства края на цели, предусмотренные пунктом 1.2 настоящего Порядка.
Приказом Минрегиона России от 09.09.2013 N 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" утверждены методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с пунктом 7 комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1119-р.
Целью Методических рекомендаций является оказание методической помощи субъектам Российской Федерации в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков (далее - земельные участки), и практики предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Пунктом 17 Методических рекомендаций предусмотрено, что в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: транспортная доступность; удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.
В развитие указанных положений администрацией города Комсомольска-на-Амуре определена 21 территория, в том числе территория, расположенная по Хумминскому шоссе, юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1, на которых семьям, имеющим трех и более детей, предоставлены земельные участки.
Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 14.02.2017 № 366-па утверждена документация по планировке территории в составе проекта планировки территории и проекта межевания территории, расположенной в Центральном округе г.Комсомольска-на-Амуре, по Хумминскому шоссе, юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1. Документацией предусмотрены следующие объекты транспортной и инженерной инфраструктуры: дорога шириной 6,0 м к объекту капитального строительства жилого квартала, автостоянки для временного хранения автотранспорта, теплоснабжение от электрических сетей, водоснабжение от водозаборной станции Ск1, водоотведение, дождевая канализация, электроснабжение путем строительства ТП и Кабельной линии.
Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 20.11.2020 № 2427-па утверждена муниципальная программа г. Комсомольска-на-Амуре «Обеспечение качественным жильем» (далее – Муниципальная программа).
В соответствии с Муниципальной программой в границах спорной территории в 2026-2027 гг. планируется строительство следующих объектов: подъездные дороги и внутриквартальные проезды, расположенные на территории в центральном округе г. Комсомольска-на-Амуре, юго-западнее в районе жилой застройки Хапсоль-1.
В целях привлечения финансовой помощи Хабаровского края для обеспечения земельных участков для многодетным семей необходимой инфраструктурой администрация принимает участие в государственной программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр, субсидии на комплексное развитие территорий в рамках которой предоставляются по результатам конкурсного отбора и в пределах бюджетных ассигнований.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает незаконного бездействия администрации г.Комсомольска-на-Амуре относительно организации и обеспечения территории в Центральном округе г. Комсомольска-на-Амуре, по Хумминскому шоссе, юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1 иной инженерной инфраструктурой. В частности, из материалов дела не усматривается, что администрация г. Комсомольска-на-Амуре как орган местного самоуправления устраняется от участия в организации вопроса об обеспечении земельных участков необходимой инфраструктурой, сроки реализации поставленных задач не наступили. Оснащение земельных участков носит плановый и последовательный характер, который включает в себя планирование бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
При таком положении, учитывая, что доводы апеллянта, как и доводы Правительства Хабаровского края, в основном, повторяют позицию стороны и заинтересованного лица в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом, таким доводам в решении суда дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции в полной мере соглашается, судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену принятого по административному делу решения, не установлены и из доводов апеллянта не следуют, в связи с чем, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы право прокурора на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц предусмотрено частью 4 статьи 218 КАС РФ.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, его выводы являются подробными и мотивированными, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам административного дела.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации города Комсомольска-на-Амуре – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи