ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 270013-01-2021-002710-94 от 27.04.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-2182/2022

в суде первой инстанции Дело № 2а-1543/2021

УИД № 27RS0013-01-2021-002710-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Казариковой О.В.,

судей: Чуешковой В.В., Карбовского С.Р.,

при секретаре: Серченко И.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 27 апреля 2022 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Ложкина А.В. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании незаконными условий содержания в исправительном учреждений, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании денежной компенсации,

по апелляционной жалобе административного истца Ложкина А.В. на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 27 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи В.В. Чуешковой, пояснения административного истца Ложкина А.В., представителя административных ответчиков и заинтересованного лица – Морозовой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ложкин А.В. обратился в суд с административным иском об оспаривании действий (бездействия), связанных с условиями содержания в исправительном учреждений и понуждении к устранению допущенных нарушений, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. Заявленные требования административный истец мотивировал тем, что он осужден к пожизненному лишению свободы и отбывает наказания в ФКУ ИК-6, где по его мнению, не созданы надлежащие условия для отбывания наказания, поскольку они являются бесчеловечными и унижающими достоинство, не соответствуют гарантиям конвенционных прав в контексте статей 3,8 Конвенции от 04.11.1950. ФКУ ИК-6 уклоняется от действий по исполнению требований Конвенции, а ФСИН России уклоняется от надлежащего контроля за деятельностью ФКУ ИК-6.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконными действия (бездействие) административных ответчиков в части создания неприемлемых условий отбывания наказания в ФКУ ИК-6, которые выражаются в ограничении возможности находиться вне пределов запираемой камеры в течение 8 часов в целях участия в общественной, полезной деятельности, в культурно-массовых мероприятиях, для занятий любой позитивной деятельностью, направляемой на ресоциализацию и адаптацию; в недопустимости содержания в запираемой камере в течение 22,5 часов; незаконности препятствования позитивной коммуникации посредством личного общения и переписки через цензора колонии с иными осужденными, содержащимися в этой колонии; недопустимости необеспечения права на доступ к естественному освещению в течение светового дня в целях наличия возможности читать, писать и заниматься иной позитивной деятельностью именно при естественном освещении; недопустимости отказа убрать отсекающую решетку от пола до потолка в целях обеспечения не только доступа к естественному освещению, но и к окну; в необеспечении жилой площадью в камере в достаточном количестве на одного осужденного; в лишении истца самостоятельно регулировать работу радиоприемника; в необеспечении возможности заниматься спортом и физическими упражнениями, спортивными играми, с правом использования личного спортивного костюма и личной спортивной обуви хотя бы во время ежедневной прогулки; в применении к истцу законов и требований, которые к нему не применимы; в отсутствии перегородок в душевой комнате и отсутствии приватности при помывке; в однообразии пищи; в незаконной практике помещения в металлическую клетку при всех выводах из камеры в какие-либо помещения или кабинеты колонии. Так же Ложкин А.В. просил суд признать, что незаконными действиями ответчиков нарушены его права в контексте статьи 3 Конвенции и взыскать с ФСИН России денежную компенсацию в его пользу в размере 900 000,00 рублей, обязать ответчиков устранить нарушения прав истца при отбывании наказания и обеспечить адекватные условия отбывания наказания.

Определением Амурского городского суда от 29.11.2021г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Хабаровскому краю.

Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 27.12.2021г. в удовлетворении административного иска Ложкина А.В. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. Поскольку суд первой инстанции вынес несправедливое решение. Отказ в удовлетворении требований носит произвольный характер. Истец содержится в ФКУ ИК-6 в неприемлемых условиях на протяжении более трех лет, испытывает нравственные и физические страдания. Многие фактические обстоятельства и обоснования доводов истца, изложенные в административном исковом заявлении не были учтены судом. Административный ответчик в судебном заседании не опроверг доводы истца и большинство доводов подтвердил, в частности: открытие окна, нахождение 22 часа в камере, прогулочных двориков, питания, площади камеры, освещения, пользование спортивным костюмом, отсекающей решетки. Полагает, что в судебном заседании была нарушена состязательность сторон, так как задаваемые вопросы по существу к ответчику судом неоднократно отклонялись.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения административного истца, поддержавшего апелляционную жалобу по приведенным в ней доводам, представителя административных ответчиков, просившей решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

В силу части 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Согласно ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (ч. 11 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Исходя из положений части 10 статьи 16, части 6 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима.

Особенности режима отбывания пожизненного лишения свободы обусловлены общественной опасностью таких осужденных, бессрочностью наказания, в связи с чем законодатель предусмотрел повышенные требования к обеспечению безопасности.

В частности, согласно ч. 2 ст. 80, ст. 126 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных колониях особого режима отдельно от других осужденных отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.

Условия отбывания пожизненного лишения свободы в исправительных колониях особого режима установлены для таких осужденных ст. 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на ежедневную прогулку, продолжительностью полтора часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено до двух часов.

Условия отбывания наказания в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, характеризуются повышенной степенью ограничений. Наиболее серьезным ограничением является ограничение свободы перемещения внутри исправительных учреждений. Осужденные содержатся изолированно от других категорий осужденных в запираемых помещениях и находятся под повышенным контролем и надзором.

Установленные нормами УИК РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания.

Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд Российской Федерации, устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. При этом его исполнение изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими людьми и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности. Такое ограничение связано с его противоправным поведением и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством в исправительном учреждении до минимума сведена возможность осужденных к пожизненному лишению свободы к передвижению вне камер и общению с другими осужденными.

В каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Ложкин А.В. осужден 13.11.2009г. Пермским краевым судом по ст. 105 ч. 2 п. «а,д,ж,к», ст. 33 ч. 5, ст. 167 ч. 2 УК РФ к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

Согласно справкам ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с 01.02.2018г. Ложкин А.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. С 01.02.2018г. по 02.11.2020г. Ложкин А.В. содержался в камерах №№ 98, 166, 105, 119,97, с 02.11.2020г. – в камере № 73.

Согласно распискам, Ложкин А.В. ознакомлен с нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок и условия отбывания наказания, а так же уголовной ответственности за порядок и условия отбывания наказания, а так же уголовной ответственности за преступления в МЛС.

Согласно справке ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, осужденный Ложкин А.В. содержится в четырехместной камере, площадью 17,9 кв.м, оборудованной санитарным узлом с достаточной степенью изолированности, при использовании дает возможность пользоваться по мере необходимости в условиях приватности. Санузел отгорожен от основного помещения перегородкой до потолка, имеется дверь. Ложкин А.В. обеспечен индивидуальным спальным местом. В каждой камере находится умывальник, приточная вентиляция искусственного типа, вытяжная вентиляция естественного типа, централизованное отопление, естественное и искусственное освещение, камерная мебель, изготовленная и установленная в соответствии с приказом ФСИН России от 26.07,2007г. № 407 «Об утверждении каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов исправительных и специализированных учреждений ФСИН России». Приказ МС и ЖКХ РФ от 20.10.2017г. № 454 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры УИС, правила проектирования». Приказ ФСИН России от 27.07.2006г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС».

Согласно распорядку дня в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, при проведении режимных мероприятий осужденный может находиться вне камеры: на прогулке (1,5 часа), санитарной обработке, выводе в медицинскую часть, в кабинет к психологу, в следственные кабинеты, на судебные заседания в комнаты видеоконферен-связи, на телефонный разговор, в комнаты длительных и краткосрочных свиданий, а также в комнату проведения обысков.

Согласно п. 15 раздела IV Приказа Минюста России от 04.09.2006г. N 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы" к зданию ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП примыкают прогулочные дворы. Ограждение прогулочных дворов и перегородки между ними выполняются кирпичными толщиной не менее 38 см или железобетонными высотой не менее 3,0 м. По верху прогулочных дворов крепится металлическая рама, к которой приваривается металлическая решетка с ячейками не более 170 x 170 мм. Сверху на решетку укладывается и закрепляется металлическая сетка с ячейками не более 50 x 50 мм.

В середине каждого прогулочного двора устанавливается скамейка, которая надежно крепится к полу. Над прогулочными дворами, вдоль стен, противоположных помосту для младшего инспектора, устраиваются облегченные навесы для укрытия от атмосферных осадков шириной до 1,2 м.

Двери прогулочных дворов устраиваются по типу камерных, но без форточек. Прогулочные дворы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю соответствуют стандартам. Доказательств обратному сторонами суду не представлено.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006г. № 279 утверждены «Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», действующие в редакции от 17.06.2013г., которые, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией Rec (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы инженерно-технических средств охраны и надзора.

Положения указанного Наставления распространяются, в том числе, и на исправительные колонии, воспитательные колонии, следственные изоляторы (помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов) и тюрьмы (пункт 2).

В соответствии с пп.8 п. 32 Наставления, окна в камерах ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камерах в ИК особого режима с двойными оконными переплетами оборудуются форточкой, открывающейся вовнутрь. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки. Со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу.

В коридорах специальных зданий для обеспечения режимных требований могут устанавливаться металлические решетчатые перегородки (подпункт 8 пункта 20 раздела II Наставления по оборудованию объектов УИС).

В камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер (подпункт 10 пункта 20 раздела II Наставления по оборудованию объектов УИС).

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в камере отбывания наказания административного истца в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю установлены металлические решетчатые перегородки.

Наличие в камерах оконных решеток и решетчатых перегородок предусмотрены вышеуказанными правовыми нормами, и само по себе наличие этих конструкций не влечет нарушения прав административного истца.

Установление решетчатой перегородки обусловлено необходимостью обеспечения безопасности в исправительном учреждении, при этом наличие такой перегородки никак не ограничивает прав административного истца и не может быть расценено, как унижающее человеческое достоинство административного истца либо применение к нему пытки, бесчеловечного отношения, предвзятости администрации исправительного учреждения.

Доводы административного истца о нарушении его прав в связи с наличием отсекающих решеток на окнах, нарушающих доступ к окну и мешающих естественному освещению не обоснованы и не нашли своего подтверждения.

Как следует из материалов дела, в каждой камере исправительного учреждения имеется одно или два окна. Между окном и камерой установлены отсекающие решетки и для открытия окна необходимым специальный механизм (удлинитель). Такой механизм для открытия окна установлен в каждой камере. В камере, в которой содержится административный истец имеется естественное и искусственное освещение, которое включается с 06-00 часов до 22-00 часов.

Согласно Акту от 09.12.2021г. комиссией должностных лиц исправительного учреждения проведена проверка уровня освещенности камеры № 73, где отбывает наказание Ложкин А.В., и установлено, что уровень освещенности камеры соответствует санитарным нормам для жилых помещений.

Согласно приказу Минюста РФ от 04.09.2006 года № 279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов УИС» в камерах предусматривается общее и дежурное освещение.

Общее освещение обеспечивается светильниками с люминесцентными лампами или с лампами накаливания, которые устанавливаются на потолке и ограждаются металлической сеткой. Для дежурного освещения централизованного управления применяются светильники с лампами накаливания мощностью 15-25 Вт, которые устанавливаются над дверью и закрываются плафоном с металлической сеткой, предотвращающей доступ к ним.

В соответствии с п. 37.4.7 Свода правил для освещения изолированных санитарных узлов палат для содержания осужденных ПЛС в зданиях медицинского назначения, камер, в том числе рабочих камер, одноместных помещений безопасного места следует предусматривать патроны с компактными люминесцентными или светодиодными лампами, устанавливаемые в нише, огражденной металлической решеткой.

Доводы административного истца о том, что из-за наличия отсекающих решеток, не позволяющих полноценно открывать окна, невозможно проверить камеру, не нашел своего подтверждения, поскольку каждая камера оборудована вентиляцией приточно-вытяжной, вытяжная естественного типа (шахта), приточная механического побуждения (жестяной короб). Вентиляция в камере находится в исправном состоянии.

Доказательств того, что Ложкин А.В. обращался к административному ответчику с жалобой на ненадлежащее освещения камеры, либо на плохую работу вентиляции в камере, истцом не представлено.

Доводы административного истца о том, что он не может самостоятельно включить или выключить радиоприемник, находящийся в его камере, а также уменьшить его звук, судебной коллегией не принимаются.

В соответствии с частью 4 статьи 94 УИК РФ осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.

Как следует из материалов дела, включение и регулировка громкости радио осуществляется с пульта поста системы охранного телевидения первого этажа режимного корпуса, регулировка громкости в камерах не предусмотрена (по просьбе осужденного громкость возможно уменьшить или увеличить), что соответствует нормам действующего законодательства, регулирующего порядок и условия в исправительных учреждениях.

Наличия препятствий для обращения осужденного с просьбой к администрации исправительного учреждения уменьшить громкость радиоточки, либо увеличить, сторонами в материалы дела не предоставлено и судом не установлено.

Согласно Перечню вещей и предметов, разрешенных для хранения и использования одним осужденным, утвержденного приказом ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 16 января 2019 года N 33, осужденным разрешено иметь при себе скотч не более 10 мм., табачные изделия до 30 пачек, спички до 10 коробок, станки бритвенные одноразовые – 5 шт., одежда, головные уборы, нательное белье и обувь установленного образца.

При этом, как указано в примечании к Приложению 7 приказом ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 16 января 2019 года N 33, табачные изделия, спички, бритвенные станки хранятся вне помещения камеры, выдаются осужденным по распорядку дня при проведении прогулки и санитарной обработки. Нитки с иголкой выдаются старшим по корпусу в установленное распорядком дня время.

Таким образом, довод административного истца о незаконности запрета на хранение при себе ниток, иголок, бритвенных станков основанием к отмене решения суда служить не может, ввиду его несостоятельности.

Согласно статье 99 Уголовно-исполнительного кодекс РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Из материалов дела следует, что Ложкин А.В. содержится в четырех местной камере. Площадь четырехместной камеры в ФКУ ИК-6 составляет 17,9 кв.м. Кроме того, как следует из пояснений истца в суде, он ранее в основном содержался в четырехместной камере вместе с двумя осужденными, то есть втроем в четырехместной камере.

Доказательств того, что норма жилой площади в расчете на одного Ложкина А.В., отбывающего наказание в исправительной колонии, менее двух квадратных метров материалы дела не содержат. Право на обеспечение административного истца нормой жилой площади не нарушено, доказательств обратного не представлено и в материалах дела не содержится.

В соответствии с п. 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 года N 295 осужденные обязаны исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ; носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками.

В соответствии с пунктом 148 Правил спортивно-массовые мероприятия с осужденными, содержащимися в строгих условиях отбывания наказания, не проводятся, за исключением утренней физической зарядки.

Согласно пункту 5 к Приложению N 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений спортивные костюмы и спортивная обувь хранятся в помещениях для хранения личных вещей осужденных и выдаются для ношения во время спортивно-массовых мероприятий, за исключением утренней физической зарядки.

Спортивные костюмы и спортивная обувь выдаются для ношения во время спортивно-массовых мероприятий, массовые мероприятия с осужденными к пожизненному лишению свободы не производятся, в связи с чем, выдача спортивного костюма и спортивной обуви не предусмотрена.

Из материалов дела следует, что душевые помещения режимного корпуса ИК-6, в которых содержатся осужденные, спроектированы и оснащены в соответствии с приказом Минюста РФ № 130-дсп от 02.06.2003г. «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ».

Жалобы административного истца на нарушение его прав в связи с отсутствием в душевых помещениях перегородок между лейками, необоснованны, поскольку каких-либо незаконных действий (бездействия) со стороны сотрудников ИК-6 по поводу организации помывки осужденных в душевой не установлено.

Согласно ч. 4 ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации переписка между содержащимися в исправительных учреждениях осужденными осуществляется в порядке, определяемом Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В соответствии с п. 54 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных на основании Приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295, получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию исправительного учреждения. При этом переписка между осужденными, содержащимися в разных исправительных учреждениях, осуществляется с разрешения администрации в установленном порядке.

Анализ системного толкования вышеизложенных норм права позволяет прийти к выводу о том, что переписка осужденных, находящихся в одном исправительном учреждении не предусмотрена.

Ложкин А.В. содержится в камере ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с другими осужденными и может общаться только с ним в камере, поскольку администрация Учреждения в соответствии с положениями Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 г. № 252-дсп обязана пресекать установление каких-либо связей и контактов, осужденных содержащихся в разных камерах в одном исправительном учреждении, в том числе любое общение осужденных.

Обеспечение питанием подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 2 сентября 2016 г. N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 г. N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время, а также Приказом Министерства Юстиции от 17 сентября 2018 г. N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".

В соответствии с пунктом 42 Приказа N 696 разработка режима питания возлагается на начальника учреждения УИС, его заместителя, курирующего вопросы тылового обеспечения, начальника ОИХО и медицинского работника медицинского подразделения. В учреждениях УИС организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения УИС в распорядке дня.

На завтрак и ужин готовятся по одному второму блюду и чай, на обед - первое, второе блюда и компот из сухофруктов (или кисель).

Пунктом 44 Приказа N 696 норма питания распределяется по энергетической ценности (калорийности): на завтрак - 30 - 35%, на обед - 40 - 45% и на ужин - 20 - 30%, а для воспитательных колоний - суточная калорийность распределяется: на завтрак - 20%, на второй завтрак 15%, обед - 30 - 35%, полдник - 5 - 10%, ужин - 25%.

Завтрак состоит из крупяного (овощного) гарнира или молочной каши, хлеба, сахара и чая. На обед предусматривается основная часть продуктов нормы питания: планируются первое и второе блюда, овощи к основному гарниру второго обеденного блюда (холодная закуска), хлеб, компот или кисель. В следственных изоляторах, тюрьмах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, холодные закуски могут не планироваться (п. 45).

Ужин рекомендуется планировать из рыбного блюда с овощным или крупяным гарниром, хлеба, сахара и чая, а для несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, планируется к выдаче масло коровье (п. 46).

Согласно пункту 106 главы 6 Приказа ФСИН России от 02.09.2016 N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" еженедельно начальник учреждения или по его указанию один из заместителей проводит контроль полновесности готовых порций (определение массы первых, мясных (рыбных) порций, вторых, третьих блюд и холодных закусок).

В случае отсутствия каких-либо продуктов питания на складе учреждения, производится замена одних продуктов питания другими согласно приложения N 7 Приказа Министерства Юстиции от 17 сентября 2018 г. N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04 сентября 2006 года № 279 утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, которое действует в редакции приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 17 июня 2013 года.

В силу пунктов 1-3 Наставления, оно в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией Rec (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы инженерно-техническими средствами охраны и надзора (п.1). Положения настоящего Наставления распространяются на учреждения УИС, в том числе на исправительные колонии, госпитальные колонии, следственные изоляторы (помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов) и тюрьмы, и пр. (п. 2). ИТСОН применяются с целью создания условий для предупреждения и пресечения побегов, других преступлений и нарушений установленного режима содержания осужденными и лицами, содержащимися под стражей, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их проведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на учреждения и органы УИС (п.3).

Пунктом 23 части 80 Наставления предусмотрено оборудование в 10% следственных кабинетов металлических перегородок от пола до потолка из вертикальных прутьев круглой стали диаметром не менее 15 мм и поперечных полос сечением 60 мм х5 мм с размером ячеек 200 мм х100 мм, отделяющих место, предназначенное для размещения допрашиваемого, от остального пространства кабинета. В перегородке предусматривается дверь, оборудованная замком камерного типа.

Из материалов дела следует, что при выводе осужденного в специализированные помещения исправительного учреждения, в том числе в целях осуществления видеоконференц-связи с судебными органами, Ложкин А.В. помещается в место, ограниченное металлическими решетчатыми перегородками от остального пространства кабинета (-ов), что не оспаривал административный ответчик – ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

В ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю оборудованы кабинеты, которые предназначены для проведения ВКС с участием осужденных к пожизненному лишению свободы; данные помещения оборудованы металлическими решетчатыми перегородками, которые не препятствуют участию осужденного в судебном заседании посредством ВКС, в то же время, наличие указанной перегородки служит целям обеспечения безопасности.

Также в иных специализированных помещениях учреждения (следственные кабинеты, комнаты для работы психологов, комнаты для проведения воспитательной работы) имеются аналогичные конструкции, что не отрицалось ответной стороной, наличие которых также служит целям обеспечения безопасности.

Разрешая административные исковые требования Ложкина А.В. об оспаривании действий (бездействия) администрации исправительного учреждения, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания в исправительном учреждении, суд первой инстанции, руководствуясь нормами материального права, подлежащими применению, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, пришел к правомерному выводу об отказе в их удовлетворении.

Отказывая в удовлетворении требований Ложкина А.В., суд первой инстанции исходил из доказательств, опровергающих доводы административного истца о нарушении условий его содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении дела по существу суд руководствовался положениями статей 99, 101 УИК РФ, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. N 295, Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, нормами международного права.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, признав их правильными, соответствующими собранным и исследованным по делу доказательствам и действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы административного истца судебной коллегией отклоняются, поскольку они повторяют доводы административного иска и направлены на переоценку доказательств, исследованных судом первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения.

Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана в соответствии с законом, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Амурского городского суда Хабаровского края от 27 декабря 2021 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Ложкина А.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: