ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2/193/2022 от 23.08.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-3031/2022

судья Пешкова О.Н. 1 инст. № 2-177/2022(№2/193/2022)

УИД 75RS0011-01-2022-000220-84

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Процкой Т.В.,

судей краевого суда Комковой С.В., Куклиной И.В.,

при ведении протокола помощником судьи Муратовой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 23 августа 2022 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 и ФИО3 к администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края о признании незаконными решения жилищной комиссии от 01.03.2022 г. о снятии с учёта в качестве нуждающихся ФИО2 и ФИО3, исключения из реестра жилых домов, признанных аварийными , , возложении обязанности включить ФИО2 и ФИО3 в списки претендентов на получение социальной выплаты по программе переселения граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции,

по апелляционным жалобам истцов ФИО1, ФИО3,

на решение Каларского районного суда Забайкальского края от 24 мая 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 и ФИО3 к администрации Каларского муниципального округао признании незаконными решения жилищной комиссии от 01.03.2022 г. о снятии с учёта в качестве нуждающихся ФИО2 и ФИО3, исключения из реестра жилых домов, признанных аварийными , возложении обязанности включить ФИО2 и ФИО3 в списки претендентов на получение социальной выплаты по программе переселения граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истцы обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. На основании договора от 13.07.2011 г. № 108-2021 ФИО1 и двое его сыновей ФИО3, ФИО2 являются собственниками по 1/3 доли квартиры, зарегистрированы по адресу:, , . Данная квартира признана непригодной для проживания постановлением администрации городского поселения «Новочарское» от 06.02.2009 г. №12. Впоследствии многоквартирный дом, где находилась квартира сгорел, семья истца была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставлена в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации городского поселения «Новочарское». По состоянию на 01.01.2022 г. распоряжением №17 квартира включена в реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания на территории Каларского муниципального округа, включена в муниципальную программу «Экономическое и территориальное развитие муниципального района Каларский район на 2018-2022 г.г.». Переселение граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в результате утраты жилья при пожаре должно быть произведено в порядке второй очереди в течение 2022 г. 01.03.2022 г. жилищной комиссией принято решение об исключении семьи ФИО1 из списков претендентов на получение социальных выплат в текущем году, а также исключения жилого помещения по адресу: , из реестра жилых домов, признанных аварийными по основаниям приобретения в долевую собственность ФИО1 и его супругой на кредитные средства квартиры по адресу: пгт. Новая Чара, . ФИО1 улучшил свои жилищные условия и согласно п. 2 ст.56 Жилищного Кодекса РФ утратил статус нуждающегося в улучшении жилищных условий. Члены его семьи ФИО3 и ФИО2, также являющиеся собственниками по 1/3 доли в праве общей долевой собственности не улучшили свои жилищные условия, у них в собственности нет другого жилого помещения, кроме аварийного. При исключении из списка претендентов на получение субсидии жилищная комиссия сделала вывод о наличии у всей семьи на праве собственности благоустроенного жилья, что не соответствует действительности. У ФИО3 и ФИО2 нет в собственности пригодного для проживания жилья. В собственности пригодное для проживания жилье есть только у отца ФИО1, но не у членов его семьи (остальных сособственников). Решение жилищной комиссии противоречит основным условиям участия в программе членов семьи по п. 5.3. абз, 8 п.5.3 Муниципальной программы «Экономическое и территориальное развитие муниципального района Каларский район на 2018-2022 г.г.», а именно: отсутствие у граждан, а также у членов их семей, другого жилого помещения на территории РФ. Не учтено жилищной комиссией, что члены семьи ФИО1 и сособственники аварийной квартиры, включенной в программу переселения, на сегодня действиями ответчика лишены права на равноценное жилье. Истцы полагают, что они должны остаться в списках претендентов на переселение в рамках вышеназванной программы. В соответствии с п. 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции жилые помещения, приобретенные (построенные) с использованием субсидий, а также социальные выплаты предоставляются нанимателям или собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, и членам их семей. Из указанных правовых норм следует, что предоставление собственникам в связи с непригодностью проживания в аварийном помещении социальных выплат предусмотренных указанной выше Программой, носит компенсационный характер и гарантирует им сохранение права на жилище, которое должно соответствовать нормам законодательства РФ. На момент оформления права собственности на аварийную квартиру, включения в реестр аварийного дома для расселения, присвоения статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий после пожара единственного жилья ФИО1 и его сыновья имели и имеют равные права на улучшение жилищных условий, так как социальная выплата предоставляется собственникам, которыми и являются ФИО3 и ФИО2 по 1/3 доли. ФИО3 уже создал свою семью, но за отсутствием другого жилья вынужден проживать вместе с семьей отца в его квартире. Просили признать решение жилищной комиссии от 01.03.2022 г. о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключения из участников программы ФИО3 и ФИО2, а так же исключение из реестра жилых домов, признанных аварийными квартиры по адресу:, , незаконным, обязать ответчика включить ФИО3 и ФИО2 в списки претендентов на получение социальной выплаты по программе по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции (л.д.2-3, 83).

Определением от 15.04.2022 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен ФИО2 в лице законного представителя ФИО1 (л.д.58-59).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.146-151).

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просил решение суда отменить, принять по делу новое решение. Судом не проверена в должной мере законность оснований для снятия с учета в качестве участника программы по переселению из непригодного для проживания помещения его несовершеннолетнего сына, собственника 1/3 доли квартиры, поставленной ответчиком в реестр расселяемых помещений, соответствующего всем критериям, предъявляемым программой. Суд посчитал, что жилищные права его несовершеннолетнего сына производны от жилищных прав отца, несовершеннолетний сын никогда не являлся заявителем по списку очередников на улучшение жилищных условий и участником программы переселения. Суд принял вывод ответчика о заявительном характере участия в программе переселения, принял его несовершеннолетнего сына в качестве члена семьи, истца как заявителя на момент постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в последующем включении в программу переселения, но не как собственника помещения, включенного в программу расселения. Необходимо учитывать статус непригодности помещения, собственником которого в 1/3 доле является несовершеннолетний сын истца. Муниципальная программа «Экономическое и территориальное развитие муниципального района Каларский район на 2018-2022 г.г.» предусматривает получение собственниками выкупной стоимости непригодного жилья в связи с включением дома в программу переселения. Несовершеннолетний сын истца ФИО2 соответствует всем критериям для реализации в отношении него мероприятий по обеспечению жильем граждан (л.д.159).

В апелляционной жалобе истец ФИО3 просил решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указал, что после утраты единственного жилья его семью признали нуждающейся в улучшении жилищных условий, затем включили в качестве участников программы по переселению, на протяжении нескольких лет не предоставляли жилье как погорельцам, зная о том, что его семья состоит в качестве участников в Муниципальной программе «Экономическое и территориальное развитие муниципального района Каларский район на 2018-2022 г.г.». Не знал, что ему необходимо самостоятельно встать на учет в качестве нуждающегося в жилье. При визитах в администрацию ему никто не сообщал о необходимости встать на учет в качестве нуждающегося в жилье. Администрация злоупотребляет правом при утверждении о заявительном характере для участия в программе, так как он, его отец ФИО1 и его брат ФИО4 по состоянию на 01.01.2022 г. числились как участники программы. Дом, где он имеет долю в собственности, внесен в реестр к расселению, предполагалось, что статус участника программы актуальный и не требует дополнительных постановок на учет. Считает, что его необходимо рассматривать как собственника дома, внесенного в реестр для расселения по программе, а не в качестве члена семьи, так как муниципальная программа «Экономическое и территориальное развитие муниципального района Каларский район на 2018-2022 гг.» предусматривает получение собственниками выкупной стоимости непригодного жилья в связи с включением дома в программу переселения. В настоящее время истец ФИО3 соответствует всем критериям участника программы для получения компенсации (л.д. 172).

Стороны по делу в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации названных конституционных положений частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 04.02.2016 №58 утверждена государственная программа Забайкальского края по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным или непригодным, для проживания, и (или) с высоким уровнем износа, в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, находящегося в зоне Байкало-Амурской магистрали», которая реализуется в один этап в срок с 2016 по 2024 годы.

Целью подпрограммы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Задачей подпрограммы является переселение граждан из аварийного или непригодного для проживания жилищного фонда в зоне БАМа.

В рамках настоящей подпрограммы под непригодным для проживания жилищным фондом понимается жилищный фонд, включающий в себя жилые помещения, признанные непригодными для проживания, в том числе в связи с высоким (более 70%) уровнем износа, и многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47.

Пунктом 2 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений собственникам жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, или нанимателям таких жилых помещений по договорам социального найма, изъявившим желание переселиться в другое муниципальное образование, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 04.02.2016 № 58, предусмотрено, что право на получение социальных выплат в рамках реализации настоящей подпрограммы имеют граждане, изъявившие желание переселиться, являющиеся собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, включенных в реестр непригодных для проживания и (или) аварийных и не подлежащих реконструкции, формируемый органом местного самоуправления на текущий год, или нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма (далее – граждане). Социальные выплаты в первую очередь предоставляются гражданам, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции (приложение №8 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»).

Указанные Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов и многоквартирных домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции (далее соответственно – мероприятия, ветхое и аварийное жилье), и (или) предоставлению субсидий местным бюджетам из бюджетов указанных субъектов Российской Федерации на указанные цели в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – субсидия).

В силу пункта 2 вышеназванных Правил субсидии предоставляются на софинансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 указанных Правил установлено, что жилые помещения, приобретенные (построенные) с использованием субсидий, а также социальные выплаты предоставляются нанимателям или собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, и членам их семей, в первую очередь лицам, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.01.2014 №28-р утвержден Комплекс мер по обеспечению жилыми помещениями лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье.

В соответствии с пунктом 1 указанного Комплекса мер, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока разработан и согласован с органами исполнительной власти Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей Перечень документов, позволяющих идентифицировать лиц, проживающих во временном жилье, предоставленном им в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали (письмо первого Заместителя министра от 26.02.2014 №647).

Поселения муниципального района «Каларский район» при установлении лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье и для первоочередного права данного лица на участие в программе по переселению из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, руководствуются указанным перечнем.

Согласно пункту 3 Перечня документов гражданину необходимо предоставить документы, подтверждающие место регистрации во временном жилье по состоянию на 01.01.2014 (справка органа местного самоуправления; отметка в паспорте гражданина Российской Федерации; выписка из домовой книги). При отсутствии документов, указанных в пункте 3 гражданину необходимо предоставить решение суда, подтверждающее факт проживания во временном жилье по состоянию на 01.01.2014 (пункт 4 Перечня документов).

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу являются предоставление гражданину временного жилья в связи со строительством БАМа и проживание в этом жилье по состоянию на 01.01.2014, поскольку именно одновременное наличие двух приведенных юридических фактов образует юридический состав, с которым действующее правовое регулирование связывает возможность предоставления лицу социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Как следствие, при отсутствии любого из данных фактов право на получение вышеуказанной социальной выплаты не возникает.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно договора социального найма №34 от 19.01.2000 г., заключенного между Каларской районной службой заказчика и ФИО1 на основании ордера №100 от 22.12.1999, выданного администрацией Новочарского поселкового округа, наймодатель предоставил нанимателю и членам его семьи в пользование жилое помещение, состоящее из 2 комнат в квартире общей площадью 43,7 кв.м. по адресу: , (л.д.69).

Договором безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан №108-2011 от 13.07.2011 г., заключенного между администрацией ГП «Новочарское» и ФИО1, действующего за себя и за своего несовершеннолетнего сына ФИО2, ФИО3, администрация передает в общую равнодолевую собственность граждан ФИО1, ФИО3, ФИО2 квартиру по адресу: , расположенную на первом этаже одноэтажного деревянного сборно-щитового дома (л.д.71).

Постановлением администрации городского поселения «Новочарское» от 06 февраля 2009 года №12 «О признании жилого дома непригодным для постоянного проживания» многоквартирный пгт.Новая Чара был признан непригодным для постоянного проживания в силу его ветхости, в связи с физическим износом 60%. 27 апреля 2014 года вышеуказанный жилой дом был уничтожен в результате пожара (л.д. 93).

Многоквартирный был включен в реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания и (или) жилых домов, признанных аварийными на территории муниципального района «Каларский район», планируется к расселению в рамках муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, признанных аварийными на территории муниципального района «Каларский район» (далее - муниципальная программа), государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710. Постановлением администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края от 20 января 2022 года №26 внесены изменения в муниципальную подпрограмму Экономическое и территориальное развитие муниципального района «Каларский район» на 2018-2022 годы, утвержденную постановлением администрации муниципального района «Каларский район» от 27 декабря 2017 года № 538 в части, что во вторую очередь после расселения погорельцев, проживающих в муниципальном жилье, далее имеют право на переселение погорельцы, проживающие на праве частной собственности (л.д. 14-34).

Решением Совета Каларского муниципального округа Забайкальского округа №187 от 25.02.2022 г. установлена учетная норма 14 кв.м. общей площади жилого помещения, являющегося минимальным размером для распределения нуждаемости граждан в жилых помещениях на каждого члена семьи. Установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда Каларского муниципального округа в размере для одинокого проживающего гражданина в размере не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения; для семьи, состоящей из 2 человек не менее 42 кв.м. общей площади жилого помещения; на каждого члена семьи для семьи, состоящей из трех и более человек в размере 16 кв.м. общей площади жилого помещения (л.д.79).

Согласно выписке из ЕГРН от 29.04.2022 г. у ФИО1 и его супруги ФИО5 имеется на праве совместной собственности жилое помещение, расположенное по адресу: , , общей площадью - 62, 1 кв.м., основание приобретения-договор купли-продажи от 05.12.2017 г. с использованием кредитных средств; у ФИО1 на праве общей долевой собственности 1/3 доли в праве жилое помещение по договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан №108-2011 от 13.07.2011 (л.д. 113-114).

Согласно договору купли-продажи квартиры от 05.12.2017 г. ФИО1 приобретена квартира по ипотечному кредиту. Приобретение ФИО1 (заявителем) жилого помещения (квартиры), послужило основанием для снятия семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключения жилого помещения по адресу: , из реестра жилых домов, признанных непригодными для проживания и (или) из жилых домов, признанных аварийными на территории Каларского муниципального округа в зоне Байкало-Амурской магистрали, сформированного по состоянию на 1 января 2022 года, утвержденного распоряжением администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края от 19 января 2022 года №17-р и из участников вышеуказанной программы.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что права несовершеннолетнего ФИО2 и ФИО3 производны от жилищных прав ФИО1; ФИО3 и ФИО2 никогда не являлись заявителями по списку очередников на улучшение жилищных условий и участниками программы переселения, а являлись членами семьи заявителя и участника программы ФИО1, улучшившего согласно вышеприведенной учётной норме свои жилищные условия и жилищные условия своей семьи, в состав которой в соответствии со ст.31 ЖК РФ входят проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети данного собственника; доказательств в порядке ст.56 ГПК РФ о наличии оснований для сохранения права числиться в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий со стороны истцов суду не представлено.

Судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Довод апелляционных жалоб о том, что судом не проверена в должной мере законность оснований для снятия с учета в качестве участника программы по переселению из непригодного для проживания помещения его несовершеннолетнего сына, собственника 1/3 доли квартиры, поставленной ответчиком в реестр расселяемых помещений, что соответствует всем критериям, предъявляемым данной программой, отклоняется. Материалами дела установлено, что в состав семьи истца ФИО2 включены дети ФИО3 и ФИО2, в настоящее время ФИО3 совершеннолетний, женат, имеет собственную семью. То есть в настоящее время ФИО3 имеет самостоятельное право для обращения с заявлением на улучшение жилищных условий.

Довод апелляционной жалобы о несогласии с тем, что жилищные права несовершеннолетнего сына истца производны от жилищных прав отца, что несовершеннолетний сын никогда не являлся заявителем по списку очередников на улучшение жилищных условий и участником программы переселения, отклоняются.

В силу пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

По смыслу статей 69 - 70 Жилищного кодекса Российской Федерации юридически значимыми обстоятельствами по спору в части признания несовершеннолетних детей не приобретшими (утратившими) право на спорное жилое помещение являются факты вселения для постоянного их проживания в жилом помещении, о котором возник спор, в качестве члена семьи нанимателя, а также отсутствие иного соглашения между сторонами о порядке пользования спорной жилой площадью детей ответчика. Несовершеннолетний проживает с отцом, является членом его семьи.

Довод апелляционных жалоб о том, что участие в муниципальной программе не носит заявительного характера, отклоняется. Принимая во внимание, что участие в муниципальной программе гражданина, проживающего в приспособленном для проживания строении, является добровольным, носит заявительный характер, условиями подпрограммы, а также действующим законодательство не предусмотрена возможность возложения на ответчика обязанности по предоставлению права на получение социальных выплат без соответствующего заявления.

Довод о том, что ФИО3 при визитах в администрацию никто не сообщал о необходимости встать на учет в качестве нуждающегося в жилье, администрация злоупотребляет правом при утверждении о заявительном характере для участия в программе, так как он, его отец ФИО1 и его брат ФИО4 по состоянию на 01.01.2022 г. числились как участники программы, отклоняется. Участие в программе носит заявительный характер. Согласно сводного списка граждан, состоящих на учете в администрации ГП «Новочарское» в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма до 01.03.2005 г., на учете состоял ФИО1 с составом семьи 4 человека (л.д.126). Если заявитель утрачивает право на участие в программе, то члены семьи заявителя также утрачивают данное право.

Довод жалобы о том, что ФИО3, как собственник дома, внесенного в реестр для расселения по программе, имеет право на выкупную стоимость непригодного жилья в связи с включением дома в программу переселения, не должен рассматриваться как член семьи собственника, отклоняется. На учете в администрации ГП «Новочарское» в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма до 01.03.2005 г. состоял ФИО1 с составом семьи 4 человека, ФИО3 не лишен права на обращение в администрацию для постановки на соответствующий учет.

Таким образом, решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Каларского районного суда Забайкальского края от 24 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы-без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме: 30 августа 2022 г.

Председательствующий: Т.В.Процкая

Судьи: С.В.Комкова

И.В.Куклина