ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1-3386/20 от 02.09.2020 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Носов Д.В. Дело № 33а-2236/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 2а-1-3386/2020

02 сентября 2020 года город Калуга

Судебная коллегия по административным делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Амеличевой С.А.,

судей Евсютиной Е.И., Сычева Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания по поручению председательствующего помощником судьи Колесниченко А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Евсютиной Е.И. дело по апелляционной жалобе Городской Управы города Калуги, Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги на решение Калужского районного суда Калужской области от 12 мая 2020 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, Городской Управе города Калуги о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке,

УСТАНОВИЛА:

06 апреля 2020 года ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просила признать незаконным уведомление от 03 февраля 2020 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, выданное Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, взыскать с административного ответчика государственную пошлину в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.

В обоснование административного иска ФИО1 указала, что на основании соглашения об уступке прав аренды от 29 марта 2019 года является арендатором земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером , с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. В оспариваемом уведомлении причиной отказа указано истечение срока действия договора аренды, с чем она не согласна.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, ее представитель ФИО2 требования административного иска поддержала.

Представитель Городской Управы города Калуги, Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги ФИО3 требования административного иска не признала.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 12 мая 2020 года требования административного иска удовлетворены частично, постановлено:

признать незаконным уведомление Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги от 03 февраля 2020 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Об устранении нарушения прав административного истца ФИО1 Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 15 000 рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителя административных ответчиков ФИО3, поддержавшую жалобу, представителя ФИО1 ФИО2, возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них возложены какие-либо обязанности (ч.1).

Направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях городских округов в соответствии с пунктом 5.1. части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

Из части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 15 декабря 2008 года между Городской Управой города Калуги в лице начальника отдела учета земельных отношений управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений и ФИО4 заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства . Предметом договора является земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером , общей площадью 1500 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, используемый для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства индивидуального жилого дома. Согласно пункту 2.1. договора срок аренды участка устанавливается на неопределенный срок.

Дополнительным соглашением от 29 апреля 2011 года к договору аренды земельного участка от 15 декабря 2008 года изменен кадастровый номер земельного участка с 40:25:000039:251 на кадастровый . В пункте 2.1 раздела 2 «срок договора» слова «на неопределенный срок» заменить словами «на 10 лет».

Государственная регистрация дополнительного соглашения произведена 21 июня 2011 года.

29 марта 2019 года между ФИО4 и ФИО1 заключено соглашение об уступке прав аренды по договору аренды от 15 декабря 2008 года , дополнительному соглашению от 29 апреля 2011 года .

В письме от 23 апреля 2019 года Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги на заявление ФИО4 указывает, что городская Управа города Калуги не возражает против передачи ФИО4 прав и обязанностей по договору аренды от 15.12.2008, с дополнительным соглашением от 29.04.2011 земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, в пределах его срока ФИО1, дата рождения: 05.01.1983, зарегистрированной по адресу: <адрес>.

Государственная регистрация соглашения об уступке права аренды произведена 19 мая 2019 года.

24 января 2020 года ФИО1 обратилась в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором указала о намерении осуществления строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 40:25:000039:344.

Уведомлением Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги от 03 февраля 2020 года о строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке ФИО1 указано о том, что уведомление подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием прав на земельный участок по следующим основаниям: срок договора аренды на земельный участок с кадастровым номером от 15.12.2008 (в ред. дополнительного соглашения от 29.04.2011 № 102/11) составил десять лет с 15.12.2008. Следовательно по истечении 15.12.2018 г. срок действия договора аренды не был возобновлен и прекратился.

Разрешая требования административного иска, суд, руководствуясь положениями статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, указал, что по общему правилу, изменение договора влечет изменение соответствующих обязательств сторон лишь на будущее время, и пришел к выводу, что действие договора аренды от 15 декабря 2008 года истекает 29 апреля 2021 года, то есть по истечение десяти лет с момента заключения к нему дополнительного соглашения, в связи с чем признал оспариваемое уведомление незаконным.

С выводом суда первой инстанции, что срок договора аренды прекращается по истечении десяти лет с момента заключения дополнительного соглашения к нему, судебная коллегия согласиться не может. Вместе с тем неверный вывод суда не влечет отмену правильного по сути решения суда первой инстанции.

Пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (пункт 3).

Учитывая указанные правовые нормы, момент заключения договора аренды в данных правоотношениях следует исчислять с 15 декабря 2008 года, то есть с даты заключения договора. Государственная регистрация договора осуществляется в целях создания возможности для заинтересованных лиц знать о долгосрочной аренде. Дополнительным соглашением от 29 апреля 2011 года сторонами внесены изменения в договор аренды, при этом сторонами не принималось условие об изменении момента заключения договора аренды.

Согласно статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.

При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.

Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков (пункт 1).

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

Из материалов дела следует, что срок договора аренды от 15.12.2008, с дополнительным соглашением от 29.04.2011 земельного участка истекал 15 декабря 2018 года.

В направленном по истечении установленного договором срока письме от 23 апреля 2019 года Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги выразило согласие по обращению ФИО4 о передаче прав и обязанностей по договору аренды ФИО1

В материалах дела также имеется квитанция от 19 февраля 2020 года об уплате арендных платежей ФИО1 по договору аренды земельного участка.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о возобновлении договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок после истечения установленного в нем срока. Учитывая изложенное, оспариваемое решение по основанию направления уведомления лицом, у которого отсутствуют права на земельный участок, в связи с истечением срока договора аренды, является незаконным.

Разрешая требования административного истца о взыскании судебных расходов, суд обоснованно определил ко взысканию с Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги в пользу ФИО1 в возмещение судебных расходов 15 000 рублей, что соответствует в данном случае требованиям разумности. При определении ко взысканию судебных расходов в указанном размере судом приняты во внимание сложность дела, объем работы, проведенной представителем административного истца по делу, учтены возражения представителя административных ответчиков о чрезмерности заявленных ко взысканию судебных расходов.

Суждение суда о размере подлежащих взысканию расходов, соответствуют требованиям статей 112, 113 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснениям, данным в пунктах 11 – 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».

Апелляционная жалоба не содержит основанных на доказательствах доводов, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о наличии оснований для отмены решения.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, по делу судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калужского районного суда Калужской области от 12 мая 2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Городской Управы города Калуги, Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: