ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1-343/20 от 09.07.2020 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Козлова С.В. Дело № 33а-3365/2020 (№ 2а-1-343/2020)

64RS0010-01-2020-000218-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июля 2020 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Шмидт Т.Е.,

судей Литвиновой М.В., Соболевой И.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ашихмина С.В. к администрации Вольского муниципального района Саратовской области, Межведомственной комиссии администрации Вольского муниципального района Саратовской области по оценке и обследованию помещений в целях признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (далее - Межведомственная комиссия) о признании незаконным решения от 09 января 2020 года за подписью главы Вольского муниципального района Саратовской области, возложении на Межведомственную комиссию обязанности по апелляционной жалобе Ашихмина С.В. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 05 марта 2020 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя Ашихмина С.В. - Васильева К.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия

установила:

Ашихмин С.В. обратился в суд к администрации Вольского муниципального района Саратовской области (далее - администрация), Межведомственной комиссии о признании незаконным решения от 09 января 2020 года (далее - Межведомственная комиссия) за подписью главы Вольского муниципального района, возложении на Межведомственную комиссию обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование и дать оценку соответствия жилого дома требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение № 47). В обоснование требований указал, что согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 20 февраля 2004 года является собственником 1/8 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с дворовыми строениями, расположенный по адресу: <адрес> (1934 год постройки). Реализуя права и обязанности собственника жилого помещения, Ашихмин С.В. обратился в специализированную организацию - общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Энергопромпроект» для определения степени изношенности указанного объекта недвижимости и определения его рыночной стоимости. Согласно техническому заключению ООО «Энергопромпроект» -Э/19-Т3 вышеуказанный жилой дом не подлежит реконструкции, не пригоден к проведению капитального ремонта, исчерпал свой эксплуатационный срок, суммарность уровня износа составила 86 %; по результатам обследования дана рекомендация о сносе дома. Учитывая указанное, Ашихмин С.В. обратился в Межведомственную комиссию о признании жилого дома аварийным и непригодным для проживания, предоставив правоустанавливающие документы на жилой дом, копию технического заключения ООО «Энергопромпроект» -Э/19-Т3 и иные документы, предусмотренные пунктом 45 Положения. Решением Межведомственной комиссии от 09 января 2020 года заявление Ашихмина С.В. возвращено заявителю без рассмотрения по основаниям несоблюдения положений пунктов 45, 46 Положения, а именно, - отсутствие согласия всех собственников жилого дома. С данным решением Ашихмин С.В. не согласен, поскольку ни в указанном выше Положении, ни в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», утвержденного постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области № 2502 от 13 декабря 2018 года (далее - Административный регламент), не содержатся нормы, обязывающие предоставить заявления всех собственников при оказании указанной муниципальной услуги. Исходя из системного анализа вышеуказанных положений, полагал, что для инициирования работы Межведомственной комиссии необходимо заявление собственника жилого помещения, такое заявление не зависит от формы собственности на жилое помещение, вопрос об аварийности и непригодности для проживания которого ставится на рассмотрение комиссии, в связи с чем обратился с данным административным иском в суд.

Решением Вольского районного суда Саратовской области от 05 марта 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Ашихмину С.В. отказано.

Ашихминым С.В. на решение суда от 05 марта 2020 года подана апелляционная жалоба, в которой по доводам, изложенным в жалобе, ее автор просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права при принятии решения, поскольку законом не предусмотрено предоставление в Межведомственную комиссию для признания дома аварийным согласие всех собственников участников долевой собственности. Также автор жалобы не соглашается с оценкой судом фактических обстоятельств по делу, в том числе относительно отсутствия угрозы для его жизни и здоровья.

В заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в административном деле, не явились, извещены о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия пришла к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из материалов административного дела следует, что на основании свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от 20 февраля 2004 года Ашихмину С.В. принадлежит 1/8 доля в праве общей долевой собственности на одноэтажный жилой дом площадью 74 кв. м с дворовыми строениями (Г, Г1, Г2), расположенный по адресу: <адрес>.

04 декабря 2019 года Ашихмин С.В. обратился в Межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого дома, расположенного по указанному выше адресу, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, приложив к заявлению: выписку из ЕГРН; копии паспорта и договора купли-продажи, технического заключения ООО «Энергопромпроект» -Э/19-ТЗ, согласно которому жилой дом по адресу: <адрес>, не подлежит реконструкции, капитальному ремонту, так как исчерпал свой эксплуатационный срок, суммарный уровень износа дома составил 86%, в связи с чем обществом рекомендовано дом снести; опись; квитанции, свидетельство о государственной регистрации права; отчет № 19/1165.

09 января 2020 года администрация Вольского муниципального района Саратовской области письмом (исх. № 01-13/53) за подписью Главы Вольского муниципального района возвратила без рассмотрения заявление Ашихмина С.В. и приложенные к нему документы на основании пункта 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение № 47), в связи с предоставлением неполного пакета документов, в частности, непредставления согласия всех собственников жилого <адрес>.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ГК РФ, регулирующими правовой режим права собственности имуществом, находящимся в совместной собственности, исходил из того, что Ашихминым С.В. не представлены все необходимые документы, в уполномоченный орган не представлено согласие всех участников долевой собственности для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; угрозы для жизни и здоровья административного истца при эксплуатации жилого дома не имеется.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2). Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15).

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.
В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (пункт 7); комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42); процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44).

При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пунктом 45 Положения; по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в частности, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47).

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», администрацией Вольского муниципального района Саратовской области принято постановление от 23 мая 2019 года № 1044 «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирных домов в целях признания их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» (далее - Положение о Межведомственной комиссии).

Пунктом 3 Положения о Межведомственной комиссии предусмотрено, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения (многоквартирные дома) муниципального и частного жилищного фонда; орган местного самоуправления, в том числе, при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на территории муниципального образования город Вольск.

В целях определения порядка, сроков и последовательности действий (административных процедур) по предоставлению муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на территории Вольского муниципального района» постановлением администрации Вольского муниципального района от 13 декабря 2018 года № 2502 утвержден (далее - Административный регламент).

В подпункте 2 пункта 1.3.1 Административного регламента закреплены общие требования к оформлению письменного заявления о предоставлении муниципальной услуги, установлен срок рассмотрения заявления - 30 дней и, кроме того, определено, что ответ на обращение дается в простой, четкой и понятной форме с указанием должности, фамилии, имени и отчества, номера телефона исполнителя, подписывается главой Вольского муниципального района.

Муниципальная услуга предоставляется органом местного самоуправления -администрацией Вольского муниципального района и осуществляется специалистами подразделения; в процессе предоставления муниципальной услуги осуществляется е взаимодействие с межведомственной комиссией по оценке и обследованию помещений в целях признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирных домов в целях признания их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, отделом делопроизводства администрации Вольского муниципального района, уполномоченными органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими технический учет и техническую инвентаризацию (пункт 2.2 Административного регламента).

Результатом предоставления муниципальной услуги является - направление (выдача) заявителю заключения комиссии, постановления администрации Вольского муниципального района об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, соответствующего постановления администрации Вольского муниципального района (пункт 2.3 Административного регламента).

Пунктом 2.7 Административного регламента определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения и признании многоквартирного дома аварийным, к которым относятся: заявление гражданина по форме согласно приложению, копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое зарегистрировано в ЕГРН, в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения план жилого помещения с его техническим паспортом, паспорт заявителя или доверенного лица и доверенность, оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Кроме того, пунктом 2.8 Административного регламента установлено, что оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги не предусмотрено.

Согласно пункту 2.9 Административного регламента в случае непредоставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 2.7 административного регламента, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем 1 пункта 2.5 административного регламента.

Проанализировав приведенные выше правовые нормы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действующим законодательством, в том числе указанным выше Положением № 47, Административным регламентом, не предусмотрена обязанность заявителя представлять в межведомственную комиссию письменное согласие иных собственников жилого помещения на признание жилого помещения непригодным для проживания, при этом перечень документов, необходимых для оказания указанной услуги четко определен законом. Для инициирования работы межведомственной комиссии необходимо заявление собственника жилого помещения, при этом такое заявление не зависит от формы собственности на жилое помещение, вопрос об аварийности и непригодности для проживания которого ставится на рассмотрение межведомственной комиссии.

Действия, осуществляемые административными ответчиками в рамках реализации своих полномочий, предусмотренных Положением № 47, Административного регламента направлены на оценку технического состояния жилого помещения и не касаются гражданско-правовых отношений собственников долевой собственности спорного жилого дома, следовательно, ссылка суда на положения статей 246, 250 ГК РФ является ошибочной.

Следовательно, административные процедуры, предусмотренные Административным регламентом, указанным выше Положением, административными ответчиками совершены не были, соответственно, по существу в установленном законом порядке заявление Ашихмина С.В. не разрешено и необоснованно оставлено без рассмотрения, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконным решения от 09 января 2020 года за подписью главы Вольского муниципального района Саратовской области о возвращении без рассмотрения заявления Ашихмина С.В.; на администрацию Вольского муниципального района Саратовской области необходимо возложить обязанность по предоставлению Ашихмину С.В. по заявлению от 04 декабря 2019 года муниципальной услуги «Признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», определенной административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области № 2502 от 13 декабря 2018 года, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии угрозы для жизни из здоровья административного истца, поскольку из материалов административного дела следует иное, в связи с чем Ашихмин С.В., как собственник доли в домовладении, вправе обратиться к административным ответчикам с соответствующим заявлением в целях защиты своих прав.

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с доводами административного истца, считает, что решение Вольского районного суда Саратовской области от 05 марта 2020 года подлежит отмене по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вольского районного суда Саратовской области от 05 марта 2020 года отменить.

Принять по административному делу новое решение, которым признать незаконным решение от 09 января 2020 года за подписью главы Вольского муниципального района Саратовской области о возвращении без рассмотрения заявления Ашихмина С.В. о признании жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Возложить на администрацию Вольского муниципального района Саратовской области обязанность по предоставлению Ашихмину С.В. по заявлению от 04 декабря 2019 года муниципальной услуги «Признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», определенной административным регламентом, утвержденного постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области № 2502 от 13 декабря 2018 года, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционное решение Саратовского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Вольский районный суд Саратовской области в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи