Дело № 33а -3588 /2021 (II инстанция) Докладчик Самылов Ю.В.
Дело № 2а-1-405 /2021 (I инстанция) Судья Стародубцева А.В.,
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Астровко Е.П.
и судей Самылова Ю.В. и Емельяновой О.И.,
при секретаре Уваровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 28 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету народных депутатов МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение) о признании решения СНД МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области от 22 декабря 2020 г. № 42/8 «О назначении на должность главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)» незаконным,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Собинского городского суда Владимирской области от 25 мая 2021года, которым постановлено: ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований к Совету народных депутатов МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение) о признании решения СНД МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области от 22 декабря 2020 г. № 42/8 «О назначении на должность главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)» незаконным отказать.
Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения ФИО1, настаивавшего на отмене решения, представителя Совета народных депутатов МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области и одновременно являющимся заинтересованным лицом по делу ФИО2, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Совету народных депутатов муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение) (далее – СНД МО г. Лакинск) о признании решения СНД МО г. Лакинск от 22 декабря 2020 г. № 42/8 «О назначении на должность главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)» незаконным.
В обоснование административного искового заявления ФИО1 указывает, что решением СНД МО г. Лакинск от 25 ноября 2020 г. № 37/6, опубликованным в издании газеты «Лакинский вестник» 26 ноября 2020 г. № 19 (56), объявлен конкурс на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение). Однако некоторые нормы данного нормативного правового акта, а именно п. 6 информационного сообщения об объявлении конкурса, которое является приложением № 1 к вышеуказанному решению, противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, Федеральным законам от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также содержит коррупциогенный фактор. Наличие данных норм создало административному истцу препятствия в реализации его права на доступ к муниципальной службе на равных основаниях. При этом ФИО1 ссылается на то, что условия конкурса не были своевременно размещены на сайте СНД МО г. Лакинск, возможности найти печатное издание «Лакинский вестник», где они были опубликованы, не представилось, что также препятствовало ему своевременно узнать их перечень, собрать в установленные сроки и представить документы в комиссию. ФИО1 полагает, что имеется конфликт интересов, поскольку ряд депутатов при голосовании за утверждение ФИО3 главой администрации, не заявили о невозможности голосовать за ФИО3, поскольку он исполнял обязанности главы администрации МО г. Лакинск, и данные лица (депутаты СНД МО г. Лакинск) находились в материальной и служебной зависимости от администрации МО г. Лакинск. В нарушение Положения «О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)», утвержденного решением СНД МО г. Лакинск от 17 ноября 2020 г. № 30/4, промежуточные решения конкурсной комиссии о кандидатах, подавших документы для участия в конкурсе, не были опубликованы.
Определением судьи от 4 мая 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО2 (т. 1 л.д. 194).
В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требований поддержал, ссылаясь на изложенные выше доводы. Дополнительно указал, что условия участия в конкурсе, а именно условия, изложенные в п. 4.3 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)», утвержденного решением СНД МО г. Лакинск от 17 ноября 2020 г. № 30/4, содержат неопределенный перечень требований к знаниям и умениям, которыми должны обладать участники конкурса. Данные условия не отвечают критериям точности, ясности и недвусмысленности. Кроме того, пояснил, что решением СНД МО г. Лакинск от 26 октября 2017 г. № 87/13 был определен официальный сайт органов местного самоуправления г. Лакинск, которым является сайт с адресом: www.lakinskmo.ru. Вся информация относительно проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение) размещалась на сайте https://лакинск-адм.рф/, а не на официальном сайте. Печатное издание «Лакинский вестник» трудно было найти в определенных организациях и учреждениях. Полагал, что вышеуказанные нарушения препятствовали ему своевременно ознакомиться с перечнем документов, необходимых для представления в комиссию, и принять участие в конкурсе. Кроме того, ФИО1 акцентировал внимание суда на отсутствие публикаций промежуточных решений конкурсной комиссии, а именно решений, указанных в п. 4.10, п. 5.3, п. 5.16 и п. 6.8 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение), утвержденного решением СНД МО г. Лакинск от 17 ноября 2020 г. № 30/4.
Представитель административного ответчика СНД МО г. Лакинск ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования ФИО1 не признал. Возражения мотивировал тем, что указанные в п. 4.3 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)», утвержденного решением СНД МО г. Лакинск от 17 ноября 2020 г. № 30/4, знания и умения, которыми должны обладать участники конкурса, являются достаточно определенными по своему содержанию. В целях оценки знаний и умений кандидатов конкурсной комиссией проведены индивидуальные собеседования с кандидатами на должность главы администрации МО г. Лакинск ФИО2 и ФИО3, им были заданы аналогичные вопросы, связанные со знаниями структуры и полномочий органов местного самоуправления. Решение СНД МО г. Лакинск от 25 ноября 2020 г. № 37/6 было опубликовано в газете «Лакинский вестник» № 19 от 26 ноября 2020 г., в электронной версии газеты, а также размещено на сайте https://лакинск-адм.рф/, при этом промежуточные решения конкурсной комиссии также были размещены на вышеуказанном сайте согласно требованиям Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)», утвержденного решением СНД МО г. Лакинск от 17 ноября 2020 г. № 30/4. Обратил внимание на то, что опубликование информации на вышеуказанном сайте является одной из форм обнародования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Лакинска Собинского района Владимирской области, а официальным источником, предназначенным для опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления г. Лакинска Собинского района Владимирской области является СМИ газета «Лакинский вестник». Кроме того, отметил, что перечень лиц, в чьи обязанности входит принятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, определен в ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и не содержит указания на исполнение данной обязанности депутатам представительного органа. Факты близкого родства членов конкурсной комиссии, депутатов СНД МО г. Лакинск и граждан, подавших заявления для участия в конкурсе, а также иные связи имущественного характера, прямого подчинения, отсутствуют. При этом указал, что ФИО1 заявление на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск в конкурсную комиссию не подавал, а также не обращался в СНД МО г. Лакинск либо в конкурсную комиссию за получением информации и какими-либо разъяснениями относительно условий проведения конкурса. В связи с чем, что оспариваемым решением права, свободы и законные интересы ФИО1 не нарушены, просил административному истцу в удовлетворении заявленных требований отказать (т. 1 л.д. 216-221).
ФИО2, являющийся заинтересованным лицом по делу, также полагал административные исковые требования ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным им в качестве представителя административного ответчика СНД МО г. Лакинск. Указал, что конкурс на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области проведен законно, его права, свободы и законные интересы при его проведении не нарушены (т. 1 л.д. 213-215).
Представитель заинтересованного лица конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение) (далее – комиссия) и заинтересованное лицо глава администрации МО г. Лакинск ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом (т. 1 л.д. 201, 202).
Заинтересованное лицо глава администрации МО г. Лакинск ФИО3 представил письменный отзыв на административное исковое заявление ФИО1, в котором указал, что 14 декабря 2020 г. им были поданы документы в конкурсную комиссию согласно перечню, указанному в информационном сообщении, утвержденном решением СНД МО г. Лакинск от 25 ноября 2020 г. № 37/6. О данном решении ФИО3 узнал из газеты «Лакинский вестник» от 26 ноября 2020 г. № 19, а также из информации, размещенной на сайте https://лакинск-адм.рф/. ФИО3 принимал участие в двух этапах конкурса, по результатам которых был назначен на должность главы администрации МО г. Лакинск решением СНД МО г. Лакинск от 22 декабря 2020 г. № 42/8. Полагал, что конкурс был проведен законно, в соответствии с требованиями законодательства РФ и органов местного самоуправления, его права при проведении конкурса не нарушены, в связи с чем, просил отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска (т. 1 л.д. 203-205).
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение и принять по делу новое решение, считая, оспариваемое решение незаконным и необоснованным, ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, ссылаясь фактически на доводы, приведённые им в административном исковом заявлении и в суде первой инстанции, а также на допущенные нарушения при опубликовании в издании газеты «Лакинский вестник» 26 ноября 2020 г. № 19 (56),решения СНД МО г. Лакинск от 25 ноября 2020 г. № 37/6 об объявлении конкурса на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск, в связи с чем у него не имелось возможности ознакомиться с опубликованными условиями конкурса и своевременно представить документы в комиссию.
Апелляционное рассмотрение дела проведено без участия представителя заинтересованного лица конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск Собинского района и заинтересованного лица главы администрации МО г. Лакинск ФИО3, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу ст. 307 КАС РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является в том числе нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с частями 1, 4 ст. 7 указанного закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Статьей 37 названного Федерального закона определено, что главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2). Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования; порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса; общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 5). Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования (часть 6).
Согласно статье 42 Федерального закона № 131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 25-ФЗ) на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет документы, перечисленные в части 3 статьи 16 Федерального закона № 25-ФЗ. В данный перечень также включены иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 11).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы (часть 1). Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования (часть 2).
Таким образом, к органам местного самоуправления относится, в том числе и местная администрация, руководит которой глава местной администрации, назначаемый на должность по контракту представительным органом муниципального образования, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, при этом порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.
Из Устава МО г. Лакинск, принятого решением Лакинского городского СНД от 17 мая 2006 г. № 94/11, следует, что структуру органов местного самоуправления МО г. Лакинск составляют: СНД МО г. Лакинск – представительный орган МО г. Лакинск; глава МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение) – высшее должностное лицо МО г. Лакинск; администрация МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение) – исполнительно-распорядительный орган МО г. Лакинск (ст. 20 Устава) (т. 1 л.д. 143-179).
Администрацией МО г. Лакинск руководит глава администрации МО на принципах единоначалия. Главой администрации МО является лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса, на срок полномочий СНД МО г. Лакинск, принявшего решение о назначении лица на должность главы администрации МО г. Лакинск (до дня начала работы СНД МО нового созыва), но не менее чем на два года (ст. 30 Устава). Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО устанавливается СНД МО (ст. 31.1 Устава).
Судом первой инстанции установлено, что решением СНД МО г. Лакинск от 17 ноября 2020 г. № 30/4 утверждено Положение «О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)» (далее – Положение), опубликованное в газете «Лакинский вестник» № 18 (55) от 19 ноября 2020 г. (т. 1 л.д. 134, 180-188).
В соответствии с п. 2.1 и п. 2.2 Положения 25 ноября 2020 г. СНД МО г. Лакинск было принято решение № 37/6 «Об объявлении конкурса на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)», в соответствии с которым объявлен конкурс на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск, сформирована конкурсная комиссия, определен ее состав, определены дата, время и место проведения конкурса, сведения о месте и времени приема конкурсной комиссией документов для участия в конкурсе, срок, до истечения которого принимаются документы для участия в конкурсе, контактная информация, а также текст информационного сообщения о проведении конкурса на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск (приложение 1 к решению) (т. 1 л.д. 135-142).
Вышеуказанное решение в силу п. 2.3 Положения было опубликовано в печатном СМИ – газете «Лакинский вестник» № 19 (56) от 26 ноября 2020 г. и размещено на сайте администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение) https://лакинск-адм.рф/ (т. 1 л.д. 64, 131-132). При этом двадцатидневный срок публикации, предусмотренный ч. 5 ст. 37Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и п. 2.3 Положения, соблюден. Проведение первого этапа конкурса было назначено на 18 декабря 2020 г.
Пункт 6 информационного сообщения о проведении конкурса на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск, аналогичный по своему содержанию п. 4.3 Положения, предусматривает, что участники конкурса должны обладать следующими знаниями и умениями: 1) владения современными средствами, методами и технологиями работы с информацией и документами; 2) владения официально-деловым стилем современного русского языка; 3) организационно-распорядительной деятельности, планирования и координации; 4) принятия управленческих решений и прогнозирования последствий их выполнения; 5) проведения семинаров, совещаний, публичных мероприятий; 6) выстраивания межличностных отношений и мотивации поведения подчиненных, формирование эффективного взаимодействия в коллективе.
Обращаясь с настоящим иском в суд, ФИО1 утверждал, что вышеуказанные положения решения СНД МО г. Лакинск противоречат актам, имеющим большую юридическую силу, содержат коррупциогенный фактор, не отвечают критериям точности, ясности и недвусмысленности, не являются в достаточной степени определенными по своему содержанию, в связи с чем, ему созданы препятствия в реализации его права на доступ к муниципальной службе на равных основаниях.
Отклоняя указанные доводы, суд в решении обоснованно указал, что они сводятся к субъективному толкованию административным истцом данных положений, основаны на неверном определении существа предъявляемых требований и способа защиты нарушенного права.
Так, предметом административного иска является оспаривание решения СНД МО г. Лакинск от 22 декабря 2020 г. № 42/8 «О назначении на должность главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)».
В установленном законом порядке, а именно в порядке главы 21 КАС РФ решение СНД МО г. Лакинск от 17 ноября 2020 г. № 30/4, которым утверждено Положение «О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)», а также решение от 25 ноября 2020 г. № 37/6 «Об объявлении конкурса на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)» недействующими в части, указанной ФИО1, не признаны.
Административный истец ФИО1 с административным иском об оспаривании вышеуказанных актов, как нормативных правовых, не обращался.
Как установлено, решение СНД об объявлении конкурса было опубликовано в печатном СМИ – газете «Лакинский вестник» № 19 (56) от 26 ноября 2020 г. и размещено на сайте администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение) https://лакинск-адм.рф/. Данный порядок опубликования соответствует п. 2.3 Положения. Размещение данного решения на указанном в Положении сайте подтверждается скриншотами интернет-страниц, представленных административным ответчиком (т. 1 л.д. 131-132).
Утверждение ФИО1 о том, что у него не имелось возможности ознакомиться с опубликованными условиями конкурса и своевременно представить документы в комиссию, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Статьей 40 Устава МО г. Лакинск предусмотрен порядок вступления в силу муниципальных правовых актов, их публикация в средствах массовой информации. В п. 10 ст. 40 Устава МО г. Лакинск указано, что официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
В соответствии со ст. 40 Устава МО г. Лакинск согласно решению СНД г. Лакинска от 26 октября 2017 г. № 87/13 «Об определении официального источника опубликования нормативно-правовых актов», которое размещено в открытом доступе в сети «Интернет», официальным источником, предназначенным для опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Лакинска Собинского района Владимирской области, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина, определено средство массовой информации газета «Лакинский вестник».
Кроме вышеуказанного официального источника в силу п. 11 ст. 40 Устава МО г. Лакинск формами обнародования муниципальных правовых актов являются размещение их текста в средствах массовой информации, в том числе электронных (через сеть «Интернет»), озвучивание их текста по радиоканалам, на публичных встречах с населением и иными путями, обеспечивающими доступность текста муниципального правового акта большинству жителей муниципального образования.
Следовательно, официальным источником опубликования является именно газета «Лакинский вестник». Копия газеты «Лакинский вестник» (выпуск № 19 (56) от 26 ноября 2020 г., где были опубликованы условия конкурса) была приложена ФИО1 к административному иску (т.1, л.д. 10-13). При этом все выпуски газеты «Лакинский вестник» также размещены на сайте https://лакинск-адм.рф/ и находятся в открытом доступе.
Ссылка ФИО1 на то, что официальным сайтом, где должны быть опубликованы муниципальные правовые акты, в том числе и относящиеся к конкурсу на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск, является сайт www.lakinskmo, не может быть принята во внимание, поскольку размещение их текста в СМИ, в том числе электронных (через сеть «Интернет»), является одной из форм их обнародования, а официальным источником их опубликования является только газета «Лакинский вестник».
Кроме того, п. 2.3 Положения предусмотрено размещение решения СНД об объявлении конкурса именно на сайте администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение) https://лакинск-адм.рф/.
В судебном заседании представитель административного ответчика СНД МО г. Лакинск ФИО2 пояснил, что сайт www.lakinskmo технически не исправен и больше года не функционирует, вся информация размещается на сайте администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение) https://лакинск-адм.рф/.
При этом ФИО1 указал суду, что поиск информации, размещенной в сети Интернет, осуществляет через поисковые системы, в связи с чем, у него имелась возможность найти необходимый ему источник информации относительно проведения конкурса.
Таким образом, при должной степени заинтересованности ФИО1 при наличии у него намерения принять участие в конкурсе мог ознакомиться с условиями конкурса, размещенными как в газете «Лакинский вестник», так и сети «Интернет».
Административный истец также имел право обратиться либо в СНД МО г. Лакинск, либо в конкурсную комиссию за необходимыми ему информацией относительно проведения конкурса и разъяснениями, однако, согласно справке СНД МО г. Лакинск от 30 апреля 2021 г. ФИО1 таких действий не осуществлял (т. 1 л.д. 126).
Сведения о внесении в адрес СНД МО г. Лакинск представления прокурора о несоблюдении требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации МО г. Лакинск существенного значения для правильного разрешения данного административного дела с учетом предмета административного иска не имеют (т. 1 л.д. 222).
Процедура проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск проведена в соответствии с требованиями разделов 5 и 6 Положения. Каких-либо нарушений при проведении конкурса судом не установлено.
Согласно журналу приема документов от кандидатов на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск в конкурсе принимали участие ФИО2 и ФИО3 (т. 1 л.д.61-63).
Вопреки доводам ФИО1 решения конкурсной комиссии о допуске кандидатов к участию в конкурсе, о допуске ко второму этапу конкурса, о предоставлении кандидатов, прошедших конкурс, для назначения на должность главы администрации, оформленные протоколами конкурсной комиссии от 15 декабря 2020 г., от 18 декабря 2020 г., от 21 декабря 2020 г. соответственно, опубликованы на сайте администрации МО г. Лакинск https://лакинск-адм.рф/ в виде информационных сообщений, текст которых утвержден конкурсной комиссией (т. 1 л.д. 71-74, 77-80, 83-88). Тексты информационных сообщений соответствуют существу принятых решений.
22 декабря 2020 г. состоялось внеочередное заседание СНД МО г. Лакинск, по результатам которого, при наличии кворума, большинством голосов («за» - 12, «против» - 0, «воздержалось» - 0) было принято решение СНД МО г. Лакинск № 42/8, которым на должность главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение) назначен ФИО3 (т. 1 л.д. 122, 243-250).
Данное решение вступило в силу со дня его принятия, опубликовано в газете «Лакинский вестник» № 21 (58) от 25 декабря 2020 г.
Доводы административного истца о наличии конфликта интересов, который возник после выдвижения ФИО3, исполняющего обязанности главы администрации МО г. Лакинск с 26 ноября 2020 г. (т. 1 л.д. 121), у членов комиссии и депутатов СНД МО г. Лакинск, находившихся в непосредственном его подчинении, так как вышеуказанные лица возглавляют различные муниципальные казенные учреждения, муниципальные бюджетные учреждения, получают дотации из бюджета МО г. Лакинск, являются несостоятельными, поскольку наличие ситуаций, указанных в ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», при принятии оспариваемого решения не установлено. У членов комиссии и депутатов СНД МО г. Лакинск отсутствует обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Кроме того, в силу ст. 22 Устава МО г. Лакинск СНД состоит из 15 депутатов, избираемых жителями МО на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Какой-либо коррупциогенный фактор при принятии оспариваемого решения членами комиссии и депутатами СНД МО г. Лакинск, которые руководят муниципальными казенными учреждениями, муниципальными бюджетными учреждениями г. Лакинска, отсутствует. Причин для взятия указанными лицами самоотвода или воздержания от голосования не имелось.
Таким образом, принимая во внимание требования Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ, Положения «О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)» от 17 ноября 2020 г. № 30/4, Регламента СНД г. Лакинска, решение СНД МО г. Лакинск от 22 декабря 2020 г. № 42/8 «О назначении на должность главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)» является законным и обоснованным, принято в правомочном составе, с соблюдением требований нормативных правовых актов, устанавливающих статус, полномочия комиссии и СНД МО г. Лакинск.
Учитывая, что совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных административным истцом требований, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, не установлено, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований к СНД МО г. Лакинск о признании решения СНД МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области от 22 декабря 2020 г. № 42/8 «О назначении на должность главы администрации МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)» незаконным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Вместе с тем, как указано выше, такой необходимой совокупности по настоящему административному делу не имеется, что является основанием для отказа в удовлетворении требований ФИО1
Доводы ФИО1 о том, что у него не имелось возможности ознакомиться с опубликованными условиями конкурса и своевременно представить документы в комиссию судом были тщательно проверены и по мотивам, указанным выше, обоснованно отклонены. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 27. мая 2021 года № 23-П, на которое ссылается ФИО1 в апелляционной жалобе, не опровергает выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что, разрешая настоящее административное дело, городской суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам административного дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему административному делу. Нарушений норм материального, а также норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, городским судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном понимании закона, фактически аналогичны позиции административного истца, изложенной в административном исковом заявлении, и не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене либо изменению этого решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
оп р е д е л и л а:
решение Собинского городского суда Владимирской области от 25 мая 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
На данное апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течении шести месяцев в со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Е.П. Астровко
Судьи: О.И. Емельянова
Ю.В. Самылов