ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1-7791/19 от 15.01.2020 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Рогозина Е.В. Дело № 33а-383/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 2а-1-7791/2019

15 января 2020 года город Калуга

Судебная коллегия по административным делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Амеличевой С.А.,

судей Евсютиной Е.И., Сычева Ю.В.,

при секретаре Колесниченко А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Евсютиной Е.И. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Калужского районного суда Калужской области от 20 сентября 2019 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Городской Управе города Калуги, Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛА:

28 августа 2019 года ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, в котором просила признать незаконным уведомление № от 26 июля 2019 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, выданное Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, и возложить обязанность по рассмотрению заявления от 16 июля 2019 года по состоянию на момент подачи уведомления в установленном законом порядке, о чем сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного иска ФИО1 указала на то, что на основании соглашения о переуступке прав и обязанностей по договору аренды от 13 марта 2019 года является арендатором земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым номером с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В оспариваемом уведомлении причиной отказа указано истечение срока действия договора аренды, с чем она не согласна.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, ее представитель ФИО2 требования административного иска поддержал.

Представитель Городской Управы города Калуги, Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги ФИО3 требования административного иска не признала.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 20 сентября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ФИО1 ФИО2, поддержавшего жалобу, представителя Городской Управы города Калуги и Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги ФИО4, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них возложены какие-либо обязанности (ч.1).

Направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях городских округов в соответствии с пунктом 5.1. части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

Из части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 11 марта 2009 года между Городской Управой города Калуги в лице начальника отдела учета земельных отношений управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений и ФИО5 (ФИО6, фамилия изменена на основании свидетельства о перемени имени от 13 мая 2015 года) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства индивидуального жилого дома № 202/09. Предметом договора является земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером , общей площадью 2000 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, используемый для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства индивидуального жилого дома. Срок действия договора установлен на 10 лет.

Государственная регистрация договора аренды произведена 13 апреля 2009 года.

13 марта 2019 года между ФИО6 и ФИО1 заключено соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды от 11 марта 2009 года № 202/09 земельного участка с кадастровым номером .

Государственная регистрация соглашения произведена 09 апреля 2019 года.

Из обращения начальника отдела по контролю за землепользованием от 20 февраля 2019 года, адресованному начальнику отдела учета арендной платы, следует, что 20 февраля 2019 года специалистами отдела по контролю за землепользованием управления проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Калуга, д. Воровая, в результате осмотра установлено, что данный земельный участок не используется в соответствии с целевым назначением, на территории данного земельного участка произрастает сорная растительность, признаки ведения хозяйственной деятельности отсутствуют.

Согласно обращению начальника отдела учета арендной платы от 21 февраля 2019 года, адресованному председателю комитета земельных отношений управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги следует, что по состоянию на 15 февраля 2019 года задолженность ФИО6 по арендной плате составляет 7 128,96 рублей, пени – 3 616,03 рублей (в том числе за период с 01.01.2016 по 01.01.2018 г. вынесено судебное решение о взыскании задолженности, которое до настоящего времени арендатором не исполнено). В связи с чем просит рассмотреть вопрос о расторжении договора аренды земельного участка от 11.03.2009 года № 202/09.

02 апреля 2019 года Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги ФИО6 направлено уведомление о расторжении договора аренды земельного участка от 11 марта 2009 года № 202/09, в связи с неисполнением обязанностей арендатора по внесению арендной платы в размере и в сроки, согласованные сторонами договора. Совместно с указанным уведомлением были направлены для подписания в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения уведомления, соглашение о расторжении договора аренды и акты приема-передачи указанного выше земельного участка.

Согласно объяснениям представителя административного истца ФИО2 и объяснениям представителя административных ответчиков ФИО4, данным в суде апелляционной инстанции, ФИО1 16 мая 2019 года уведомила Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги о заключении соглашения о переуступке прав и обязанностей по договору аренды от 11 марта 2009 года № 202/09 земельного участка с кадастровым номером .

20 и 21 мая 2019 года ФИО1 обратилась в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги с заявлениями, в которых просила внести изменения в договор аренды, увеличив срок аренды до 20 лет.

На указанные обращения Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги ФИО1 03 июня 2019 года дан ответ-уведомление, что договор аренды от 11 марта 2009 года № 202/09 зарегистрированный 13 апреля 2009 года, действовал до 13 апреля 2019 года, направленное ею заявление подано по истечении действия договора аренды, в уведомлении также содержатся сведения о наличии задолженности по арендной плате (пени в размере 2 712,45 рублей). Указанным ответом ФИО1 также уведомлена, что договор аренды земельного участка прекращает свое действие по истечении трех месяцев с момента получения настоящего уведомления. Уведомление получено ФИО1 07 июня 2019 года.

18 июля 2019 года в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги поступило уведомление ФИО1 от 16 июля 2019 года о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>.

Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги уведомлением от 26 июля 2019 года № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке сообщило ФИО1, что уведомление подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием прав на земельный участок по следующим основаниям: срок действия договора аренды земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ № 202/09 истек 13.04.2009. Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги уведомляло о прекращении действия данного договора по истечении трех месяцев с момента получения уведомления от 03.06.2019 №6699/06-19.

Из уведомления Управления Росреестра по Калужской области от 13 сентября 2019 года, адресованного в МО «Город Калуга», следует, что 13 сентября 2019 года в Едином государственном реестре прав погашена запись об ограничении (обременении) права – аренда на земельный участок с кадастровым номером .

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент подачи уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 16 июля 2019 года ФИО1 не обладала правами на данный земельный участок, в связи с чем отказал в удовлетворении требований административного иска.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, так как с учетом изложенных обстоятельств и приведенных нормативных правовых актов, суд первой инстанции правильно не усмотрел оснований, предусмотренных законодательством, для признания незаконным оспариваемого уведомления.

Доводы административного истца, что действия по переуступке права аренды совершены в пределах срока действия договора, что уведомление о предстоящем расторжении договора аренды она получила 03 июня 2019 года, в связи с чем в силу статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды действовал до 02 сентября 2019 года, являются необоснованными, так как Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги после проведения проверок по использованию земельного участка по целевому назначению и своевременному внесению арендных платежей, 02 апреля 2019 года направило ФИО6 уведомление о расторжении договора аренды. Соглашение от 13 марта 2019 года о переуступке прав по договору аренды было заключено между ФИО6 и ФИО1 без уведомления административного ответчика, соответствующее уведомление было направлено в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги 16 мая 2019 года. Таким образом, Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, заблаговременно уведомило о предстоящем расторжении договора аренды вторую сторону этого договора – ФИО6, данные о котором имелись в Управлении.

Доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым уведомлением прав административного истца, в материалах дела не имеется, и таковых суду не представлено.

Апелляционная жалоба не содержит основанных на доказательствах доводов, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о наличии оснований для отмены решения.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, по делу судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калужского районного суда Калужской области от 20 сентября 2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: