ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-10123/2021 от 23.03.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33а-5330/2022

по делу № 2а-10123/2021

23 марта 2022 года г.Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего

Сафина Ф.Ф.,

судей

Портновой Л.В.,Ситник И.А.,

при секретаре

Галиеве Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ахметшиной В. А. к Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан о признании незаконным решения Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан об исключении из реестра пострадавших граждан

по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан об исключении из реестра пострадавших граждан на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ахметшина В.А. обратилась в суд с административным иском к министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан о:

-восстановлении срока обжалования уведомления Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан от дата№...

-признании незаконным решения Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан об исключении гр. Ахметшиной В.А. из реестра пострадавших граждан, отраженное в уведомлении от дата№...

-обязании Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан восстановить Ахметшину В.А. в реестре пострадавших граждан под тем же порядковым номером и той же датой включения

-включить Ахметшину В.А. в список пострадавших граждан, утвержденный приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан №..., которым подлежат передаче в собственность жилые помещения в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта от дата.

Административный иск мотивирован тем, что решением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре №... от дата включил административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Несмотря на это, ФИО1дата получено уведомление государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре исх. дата№....

Из решения государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от дата№... следует, что в соответствии с п.п.5 п.12 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утв. Приказом Минстроя России от дата N 560/пр, в связи с расторжением договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки или иного договора, направленного на привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением к пострадавшего гражданина права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме (решение Кировского районного суда адрес от дата по делу №...), решено исключить ФИО1 из реестра пострадавших граждан.

Из решения государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от дата№... следует, что приказом №... утвержден список пострадавших граждан, которым подлежат передаче в собственность жилые помещения в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта от дата, в который ФИО1 не вошла.

С указанными решениями государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре ФИО1 не согласна.

ФИО1 была включена в реестр пострадавших граждан на основании приказа Министерства регионального развития РФ от дата N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".

Решением Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановлено:

Административный иск ФИО1 к Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан о признании незаконным решения Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан об исключении гр. ФИО2 из реестра пострадавших граждан удовлетворить.

Восстановить ФИО1 срок обжалования уведомления Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан от дата№....

Признать незаконным решение Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан об исключении гр. ФИО1 из реестра пострадавших граждан, отраженное в уведомлении от дата№....

Обязать Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан восстановить ФИО1 в реестре пострадавших граждан под тем же порядковым номером и той же датой включения, включить ФИО1 в список пострадавших граждан, утвержденный приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан №..., которым подлежат передаче в собственность жилые помещения в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта от дата.

В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан ФИО3, действующая по доверенности, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, указывая в обоснование доводов о том, что основанием не включения ФИО1 явилось отсутствие договора.

В данном случае у гражданина отсутствует возможность передачи каких – либо прав инициатору инвестиционного проекта, в связи с чем отсутствует возможность включить ФИО1 в список пострадавших граждан, которым подлежат передаче в собственность жилые помещения в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело, с учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, ФИО1 и ее представителя по устному ходатайству – ФИО4, полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом первой инстанции установлено, что Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, 17.03.2014 г. принял решение о включении административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

18.10.2021 г. ФИО1 получено уведомление от 01.07.2021 года №..., согласно которому Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан на основании п. 7 ст. 23 Федерального закона от дата № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с п.п.5 п. 12 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утв. Приказом Минстроя России от дата N 560/пр, в связи с расторжением договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки или иного договора, направленного на привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением к пострадавшего гражданина права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме (в соответствии с решением Кировского районного суда адрес от дата по делу №... принято решение о взыскании с ООО "Артемида" денежных средств, уплаченных по договору инвестирования в квартале №..., ограниченного адрес от дата в пользу ФИО1) решено исключить ФИО1 из реестра пострадавших граждан.

датаФИО1 также получено уведомление от дата№..., согласно которому Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта в соответствии с Порядком рассмотрения обосновывающих инвестиционный проект документов, определения соответствия инициатора инвестиционного проекта требованиям, установленным частью 2.1 статьи 12.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в адрес", утв. Постановлением Правительства РБ от дата N 517 "О реализации в адрес инвестиционных проектов, предусмотренных частью 2.1 статьи 12.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в адрес", и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Башкортостан", признан утратившим силу приказ Государственного комитета адрес№... от дата «Об утверждении списка пострадавших граждан», приказом министерства №... утвержден список пострадавших граждан, которым подлежат передаче в собственность жилые помещения в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта от дата, в который ФИО1 не вошла.

Разрешая требования, суд первой инстанции указал, что в связи с расторжением договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, на основании п. 7 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ, в соответствии с п.п.5 п.12 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утв. Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр, министерством решено исключить ФИО1 из реестра пострадавших граждан.

Согласно частям 4 и 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Во исполнение вышеприведенной нормы закона Минстроем России издан Приказ от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2016 N 45092). Критерии граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, закреплены пунктом 2 указанного Приказа.

В соответствии с пунктом 12 Приказа пострадавший гражданин подлежит исключению из реестра в случае:

5) расторжения договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору), или иного договора, направленного на привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением у пострадавшего гражданина права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме.

Между тем, документ (приказ от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан") утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 22.08.2019 N 483/пр, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www/pravo.gov.ru - 16.09.2019).

При таком положении у административного ответчика отсутствовали основания для применения Приказа Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр к ФИО1

Кроме того, положения статьи 13 Приказа Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр предписывают контролирующему органу принять решение об исключении пострадавшего гражданина из реестра в течение 14 рабочих дней с даты наступлении хотя бы одного из случаев, указанных в пункте 12 настоящих Правил.

Из анализа данной нормы следует, что указанные случаи должны возникнуть после включения гражданина в Реестр. Однако материалами дела установлено, что на момент принятия решения о включении ФИО1 в Реестр, в соответствии с решением Кировского районного суда адрес от дата по делу №... о взыскании с ООО "Артемида" денежных средств, уплаченных по договору инвестирования в квартале №..., ограниченного адрес от дата в пользу ФИО1, был уже расторгнут.

Тем самым, сведения о расторжении договора имелись до вынесения решения о включении ФИО1 в Реестр пострадавших граждан, и о них административный ответчик был осведомлен. Учитывая, что обстоятельства включения ФИО1 в Реестр пострадавших граждан не изменились, в виду чего у административного ответчика отсутствовали основания для принятия решения об исключении административного истца из указанного Реестра.

Включая административного истца в реестр пострадавших граждан, ответчик знал о вышеуказанном решении. Возможностью оспорить его в установленный законом срок не воспользовался. При таких обстоятельствах у административного ответчика отсутствовали основания для исключения административного истца из реестра пострадавших граждан по основаниям исследованным в указанном решении.

В соответствии с Порядком рассмотрения обосновывающих инвестиционный проект документов, определения соответствия инициатора инвестиционного проекта требованиям, министерством признан утратившим силу приказ Государственного комитета адрес№... от дата «Об утверждении списка пострадавших граждан», приказом министерства №... утвержден список пострадавших граждан, которым подлежат передаче в собственность жилые помещения в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта от дата, в который ФИО1 не вошла.

Минстроем Республики Башкортостан утвержден Приказ от дата№... "Об утверждении Порядка формирования Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан списка пострадавших граждан, которым подлежат передаче в собственность жилые помещения в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта" (Зарегистрировано в ФИО5 дата N 16730).

В соответствии с п.п.3 п.2 данного Порядка список пострадавших граждан - список пострадавших граждан, которым подлежат передаче в собственность жилые помещения в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта, предусмотренного пунктами 3, 4 части 2.1 статьи 12.1 Закона РБ N 59-з, формируемый и утверждаемый по форме согласно приложению N 3 к Порядку рассмотрения обосновывающих инвестиционный проект документов.

В соответствии с п.5 данного Порядка основанием для исключения пострадавшего гражданина из списка является исключение гражданина из реестра пострадавших граждан.

В соответствии с п.6 данного Порядка Решение об исключении пострадавшего гражданина из списка принимается в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения об исключении такого гражданина из реестра пострадавших граждан на основании приказа Минстроя Республики Башкортостан об исключении гражданина из реестра пострадавших граждан. Решение об исключении пострадавшего гражданина из списка оформляется в виде приказа Минстроя Республики Башкортостан, утвержденного заместителем министра строительства и архитектуры Республики Башкортостан, курирующим направление деятельности. Один экземпляр уведомления об исключении гражданина из списка пострадавших граждан в течение 1 рабочего со дня подписания направляется (вручается) гражданину или его уполномоченному представителю любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение гражданином или его уполномоченным представителем такого уведомления. Второй экземпляр уведомления об исключении гражданина из списка пострадавших граждан хранится в отделе работы с проблемными объектами Минстроя РБ.

Между тем, хронология принятых административным ответчиком решений указывает на то, что на момент формирования Минстроем Республики Башкортостан списка пострадавших граждан, утвержденных приказом №... от 10.07.2021 года, ФИО1 находилась в реестре пострадавших граждан (нарушение административным ответчиком п. 5 Порядка).

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что у административного ответчика отсутствовали основания для принятия решения об исключении ФИО1 из указанного реестра, оснований для не включения ФИО1 в список пострадавших граждан, утвержденный приказом №... от дата, у министерства также не имелось.

Суд также пришел к выводу об удовлетворении ходатайства административного истца о восстановлении срока обжалования уведомления Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан от дата№..., поскольку оспариваемое уведомление от 01.07.2021г., а также уведомление от дата№... получены ФИО1 18.10.2021 г., о чем свидетельствует дата заверения указанных документов должностным лицом Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан. Доказательств более раннего получения названных документов, а также их направление в адрес административного истца, в ходе судебного разбирательства не установлено, со стороны административного ответчика не представлено.

Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований; он соответствует статье 227 КАС РФ, обстоятельствам дела, подтвержден совокупностью доказательств, правильно оцененных судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ, из которых установлено, что оспариваемые действия административного ответчика в целом соответствуют требованиям закона, прав заявителя не нарушают.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно распределил бремя доказывания между сторонами, дал надлежащую правовую оценку доказательствам и постановил законное и обоснованное решение; выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу; нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в части возложения на Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан обязанность восстановить ФИО1 в реестре пострадавших граждан под тем же порядковым номером и той же датой включения, включить ФИО1 в список пострадавших граждан, утвержденный приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан №..., которым подлежат передаче в собственность жилые помещения в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта от дата, так как у ФИО1 отсутствуют возможность передачи каких либо прав, обозначенных в п.п. 3 ч. 5 ст. 4.2 Закона РБ от дата№...-з, является не обоснованным.

В соответствии с подпунктами 3, 4 части 5 статьи 4.2 Закона Республики Башкортостан от дата№...-з «О мерах по защите прав граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан» обеспечение жилыми помещениями пострадавших граждан осуществляется путем:

3) передачи инициатором инвестиционного проекта таким гражданам в собственность жилых помещений в построенном многоквартирном доме (многоквартирных домах) площадью, равной количеству квадратных метров, стоимость которых оплачена гражданами, признанными пострадавшими, в счет исполнения его обязательств по договору при условии передачи гражданам, признанным пострадавшими, в установленном порядке инициатору инвестиционного проекта права требования к застройщику (заказчику) денежных средств либо права требования к застройщику (заказчику) передачи жилого помещения;

4) передачи инициатором инвестиционного проекта в собственность гражданам, признанным пострадавшими, жилых помещений площадью, равной количеству квадратных метров, стоимость которых оплачена гражданами, признанными пострадавшими, в счет исполнения его обязательств по договору при условии передачи гражданами, признанными пострадавшими, в установленном порядке инициатору инвестиционного проекта права требования к застройщику (заказчику) денежных средств либо права требования к застройщику (заказчику) передачи жилого помещения в ином многоквартирном доме (многоквартирных домах), находящемся на территории муниципального образования Республики Башкортостан, на котором расположен проблемный объект.

Материалами дела, данными из исполнительного производства установлено, что решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19.10.2010 года не исполнено, ФИО1 признана потерпевшей по уголовному делу в отношении ФИО6, осужденного приговором Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 15 августа 2016 года.

Таким образом, ФИО1 вправе уступить инициатору инвестиционного проекта право требования денежных средств по решению суда с застройщика ООО «Артемида».

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с этим не могут повлечь отмену правильного решения.

При таких обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого судебного постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 ноября 2021 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

ФИО7

Судьи

ФИО8 ФИО9

Справка: судья Абдрахманова Л.Н.