ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1018/2022 от 14.09.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья – Калынова Е.М. Дело № 33а-11470/2022 (2 инстанция)

УИД: 52RS0012-01-2022-000151-37 Дело № 2а-1018/2022 (1 инстанция)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 14 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.,

судей Есыревой Е.В., Ворониной Т.А.,

при секретаре судебного заседания Мословой В.А.,

с участием представителя административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области Куликовой У.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Есыревой Е.В. административное дело

по апелляционным жалобам ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, Игатьева Виталия Анатольевича

на решение Борского городского суда Нижегородской области от 12 апреля 2022 г.

по административному иску Игнатьева Виталия Анатольевича к Министерству Финансов Российской Федерации, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,

У С Т А Н О В И Л А:

Административный истец обратился в Борский городской суд Нижегородской области с административным исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, в котором просил признать незаконными действия (бездействия) администрации ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в части содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области с нарушением минимальных норм жилой площади, питания, материально-бытового обеспечения, взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в размере 1 000 000 рублей.

В обоснование иска указано, что приговором Буйского районного суда Костромской Игнатьев В.А. был осужден за совершение уголовного преступления, и с сентября 2013 г. по 22.12.2021 г. отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях содержания, а именно: в отряде общей площадью около 320 кв.м. содержалось от 130 до 140 осужденных. Помещение отряда разделено на 4 спальных помещения: 1 – 21,8 кв.м., 2 – 63 кв.м., 3 – 91 кв.м., 4 – 16 кв.м., где установлено 87 двухъярусных кроватей, 87 тумбочек, 174 табурета; кабинет начальника отряда размером 8,75 кв.м.; умывальник площадью 13,52 кв.м., где установлено 8 раковин для умывания; туалет площадью 14,04 кв.м., где установлено 6 унитазов; комната хранения вещей осужденных площадью 12 кв.м; раздевалка для верхней одежды и обуви площадью 8,74 кв.м.

Локальный участок 160 кв.м. (из них отгороженная электрощитовая – 8 кв.м.); сушилки для вещей нет, горячей воды нет, бытовой комнаты нет, комнаты воспитательной работы (комнаты отдыха, где должен находиться телевизор) нет. Питание плохое, свежих овощей и фруктов не выдают, мясо дают ниже нормы (10-15 г в сутки). Организация питания в столовой крайне неудовлетворительная. Вещевое довольствие неудовлетворительное. Не выдают теплое нательное белье, обувь по сезону, в зимнее время второе одеяло.

Ссылаясь на практику Европейского Суда по правам человека, Конвенцию «О защите прав человека и основных свобод», административный истец просил взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России в его пользу компенсацию в размере 1 000 000 рублей.

Решением Борского городского суда Нижегородской области от 12 апреля 2022 г. административное исковое заявление Игнатьева В.А. удовлетворено в части. Признано незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Игнатьева В.А. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Игнатьева Виталия Анатольевича взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 170 000 (сто семьдесят тысяч) рублей, государственная пошлина в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ФСИН России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований. В обоснование своей позиции представитель указал, что условия содержания в исправительной колонии соответствуют всем существующим нормам, проблемы переполненности были решены предпринятыми мерами по перепланировке помещений, перераспределением осужденных по отрядам. При этом привлечение осужденных к труду в три смены позволяло одновременно сократить количество осужденных, находящихся в помещении отрядов. Кроме того, предприняты все меры для организации досуга и образования лиц, отбывающих наказание, вещевое довольствие выдается в полном объеме.

В апелляционной жалобе Игнатьев В.А. просит решение суда изменить, а исковые требования удовлетворить в полном объеме. Заявитель жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не были учтены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает, что взысканная судом сумма в качестве компенсации морального вреда чрезмерно занижена, просит произвести справедливую оценку доводов, фактов, рассматриваемого дела, назначить достойную компенсацию равную выплатам Европейского Суда по правам человека.

В суде апелляционной инстанции представитель административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области Куликова У.А., доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В удовлетворении доводов жалобы Игнатьева В.А. просила отказать в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Заслушав представителя административных ответчиков, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьями 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации также предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права. Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47).

В силу положений ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в Постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и Федеральных законов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.

Согласно ст.ст. 74, 82, 99 УИК РФ, исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.

Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Сверх установленного размера средств, разрешенных к расходованию на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, осужденные могут за счет собственных средств дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную, оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги, определяемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Сверх установленного размера средств, разрешенных к расходованию на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, осужденные могут за счет собственных средств дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную, оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги, определяемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В соответствии с приказом Минюста России от 30.12.2005 №259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ).

Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.03.2003 №30дсп установлена норма количества унитазов в исправительном учреждении с учетом 1 единицы на 10 человек.

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 утверждены Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (п. 1); предписано начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (п. 2). Согласно Нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на десять человек, зеркало настенное - 2 штуки; постирочная: машина стиральная бытовая - 2-3 штуки. Помещение бани оборудуется жестким диваном или вешалкой со скамьей, тумбочкой, табуретом, столом прямоугольным (помещение раздевалки), стационарными скамьями (помещение мыльной и парной). Помещение прачечной оборудуется ларем для грязного белья, столом, тумбочкой, табуретом (помещение приема грязного белья), тумбочкой, табуретом (помещение сушки белья).

Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205 утверждены Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, согласно которым осужденным установлена следующая норма питания на 1 человека в сутки (для мужчин): Хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной I сорта - 300 гр., Хлеб пшеничный из муки II сорта - 250 гр., Мука пшеничная II сорта - 5 гр., Крупа разная - 100 гр., Макаронные изделия - 30 гр., Мясо - 90 гр., Мясо птицы - 30 гр., Рыба - 100 гр., Маргариновая продукция - 35 гр., Масло растительное - 20 гр., Молоко коровье (миллилитров) - 100, Яйца куриные (штук в неделю) - 2, Сахар - 30 гр., Соль поваренная пищевая - 20 гр., Чай натуральный - 1, Лавровый лист - 0,1 гр., Горчичный порошок - 0,2 гр., Томатная паста - 3 гр., Картофель - 550 гр., Овощи - 250 гр., Кисели сухие витаминизированные или фрукты сушеные - 25,10 гр. Данным постановлением утверждены также Нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Из материалов дела видно, что Игнатьев В.А., [дата] года рождения, осужден [дата] Буйским районным судом [адрес] по ст.163 ч.3 п. «а» (6 эпиз.), 159 ч.4, 159.1 ч.4 (2 эпиз.), 330 ч.2, 69 ч.3 УК РФ к 12 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 2 года. Приговор изменен апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Костромского областного суда от [дата] – срок наказания снижен до 11 лет лишения свободы в ИК строгого режима. Постановлением Президиума Костромского областного суда от [дата] исключена ст.163 ч.3 п. «а» УК РФ, исключено дополнительное наказание в виде ограничения свободы, считать осужденным по ст.163 ч.3 п. «а» (4 эпиз.), 159.1 ч.4 (2 эпиз.), 159 ч.4, 330 ч.2, 163 ч.3 п. «а», 69 ч.3 УК РФ – на срок 10 лет 6 мес. лишения свободы.

Ранее судим.

Освобожден [дата], по отбытии срока наказания.

В ФКУ ИК-11 ГУФСИН ФИО2 по ФИО4[адрес] административный истец был распределён для проживания:

- в отряд [номер], в котором содержался с [дата] по [дата],

- в отряд [номер], в котором содержался с [дата] по [дата],

- в отряд [номер], в котором содержался с [дата] по [дата],

- в отряд [номер], в котором содержался с [дата] по [дата].

В суде первой инстанции, представителем административных ответчиков представлены документы, указывающие на то, что минимальные нормы питания осужденных в исправительном учреждении соблюдались (выборочные выкопировки из Журнала учета контроля за качеством приготовления пищи в ФКУ ИК-[дата]-2020 г.г., Журнала операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов с приложением (раскладки продуктов) за 2015-2020 гг.).

Из копий журналов усматривается, что со стороны администрации учреждения проводится контроль за полнотой доведения норм питания до осужденных. Закладка продуктов питания в котел осуществляется в присутствии дежурного помощника начальника колонии. Продукты в столовую со склада подразделения поставляются на основании меню-требования на текущий день, в зависимости от количества довольствующихся. Качество приготовления пищи контролируется медицинскими работниками за полчаса до приема пищи, о чем делается запись в журнале контроля за качеством приготовления пищи. При оценке качества пищи, медицинский работник проверяет санитарное состояние столовой, качество уборки производственных цехов и обеденного зала, качество вымытой чистой посуды. Закладку продуктов в котел контролирует дежурный помощник начальника колонии, о чем делается запись в специальном журнале. При приеме пищи осужденными выделяется сотрудник администрации, который контролирует соблюдение режимных требований, а также доведение установленных норм до осужденных.

Из представлений ФИО4 прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях видно, что в ходе проверки жалоб на качество приготовления пищи не поступало.

Поставка и водоотведение холодной воды в ФКУ ИК-11 осуществлялась МУП «Борский водоканал», поставка горячей воды осуществлялась котельной учреждения. Во всех отрядах имелись умывальники со смесителями системы подачи горячей и холодной воды. Санитарная обработка осужденных проводилась в соответствии с графиком. Оборудование банно-прачечного комплекса включает стиральные машины, центрифуги, имеется помещение для сушки белья.

В учреждении систематически (ежемесячно) проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации жилых помещений отрядов, а также других помещениях, где находятся осужденные, что подтверждается представленными в материал дела копиями государственных контрактов на оказание услуг по выполнению дератизационных и десинсекционных работ за период 2013-2020 г.г.

В исправительном учреждении оборудованы прогулочные дворы (локализованные участки). Прогулочный двор отряда [номер] имеет площадь 140 кв.м. и используется двумя отрядами, прогулочный двор отряда [номер] имеет площадь 255 кв.м., прогулочные дворы отрядов №[номер] и 7 – 155 кв.м. и 185 кв.м. соответственно и также используются двумя отрядами. Оборудован также тренажерный зал, как в помещении, так и на улице, что позволяет заниматься спортом в зимнее время в зале, а в летнее на улице (по желанию).

Проверяя доводы административного истца в части имевших место нарушений условий содержания суд первой инстанции исходил из следующего:

ФИО4 прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания.

Из представлений за период с сентября 2013 г. по [дата], следует, что от ФИО3 и его родственников за весь период поступило 6 обращений с жалобами на администрацию исправительного учреждения, вместе с тем, оснований для принятия мер прокурорского реагирования по результатам проведённых проверок не установлено.

Так же из материалов дела следует, что при проведении ФИО4 прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-11 ГУФСИН ФИО2 по ФИО4[адрес] выявлены нарушения:

- не соблюдается установленная норма жилой площади на одного осужденного в отряде №2 (1,9 кв.м. по представлению от 22.06.2015 №4-2-2015; 1,86 кв.м. по представлению от 15.01.2018 г. №4-2-2018; 1,97 кв.м. по представлению от 16.04.2019 г. №5-2-2019/50),

- осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками и напольными чашами в отряде №2 (представление от 23.04.2014 г. №4-2-2014, от 17.06.2016 г. №4-2-2016, от 27.02.2017 г. №4-2-2017, от 15.05.2017 г. №4-2-2017, от 15.01.2018 г. №4-2-2018; от 11.01.2019 г. №5-2-2018/3),

- численность отряда №2 превышает 100 человек (представление от 15.05.2017 г. №4-2-2017, от 15.01.2018 г. №4-2-2018),

- отсутствует комната отдыха, кухня, кладовая для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комната быта, постирочная, кладовая для спортинвентаря, комната для хранения хозинвентаря (представление от 15.05.2017 г. №4-2-2017).

Все представления, направленные в адрес исправительного учреждения, ГУФСИН России по Нижегородской области рассмотрены в установленные сроки, приняты соответствующие меры и направлены ответы о проделанной работе.

Судом первой инстанции не установлено доказательств нарушения норм материально-бытового обеспечения Игнатьева В.А. в иные периоды при отбывании последним наказания в отрядах №№4,5,7.

Разрешая заявленные требования и признавая оспариваемое бездействие незаконным, анализируя установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что нарушение условий содержания Игнатьева В.А. при отбывании им наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области имело место быть: необеспечение минимальной площади жилого помещения в период отбывания наказания, необеспечение в минимальном размере количества санитарно-технических устройств (рукомойники), переполненность отрядов, создававшая излишнюю скученность, что свидетельствует о доказанности факта нарушений прав истца.

Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным бездействия административных ответчиков по обеспечению надлежащих условий содержания Игнатьева В.А. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в указанный период, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).

Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").

В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

Установив нарушение условий содержания осужденного учреждением ФСИН России, суд пришел к верному выводу о незаконном бездействии при обеспечении условий содержания осужденного и наличии оснований для присуждения компенсации за нарушение условий содержания.

Поскольку содержание административного истца в ненадлежащих условиях явилось следствием бездействия со стороны административных ответчиков, которые на протяжении достаточно длительного периода мер для устранения имеющихся недостатков не предпринимали, доводы апелляционной жалобы ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской и ФСИН России об обратном не могут быть признаны состоятельными.

Доводы жалобы административных ответчиков о принятии мер к обеспечению надлежащих условий содержания и частичном восполнении допущенных нарушений не опровергают выводы суда о нарушении условий содержания осужденного.

Вопреки требованиям части 2 и 3 статьи 62 КАС РФ и указанных выше руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации административными ответчиками не представлены доказательства полного соблюдения надлежащих условий содержания Смирнова О.Г. в местах принудительного содержания, что обоснованно явилось основанием для присуждения административному истцу компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.

Наличие у административного истца права на получение компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации, общепризнанных принципов и нормам международного права, условий содержания под стражей и этапирования, подтверждены совокупностью представленных и исследованных судом доказательств, согласуются с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Из анализа действующего законодательства следует, что размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации.

С учетом характера допущенных нарушений, их длительности, данных о личности административного истца, длительности отбывания наказания административным истцом в исправительном учреждении, действия административных ответчиков, направленные на своевременное устранение выявленных нарушений, а также создание дополнительных условий улучшающих положение лишенных свобод лиц (создание условий для образования, спорта, обширный библиотечный фонд, наличие кружков по интересам, возможность получения осужденными специальности и образования, т.д.), исходя из требований разумности и справедливости, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, административные исковые требования Игнатьева В.А. о признании незаконными бездействий по обеспечению надлежащего содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области и присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания подлежат частичному удовлетворению и с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу в пользу истца подлежит взысканию компенсация за ненадлежащие условия содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в размере в размере 170 000 руб.

Доводы Игнатьева В.А. в апелляционной жалобе о чрезмерном занижении размера компенсации не свидетельствуют о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта.

Судебная коллегия находит указанную сумму разумной и не подлежащей переоценке. Разрешая административный спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, подтвержденные материалами дела и исследованными доказательствами, на основании их надлежащей правовой оценки.

Доводы апелляционной жалобы ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области не содержат в себе обстоятельств, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, основаны на неправильном понимании норм права, в связи с чем, не могут являться основанием к отмене решения суда.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Принимая во внимание вышеизложенные мотивы, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Борского городского суда Нижегородской области от 12 апреля 2022 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИИ-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, Игатьева Виталия Анатольевича, без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 23 сентября 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: