ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1022/2021 от 27.10.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья 1 инстанции: Домникова М.В. №33а-9761/2021

дело 1 инстанции:№2а-1022/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 октября 2021 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Кагитиной И.В., Павловского Е.Г.,

Налисник Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Салех Ольги Викторовны к Администрации Симферопольского района Республики Крым, заместителю главы Администрации Симферопольского района Республики Крым Боделану Владимиру Руслановичу, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации Симферопольского района Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Симферопольского района, заинтересованные лица начальник Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Симферопольского района Республики Крым Сулейманова Нияра Сератовна, начальник отдела Информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, планирования, рационального использования и охраны земель Управления архитектуры и градостроительства Гуменюк Кристина Викторовна о признании незаконными отказа, бездействия и возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Администрации Симферопольского района Республики Крым на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 августа 2021 года, которым административный иск удовлетворён частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Салех О.В. обратилась в Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым с административным иском к Администрации Симферопольского района Республики Крым, заместителю главы Администрации Симферопольского района Республики Крым Боделану В.Р., в котором просила: признать незаконным отказ заместителя главы Администрации Симферопольского района Республики Крым Боделана В.Р. в выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером , изложенный в письме от 25.03.2021 №01-107/1967; признать незаконным бездействие Администрации Симферопольского района Республики Крым по не направлению административному истцу в соответствии с пунктом 3.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление градостроительного плана земельного участка», утверждённого постановлением Администрации Симферопольского района №521-п от 24.09.2019, письменного отказа в приёме документов по форме согласно приложению №2 к настоящему Административному регламенту; возложить на административного ответчика обязанность по выдаче административному истцу градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>.

Требования мотивированы тем, что 30 июля 2020 года административный истец посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг в адрес Администрации Симферопольского района Республики Крым направил заявление о предоставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>. Данное обращение зарегистрировано в Администрации Симферопольского района Республики Крым 03 августа 2020 года за №9191/01-108. 25 марта 2021 года заместителем главы Администрации Симферопольского района Республики Крым Боделаном В.Р. составлено и направлено в адрес административного истца письмо за исх. №01-107/1967 об отказе в предоставлении градостроительного плана. Вместе с тем, административный истец с таким отказом не согласен, считает его незаконным, при этом, административным ответчиком не представлен истцу письменный отказ в приёме документов. Кроме того, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат указаний на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана, а напротив, предусматривают право физических и юридических лиц получить от органа местного самоуправления градостроительный план, которому корреспондирует обязанность органов местного самоуправления по подготовке и утверждению в выдаче градостроительного плана, в связи с чем, нарушены права административного истца.

Определениями Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 30 апреля 2021 года, 25 мая 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечены Управление архитектуры и градостроительства Администрации Симферопольского района Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Симферопольского района.

Определениями Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 июня 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены начальник Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Симферопольского района Республики Крым Сулейманова Нияра Сератовна, начальник отдела ИСОГД (информационных систем обеспечения градостроительной деятельности), планирования, рационального использования и охраны земель Управления архитектуры и градостроительства Гуменюк Кристина Викторовна.

Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 августа 2021 года административный иск Салех О.В. удовлетворён частично: признан незаконным отказ Администрации Симферопольского района Республики Крым в выдаче Салех О.В. градостроительного плана на земельный участок, оформленный ответом заместителя главы Администрации Симферопольского района Республики Крым Боделаном В.Р. от 25.03.2021 №01-108/1967; на Администрацию Симферопольского района Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Салех О.В. о выдаче градостроительного плана земельного участка от 03.08.2020 №9191/01-108 с учётом установленных по делу обстоятельств. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.

Не согласившись с постановленным решением, Администрацией Симферопольского района Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление градостроительного плана земельного участка», утверждённого постановлением Администрации Симферопольского района Республики Крым от 24.09.2019 №521-п, а также приказом Минстроя Российской Федерации от 25.04.2017 №741/п «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка её заполнения». Согласно пункту 23 раздела 111 «Порядка заполнения раздела 1 Чертёж (и) градостроительного плана земельного участка», Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 №741/п «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка её заполнения», чертёж, а в случае необходимости чертежи, градостроительного плана земельного участка выполняются на топографической основе вручную или в электронном виде в цветном изображении. Согласно пункту 2.8 Регламента, заявитель приставляет самостоятельно: заявление, составленное по форме согласно приложению №1 к настоящему Административному регламенту; документ, удостоверяющий личность заявителя; документ, подтверждающий полномочия представителя физического или юридического лица, действовать от его имени; правоустанавливающие документы на объект недвижимости; топографический план (результаты инженерно-геодезических изысканий), согласованный с эксплуатирующими организациями в соответствии с пунктом 5.174 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» на бумажном и электронном носителе в форматах, dwg, pin; топографическая съёмка земельного участка в масштабе 1:500, 1:1000, 1:2000 на бумажном носителе (с подписью и печатью исполнителя) и в электронном виде (в форматах dwg, pin). К заявлению административного истца был предоставлен неполный пакет документов, определённый пунктом 2.8 Административного регламента, а именно: не предоставлена топографическая съёмка земельного участка в масштабе 1:500, 1:1000, 1:2000 на бумажном и электронном носителе (в форматах dwg, pin) для подготовке ГПЗУ. Пунктом 2.15 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление градостроительного плана земельного участка». В соответствии с пунктом 2.15.3 отсутствие утверждённой документации по планировке территории, необходимость подготовки которой предусмотрена Градостроительным кодексом Российской Федерации, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление градостроительного плана земельного участка». Соответственно, Салех О.В. не предоставила утверждённую документацию по планировке территории.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посчитала возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03 августа 2020 года за вх. №9191/01-108 через Портал государственных услуг Республики Крым в Администрацию Симферопольского района Республики Крым оссийской Федерации по Рсепублике Крым и городу Севастополю поступило заявление административного истца от 30 июля 2020 года о предоставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 9-10, 72).

По результатам рассмотрения указанного заявления07 августа 2020 года за исх.№01-108/7131 заместителем главы Администрации Симферопольского района Республики КрымЗобковым А.А. в адрес Салех О.В. направлен ответ, согласно которому, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление градостроительного плана земельного участка», утверждённого постановлением Администрации Симферопольского района от24.09.2019 №521-п, а также Приказом Минстроя Российской Федерации от 25.04.2017 №741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения»; согласно пункту 23 раздела III «Порядок заполнения раздела I Чертеж (и) градостроительного плана земельного участка» Приказа Министерства градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 №741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения» чертёж, а в случае необходимости чертежи, градостроительного плана земельного участка выполняются на топографической основе вручную или в электронном виде в цветном исполнении; учитывая отсутствие в АдминистрацииСимферопольского районанеобходимых сведений о топографической съёмке земельного участка в масштабе 1:500, 1:1000, 1:2000 на бумажном носителе и электронном носителе (в форматах dwg, pln) на основании пункта 2.13.11 представление неполного пакета документов, определённого пунктом 2.8 настоящего Административного регламента заполнить форму и подготовить ГПЗУ не представляется возможным. Разъяснено, что согласно Закону Республики Крым от 26.12.18 №557-ЗРК 2018 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и органами государственной власти Республики Крым» и Порядку, утверждённому постановлением от20.05.2019 №270«Об утверждении порядка осуществления полномочий по рассмотрению уведомление о планируемом строительстве, об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садоводства», уполномоченным органом по направлению уведомлений о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома является орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий региональный строительный надзор. Учитывая, что получение ГПЗУ и выполнение проектных работ по объектам индивидуального жилищного строительства для получения разрешения на строительство не требуется, Салех О.В. рекомендовано обратиться в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома (л.д. 128).

Не согласившись с указанным ответом Администрации Симферопольского района Республики Крым, Салех О.В. обратилась в Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым с соответствующим административным исковым заявлением.

Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 24 ноября 2020 года признан незаконным отказ Администрации Симферопольского района Республики Крым в приёме необходимых документов для выдачи Салех О.В. градостроительного плана на земельный участок, оформленный ответом заместителя главы Администрации Симферопольского района Республики Крым Зобкова А.А. от 7 августа 2020 года №01-108/7131; на Администрацию Симферопольского района Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Салех О.В. о выдаче градостроительного плана земельного участка от 3 августа 2020 года №9191/01-108 с учётом установленных по делу обстоятельств.

25 марта 2021 года за исх. №01-107/1967 за подписью заместителя главы Администрации Симферопольского района Республики Крым Боделана В.Р. административному истцу направлен ответ, в котором сообщено, что во исполнение решения Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 24.11.2020 по делу №2а-1731/2020 повторно рассмотрено заявление от 30.07.2020 (вх. 03.08.2020 №9190/01-108), поступившее через Единый портал государственных и муниципальных услуг по вопросу предоставления муниципальной услуги «Предоставление градостроительного плана земельного участка» на земельный участок с кадастровым номером , с видом разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта», расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 73-74).

В данном письме указано, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставлении градостроительного плана земельного участка», утверждённым постановлением Администрации Симферопольского района от 24.09.2019 №521-п (с изменениями и дополнениями), а также Приказом Минстроя Российской Федерации от 25.04.2017 №741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка её заполнения». Согласно п. 23 раздела III «Порядок заполнения раздела I Чертеж (и) градостроительного плана земельного участка» Приказа Министерства градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 №741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка её заполнения» чертёж, а в случае необходимости чертежи, градостроительного плана земельного участка выполняются на топографической основе вручную или в электронном виде в цветном исполнении. Согласно пункту 2.8 Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель представляет самостоятельно: заявление, составленное по форме согласно приложению № 1 к настоящему административному регламенту; документ, удостоверяющий личность заявителя; документ, подтверждающий полномочия представителя физического или юридического лица, действовать от его имени; правоустанавливающие документы на объект недвижимости; топографический план (результаты инженерно-геодезических изысканий), согласованный с эксплуатирующими организациями в соответствии с п. 5.174 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» на бумажном и электронном носителе в форматах dwg, pln; 2.8.6. - топографическая съемка земельного участка в масштабе 1:500, 1:1000, 1:2000 на бумажном носителе (с подписью и печатью исполнителя) и в электронном виде (в форматах dwg, pln). При этом, в представленных документах к заявлению отсутствует перечень документов, определённый пунктом 2.8 настоящего административного Регламента. Одновременно сообщено, что Администрация Симферопольского района не располагает необходимыми сведениями о топографической съёмке земельного участка в масштабе 1:500, 1:1000, 1:2000 на бумажном и электронном носителе виде (в форматах dwg, pln) для подготовки ГПЗУ. Обращено внимание, что на испрашиваемую территорию отсутствует утвержденная документация по планировке территории, необходимость подготовки которой установлена Градостроительным кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 2.15.3 Регламента, отсутствие утвержденной документации по планировке территории является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Учитывая изложенное, заполнить форму и подготовить ГПЗУ не предоставляется возможным. Дополнительно сообщено, что согласно пункту 2.16 Регламента, отказ в предоставлении муниципальной услуги не препятствует повторному обращению после устранения причины, послужившей основанием для отказа.

Удовлетворяя частично административный иск, суд первой инстанции исходил из необоснованности оспариваемого отказа заместителя главы Администрации Симферопольского района Республики Крым Боделана В.Р. в выдаче Салех О.В. градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером , изложенного в письме от 25.03.2021 №01-107/1967.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

К документам градостроительного зонирования, согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, относятся Правила землепользования и застройки, включающие в себя: карту градостроительного зонирования, а также градостроительные регламенты.

Согласно пункту 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории.

В соответствии с частью 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 настоящей статьи (часть 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Состав информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, закреплён в части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В нём, в частности, должна содержаться информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; а также об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть направлено в орган местного самоуправления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или подано заявителем через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы. Градостроительный план земельного участка выдается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если это указано в заявлении о выдаче градостроительного плана земельного участка.

Выдача органом местного самоуправления ГПЗУ является муниципальной услугой, под которой, согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа. Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (часть 1 статьи 7 Закона №210-ФЗ).

Форма градостроительного плана земельного участка, порядок её заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом, порядок предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка Администрацией Симферопольского района Республики Крым установлен Административным регламентом, утверждённым постановлением Администрации Симферопольского района Республики Крым 24 сентября 2019 года №521-п.

Пунктами 1.3, 1.4 Административного регламента предусмотрено, что заявителями муниципальной услуги являются физические или юридические лица, являющиеся правообладателями земельного участка, в отношении которого требуется получение градостроительного плана земельного участка. От имени заявителя с заявлением о предоставлении муниципальной услуги может обратиться представитель заявителя, наделенный заявителем полномочиями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.8 Административного регламента, установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель представляет самостоятельно: заявление, составленное по форме согласно приложению №1 к настоящему административному регламенту; документ, удостоверяющий личность заявителя; документ, подтверждающий полномочия представителя физического или юридического лица, действовать от его имени; правоустанавливающие документы на объект недвижимости; топографический план (результаты инженерно-геодезических изысканий), согласованный с эксплуатирующими организациями в соответствии с п. 5.174 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» на бумажном и электронном носителе в форматах dwg, pln; топографическая съемка земельного участка в масштабе 1:500, 1:1000, 1:2000 на бумажном носителе (с подписью и печатью исполнителя) и в электронном виде (в форматах dwg, pln).

Пунктом 2.10 Административного регламента, установлен исчерпывающий перечень документов, которые могут быть представлены заявителем самостоятельно: технические условия для подключения (технологического присоединения) планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в системе тепло-,водоснабжения и водоотведения; выписка из Единого государственного реестра недвижимости; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей); сведения о нахождении земельного участка в границах особо-охраняемых территорий, охранных и (или) защитных зонах объектов культурного наследия; технический паспорт объекта капитального строительства, расположенного в границах земельного участка (в случае, если на земельном участке расположен объект капитального строительства); технические условия инженерного обеспечения (информация об инженерном обеспечении) строящегося объекта или технические условия на дополнительные мощности при реконструкции существующего объекта; топографический план (результаты инженерно-геодезических изысканий) согласованный с эксплуатирующими организациями в соответствии с п. 5.174 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» на бумажном и электронном носителе в форматах dwg, pln; топографическая съемка земельного участка в масштабе 1:500, 1:1000, 1:2000на бумажном носителе (с подписью и печатью исполнителя) и в электронном виде (в форматах dwg, pln).

При этом, пунктом 2.11 Административного регламента установлено, что непредставление заявителем документов, указанных в пункте 2.10 настоящего административного регламента не является основанием для отказа заявителю в предоставлении муниципальной услуги.

Указанные обстоятельства были установлены решением Железнодорожного районного суда города Симферополя от 24 ноября 2020 года по административному делу №2а-1731/2020, с учётом которых, на административного ответчика и возлагалась обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца.

При повторном рассмотрении заявления Салех О.В. о выдаче градостроительного плана земельного участка, обстоятельства, установленные решением Железнодорожного районного суда города Симферополя от 24 ноября 2020 года по административному делу №2а-1731/2020, административным ответчиком, таким образом, не приняты во внимание.

Кроме того, в ответе заместителя главы Администрации Симферопольского района Республики Крым Боделана В.Р. от 25 марта 2021 года за №01-107/1967 указано, что на испрашиваемую территорию отсутствует утверждённая документация по планировке территории, необходимость подготовки которой установлена Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно пунктам 18, 19 Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года № 741/пр, если земельный участок расположен в границах территории в отношении которой проект планировки территории не утвержден, в строке пишется «Проект планировки территории не утвержден», в графах таблицы ставятся прочерки, в строке «Реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории» указывается: а) дата и номер документа, утвердившего проект планировки территории и (или) проект межевания территории; б) наименование органа, утвердившего проект планировки территории и (или) проект межевания территории. Если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой проект планировки территории и (или) проект межевания территории не утверждены, в строке пишется «Документация по планировке территории не утверждена», или «Проект планировки территории не утвержден», или «Проект межевания территории не утвержден».

Анализ приведенных норм градостроительного законодательства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению правообладателя земельного участка и является обязанностью уполномоченного органа, а градостроительный план по своей правовой природе не является правоустанавливающим документом и носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения.

Случаи, когда подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, установлены в части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Отказывая Салех О.В. в выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 90:12:150103:34315, административный ответчик не указал, в связи с каким обстоятельством разработка проекта планировки территории, на которой расположен указанный земельный участок, является обязательной.

В связи с чем, является верным вывод районного суда о наличии правовых оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.

Кроме того, районный суд, признав незаконным оспариваемый отказ, в соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в целях устранения нарушенного права административного истца, пришёл к правильному выводу о необходимости возложения на Администрацию Симферопольского района Республики Крым обязанности повторно рассмотреть заявление Салех О.В. о выдаче градостроительного плана земельного участка с необходимостью сообщения об этом суду и административному истцу.

Отказывая в удовлетворении остальных заявленных исковых требований Салех О.В., суд первой инстанции также обоснованно и мотивированно исходил из отсутствия соответствующих правовых оснований для этого.

Нарушений норм права при разрешении районным судом вопроса о распределении судебных расходов по административному делу апелляционной инстанцией не установлено.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат правовых оснований для отмены судебного акта, а также данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, опровергали бы правильность изложенных в решении выводов.

Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, что имеет место нарушение судом норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 05 августа 2021 года по административному делу №2а-1022/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Симферопольского района Республики Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко

Судьи: И.В. Кагитина

Е.Г. Павловский