Судья Гараев М.Т. УИД 16RS0018-01-2022-001726-65
в суде первой инстанции дело №2а-1029/2022
в суде апелляционной инстанции дело №33а-14572/2022
Учет № 022а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2022 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Сибгатуллиной Л.И.,
судей Шарифуллина В.Р., Давлетшиной А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Разваловой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Давлетшиной А.Ф. административное дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан – Федориной Е.П. на решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 1 июля 2022 года, которым постановлено:
«Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным ответ начальника отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Карсалова А.П. от 27.05.2022 №3555, согласно которому подготовить уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта не предоставляется возможным.
Обязать отдел архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан устранить допущенное нарушение путем обязания согласовать уведомление о строительстве на земельном участке с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: и дать ответ в установленный срок, а также сообщить об этом в Лаишевский районный суд Республики Татарстан.».
Проверив, материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Грабалина Е.А. – Сабитова Л.И., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Грабалин Е.А. обратился в суд с административным иском к отделу архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным ответа от 27 мая 2022 года № 3555 и возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем возложения обязанности согласовать уведомление о строительстве на земельном участке с кадастровым номером .....
В обоснование заявленных требований указано, что по результатам рассмотрения заявления Грабалина Е.А начальником отдела архитектуры и градостроительства Карсаповым A.Г. дан ответ от 27 мая 2022 года № 3555-исх, согласно которому подготовить уведомление o соответствии указанных в уведомлении o планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта не представляется возможным, ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером .... находится на территории зоны подтопления. B ответе также содержится ссылка на Федеральный закон № 261 от 29 июля 2017 года «О внесении изменений в статьи 60 и 67.1 Водного кодекса Российской Федерации».
1 июля 2022 года суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представителем Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан – Федориной Е.П. ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по данному административному делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований. Апеллянт указывает, что спорный земельный участок попадает в зону возможного затопления и подтопления, в связи с чем освоение незастроенных территорий на данный момент приостановлено. Автор жалобы обращает внимание на то, что на территории г. Лаишево к зонам природных ограничений относятся, в том числе, зоны подтопления.
Как следует из отзыва представителя административного истца на апелляционную жалобу, решение суда законно и обосновано, судом дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам дела, указано, что в отношении земельного участка в установленном законом порядке зона затопления и ограничения нового строительства не установлена, в Единый государственный реестр недвижимости данная информация также не внесена, в связи с чем ответ административного ответчика является незаконным, нарушающим права административного истца.
Административный истец обеспечил явку представителя в судебное заседание.
Иные лица о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела видно, что по результатам рассмотрения заявления административного истца, 27 мая 2022 года начальником отдела архитектуры и градостроительства Карсаповым A.Г. дан ответ № 3555-исх, согласно которому подготовить уведомление o соответствии указанных в уведомлении o планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта не представляется возможным, ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером .... находится на территории зоны подтопления. B ответе также содержится ссылка на Федеральный закон № 261 от 29 июля 2017 года «О внесении изменений в статьи 60 и 67.1 Водного кодекса Российской Федерации» (л.д. 25-29).
Земельный участок с кадастровым номером .... находится в собственности Грабалина Е.A., расположен на территории города Лаишево, относится к категории земель населенных пунктов, c разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, ограничений прав и обременений на него не зарегистрировано (л.д 30-31).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции признал незаконным ответ начальника отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Карсалова А.П. от 27 мая 2022 года № 3555; обязал отдел архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан устранить допущенное нарушение путем возложения обязанности согласовать уведомление о строительстве на земельном участке административного истца и дать ответ в установленный срок, а также сообщить об этом в Лаишевский районный суд Республики Татарстан.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции правильными.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты.
В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации осуществляются мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в рамках осуществления водохозяйственных мероприятий, предусмотренных статьей 71 данного Кодекса (часть 1 статьи 671 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 671 Водного кодекса Российской Федерации зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, указанными в части 4 настоящей статьи, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «О зонах затопления, подтопления» (далее - Положение) предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Положения).
В силу пункта 5 Положения зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сведения o границе зон затопления, распространяющиеся на земельный участок административного истца отсутствуют.
Из письма МЧС России № 2198/исх от 7 мая 2020 года следует, что в Лаишевском муниципальном районе Республики Татарстан в зону возможного затопления (подтопления) попадает 1 населенный пункт (c. Державино). B зону возможного затопления (подтопления) город Лаишево не попадает (л.д. 35).
Отсутствие надлежащих доказательств, свидетельствующих об отнесении земельного участка административного истца к землям зоны затопления, подтопления, исключало возможность принятия административным ответчиком решения об отказе в удовлетворении заявления административного истца.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое решение суда является законным и обоснованным, отвечающим приведенным положениям закона, и подлежит оставлению без изменения.
В нарушение требований Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «О зонах затопления, подтопления», в отношении земельного участка административного истца в установленном законом порядке зона затопления и ограничения нового строительства не установлена, в Единый государственный реестр недвижимости данная информация также не внесена, в связи с чем ответ административного ответчика является незаконным.
Отклоняя доводы жалобы, судебная коллегия также отмечает, что административный ответчик, вольно трактуя нормы вышеуказанного Положения и используя термин «возможного затопления», который законом, в свою очередь, не предусмотрен, нарушил права административного истца, отказав в согласовании уведомления о строительстве на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают, сводятся к повторению доводов ответной стороны, изложенных при рассмотрении дела судом первой инстанции и получивших соответствующую оценку в решении суда, оснований не согласиться с выводами которого суд апелляционной инстанции не усматривает, и в связи с этим отмену решения суда также повлечь не могут.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 1 июля 2022 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Федориной Е.П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 6 октября 2022 года.
Определение04.10.2022