ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-102/2022 от 07.09.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0039-01-2021-002566-38

Дело № 2а-102/2022 (№ 33а-3109/2022) судья Мошовец Ю.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 сентября 2022 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.

Судей Сергуненко П.А. и Иванова Д.А.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Мелиховой В.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сергуненко П.А.

административное дело по апелляционной жалобе администрации городского поселения – поселок Козлово Конаковского района Тверской области на решение Конаковского городского суда Тверской области от 31 марта 2022 года, которым постановлено:

« административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации городского поселения поселок Козлово в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>

Обязать Администрацию городского поселения поселок Козлово не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в адрес Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области полный комплект документов в электронном виде, указанный в пунктах 11-19 Постановления Правительства Тверской области от 19 мая 2020 года № 238-пп «О составе и порядке подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Тверской области», для рассмотрения предложения о внесении изменений в генеральный план городского поселения поселка Козлово Тверской области.

Обязать Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области не позднее 90 (девяносто) календарных дней с момента предоставления Администрацией городского поселения поселок Козлово полного комплекта документов в электронном виде, указанного в пунктах 11-19 Постановления Правительства Тверской области от 19 мая 2020 года № 238-пп «О составе и порядке подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Тверской области», рассмотреть предложение о внесении изменений в генеральный план городского поселения поселка Козлово Тверской области и на основании представленных документов и предложений внести изменения в документы территориального планирования городского поселения поселка Козлово Тверской области, разработав и приняв соответствующие правовые акты Тверской области с соблюдением всей установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуры.

Обязать Администрацию городского поселения поселок Козлово не позднее 90 (девяносто) календарных дней с момента принятия правовых актов Тверской области о внесении изменений в документы территориального планирования городского поселения поселка Козлово Тверской области совершить в отношении земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, действия, предусмотренные ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»,

установила:

15 июля 2021 года ФИО1 обратился в Пролетарский районный суд города Твери с административным исковым заявлением к администрации городского поселения – поселок Козлово о признании незаконным отказа администрации городского поселения – поселок Козлово в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес><адрес>, а также возложении на административного ответчика обязанности сформировать земельный участок под указанным многоквартирным жилым домом, в течение 30 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является собственником квартиры в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>

Факт принадлежности административному истцу квартиры подтверждается ордером от 12 декабря 1990 года № 125, договором на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 20 мая 1992 года, справкой Новозавидовского филиала ГУП Тверской области «Тверского областного БТИ» от 15 февраля 2005 № 114.

Также собственниками квартир в данном доме являются ФИО2 (адрес: ул. <адрес>, <адрес>) и ФИО3 (<адрес>).

Согласно выкопировке из генплана пгт. Козлово от 30 июля 2008 года, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес><адрес> земельный участок под ним входит в территориальные границы городского поселения поселок Козлово.

В то же самое время в связи с допущенной реестровой ошибкой при внесении сведений в ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером , принадлежащем Государственному комплексу «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования и находящегося в собственности Российской Федерации, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок под ним ошибочно вошли в состав земельного участка с кадастровым номером

В рамках дела № А66-10174/2018, рассмотренного Арбитражным судом Тверской области, Гаражный кооператив «Рыболов-охотник» и администрация городского поселения поселок Козлово Конаковского района обратились с заявлением к Управлению Росреестра по Тверской области о признании реестровой ошибкой сведений, содержащихся в ЕГРН, в части описания координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером , входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Государственному комплексу «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования и находящегося в собственности Российской Федерации и исправлении реестровой ошибки.

Как установлено судом и отражено на стр. 4-5 решения, в результате проведения кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 56688 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Тверская область, Конаковский район, пгт. Козлово, входящего в состав единого землепользования , категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, установлено, что в его состав была ошибочно включена территория, на которой расположен многоквартирный жилой дом со следующим адресом: <адрес>, в котором проживают граждане, имеющие право собственности на квартиры (ФИО2, ФИО1, ФИО3).

Границы земельного участка с кадастровым номером площадью 56688 кв.м. входят в границы поселения <адрес>, что свидетельствует об ошибочном определении границ земельного участка с кадастровым номером при проведении кадастровых работ в 2007 году земельного участка с кадастровым номером , земли особо охраняемых территорий и объектов, находящегося в распоряжении Государственного комплекса «Завидово».

В данной связи судом удовлетворены заявленные требования и признано наличие реестровой ошибки в координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером площадью 56688 кв.м., входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером

Предписано исправить реестровую ошибку путем уточнения координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером в соответствии с каталогом координат кадастрового инженера ФИО4

В настоящее время, данное решение суда вступило в законную силу и стало обязательным для исполнения всеми лицами, участвующими в деле.

Таким образом, земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес><адрес> настоящее время относится к землям городского поселения поселок Козлово Конаковского района, ответственность за который возложена на Администрацию городского поселения поселок Козлово Конаковского района.

Вместе с тем, земельный участок под указанным многоквартирным жилым домом с настоящий момент не сформирован, в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме не выделен, что значительно нарушает права последних.

У собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон №189-ФЗ), возникает с момента формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета.

При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок. Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе № 189-ФЗ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

13 августа 2019 года ФИО1 в лице представителя ФИО5 на основании решения Арбитражного суда Тверской области по делу №А66-10174/2018 подано обращение в адрес Администрации городского поселения поселок Козлово Конаковского района в целях соблюдения требований действующего законодательства РФ и прав собственников квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес><адрес>, с требованием течение тридцати календарных дней с момента направления соответствующего письма сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, разработать его межевой план, осуществить в отношении него регистрационные действия в виде его безвозмездной передачи в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Письмом от 10 сентября 2019 года № 112 администрация городского поселения поселок Козлово Конаковского района признала свою обязанность по приведению в соответствие решения суда по делу №А66-10174/2018. Также орган местного самоуправления указал на необходимость внесения изменений в правила землепользования и застройки и формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

13 сентября 2019 года администрация городского поселения поселок Козлово Конаковского района письмом № 1130 сообщило в адрес административного истца о невозможности исполнения требований ФИО1, в связи с расположением многоквартирного дома на землях, принадлежащих публично-правовому образованию - Тверская область.

Данная позиция административного ответчика противоречила части 4 статьи 16 Закона № 189-ФЗ поскольку формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления, а не осуществление данных мероприятий в надлежащие сроки нарушает права граждан в части возможности использования по назначению земельного участка, в том числе посредством его использования для электро-, газо- и водоснабжения - то есть получения обязательных благ, предусмотренных действующим законодательством РФ.

В связи с указанным, 16 сентября 2019 года административный истец на основании решения Арбитражного суда Тверской области по делу № А66-10174/2018 подал заявление в прокуратуру Тверской области о защите прав граждан путем организации выдачи прокуратурой Тверской области предписания в адрес Администрации городского поселения поселка Козлово Конаковского района о необходимости в срок не более 30 календарных дней сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, разработать его межевой план и осуществить в отношении него регистрационные действия в виде его безвозмездной передачи в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

По итогу переписки административного истца, Прокуратуры Тверской области и Конаковской межрайонной прокуратуры, последней 31 марта 2020 года в целях устранения нарушений законодательства Главе администрации поселка Козлово внесено преставление.

В ответ на представление от 31 марта 2020 №46-а-2020 администрация городского поселения поселок Козлово уведомила Конаковскую межрайонную прокуратуру о возможности исполнения представления только после включения спорного земельного участка в границы населенного пункта, что возможно только путем изменения генерального плана городского поселения органами государственной власти Тверской области.

Дальнейшая переписка административного истца, прокуратуры Тверской области и Конаковской межрайонной прокуратуры показала выполнение представления административным ответчиком.

Проведение всех необходимых мероприятий со стороны ответчика запланировано на 2021 год в связи с дефицитом бюджетных средств. При этом указано на необходимость выполнения части мероприятий со стороны Главного управления архитектуры и градостроительства Тверской области.

Письмом от 7 мая 2021 года №50/ООГ Главное управление архитектуры и градостроительства Тверской области со ссылкой на статью 16 Закона № 189-ФЗ указало на отнесение обязанности по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом и его безвозмездной передачи собственникам квартир в нем в исключительную компетенцию административного ответчика.

Данное письмо стало основанием очередного обращения административного истца в адрес административного ответчика с требованием о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, разработки его межевого плана и осуществления в отношении него регистрационных действий в виде безвозмездной передачи в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Письмом от 18 июня 2021 года № 625 административный ответчик отказал административному истцу в выполнении требований последнего, указав на возможность обжалования данного решения в суд.

Первый раз административный истец обратился в адрес административного ответчика с требованием о формировании земельного участка под многоквартирным домом в 2019 году, и с того момента прошло 2 года, у административного ответчика отсутствовали какие-либо основания для отказа в удовлетворении заявления.

Как это указано в письме Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области от 7 мая 2021 года № 50/ООГ, федеральное законодательство и законодательство Тверской области в силу конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления не предоставляет права органам государственной власти Тверской области вносить изменения в муниципальные нормативные правовые акты.

В целях изменения документов территориального планирования, которые утверждены органами местного самоуправления, необходимо утвердить новые документы территориального планирования (с учетом необходимых изменений), разработав и приняв соответствующие правовые акты Тверской области с соблюдением всей установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуры.

В настоящее время решение о подготовке генерального плана городского поселения поселок Козлово Конаковского муниципального района Тверской области не принято, его разработка не ведется.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Тверской области от 19 мая 2020 года № 238-пп «О составе и порядке подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Тверской области» решение о подготовке документа территориального планирования принимается Правительством Тверской области в форме распоряжения.

Решение принимается Правительством Тверской области в случае одобрения соответствующих предложений заинтересованных физических и юридических лиц коллегиальным совещательным органом при Правительстве Тверской области.

Для рассмотрения предложения о внесении изменений в генеральный план муниципального образования Тверской области заинтересованному лицу необходимо предоставить в адрес Главархитектуры Тверской области полный комплект документов в электронном виде, указанный в пунктах 11-19 Порядка.

Таким образом, исполнение обязательств со стороны Административного ответчика невозможно без внесения изменений в генеральный план городского поселения поселка Козлово Главным управлением архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области.

Определением судьи Пролетарского районного суда города Твери от 2 сентября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 передано на рассмотрение в Конаковский городской суд Тверской области.

Определением судьи от 23 декабря 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, в качестве административного соответчика привлечено Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности по Тверской области.

С учетом уточненного искового заявления административный истец просил суд признать незаконным отказ администрации городского поселения поселок Козлово в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес><адрес>; возложить на Администрацию городского поселения поселок Козлово обязанность не позднее 30 (тридцати) календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда предоставить в адрес Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области полный комплект документов в электронном виде, указанный в пунктах 11-19 Постановления Правительства Тверской области от 19 мая 2020 года № 238-пп «О составе и порядке подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Тверской области», для рассмотрения предложения о внесении изменений в генеральный план городского поселения поселка Козлово Тверской области; возложить на Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области обязанность не позднее 90 (девяносто) календарных дней с момента предоставления Администрацией городского поселения поселок Козлово полного комплекта документов в электронном виде, указанного в пунктах 11-19 Постановления Правительства Тверской области от 19 мая 2020 года № 238-пп «О составе и порядке подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Тверской области», рассмотреть предложение о внесении изменений в генеральный план городского поселения поселка Козлово Тверской области и на основании представленных документов и предложений внести изменения в документы территориального планирования городского поселения поселка Козлово Тверской области, разработав и приняв соответствующие правовые акты Тверской области с соблюдением всей установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуры; возложить на Администрацию городского поселения поселок Козлово обязанность не позднее 90 (девяносто) календарных дней с момента принятия правовых актов Тверской области о внесении изменений в документы территориального планирования городского поселения поселка Козлово Тверской области совершить в отношении земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, действия, предусмотренные ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

В судебное заседание суда первой инстанции лица, участвующие в деле, будучи извещенными надлежащим образом, не явились, своих представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем судом определено рассмотреть дело в их отсутствие.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше. Решение в окончательной форме изготовлено 8 апреля 2022 года.

5 мая 2022 года административный ответчик администрация городского поселения – поселок Козлово обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Критикуя выводы суда первой инстанции, апеллянт указывает, что администрация городского поселения – поселок Козлово в установленный законом срок рассмотрела заявление ФИО1 о формировании земельного участка под многоквартирным домом и правомерно ответила отказом, поскольку земли под многоквартирным домом и сам дом расположены за пределами границ населенного пункта – пгт. Козлово, не имеют категории земель населенных пунктов, отсутствуют территориальные зоны для определения вида разрешенного использования земельного участка. Сформировать земельный участок под многоквартирным домом, при условии, что дом находится за пределами населенного пункта, а земли вероятнее всего находятся в собственности Тверской области невозможно.

Администрация не может приступить к подготовке документов территориального планирования генерального плана и ПЗЗ, поскольку это не относится к ее компетенции в силу Закона Тверской области от 20 декабря 2019 года № 89-ЗО «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области».

Кроме того, подготовка градостроительных документов входит в компетенцию органов государственной власти Тверской области, поскольку административным истцом фактически ставится вопрос о включении земельного участка в границы населенного пункта, что возможно только в случае изменении границ населенного пункта пгт. Козлово, путем принятия генерального плана городского поселения с соответствующим переводом земель из одной категории в другую, что невозможно с учетом положений пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При этом с обращением в исполнительный орган государственной власти Тверской области согласно пункту 6 Постановления Правительства Тверской области № 238-пп от 10 мая 2020 года (далее – Постановление № 238-пп) основаниями для принятия решения о подготовке проекта документа территориального планирования, а также решения о подготовке внесения изменений в документ территориального планирования, за исключением случая, указанного в части 2.1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются поручения Губернатора Тверской области, протокольные поручения и указания Губернатора Тверской области, государственные программы Тверской области, адресная инвестиционная программа Тверской области, утвержденная Правительством Тверской области, а также предложения органов государственной власти Российской Федерации органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц, одобренные Межведомственной комиссией при Правительстве Тверской области по земельным отношениям.

Исходя из пункта 10 Постановления № 238-пп органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в уполномоченный орган положения о внесении изменений в утвержденные документы территориального планирования. Заинтересованные лица вправе осуществлять финансирование подготовки проектов изменений в документы территориального планирования за счет собственных средств.

Следовательно, как орган местного самоуправления, так и органы государственной власти Тверской области, а помимо них и заинтересованные физические лица (к коим относится истец) вправе представить предложения о внесении изменений в утвержденные документы территориального планирования, как и осуществить финансирование.

При этом истец просит возложить обязанность представить (обратиться) комплект документов в электронном виде в орган государственной власти Тверской области для рассмотрения предложения о внесении изменений в генеральный план пгт. Козлово именно администрацию городского поселения, не смотря на отсутствие такой обязанности у администрации в силу закона, при наличии такого права у самого административного истца.

Заявитель жалобы полагает данное требование противоречащим закону. Административный истец злоупотребляет своими правами, поскольку инициирование процедуры внесений изменений в утвержденные документы территориального планирования является правом органа местного самоуправления, но не обязанностью.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации городского поселения поселок Козлово ФИО6 доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям. Пояснил, что у администрации городского поселения – поселка Козлово нет возможности исполнить указанное решение суда, поскольку земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, находится за пределами поселка Козлово. В связи с указанным, администрация не имеет полномочий на подготовку и передачу комплекта документов в Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области для рассмотрения предложения о внесении изменений в генеральный план городского поселения поселка Козлово Тверской области. Администрацией в адрес Правительства Тверской области было направлено обращение, в ответ на которое отказано в разработке нового генерального плана поселка Козлово, в связи с отсутствием в областном бюджете денежных средств. В целом не возражает против заявленных требований административного истца, но не понимает, как в сложившейся ситуации исполнить вынесенное решение. Кроме того, с необходимым пакетом документов может обратиться любое заинтересованное лицо, в том числе и сам ФИО1

Представитель административного ответчика администрации городского поселения поселок Козлово ФИО7 в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы и пояснила, что согласно Закону № 81-ЗО, полномочия по формированию земельных участков и разработки генплана переданы в Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области. Территория, на которой расположен данный многоквартирный дом, относилась к землям сельскохозяйственного назначения, а после расформирования комплекса ПУ-28 данная территория перешла в федеральную собственность. Для того, чтобы начать процедуру о внесении изменений в генеральный план поселения, необходимо урегулировать вопросы с Государственным комплексом «Завидово», поскольку это охранная зона. Со своей стороны, администрация обратилась в Главархитектуру, о внесении изменений в генеральный план, о чем свидетельствует письмо от 25 мая 2021 года № 510. Кроме того, отправлено в Правительство Тверской области обращение ФИО1 о передаче земельного участка собственникам помещений в многоквартирном доме для принятия решения по существу 6 апреля 2021 года, ответа на которое не последовало, в связи с чем, 17 мая 2021 года данное обращение направлено повторно.

Представитель административного истца ФИО5 возражал против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, полагал обжалуемое решение суда законным и обоснованным. Пояснил, что в генеральном плане поселка Козлово 2008 года спорный многоквартирный дом находился в границах поселка Козлово, после произошла ситуация, когда ошибочно в территорию Госкомплекса «Завидово» был включен данный участок. На данный момент земля, на котором находится многоквартирный дом, не разграничена и госкомплекс на нее не претендует. Имеются все основания, чтобы включить земельный участок под многоквартирным домом в границы территории поселка Козлово. Администрация не должна вкладывать никаких ресурсов, только собрать необходимый перечень документов и направить в Главархитектуру. Все основные мероприятия, в том числе по формированию генерального планы возложены на Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, которое не оспорило решение суда первой инстанции. ФИО1 и другие собственники указанного многоквартирного дома самостоятельно с необходимым перечнем документов в Главное управление Архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области о внесении изменений в генеральный план городского поселения поселка Козлово Тверской области не обращались. ФИО1 является пенсионером, его материальное положение не позволяет обратиться к кадастровым инженерам с целью установления границ.

Иные участвующие в деле лица о дне и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещались надлежащим образом, в судебное заседании не явились. Руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заблаговременно в установленный законом срок, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвовавших в суде апелляционной инстанции лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что в течение длительного времени административные ответчики действий по включению в границы населенного пункта и внесению в Генеральный план городского поселения и Правила землепользования и застройки городского поселения поселок Козлово земельного участка с кадастровым номером не предпринимают; земельный участок под жилым домом <адрес> по обращению ФИО1 не формируют, не ставят на кадастровый учет и в нарушение положений жилищного законодательства не передают собственникам жилых помещений в данном доме. Отсутствие сформированного земельного участка под многоквартирным домом нарушает права административного истца на заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями.

Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит в части отмене, в части изменению, ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьей 16 Закона № 189-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений) предусмотрено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие ЖК РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3).

Процесс формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета является завершающей стадией перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом.

Анализ названной статьи позволяет сделать вывод о том, что в случае обращения собственника помещения в многоквартирном доме в уполномоченный орган с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен этот дом, формирование и проведение кадастрового учета земельных участков осуществляются в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Из этого исходит и Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 мая 2010 года № 12-П по делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО8, ФИО9 и ФИО10», говоря о том, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений; органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, рассматривается как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что предполагает необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Из материалов административного дела следует, что на основании ордера №125 Исполнительного комитета Конаковского Совета народных депутатов Конаковского района Тверской области от 12 декабря 1990 года семья административного истца ФИО1 из четырех человек: ФИО1, ФИО11, ФИО1, ФИО1, занимает жилое помещение по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 41-42).

20 мая 1992 года между Козловским профессионально-техническим училищем №29 и ФИО1, действующим за себя и ФИО11, заключен договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан, которым продавец передал в собственность, а покупатель приобрел квартиру, состоящую из трех комнат площадью 64,2 кв.м. по адресу: <адрес><адрес>. 21 мая 1992 года договор зарегистрирован в Завидовском БТИ (том 1 л.д.44-52).

Согласно справкам Завидовского БТИ от 11 февраля 1994 года №112 и Новозавидовского филиала ГУЛ «Тверское областное БТИ» от 15 февраля 2005 года №114 домовладение № 16-1 <адрес> зарегистрировано в материалах бюро технической инвентаризации на праве личной собственности за ФИО1 и ФИО11 (т. 1 л.д. 53-54).

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23 августа 2021 года подтверждено, что собственником <адрес><адрес>, городское поселение <адрес> ФИО3 (т. 2 л.д. 23-24).

В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственником <адрес> по адресу: <адрес>, городское поселение <адрес> ФИО2 (т. 2 л.д. 25-27).

Из материалов инвентарного дела на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, <адрес> следует, что трехквартирный одноэтажный жилой дом возведен <адрес><адрес>; отопление центральное от групповой котельной, канализация центральная, горячее водоснабжение отсутствует.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 24 июня 2019 года признано наличие реестровой ошибки в координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером площадью 348254250 кв.м., расположенного по адресу ориентира: Тверская область, Калининский район. Исправлена реестровая ошибка путем уточнения координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером в соответствии с каталогом координат, представленным кадастровым инженером ООО «Геосервис».

В описательно мотивировочной части решения Арбитражного суда от 24 июня 2019 года указано, что в результате проведения кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 56688 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Тверская область, Конаковский район, пгт. Козлово, входящего в состав единого землепользования , категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, установлено, что в его состав была ошибочно включена часть территории Гаражного кооператива площадью 6631 кв.м, на которое имеется свидетельство о праве собственности Гаражного кооператива, выданное 10 декабря 1992 года; территория, на которой расположен многоквартирный жилой дом со следующим адресом: <адрес>, <адрес><адрес>, в котором проживают граждане, имеющие право собственности на квартиры (ФИО2, ФИО1, ФИО12). Границы земельного участка с кадастровым номером , площадью 56688 кв.м входят в границы поселения поселок Козлово, что свидетельствует об ошибочном определении границ земельного участка с кадастровым номером при проведении кадастровых работ в 2007 году земельного участка с кадастровым номером , земли особо охраняемых территорий и объектов, находящегося в распоряжении Государственного комплекса «Завидово».

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО4, в границы земельного участка с кадастровым номером , входящим в состав единого землепользования , ошибочно включена территория гаражного кооператива «Рыболов-охотник», кроме того, в границы указанного земельного участка ошибочно включены земли городского поселения поселок Козлово, определенные Законом Тверской области от 28 февраля 2005 года № 31-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в «состав территории муниципального образования Тверской области «Конаковский район», и наделении их статусом городского, сельского поселения» (принят Законодательным Собранием Тверской области 28 февраля 2005 года) и нашедшие отражение в генеральном плане городского поселения поселок Козлово. На земельном участке с кадастровым номером , также расположен многоквартирный жилой дом (том 1 л.д. 56-79).

Вместе с тем, согласно полученного судом апелляционной инстанции ответа Управления Росреестра по Тверской области от 31 августа 2022 года , по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером является обособленным земельным участком, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером

В Управление из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области 18 ноября 2019 года поступило решение Арбитражного суда от 24 июня 2019 года, вступившее в законную силу 25 июля 2019 года, которое содержало каталог координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером . По результатам рассмотрения Решения можно предположить, что в нем в части указания координат характерной точки 2 земельного участка с кадастровым номером содержится опечатка, указано: В случае внесения в ЕГРН сведений на основании Решения земельный участок с кадастровым номером будет топонекорректен, в связи с чем данные сведения в ЕГРН не внесены.

Согласно актуальным сведениям, содержащимся в ЕГРН по состоянию на 31 августа 2022 года, земельный участок с кадастровым номером имеет общие точки с границами населенного пункта городское поселение - поселок Козлово Конаковского района Тверской области с реестровым номером 69:15-4.194, которые внесены в ЕГРН 01 марта 2022 года в порядке межведомственного информационного взаимодействия установленном ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Административный истец ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО5 15 августа 2019 года направил в адрес Администрации городского поселения поселок Козлово заявление о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, разработке межевого плана и осуществлении в отношении него регистрационных действий в виде его безвозмездной передаче в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (т. 1 л.д. 80-81).

10 сентября 2019 года в адрес административного истца Администрацией городского поселения поселок Козлово направлен ответ, в котором указано, что Администрация городского поселения поселок Козлово должна привести в соответствие решение Арбитражного суда Тверской области по делу №А66-10174/2018 от 24 июня 2019 года. Далее необходимо внести изменения в правила землепользования и застройки городского поселения поселок Козлово, тем самым, включив земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> границы населенного пункта и затем сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес><адрес> (т. 1 л.д. 82).

13 сентября 2019 года направлен дополнительный ответ, в котором указано, что принадлежащая заявителю квартира в многоквартирном доме согласно генеральному плану расположена вне границ пгт. Козлово. Следовательно, сформировать земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, не представляется возможным, так как многоквартирный дом не входит в границы шт. Козлово. Ранее дом находился в собственности Тверской области, так как находился в оперативном управлении профессионально-технического училища, следовательно, был построен на разграниченных землях, находившихся в собственности Тверской области и постоянном (бессрочном) пользовании ПУ-28. Считают, что дом должен располагаться на землях, принадлежащих публично-правовому образованию - Тверская область, и именно уполномоченный орган Тверской области должен распоряжаться земельным участком под домом (т. 1 л.д. 83-84).

16 сентября 2019 года административный истец ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО5 направил заявление в адрес прокуратуры Тверской области с просьбой организовать выдачу предписания в адрес Администрации городского поселения поселок Козлово Конаковского района о необходимости в срок 30 дней сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, разработать его межевой план и осуществить в отношении него регистрационные действия в виде его безвозмездной передачи в долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома (т. 1 л.д. 85-87).

Обращение ФИО1 рассмотрено, из ответа заместителя Конаковского межрайонного прокурора от 9 октября 2019 года следует, что в ответе Администрации городского поселения поселок Козлово указано на необходимость внесения изменений в правила землепользования и застройки городского поселения поселок Козлово, не отказано в формировании земельного участка под домом, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, поэтому оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется (т. 1 л.д. 88).

31 марта 2020 года Конаковским межрайонным прокурором Главе городского поселения поселок Козлово и Совету депутатов городского поселения поселок Козлово направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства. В представлении указано, что решение Арбитражного суда Тверской области по делу №А66-10174/2018 исполнено. В соответствии с открытыми данными, размещенными в публичной кадастровой карте Тверской области земельный участок с кадастровым номером 69:15:0000024:165 расположен по адресу: Тверская область, Конаковский район, п. Козлово. Вместе с тем, по обращению ФИО1 от 19 августа 2019 года, направленному в администрацию городского поселения поселок Козлово с просьбой на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Тверской области по делу №А66-10174/2018 сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, разработать его межевой план и осуществить регистрационные действия в виде безвозмездной передачи в долевую собственность собственников жилых помещений в данном многоквартирном доме, органом местного самоуправления указанных мер не принято. Правила землепользования и застройки городского поселения поселок Козлово утверждены решением Совета депутатов городского поселения поселок Козлово от 19 мая 2016 года №140, Генеральный план городского поселения поселок Козлово утвержден решением Совета депутатов городского поселения поселок Козлово от 20.04.2016 №135. Вместе с тем, Правила землепользования и застройки городского поселения поселок Козлово, утвержденные решением Совета депутатов городского поселения поселок Козлово от 19 мая 2016 года №140, Генеральный план городского поселения поселок Козлово утвержденный решением Совета депутатов городского поселения поселок Козлово от 20 апреля 2016 года №135, разработаны и утверждены не на всю территорию городского поселения поселок Козлово, что противоречит требованиям Закона Тверской области от 28 февраля 2005 года №31-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Конаковский район» и наделены статусом городского, сельского поселения» установлены границы муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Конаковский район».

В представлении указано, что в нарушение требований федерального законодательства администрацией городского поселения поселок Козлово длительное время не принимается никаких мер по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения поселок Козлово относительно земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000024:165 и по формированию земельного участка, на котором находится многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> Меры по внесению данных о вышеуказанном земельном участке в Генеральный план городского поселения <адрес> также не приняты. Кроме того, в нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» должностными лицами администрации городского поселения поселок Козлово заявителю ФИО1 не даны ответы по существу поставленных в обращении вопросов от 19 августа 2019 года, а именно по вопросу разработки межевого плана земельного участка и осуществления регистрационных действий в виде его безвозмездной передачи в долевую собственность собственникам жилых помещений в данном многоквартирном доме (т. 1 л.д. 96-103).

В ответе на представление прокурора административным ответчиком администрацией городского поселения поселок Козлово со ссылкой на статью 2 Закона Тверской области от 20 декабря 2019 года №89-ЗО «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и государственными органами Тверской области» указано, на то, что вопрос, поставленный ФИО1 входит в полномочия органов государственной власти Тверской области (т. 1 л.д. 106-107).

Административным истцом вновь направлялись неоднократные запросы по предоставлению информации (т. 1 л.д. 108-116).

Из сообщения Прокуратуры Тверской области следует, что по обращению административного истца внесено представление с требованием внести соответствующие изменения в Генеральный план городского поселения поселок Козлово и Правила землепользования и застройки городского поселения, а также сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и осуществить его регистрацию. Акт прокурорского реагирования рассмотрен и удовлетворен, проведение вышеуказанных мероприятий в связи с дефицитом бюджетных средств в 2020 году запланировано на 2021 год (т. 1 л.д 117-118).

В соответствии с полученными разъяснениями ФИО1 в лице представителя ФИО5 в адрес Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности <адрес> направлено заявление о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, шт. <адрес><адрес>, разработки межевого плана, осуществления в отношении него регистрационных действий в виде его безвозмездной передачи в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (т. 1 л.д. 119-121).

Главным управлением архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области административному истцу рекомендовано обратиться в администрацию городского поселения (т. 1 л.д. 123-124).

28 марта 2021 года административным истцом вновь в администрацию городского поселения поселок Козлово направлено заявление о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, межевании земельного участка, осуществлении его регистрации и передачи в собственность (т. 1 л.д. 125-126).

17 мая 2021 года администрация городского поселения – посёлок Козлово направило обращение ФИО1 в Правительство Тверской области (документ приобщен к материалам дела судом апелляционной инстанции).

19 мая 2021 года Главное Управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, рассмотрев обращение ФИО1, направило в адрес администрации городского поселения – посёлок Козлово ответ, согласно которому разъяснен порядок согласования и утверждения документов территориального планирования. Указано, что в настоящее время решение о подготовке генерального плана городского поселения поселок Козлово Конаковского муниципального района Тверской области не принято, соответственно, его разработка не ведется.

Согласно пункту 2 Порядка решение о подготовке документа территориального планирования (далее - решение) принимается Правительством Тверской области в форме распоряжения. Решение принимается Правительством Тверской области в случае одобрения соответствующих предложений заинтересованных физических и юридических лиц коллегиальным совещательным органом при Правительстве Тверской области.

Для рассмотрения предложения о внесении изменений в генеральный план муниципального образования Тверской области заинтересованному лицу необходимо предоставить в адрес Главархитектуры Тверской области полный комплект документов в электронном виде, указанный в пунктах 11-19 Порядка.

Согласно генеральному пану городского поселения поселок Козлово Конаковского муниципального района Тверской области, на территории ориентира <адрес>, расположен объект местного значения - ДОУ «Детский сад «Звездочка» ФСО России».

Отметили отсутствие в областном бюджете денежных средств на разработку генерального плана городского поселения поселок Козлово Конаковского муниципального района Тверской области.

Данная информация была направлена в адрес ФИО5 - представителя ФИО1 письмом Главархитектуры Тверской области от 07.05.2021 № 50/ООГ (документ приобщен к материалам дела судом апелляционной инстанции).

25 мая 2021 года администрация городского поселения - поселок Козлово направило в адрес Главного Управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области Генеральный план городского поселение - поселок Козлово Конаковского района применительно к населенному пункту поселок городского типа Козлово положение о территориальном планировании, заключение о результатах публичных слушаний по рассмотрению проекта «Генеральный план городского поселения - поселок Козлово Конаковского района Тверской области применительно к населенному пункту пгт. Козлово», протокол публичных слушаний по рассмотрению проекта «Генеральный план городского поселения - поселок Козлово Конаковского района Тверской области применительно к населенному пункту пгт. Козлово», решение от 20.04.2016 № 135 «Об утверждении генерального плана городского поселения поселок Козлово Конаковского района применительно к населенному пункту поселок городского типа Козлово», материалы по обоснованию генерального плана городского поселения поселок Козлово Конаковского района применительно к населенному пункту поселок городского типа Козлово, карта функциональных зон, карта современного использования, карта планируемого расположения ОМЗ дороги, карта границ населенных пунктов; Правила землепользования и застройки городского поселения поселок Козлово, решение Совета депутатов от 02.12.2015 № 120 «Об утверждении правил землепользования и застройки городского поселения поселок Козлово Конаковского района применительно к населенному пункту поселок городского типа Козлово», решение Совета депутатов от 23.03.2016 № 134 «О назначении публичных слушаний по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки городского поселения поселок Козлово Конаковского района применительно к населенному пункту поселок городского типа Козлово», решение Совета депутатов от 19.05.2016 № 140 «О внесении изменений и дополнений в правила землепользования и застройки городского поселения поселок Козлово Конаковского района применительно к населенному пункту поселок городского типа Козлово и их утверждении» решение Совета депутатов от 07.02.2020 № 84 «О внесении изменений и дополнений в правила землепользования и застройки городского поселения поселок Козлово Конаковского района применительно к населенному пункту поселок городского типа Козлово и их утверждения» (документ приобщен к материалам дела судом апелляционной инстанции).

Вместе с тем, административными ответчиками не представлены сведения, в отношении каких земельных участков, планируемых к включению в границы населенного пункта, направлены документы, что в последствии такие документы рассмотрены, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований признавать факт направления документов в отношении земельного участка с расположенным на нем многоквартирным домом по адресу: пгт. Козлово, ул. ПУ-28, д. 16. До настоящего времени сведения о рассмотрении вопроса о внесении изменений в документы территориального планирования в отношении данного земельного участка суду не представлены.

18 июня 2021 года Администрация городского поселения поселок Козлово направила Шмидту А.А. ответ с разъяснением о том, что дом расположен на землях, принадлежащих публичному образованию Тверская область, и именно уполномоченный орган Тверской области должен распоряжаться земельным участком под домом. Также сообщено, что по запросу ГУ архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области направлены документы и информация, необходимые для реализации полномочий в области градостроительной деятельности (т. 1 л.д.127-128).

Указанный ответ, являющийся фактически отказом в формировании земельного участка под многоквартирным домом, стал основанием для обращения административного истца в суд с рассматриваемыми требованиями.

Как следует из содержания картографических материалов Закона Тверской области от 28.02.2005 № 31-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Конаковский район», и наделении их статусом городского, сельского поселения», территория, на которой расположен рассматриваемый многоквартирный жилой дом, не включена в границы населенного пункта городское поселение поселок Козлово (т. 5 л.д. 66-83).

С учетом изложенного, и, как указывалось выше, исходя из обязанности органов публичной власти по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и проведению кадастрового учета такого земельного участка, судебная коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемой ситуации формирование земельного участка под многоквартирным домом возможно только путем первоначального внесения изменений в документы территориального планирования городского поселения поселок Козлово Конаковского района Тверской области, а поскольку такая процедура является производной от основного требования административного истца, инициирование данной процедуры необходимо возложить на администрацию городского поселения поселок Козлово.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка и утверждение генеральных планов сельского поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения, по которым представительным органом местного самоуправления сельского поселения принимаются муниципальные правовые акты.

Статьей 23 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка генерального плана поселения, генерального плана поселения осуществляется применительно ко всей территории такого поселения. Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с доследующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

В статье 24 ГрК РФ закреплен порядок подготовки и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа. Частями 1, 2 данной нормы регламентировано, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа; решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Как следует из статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.

С 01 января 2020 года полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в области в сфере градостроительной деятельности в части принятия решений о подготовке документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, решения о внесении изменений в такие документы и подготовка таких документов и утверждения документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области и изменений в такие документы осуществляют органы государственной власти Тверской области (пункты 2 и 3 части 1 статьи 2 закона Тверской области от 20.12.2019 № 89-ЗО «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области»).

В целях реализации закона Тверской области от 20.12.2019 № 89-ЗО «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области», в соответствии с законом Тверской области от 24.07.2012 № 77-ЗО «О градостроительной деятельности на территории Тверской области» постановлением Правительства Тверской области от 19.05.2020 № 238-пп утверждены состав и порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы (далее - Порядок № 238-пп).

Согласно пункта 6 Порядка № 238-пп, принятие решения о подготовке проекта документа территориального планирования, решения о подготовке внесения изменений в документ территориального планирования, решения об утверждении документа территориального планирования, решения об утверждении изменений в документ территориального планирования обеспечивает Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 238-пп одним из оснований для принятия решения о подготовке проекта документа территориального планирования, а также решения о подготовке внесения изменений в документ территориального планирования являются предложения, в том числе, органов местного самоуправления.

Пунктами 11-19 Порядка № 238-пп урегулирован порядок направления заинтересованным лицом в уполномоченный орган предложения, оформленного в свободной форме, в случае, в том числе, изменения границ населенного пункта.

В связи с изложенным, судебная коллегия полагает необходимым абзац третий резолютивной части решения изменить, изложив в следующей редакции: «Обязать администрацию городского поселения поселок Козлово Конаковского района Тверской области не позднее трёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в адрес уполномоченного органа - Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области полный комплект документов, предусмотренных в пунктах 11-19 Состава и порядке подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 19 мая 2020 года № 238-пп, для рассмотрения предложения о внесении изменений в генеральный план городского поселения поселка Козлово Тверской области, с целью рассмотрения вопроса о включении земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес><адрес>, в границы населённого пункта городское поселение поселок Козлово Тверской области».

Постановлением Правительства Тверской области № 61-пп от 4 октября 2011 года образована Межведомственная комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, утверждено Положение о Межведомственной Комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям.

Согласно Положению о Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, Межведомственная комиссия при Правительстве Тверской области по земельным отношениям (далее - Комиссия) является коллегиальным координационно-совещательным органом при Правительстве Тверской области в целях эффективного решения вопросов и выработки оптимальных управленческих решений в сфере земельных отношений.

В соответствии с подпунктами г, г-1 п.4 Положения о Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, к основным функциям комиссии относится рассмотрение вопросов и подготовка предложений о согласовании либо отказе в согласовании проектов схем территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации; рассмотрение предложений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц о подготовке проектов документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, о подготовке проектов изменений в документы территориального планирования муниципальных образований Тверской области, рассмотрение вопросов в целях принятия решений об утверждении документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, об утверждении изменений в документы территориального планирования муниципальных образований Тверской области либо об их отклонении и направлении на доработку.

Основными задачами Комиссии является также предварительное рассмотрение вопросов, относящихся к компетенции Комиссии, и подготовка предложений, носящих рекомендательный характер, с учетом мнения исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и организаций, участвующих в работе Комиссии (подпункт б пункта 3).

Согласно п. 44 Порядка № 238-пп, проект документа территориального планирования, рекомендации рецензентов, информация о результатах проведенного согласования, а также материалы и информация о результатах общественных обсуждений рассматриваются на заседании Комиссии.

По результатам рассмотрения на заседании Комиссии проекта документа территориального планирования Комиссия рекомендует Правительству Тверской области принять решение о его утверждении или об отклонении такого проекта и направлении его на доработку (пункт 47).

В случае отклонения проекта документа территориального планирования и направления его на доработку такое решение направляется заинтересованному лицу в срок, не превышающий три месяца со дня поступления проекта документа Территориального планирования в уполномоченный орган (пункт 48).

С учетом вышеизложенных норм законодательства и установленной процедуры рассмотрения документов территориального планирования, удовлетворение требований административного истца о возложении обязанности на Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области не позднее 90 (девяносто) календарных дней с момента предоставления Администрацией городского поселения поселок Козлово полного комплекта документов в электронном виде, указанного в пунктах 11-19 Постановления Правительства Тверской области от 19 мая 2020 года № 238-пп, рассмотреть предложение о внесении изменений в генеральный план городского поселения поселка Козлово Тверской области и на основании представленных документов и предложений внести изменения в документы территориального планирования городского поселения поселка Козлово Тверской области, разработав и приняв соответствующие правовые акты Тверской области с соблюдением всей установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуры; возложении обязанности на Администрацию городского поселения поселок Козлово не позднее 90 (девяносто) календарных дней с момента принятия правовых актов Тверской области о внесении изменений в документы территориального планирования городского поселения поселка Козлово Тверской области совершить в отношении земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: пгт. Козлово, ул. ПУ-28, д. 16, действия, предусмотренные ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации; является преждевременным, поскольку предрешает принятие уполномоченным органом решения исходя из представленных документов.

При таких обстоятельствах решение Конаковского городского суда Тверской области от 31 марта 2022 года подлежит отмене в части абзацев четыре и пять резолютивной части решения, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в данной части.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу администрации городского поселения – поселок Козлово Конаковского района Тверской области удовлетворить частично.

Решение Конаковского городского суда Тверской области от 31 марта 2022 года отменить в части абзацев четыре и пять резолютивной части решения, принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о возложении обязанности на Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности <адрес> рассмотреть предложение о внесении изменений в генеральный план городского поселения поселка Козлово Тверской области и на основании представленных документов и предложений внести изменения в документы территориального планирования городского поселения поселка Козлово Тверской области, разработав и приняв соответствующие правовые акты Тверской области с соблюдением всей установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуры; возложении обязанности на администрацию городского поселения поселок Козлово не позднее 90 (девяносто) календарных дней с момента принятия правовых актов Тверской области о внесении изменений в документы территориального планирования городского поселения поселка Козлово Тверской области совершить в отношении земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, действия, предусмотренные ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», отказать.

Абзац третий резолютивной части решения изложить в следующей редакции: «Обязать администрацию городского поселения поселок Козлово Конаковского района Тверской области не позднее трёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить в адрес уполномоченного органа - Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области полный комплект документов, предусмотренных в пунктах 11-19 Состава и порядке подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 19 мая 2020 года № 238-пп, для рассмотрения предложения о внесении изменений в генеральный план городского поселения поселка Козлово Тверской области, с целью рассмотрения вопроса о включении земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес><адрес>, в границы населённого пункта городское поселение поселок Козлово Тверской области.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи