№ 2а-1033/2020
Дело № 33а-2563/2020
Судья Кострюков П.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Тамбов 24 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Епифановой С.А.,
судей: Курохтина Ю.А., Гурулевой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Логачевой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зорина Николая Александровича к Управлению Росреестра по Тамбовской области, государственному регистратору межмуниципального отдела по Знаменскому и Сампурскому районам Управления Росреестра по Тамбовской области Титовой Дарье Михайловне о признании действий незаконными,
по апелляционной жалобе представителя Зорина Николая Александровича – Сараевой Натальи Николаевны на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 9 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю. А., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а :
Зорин Н.А. обратился в суд с уточненным административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, государственному регистратору межмуниципального отдела по Знаменскому и Сампурскому районам Управления Росреестра по Тамбовской области Титовой Д.М. о признании незаконными действия, выразившиеся в направлении ему уведомления о внесении 06.04.2020 в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером *** следующих сведений: наименование органа, проводившего мероприятие по государственному земельному надзору: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям; - мероприятие государственного земельного надзора по соблюдению требований законодательства: внеплановая проверка; форма проведения проверки: выездная; дата окончания проверки: 12.12.2018; результаты проведенного мероприятия: вид выявленного правонарушения - зарастание земельного участка сорной и древесно-кустарниковой растительностью; признаки выявленного правонарушения: ч.25 ст.19.5 КоАП РФ; - площадь: 186,53 кв.м., незаконными и как направленные ему за пределами срока, установленного ч.5 ст.34 ФЗ РФ №128, а также действия, выразившиеся в не направлении ему уведомления о внесении в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером *** сведений об устранении административного правонарушения: наименование органа, проводившего мероприятие по государственному земельному надзору - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям.
В обоснование заявленных требований указано, что ему поступило уведомление от 06.04.2020 № *** о внесении 06.04.2020 в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером *** сведений о наличии административного правонарушения по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ.
Уведомление содержит сведения о дате окончания проверки по административному правонарушению как 12.12.2018 год. Согласно уведомлению от 27.02.2020 № *** документы в Росреестр по Тамбовской области от Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям о необходимости внесения сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером поступили 27.02.2020.
Административный ответчик направил в кадастровую палату, поступившие ему сведения 04.03.2020 и они были внесены в реестр 11.03.2020.
Согласно ч.5 ст.34 ФЗ РФ № 218 от 13.07.2015, орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, обязан уведомить правообладателя (правообладателей) об указанных изменениях в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, с учетом особенностей, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.
Таким образом, уведомление от 06.04.2020, содержащее сведения о внесении в ЕГРН в отношении указанного земельного участка о наличии административного правонарушения, направлено в его адрес по истечении установленного законом срока, и тем самым нарушено его право на своевременное получение государственной услуги и на своевременное получение информации об изменениях, которые имеют непосредственное отношение к его праву собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером ***
Кроме того, уведомление Росреестра не содержит информации о внесении в ЕГРН сведений об устранении правонарушения, а согласно ч.5 ст.34 ФЗ РФ №218 орган регистрации прав обязан уведомить правообладателя об указанных изменений. Данная норма права не предусматривает право Росреестра уведомлять собственника лишь о части внесенных сведениях. Такими действиями административный ответчик нарушил его право на получение сведений о внесенных изменениях.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 9 июня 2020 года требования Зорина Н.А. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, представителем ФИО1 – ФИО2 подана апелляционная жалоба о его отмене, считая его незаконным.
Указывает, что согласно ч. 5 ст. 34 ФЗ РФ № 218 от 13.07.2015 орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, обязан уведомить правообладателя (правообладателей) об указанных изменениях в порядке, установленном органом нормативноправового регулирования, с учетом особенностей, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.
При этом с 11 марта 2020 года (даты внесения сведений) до даты направления уведомления о внесении в ЕГРН в отношении земельного участка сведений прошло значительно больше 5 рабочих дней.
Ссылка суда первой инстанции на период нерабочих дней с 30.03.2020 по 30.04.2020 несостоятельна, так как Росреестру в указанный период ничего не препятствовало направить административному истцу уведомление от 06.04.2020 № ***
ФЗ РФ № 218 ограничил орган государственной регистрации в сроках указанного выше обязательного уведомления. Из чего следует, что государственная услуга оказана с нарушением ст. 5 ФЗ РФ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, ч. 4 ст. 34 ФЗ РФ № 218 от 13.07.2015. Тем самым, действия Росреестра нарушают право ФИО1 на своевременное получение государственной услуги и на своевременное получение информации об изменениях, которые имеют непосредственное отношение к его праву собственности.
Обращает внимание на то, что ссылка суда первой инстанции на наличие полной информации по внесенным сведениям в реестр согласно выписки из ЕГРН, полученной административным истцом, не обоснована ввиду отсутствия в действующем законодательстве обязанности собственника земельного участка с определенной периодичностью заказывать выписки из ЕГРН для проверки сведений внесенных в реестр по зарегистрированным правам. Собственник обязан лишь иметь на руках документ подтверждающий право и обновлять такой документ собственник не обязан.
Само уведомление Росреестра содержит информацию о внесении 06.04.2020 в отношении земельного участка сведений. При этом, согласно выписки из ЕГРН, они внесены 11.03.2020. Более того, указанное уведомление Росреестра не содержит информации о внесении сведений об устранении правонарушения.
Указанными действиями административный ответчик нарушил право административного истца на получение сведений о внесенных изменениях своевременно. Росреестр не уведомил собственника о внесенных изменениях в части внесения записи об устранении административного правонарушения, а так же указал некорректную дату внесения сведений. При этом, ссылка суда первой инстанции на отсутствие нарушенного права административного истца в этой части требований основывается лишь на внутренних убеждениях.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления Росреестра по Тамбовской области ФИО3, считавшую решение правильным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из смысла статьи 227 КАС РФ следует, что при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с п.15 ч.5 ст.8 Федерального закона сведения о результатах проведения государственного земельного надзора относятся к дополнительным сведениям об объекте недвижимости. Согласно п.17 ч.1 ст.32 Федерального закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) о результатах проведения государственного земельного надзора.
Частью 1 ст.34 Федерального закона установлено, что орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, обязан уведомить правообладателя (правообладателей) об указанных изменениях в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, с учетом особенностей, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи (ч.5 ст.34 Федерального закона).
В соответствии с подп.9 п.22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2015 г. N 943, в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются дополнительные сведения о результатах проведения государственного земельного надзора:
наименование органа, проводившего мероприятие по государственному земельному надзору;
наименование проведенного мероприятия государственного земельного надзора (документарная или выездная, плановая или внеплановая проверка, административное обследование);
дата окончания проведения мероприятия государственного земельного надзора;
результаты проведенного мероприятия (слова "правонарушение выявлено/не выявлено", если правонарушение выявлено - вид выявленного правонарушения, включая площадь нарушения, признаки выявленного правонарушения);
реквизиты документов, оформленных в ходе проведенного мероприятия (акт проверки; предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства; акт административного обследования объекта земельных отношений; постановление о назначении административного наказания, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении);
сведения об устранении выявленного нарушения требований, установленных земельным законодательством Российской Федерации, путем указания слова «Устранено», наименования органа, проводившего мероприятие по государственному земельному надзору и принявшего решение об устранении правонарушения, и реквизитов документа, содержащего сведения об устранении правонарушения.
Указами Президента РФ от 25.03.2020г. №206 и от 02.04.2020г. №239 на территории Российской Федерации с 30.03.2020г. по 30.04.2020г. были установлены нерабочие дни.
Как видно из материалов дела, и это правильно установлено судом первой инстанции, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Тамбовская область, Знаменский район, в границах кадастровых кварталов ***
Письмом Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям от 27.02.2020 №*** в адрес Управление Россрестра по Тамбовской области на СD-диске, содержащего папки с наименованиями «2019» и «без нарушений», были направлены сведения, необходимые для внесения в единый государственный реестр недвижимости.
Данное письмо поступило в Управление Росреестра по Тамбовской области 28.02.2020, что подтверждается соответствующим штампом входящей корреспонденции.
Из распечатке по сведениям, содержащихся на СD-диске, следует, что в представленных сведениях имелась информация о том, что:
- в январе 2019 года в отношении ФИО1, являющегося правообладателем земельного участка с кадастровым номером ***, была проведена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания об устранении нарушений земельного законодательства РФ, а именно устранения зарастания земельного участка сорной и древесно-кустарниковой растительностью, по результатам которой установлено, что предписание не исполнено и имеются признаки нарушения ч.25 ст.19.5 КоАП РФ;
- в мае 2019 года в отношении ФИО1, являющегося правообладателем земельного участка с кадастровым номером ***, была проведена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания об устранении нарушений земельного законодательства РФ, по результатам которой установлено об исполнении предписания.
Названные сведения, содержащиеся на электронном носителе - СD-диске, письмом от 04.03.2020 были направлены Управлением Росреестра по Тамбовской области в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области для внесения их в Единый государственный реестр недвижимости.
Сведения, поступившие в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области, были зарегистрированы 11.03.2020, что подтверждается скриншотами базы Росреестра по Тамбовской области.
Также из скриншотов базы Росреестра по Тамбовской области следует, что сведения относительно результатов проверок в отношении правообладателя земельного участка с кадастровым номером ***, были внесены в ЕГРН 06.04.2020 и 08.04.2020.
Указанные обстоятельства объективно подтверждены материалами дела и никем не обжалуются.
06.04.2020 государственным инспектором Межмуниципального отдела по Знаменскому и Сампурскому районам Управления Росреестра по Тамбовской области (на территории Знаменского района) ФИО4 на имя ФИО1 направлено уведомление, согласно которому ФИО1 уведомляется о том, что 06.04.2020 в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером *** внесены следующие сведения: наименование органа, проводившего мероприятие по государственному земельному надзору: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям; мероприятие государственного земельного надзора по соблюдению требований законодательства: внеплановая проверка; форма проведения проверки: выездная; дата окончания проверки: 12.12.2018г.; результаты проведенного мероприятия: вид выявленного правонарушения: зарастание земельного участка сорной и древесно-кустарниковой растительностью, признаки выявленного правонарушения: ч.25 ст.19.5 КоАП РФ; площадь: 186,53 кв.м.
ФИО1 была приложена Выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером *** являющейся аналогичной, представленной представителем административного ответчика в ходе судебного разбирательства, из которой следует, что в ЕГРН содержаться сведения об устранении правонарушения по зарастанию земельного участка сорной и древесно-кустарниковой растительностью, наименование органа, проводившего мероприятие по государственному земельному надзору и принявшего решение об устранении правонарушения: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям. Указанные сведения внесены в ЕГРН 08.04.2020, хотя соответствующее уведомление ФИО1 не направлялось.
Само по себе неуведомление ФИО1 о внесении приведенных изменений в ЕГРН 08.04.2020, хотя и н отвечает требованиям приведенных правовых норм, вместе с тем не может служить основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований ФИО1, поскольку нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1 материалами дела не подтверждено. Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что действиями, связанными с внесением необходимых сведений в ЕГРН и уведомлением о таких сведениях относительно земельного участка с кадастровым номером ***, не изменяются объем его прав, в отношении принадлежащего ему на праве собственности названного земельного участка, а также не возлагаются дополнительные обязанности.
Доводам административного иска с учетом его уточнения, пояснениям участвующих в деле лиц, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
При этом получение интересующей информации ФИО1 реализовано посредством получения выписки из ЕГРН.
Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, опровергающих выводы суда первой инстанции, и направлены на их переоценку.
Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, нарушения норм материального и процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 9 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев через Ленинский районный суд г.Тамбова.
Председательствующий:
Судьи: