судья 1 инстанции: Стародуб П.И. №33а-7746/2021
дело 1 инстанции:№2а-1034/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2021 года город Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Кучеренко Н.В., |
судей при секретаре | Кураповой З.И., ФИО1, ФИО2, |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, заинтересованные лица Администрация города Феодосии Республики Крым, заместитель министра жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым ФИО4 о признании незаконным и отмене уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство, о возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 мая 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения административного истца ФИО3, представителя административного ответчика по доверенности ФИО5, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
ФИО3 обратилась в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным иском к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, в котором просила: признать незаконным и отменить решение административного ответчика, указанное в уведомлении от 05 ноября 2020 года №135/1 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Гостиница, по адресу: <адрес>»; возложить на административного ответчика обязанность выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства «Гостиница, по адресу: <адрес>»; взыскать с административного в пользу административного истца судебные расходы.
Требования мотивированы тем, что уведомлением от 05 ноября 2020 года №135/01 об отказе в выдаче разрешения на строительство Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым уведомило административного истца об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Гостиница, по адресу: <адрес>», с указанием следующих причин отказа: 1) в соответствии с ранее представленными документами и материалами проектной документации были внесены изменения в проектную документацию с нарушением требований раздела 7 ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной документации (с Поправкой) и пункта 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 2) для осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером № по требованию Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым необходимо получить разрешение на условно разрешенный вид земельного участка; 3) объект капитального строительства «Гостиница» согласно СП 257.1325800.2016 «Здания гостиниц, правила проектирования» предназначен для проживания граждан (в том числе и кратковременного проживания) и согласно части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация, подлежит обязательному прохождению экспертизы. Административный истец считает решение, указанное в уведомлении от 05.11.2020 №135/01, незаконным, как противоречащее пункту 15 статьи 48, статьи 49, части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающим права и интересы административного истца. Указывает на то, что в уведомлении не указано, какие именно были внесены изменения в проектную документацию, поэтому не представляется возможным определить, чем именно нарушены указанные в уведомлении требования раздела 7 ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Согласно справке от 22.09.2020 Творческой мастерской «АрхКом» (общество с ограниченной ответственностью) обоснование расчета вместимости гостиницы приведено в разделе 1. «Пояснительная записка» пункт м) технико-экономические показатели (из 31 номера - однокомнатных одноместных - 28 штук; двухкомнатных одноместных - 3 штуки итого количество проживающих - 31 человек). Количество обслуживающего персонала в соответствии технологической частью приведено в разделе 1. «Пояснительная записка» пункт о) (административный и обслуживающий персонал - 12 человек; численность работников пищеблока - 6 человек итого - 18 челок). Таким образом, количество единовременно находящихся в здании людей составляет 49 человек. Из справки от 05.11.2020 Творческой мастерской «АрхКом» (общество с ограниченной ответственностью), изготовившей проект гостиницы, следует, что в соответствии с ранее представленными документами и материалами проектной документации были внесены разъяснения, не изменения. Согласно СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения, Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (с Изменениями № 1-4) прил. В, под. А 5 гостиницы относятся к группам зданий, сооружений и помещений общественного назначения и не предназначенных для проживания граждан. Поэтому, согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ, отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан, экспертиза не проводится. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, имеет вид разрешенного использования гостиничное обслуживание. Требование Министерства жилищной политики и строительного надзора Республики Крым о необходимости получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка при наличии уже зафиксированного в Едином государственном реестре недвижимости такого разрешения противоречит правовой позиции, изложенной во вступивших в законную силу решениях судов. Постановлением главы администрации города Феодосии от 03.02.2020№253«О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу:<адрес>», истцу предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 880 кв. м, по адресу:<адрес>, «гостиничное обслуживание, код 4.7.». Постановлением главы администрации города Феодосии от 03.02.2020№254«О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу:<адрес>, административному истцу предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 993 кв. м., расположенного по адресу:<адрес>, «гостиничное обслуживание, код 4.7.». Кроме того, Министерством не указывается конкретная норма права, изложенная в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как эта часть имеет более сорока частей и множество пунктов. Гостиница является нежилым помещением и не входит в исчерпывающий перечень жилых помещений, изложенный в части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации. Следовательно, толкование нежилого помещения гостиницы как жилого помещения и требование проведения экспертизы проектной документации является незаконным.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 08 апреля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Феодосии Республики Крым, заместитель министра жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым ФИО4
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 мая 2021 года в удовлетворении административного иска ФИО3 отказано.
Не согласившись с постановленным решением, административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт и принять новое решение, которым административный иск удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам по делу, и приводит доводы, аналогичные доводам административного иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец ФИО3 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым по доверенности ФИО5 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая её несостоятельной.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником земельного участка площадью 1873 кв.м. по адресу:<адрес>, категория земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – гостиничное обслуживание.
Для осуществления строительства, административным истцом получена проектная документация по строительству гостиницыв Обществе с ограниченной ответственностью Творческая мастерская «АрхКом».
28 октября 2020 года ФИО3 обратилась в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Гостиница по адресу:<адрес>».
05 ноября 2020 года Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым принято решение, оформленное уведомлением об отказе в выдаче разрешения на строительство№135/01 (т. 1 л.д. 5).
В качестве оснований отказа указано, что в соответствии с ранее представленными документами и материалами проектной документации были внесены изменения в проектную документацию с нарушением требований раздела 7 ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации (с Поправкой) и п. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в соответствии с ч. 1 ст. 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных участков прекращается. Для осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером № по требованию Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым необходимо получить разрешение на условно разрешенный вид земельного участка; объект капитального строительства «Гостиница» согласно СП 257.1325800.2016 «Здания гостиниц, правила проектирования» предназначен для проживания граждан (в том числе и кратковременного проживания) и согласно ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, проектная документация, подлежит обязательному прохождению экспертизы.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 01 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно части 1 статьи 20 Закона Республики Крым от 16 января 2015 года №67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» (далее - Закон Республики Крым №67-ЗРК/2015), государственный строительный надзор на территории Республики Крым осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, кроме объектов, поднадзорных федеральным органам исполнительной власти в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона Республики Крым №67-ЗРК/2015, разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Как установлено, Указом Главы Республики Крым от 06 августа 2020 года №256-У образовано Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (пункт 1). Служба государственного строительного надзора Республики Крым упразднена (ликвидирована) с 10 сентября 2020 года (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 Указа, Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым переданы:
а) функции и полномочия Службы государственного строительного надзора Республики Крым, предусмотренные Положением о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №169;
б) функции и полномочия по реализации жилищной политики в Республике Крым, предусмотренные Положением о Министерстве строительства и архитектуры Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №156.
Пунктом 4 вышеназванного Указа установлено, что Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым является правопреемником прав и обязанностей упраздняемой Службы государственного строительного надзора Республики Крым, включая обязательства, возникшие из заключенных соглашений и договоров, вопросы гарантий и компенсаций государственным гражданским служащим и иным работникам этого органа в соответствии с действующим законодательством, а также обязательства, возникшие в результате исполнения судебных решений.
Полномочия Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым предусмотрены в Положении о Министерстве жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 13.08.2020 №482 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №156 и об утверждении Положения о Министерстве жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым».
В соответствии с пунктами 1, 1.2 Положения о Министерстве, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в сфере государственной и региональной политики в области жилищного строительства, жилищной политики, реализации жилищных программ, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, в отношении объектов капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в отношении объектов капитального строительства, на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов, проведение государственной политики и осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере сейсмобезопасности, инженерной защите территории Республики Крым от оползневых и абразивных процессов, на организацию проведения экспертиз, обследований, измерений лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов (изделий).
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым, постановлениями Государственного Совета Республики Крым, указами и распоряжениями Главы Республики Крым, постановлениями и распоряжениями Совета министров Республики Крым, распоряжениями Председателя Совета министров Республики Крым, а также настоящим Положением.
Согласно пункту 2.8 указанного Положения, основными задачами Министерства, в том числе является: предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Порядок выдачи разрешения на строительство установлен положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 указанной выше статьи, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Как усматривается из материалов дела, 22 сентября 2020 года директоромООО ТМ «АрхКом»в адрес Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым выдана справка, в которой сообщалось о внесённых изменениях в проектную документацию на строительство объекта «Гостиница по адресу:<адрес>» в разделе 1. «Пояснительная записка» пункт м) технико- экономические показатели (из 31 номера – однокомнатных одноместных – 28 шт.; двухкомнатных одноместных – 3 шт.).
Проектная документация, а также изменения, внесенные в неё в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 настоящей статьи.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в проектную документацию внесены изменения (дополнения) с нарушением требований раздела 7 ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства».
Вместе с тем, как установлено, согласно постановлениям главы Администрации города Феодосии Республики Крым№253и№254от 03 февраля 2020 года дано разрешение на условно-разрешенный вид использования земельных участков площадью 880 кв.м. и 993 кв.м., по адресам:<адрес> «гостиничное обслуживание, код 4.7».
В соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, 31 марта 2020 года земельный участок площадью 1873 кв.м. по адресу:<адрес>, поставлен на кадастровый учет, кадастровый№, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – гостиничное обслуживание, правообладатель ФИО3, вид права собственность (т.1 л.д. 6-7). Земельный участок объединен из земельных участков площадью 880 кв.м. и площадью 993 кв.м.
В силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как установлено судом первой инстанции, до обращения административного истца в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым с заявлением о выдаче разрешения на строительство, в соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровымномером №, земельный участок площадью 1873 кв.м по адресу:<адрес>, имеет категорию земель: земли населенных пунктов и вид разрешенного использования – гостиничное обслуживание.
В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о необоснованности указания Министерством административному истцу в оспариваемом решении на необходимость получения разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка.
Относительно указания административному истцу в оспариваемом решении на необходимость проведения экспертизы проектной документации, необходимо отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: 1) объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома; 2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; 5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; 6) буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Исходя из системного толкования пунктов 1 - 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если объект капитального строительства не относится к числу жилых домов, определенных в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то при условии его предназначения для проживания граждан, экспертиза проектной документации является обязательной.
В обоснование доводов иска административный истец ссылается на то обстоятельство, что поскольку проектируемая гостиница является отдельно стоящим объектом капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общей площадью 1379,7 кв.м., и не предназначена для проживания граждан, экспертиза проектной документации не требуется.
Вместе с тем, согласно приложению В, подп. А своду правил «Общественные здания и сооружения» Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009. СП 118.13330.2012, гостиницы относятся к числу зданий и помещений для временного пребывания. При этом, в пункте 4.26 СП 118.13330.2012 указано, что при проектировании жилых помещений в зданиях временного пребывания, к которым относится гостиница, следует учитывать требования СП 54.13330 «Здания жилые многоквартирные».
Гостиничный комплекс предназначен для временного проживания (пребывания) в нём граждан.
В связи с чем, самостоятельное применение пункта 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации без учёта положения пункта 4 части 2 данной статьи для целей проверки наличия или отсутствия обязанности по проведению экспертизы проектной документации объекта капитального строительства - гостиничного комплекса, является несостоятельным.
Изложенное выше, как правильно указал суд первой инстанции, исключает в рассматриваемом случае возможность не проведения экспертизы проектной документации.
В связи с указанным, судебная коллегия по административным делам приходит к выводу, что суд первой инстанции по результатам исследованных в судебном заседании доказательств в своей совокупности пришёл к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска ФИО3 об оспаривании решения административного ответчика, указанного в уведомлении от 05 ноября 2020 года №135/1, а также о возложении на административного ответчика обязанности совершить определённые действия, как дополнительные к главному, в удовлетворении которых суд отказывает.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с выводами городского суда, переоценке исследованных судом доказательств и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 мая 2021 года по административному делу №2а-1034/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко
Судьи: З.И. Курапова
ФИО1