ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-103/20 от 17.11.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2а-103/2020 Председательствующий – судья Шпырко Н.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33а-3101/2020

гор. Брянск 17 ноября 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Мариной Ж.В.,

судей областного суда Кулешовой Е.В., Сокова А.В.,

при секретаре Голодухиной А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица МО МВД России «Трубчевский» ФИО1 на решение Суземского районного суда Брянской области от 18 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Суземского района Брянской области к администрации пгт Кокоревка Суземского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий по принятию мер по финансированию мероприятий муниципальной целевой программы «Комплексные меры по профилактике терроризма и экстремизма в муниципальном образовании Кокоревское городское поселение на 2020-2024 годы» и организации информационным обменом сведениями между администрацией пгт Кокоревка и МО МВД РФ «Трубчевский».

Заслушав доклад судьи Сокова А.В., объяснения представителя МО МВД России «Трубчевский» ФИО2 главы администрации пгт Кокоревка Суземского района Брянской области ФИО3, прокурора Дзех К.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Суземского района Брянской области обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что администрацией пгт. Кокоревка Суземского района Брянской области не приняты меры по финансированию мероприятий муниципальной целевой программы «Комплексные меры по профилактике терроризма и экстремизма в муниципальном образовании Кокоревское городское поселение на 2020-2024 годы», утвержденной постановлением главы администрации пгт. Кокоревка №11 от 03.02.2020 года, не организован информационный обмен сведениями между администрацией пгт. Кокоревка и МО МВД РФ «Трубчевский» путем заключения соглашения и подписания протокола об информационном обмене сведениями. В связи с этим, истец просил суд признать незаконным бездействие администрации пгт. Кокоревка Суземского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по финансированию мероприятий муниципальной целевой программы «Комплексные меры по профилактике терроризма и экстремизма в муниципальном образовании Кокоревское городское поселение на 2020-2024 годы», утвержденной постановлением главы администрации пгт. Кокоревка №11 от 03.02.2020 года; ненадлежащей организации по информационному обмену сведениями между администрацией пгт. Кокоревка и МО МВД РФ «Трубчевский»; обязать администрацию пгт. Кокоревка Суземского района принять меры по финансированию указанной целевой программы и организовать информационный обмен сведениями между администрацией пгт. Кокоревка и МО МВД РФ «Трубчевский» путем заключения соглашения и подписания протокола об информационном обмене сведениями.

В качестве заинтересованного лица к участию в деле было привлечено МО МВД России «Трубчевский».

Решением Суземского районного суда Брянской области от 18 июня 2020 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица МО МВД России «Трубчевский» ФИО1 просит решение суда отменить в части обязания администрации организовать информационный обмен сведениями между администрацией пгт. Кокоревка и МО МВД РФ «Трубчевский» путем заключения соглашения и подписания протокола об информационном обмене сведениями, указывая на ошибочность выводов суда и на не полную проверку обстоятельств, имеющих значение для дела.

В соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определено правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулируются отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности является приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии со ст. ст. 3-5 Федерального закона от 25.07.2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим принятием профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Как следует из с пунктов 7.1, 7.2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Кроме того в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 18.07.2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», предусмотрено, что миграционный учет осуществляется в целях, формирования полной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной (безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иными противоправным проявлениям.

Частью 3 ст. 10 Федерального закона РФ №109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» предусмотрено, что взаимодействие органов миграционного учета с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в- целях эффективного использования и защиты содержащихся в информационных системах (в том числе в государственной информационной системе миграционного учета) сведений об иностранных гражданах, предоставления сведений для предоставления государственных или муниципальных услуг осуществляется в порядке, установленным Правительством РФ.

В силу п.23 Положения о государственной информационной системе миграционного учета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.02.2007 года №94 «О государственной информационной системе миграционного учета», Министерство внутренних дел Российской Федерации (его территориальные органы) и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют подразделения, ответственные за организацию информационного обмена сведениями, а также иной информацией об иностранных гражданах, содержащейся в их информационных системах и подлежащей включению в информационную систему.

На основании п.24 Положения, информационный обмен сведениями осуществляется после заключения соответствующего соглашения и подписания протокола об информационном обмене сведениями между участниками информационного обмена.

Оператором информационной системы является Министерство внутренних дел Российской Федерации (п.5 Положения).

Согласно п.7 Положения, Пользователями информационной системы являются заинтересованные федеральные органы государственной власти, их структурные подразделения, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для реализации задач, возложенных на указанные государственные органы и органы местного самоуправления.

Пользователь информационной системы заключает с оператором информационной системы соглашение об информационном обмене сведениями в соответствии с настоящим Положением (абз.3 п.7).

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод на основе состязательности и равноправия сторон, а также в соответствии с принципами независимости судей и подчиненности их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ст. 46 ч. 1; ст. 120 ч. 1; ст. 123).

Согласно ч. 1 ст. 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

Круг лиц, участвующих в административном деле, определен ст. 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (ч. 1 ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно п. 3 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Рассматривая дело и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции возложил на местную администрацию обязанность по заключению вышеуказанного соглашения, при этом не определив круг его участников, и не привлек их к участию в деле.

Согласно ч. 1 ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Таким образом, обжалуемое решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду первой инстанции надлежит правильно определить круг лиц, участвующих в деле, провести надлежащую подготовку дела к судебному разбирательству, принять меры к надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, дать оценку представленным сторонами доказательствам, всем доводам участвующих в деле лиц, в том числе, доводам, изложенным ответчиком в апелляционной жалобе, и принять законное решение по заявленным требованиям с соблюдением положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Поскольку суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо судебного решения, которое должно быть принято судом первой инстанции, иные доводы поданной апелляционной жалобы не подлежат оценке.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Суземского районного суда Брянской области от 18 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Суземского района Брянской области к администрации пгт Кокоревка Суземского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий по принятию мер по финансированию мероприятий муниципальной целевой программы «Комплексные меры по профилактике терроризма и экстремизма в муниципальном образовании Кокоревское городское поселение на 2020-2024 годы» и организации информационным обменом сведениями между администрацией пгт Кокоревка и МО МВД РФ «Трубчевский», отменить, направить настоящее дело на новое рассмотрение в Суземский районный суд Брянской области.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) через Суземский районный суд Брянской области в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу по правилам, установленным главой 35 КАС РФ.

Председательствующий Ж.В. Марина

Судьи Е.В. Кулешова

А.В. Соков