ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-10467/19 от 18.02.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Кочеткова Т.Ю. Дело № 33а-5340/2020 (№ 2а-10467/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«18» февраля 2020 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Ефименко Е.В.,

судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,

по докладу судьи Сидорова В.В.,

при ведении протокола

помощником судьи Ткач И.И.,

с участием прокурора Руденко М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению помощника прокурора г. Краснодара Баклаженко Е.Г., апелляционным жалобам представителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности ФИО1, генерального директора ЗАО «ОБД» ФИО2, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае ФИО3 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 07 ноября 2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

И.о. прокурора города Краснодара обратился в суд в интересах муниципального образования город Краснодар, неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии мер к реализации полномочий по обеспечению наличия очистных сооружений на фактически существующих выпусках сетей ливневой канализации в р. Кубань, р. Осечки и возложении обязанности обеспечить строительство очистных сооружений на всех существующих выпусках сетей ливневой канализации в р. Кубань, р. Осечки.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что прокуратурой города в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства в жилищно-коммунальной сфере в рамках проведенной проверки установлено, что администрацией муниципального образования город Краснодар не в полной мере реализуются полномочия при эксплуатации сетей ливневой канализации на территории муниципального образования город Краснодар.

26.04.2019г. прокуратурой города главе муниципального образования город Краснодар было направлено письмо об устранении нарушений в работе по организации отведения на территории муниципального образования город Краснодар ливневых сточных вод и функционирования системы городской ливневой канализации.

Согласно информации АМО город Краснодар от 24.05.2019г. № 356/11, МКУ «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по инвентаризации и формированию документации в отношении сети ливневой канализации, срок исполнения до 20.12.2019г., после чего будет произведена постановка на учет бесхозных сетей ливневой канализации города и их последующее принятие в муниципальную собственность.

Также письмом департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар сообщает, что прорабатывается вопрос о строительстве в будущем 3-х комплексов очистных сооружений: в районе мкр. Гидростроителей, в районе ул. Калинина (приемный коллектор «КЛААС»), в районе бывшего завода имени Седина; земельно-правовая и проектно-изыскательская документация для строительства данных комплексов не выполнена.

Прокуратурой города Краснодара в администрацию муниципального образования город Краснодар внесено представление от 28.06.2019г. № 07-01-2019/195465 об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере.

Административным ответчиком в ответе от 12.08.2019г. № 2393/04 все доводы признаны обоснованными и удовлетворены.

Однако по вопросу о необходимости строительства очистных сооружений на сетях ливневой канализации администрацией муниципального образования город Краснодар конкретных мер по устранению нарушений закона не принято.

Прокурора города Краснодара полагает, что орган местного самоуправления уклоняется от проектирования, строительства, оборудования на существующих выпусках сетей ливневой канализации очистных сооружений, предназначенных для очистки ливневых сточных вод до момента сброса в федеральный водный объект р. Кубань, в региональный водный объект р. Осечки, в связи с чем, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 07 ноября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления исполняющего обязанности прокурора города Краснодара в интересах муниципального образования город Краснодар, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным бездействия и возложении обязанности отказано.

С указанным решением суда не согласились помощник прокурора г. Краснодара Баклаженко Е.Г., представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности ФИО1, генеральный директор ЗАО «ОБД» ФИО2, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае ФИО3 и подали апелляционные жалобы и представление соответственно, в которых просят отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.

В обоснование своих доводов представления помощник прокурора г. Краснодара Баклаженко Е.Г. ссылается на то, что судом первой инстанции не принято во внимание длительное бездействие администрации муниципального образования город Краснодар в части принятия конкретных мер по обеспечению наличия очистных сооружений на фактически существующих выпусках сетей ливневой канализации в р. Кубань, р. Осечки.

В обоснование своих доводов жалобы представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности ФИО1 ссылается на то, что в нарушение требований действующего законодательства, система ливневой канализации города Краснодара не обеспечена очистными сооружениями, следовательно, сброс сточных вод в р. Кубань из выпусков центральной ливневой канализации осуществляется без очистки напрямую в поверхностный водный объект р. Кубань.

В обоснование своих доводов жалобы генеральный директор ЗАО «ОБД» ФИО2 указывает, что, отказывая в удовлетворении административного искового заявления исполняющего обязанности прокурора города Краснодара судом первой инстанции исключено приведение в порядок экологически сложной, многолетней ситуации в отношении ливневого хозяйства на территории муниципального образования город Краснодар, а также лишает ЗАО «ОБД» возможности осуществления сброса с территории предприятия сточных вод по договору на водоотведение, чем нарушаются права, свободы и законные интересы ЗАО «ОБД».

В обоснование своих доводов жалобы уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае ФИО3 ссылается на то, что в рамках контрольно-надзорных мероприятий зафиксировано, что администрацией осуществляется водоотведение сточных вод в водный объект - р. Кубань в отсутствие локальных очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод, а также в порядке бесконтрольного отношения к поверхностному водному объекту как отдельному компоненту окружающей среды, в части бесконтрольного сброса неочищенных сточных вод с превышением концентраций загрязняющих веществ в точках выпуска неочищенных сточных вод в водный объект.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав прокурора Руденко М.В., представителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности ФИО1, представителя уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае по доверенности ФИО4, представителя ЗАО «ОБД» по доверенности ФИО5, поддержавших доводы представления и жалоб, представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности ФИО6, полагавшую обжалуемое решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, прокуратурой города в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства в жилищно-коммунальной сфере была проведена проверка по обращению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае от 29.05.2019г. № 01-17/332 «В отношении проблемы функционирования ливневой канализации в г. Краснодаре».

В ходе осуществления прокуратурой города надзорных полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации сетей ливневой канализации установлено, что в рамках мероприятий открытого форума прокуратуры края по вопросам защиты прав предпринимателей, проведенного 17.04.2019г. под председательством прокурора края, обсуждены проблемные вопросы, связанные с ненадлежащей реализацией органами местного самоуправления полномочий по принятию в муниципальную собственность сетей ливневой канализации, оборудованию очистных сооружений, вследствие чего субъекты хозяйственной деятельности, в том числе ЗАО «ОБД», привлекались к административной ответственности.

Прокуратурой города Краснодара в администрацию муниципального образования город Краснодар было внесено представление от 28.06.2019г. № 07-01-2019/195465 об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере.

Из представленных материалов дела судом апелляционной инстанции усматривается, что в настоящее время между муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» и ООО «ЯНЭНЕРГО» заключен муниципальный контракт для оказания услуг по технической инвентаризации и формированию правоустанавливающей документации в отношении сетей ливневой канализации муниципального образования город Краснодар. По исполнению данного муниципального контракта на обозначенный участок сети ливневой канализации будет изготовлен технический паспорт, правоустанавливающая документация. Срок реализации вышеуказанных работ установлен до 20.12.2019г.. В настоящее время работы по обследованию выполняют 5 бригад, которыми обследовано 200 км ливневой канализации города Краснодара. Вместе с тем, 650 км. сетей занесено в интерактивный веб-сервер Zulu с архивного топографического материала, предоставленного департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.

После разработки технических паспортов администрацией будет продолжена соответствующая работа по оформлению права муниципальной собственности в отношении фактически действующих на территории муниципального образования город Краснодар сетей ливневой канализации.

Результатами инвентаризации будут: материалы фото-и видеофиксации полостей труб и колодцев, составление подробных паспортов сетей ливневой канализации и насосных станций с указанием процента износа, материалов, выявленных дефектов, составление кадастровых паспортов, технических паспортов, признание права собственности на сети и сооружения, корректировка кадастровых карт, находящихся в архиве департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.

По истечении года со дня постановки на учет бесхозяйственных объектов в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар будет проводиться процедура признания права собственности муниципального образования город Краснодар в судебном порядке и регистрации права муниципального образования город Краснодар.

Следовательно, только после проведения всех вышеуказанных мероприятий возможно определить выпуски не оборудованные очистными сооружениями, выявить собственников очистных сооружений и принять выпуски в муниципальную собственность, определить с объемом и сроками работ.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа водоотведения.

На основании ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 7) утратил силу с 1 января 2019 года. - Федеральный закон от 29.07.2017г. № 225-ФЗ; 8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения з случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9.1) установление нормативов состава сточных вод; 10) иные полномочия, установленные данным Федеральным законом.

Таким образом, в силу норм действующего законодательства, органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.

В силу ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право: 1) самостоятельно осуществлять использование водных объектов; 2) осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах; 3) пользоваться иными предусмотренными настоящим Кодексом, другими федеральными законами правами.

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: 1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; 2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; 3) информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; 4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; 5) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; 6) выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Согласно акту приема-передачи муниципального имущества от 03.05.2018г., муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар «Единая служба заказчика» с одной стороны, передает, а муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» с другой стороны принимает в оперативное управление муниципальное имущество, в том числе и сети ливневой канализации.

Между муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» и ООО фирма «РУСТЭМ» заключен муниципальный контракт от 28.01.2019г. № 11941802748-ЭА на содержание сети ливневой канализации и насосных станций.

В силу ст. 43.1 Федерального закона от 10.01.2002г. «7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.

В целях предотвращения загрязнения р. Кубань неочищенными сточными водами, сбрасываемыми по ливневым коллекторам, на территорию муниципального образования город Краснодар постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 29.05.2009г. № 1796 «О создании межведомственной комиссии по предотвращению загрязнения реки Кубань неочищеными сточными водами, сбрасываемыми по ливневым коллекторам, на территории муниципального образования город Краснодар» создана указанная комиссия.

Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что администрацией проводится работа, направленная на строительство очистных сооружений.

В настоящее время администрацией прорабатывается вопрос обеспечения очистки ливневых стоков с Южной, Западной и Восточной части города Краснодара.

В соответствии с муниципальным контрактом от 09.08.2013г. № 07-2013, заключенным между муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар «Единая служба заказчика» и ОАО «Кубаньводпроект», разработана проектная документация на строительство очистных сооружений в мкр. Почтовом.

Также, проектным решением предусматривается строительство очистных сооружений по ул. им. Валерия Гассия (мкр. Гидростроителей) на берегу реки Кубань с подключением двух ливневых коллекторов Ду 2000 мм каждый.

При реализации данного проекта будут решены вопросы отвода ливневых стоков с Восточной промзоны, мкр. ФИО7, мкр. Комсомольский и мкр. Гидростроителей.

В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2017г. № 1013 была утверждена особо охраняемая природная территория регионального значения - природная рекреационная зона «Лесопарк Краснодарский», в границы которой попадают: очистные сооружения, подводящие коллектора и сбросной канал.

По вопросу проектирования и строительства очистных сооружений в районах завода им. Седина и ул. Калинина разрабатывается возможность изъятия земельных участков.

По объекту «Проектирование и реконструкция водоотводящей системы по балке реки Осечки» в настоящее время ведется работа по корректировке проектной документации.

На основании изложенного суд полагает, что администрацией луниципального образования город Краснодар предпринимаются все возможные меры по обеспечению очистными сооружениями на фактически существующих выпусках сетей ливневой канализации в реку Кубань и реку Осечки, а также по снижению негативного влияния сточных вод на окружающую среду.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно установлено соответствие действий администрации муниципального образования город Краснодар нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения и отсутствие нарушения прав административного истца оспариваемыми действиями.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска исполняющего обязанности прокурора города Краснодара в интересах муниципального образования город Краснодар, неопределенного круга лиц, в связи с чем, обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным.

Доводы, изложенные в апелляционном представлении о том, что судом первой инстанции не принято во внимание длительное бездействие администрации муниципального образования город Краснодар в части принятия конкретных мер по обеспечению наличия очистных сооружений на фактически существующих выпусках сетей ливневой канализации в р. Кубань, р. Осечки, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Доводы апелляционных жалоб представителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности ФИО1, генерального директора ЗАО «ОБД» ФИО2, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае ФИО3 не содержат обстоятельств, которым не была дана оценка судом первой инстанции и не опровергают выводы суда первой инстанции, которые не вызывают сомнений в своей правильности, в связи с чем, они не могут служить основанием к отмене решения суда.

При этом, судебная коллегия обращает внимание, что положениями ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Однако, доводы жалоб не содержат доказательств, которым не была дана оценка судом первой инстанции, в связи с чем, они не могут служить основанием к отмене решения суда.

Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.

С учетом изложенного, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 07 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление помощника прокурора г. Краснодара Баклаженко Е.Г., апелляционные жалобы представителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности ФИО1, генерального директора ЗАО «ОБД» ФИО2, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае ФИО3 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи