ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1049/2022 от 01.06.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33а-10242/2022 (№ 2а-1049/2022)

01 июня 2022 года г.Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Сафина Ф.Ф.,

судей Каримовой Ф.М.,

Портновой Л.В.,

при секретаре Даминовой Р.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусева Л. В. к Призывной комиссии по адрес и адрес Республики Башкортостан, Военному комиссариату по адрес и адрес Республики Башкортостан, ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан», администрации адрес городского округа адрес Республики Башкортостан об оспаривании решения (заключения) призывной комиссии

по апелляционной жалобе Гусева Л. В. на решение Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 06 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Гусев Л.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что состоит на воинском учете в военном комиссариате Демского района г.Уфа и Уфимского района Республики Башкортостан.

дата г. ему исполнилось 27 лет и он не подлежит призыву на военную службы.

13.12.2021 г. он пришел в военный комиссариат по Демскому раойну г.Уфы и Уфимскому району г.Уфы. В выдаче военного билета ему было отказано на основании заключения призывной комиссии о признании его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований. Его ввели в заблуждение, сказав, что военный билет рядового запаса и справка взамен военного билета являются идентичными документами. Справка замен военного билета им не получена, т.к. военкомат отказался выдавать и справку, и военный билет. С данным решением о выдаче ему справки взамен военного билета он не согласен.

До достижения им 27 лет он проживал по вышеуказанному адресу, был там же прописан, повесток под роспись не получал, от призыва на военную службу не уклонялся.

С 2009 г. по 2021 г. официально работал на предприятиях г.Уфы, по требованию работодателей предоставлял удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. С 2016 г. по 2021 г. получал высшее профессиональное образование в адрес. Имел отсрочку согласно п.2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с обучением с 2009 г. по 2013 г. – адрес».

Истец просит суд признать незаконным решение (заключение) призывной комиссии по Демскому району г.Уфы о выдаче ему справки взамен военного билета. Обязать ОВК по Демскому району г.Уфы и Уфимскому району РБ выдать ему военный билет.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан, Администрация Демского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан.

Решением Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 06 апреля 2022 года постановлено:

В удовлетворении административных исковых требований Гусева Л. В. к Призывной комиссии по Демскому району г.Уфы и Уфимскому району Республики Башкортостан, Военному комиссариату по Демскому району г.Уфы и Уфимскому району Республики Башкортостан, ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан», администрации Демского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан об оспаривании решения (заключения) призывной комиссии отказать.

В апелляционной жалобе Гусев Л.В. просит об отмене данного судебного акта, указывая в обосновании доводов о том, что доказательств направления обращений в МВД России, направление в адрес Гусева Л.В. уведомлений о явке в отдел ВК ответчиком не представлено.

Все 3 корешка, имеющиеся в материалах дела от 2013 г., а рапорты от 2013-2015 годов, следовательно, повестки в период 2016 – 2020 годы не вручались, тогда как административный истец с дата проживал по адресу регистрации: адрес, что подтверждается справкой о регистрации.

Податель жалобы также указал, что истец с 2008-2021 годы был официально трудоустроен, что доказывается Сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Кроме того, в материалах дела имеется диплом бакалавра, выданный адрес».

Гусев Л.В. обучался в указанном учебном заседании в 2016 – 2021 годы.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав административного истца Гусева Л.В. и его представителя - Ягудину Н.Р., поддержавших доводы жалобы, представителя ФКУ "Военный комиссариат Республики Башкортостан» - Усманову З.Р., полагавшую решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом первой инстанции установлено, что Гусев Л.В., дата года рождения, состоял на воинском учете в военном комиссариате по адрес и адрес Республики Башкортостан.

дата призывной комиссией военного комиссариата по Демскому району г.Уфы и Уфимскому району Республики Башкортостан Гусеву Л.В. предоставлена отсрочка до 04.03.2013 г. на период обучения в образовательном учреждении. При этом ему была определена категория годности к военной службе «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.

Истец подлежал призыву на военную службу с 04.2013 г. по 31.12.2019 г.

Как усматривается из материалов дела, военным комиссариатом по адрес и адрес Республики Башкортостан проведены розыскные мероприятия в отношении гражданина Гусева Л.В., составлены: обращение военного комиссариата от дата в адрес ГБОУ БАСК об оповещении обучающегося в данном учебном заведении Гусева Л.В. о явке в отдел военного комиссариата РБ по адрес и адрес РБ для прохождения мероприятий, связанных с призывом, обращение от 04.2014 г. в отдел МВД России по адрес о доставлении гражданина, обращение в УМВД России по адрес) от дата о доставлении гражданина, обращение в УМВД России по адрес от дата о доставлении гражданина, обращение в УМВД России по адрес от дата о доставлении гражданина, обращения от дата, дата, в отдел полиции №... МВД России по адрес о доставлении гражданина, уведомления в адрес Гусева Л.В. о явке в отдел ВК, в адрес родственников Гусева Л.В. о необходимости явиться в отдел ВК для дачи объяснений по поводу отсутствия истца по месту постоянной регистрации, докладные и рапорта о невозможности вручения Гусеву Л.В. повестки для явки в ВК по адрес и адрес РБ на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, корешки повесток о явке в отдел ВК, с отметками о невручении Гусеву Л.В.

Решением призывной комиссии от дата (протокол №...) Гусев Л.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас с выдачей справки взамен военного билета.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что Гусев Л.В. в период с 05 марта 2013 г. (с момента окончания отсрочки) до достижения им 27-летнего возраста, когда он был лицом призывного возраста, не исполнил обязанность по явке в военный комиссариат для решения вопроса о призыве на военную службу, создал препятствия для его надлежащего извещения о необходимости прибытия в военный комиссариат, в связи с чем призывная комиссия правомерно признала его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 названного Закона).

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663 (в редакции Постановления Правительства РФ от 20 мая 2014 года N 465), далее - Положение о призыве.

В соответствии с п. 34 Положения о призыве при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 ст. 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Пунктом 18 Положения о призыве установлено, что контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований).

Порядок оповещения граждан установлен пунктом 9 указанного Положения, согласно которому вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.

Пунктом 19 указанного выше Положения определено, что призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

На основании пункта 2 статьи 31 Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.

Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Стороной административного ответчика не представлены повестки, корешки повесток с подписью Гусева Л.В., а равно иные сведения (акты отказа от подписи в повестке и т.п.), позволяющие достоверно убедиться, что стороной административного ответчика принимались меры, направленные на проведение в отношение Гусева Л.В. мероприятий, связанных с призывом, а административный истец в нарушение действующего законодательства от прохождения таких мероприятий уклонялся.

В материалах личного дела, представленного стороной административного ответчика, имеются обращения начальника отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по Демскому району горрда Уфа и Уфимскому району в Управление МВД России по г.Уфа.

Вместе с тем, в нарушение части 2 статьи 62 КАС РФ каких-либо доказательств направления указанных обращений в орган внутренних дел не представлено, равно как не представлено сведений, позволяющих достоверно убедиться, что указанные обращения были в органе внутренних дел получены и отработаны (рапорта уполномоченных сотрудников) не представлены.

На запрос судебной коллегии Отдел полиции №... Управления МВД России по городу Уфе сообщил, что обращение начальника Военного комиссариата Республики Башкортостан по адрес и адрес РБ №... от дата о доставлении гр. Гусева Л.В., 1993 г.р., прож. по адресу: адрес, в Отдел полиции №... Управления МВД России по городу Уфе согласно базе данных СЭД ИСОД МВД России не поступало. В архиве ОП №... УМВД России по адрес копий материалов по данному факту не имеется. Данное обращение было направлено в Управление МВД России по городу Уфе, расположенного по адресу: адрес. Имеются сведения о поступившем запросе в наш адрес в 2017 году, на что дан ответ инициатору. Копий в ОП №... Управления МВД России по городу Уфе не сохранилось.

Начальником отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по Демскому району города Уфа и Уфимскому району в материалы дела также представлены копии обращений о доставлении гражданина Гусева Л.В.

Как указано в ответе, копии ответов на указанные обращения представить невозможно в связи с истечением срока хранения дела с перепиской с войсковыми частями и гражданскими учреждениями.

Таким образом, достоверных доказательства того, что указанные обращения были направлены в орган внутренних дел, получены им и отработаны (рапорта уполномоченных сотрудников), не представлены.

Место жительства административный истец не менял, доказательств обратного не представлено.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2014 г. N 26-П сформулировал правовую позицию о том, что неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом N 53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что предполагается, что члены призывной комиссии беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Одновременно в названном Постановлении констатировано, что суд, рассматривая заявление об оспаривании заключения призывной комиссии, обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 46), оказывалось бы существенно ущемленным.

В соответствии с правовой позицией, отраженной в пункте 54 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом не представлено объективных доказательств того, что такому гражданину направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 названной статьи).

Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.

При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Исходя из изложенного, учитывая, что в ходе судебного разбирательства не установлено, что Гусев Л.В. не совершал действий или допустил бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом N 53-ФЗ, а равно свидетельствующих о его уклонении от призыва на военную службу, при этом военным комиссариатом не представлено объективных доказательств того, что истцу направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, судебная коллегия полагает, что решение (заключение) о признании истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не соответствует закону и подлежит отмене.

Поскольку принятие решения о зачислении гражданина в запас и определение оснований для этого входит в компетенцию призывной комиссии и является исключительной прерогативой этой комиссии, не подлежит подмене судебным актом, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска в этой части не имеется, однако права истца могут быть восстановлены путем возложения на призывную комиссию по Демскому району г.Уфы и Уфимскому району Республики Башкортостан обязанность рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Гусева Л. В. в запас вооруженных сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 28, абз. 6 п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и выдаче военного билета.

При таких обстоятельствах, решение Демского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требований.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 06 апреля 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение об удовлетворении требований Гусева Л.В.

Признать незаконным Решение призывной комиссии от 13 декабря 2021 года (протокол №...) о признании Гусева Л.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислении в запас с выдачей справки взамен военного билета.

Обязать призывную комиссию по Демскому району г.Уфы и Уфимскому району Республики Башкортостан рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Гусева Л. В. в запас вооруженных сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 28, абз. 6 п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и выдаче военного билета.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Сафин Ф.Ф.

Судьи Каримова Ф.М.

Портнова Л.В.

Справка: судья Салишева А.В.