ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-105/2021 от 11.11.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

дело № 33а-38008/2021

№ 2а –105/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2021 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Онохова Ю.В.,

судей Леганова А.В., Суслова К.К.

по докладу судьи краевого суда Суслова К.К.

при ведении протокола секретарем Шепилове А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <ФИО>10 к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным бездействия, по апелляционной жалобе Администрации МО г-к. Анапа на решение Анапского районного суда Краснодарского края от 12 марта 2021г.,

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав.

Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 12.03.2021 г.удовлетворены административные исковые требования ФИО1

В апелляционной жалобе административный ответчик Администрация муниципального образования г-к.Анапа выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Относительно доводов жалобы, представитель административного истца по доверенности ФИО2 подала возражение, в котором содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, жалобы – без удовлетворения.

В судебное заседание явился представитель административного истца по доверенности от ООО «<...>» ФИО3 считала решение суда законным и обоснованным, просила оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

ФИО1, ФИО4, представители Администрации муниципального образования г-к.Анапа, Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г-г.Анапа, Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили. Судом явка лиц, участвующих в деле обязательной не признана. Руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.

Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления было допущено нарушение или неправильное применение норм материального права, которые бы повлияли на исход дела.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что административному истцу на основании договора купли-продажи земельного участка от <Дата ...>.и свидетельства о государственной регистрации права от <Дата ...><№...> принадлежал на праве собственности земельный участок общей площадью <№...> кв.м., с кадастровым номером <№...>, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <Адрес...>. Так же на основании договора купли-продажи земельного участка от <Дата ...>. принадлежал на праве собственности земельный участок общей площадью <№...> кв.м., с кадастровым номером <№...> категория земель –земли населенных пунктов, вид разрешенного использования –индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <Адрес...>

С целью строительства индивидуального жилого дома административный истец обратился с заявлением в Администрацию МО г-к.Анапа о выдаче разрешения на строительство и ей было выдано разрешение от <Дата ...>. со сроком действия на <№...> лет, что подтверждается соответствующим разрешением на строительство от <Дата ...>.

<Дата ...>. Администрацией МО г-к.Анапа выдано уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности № <№...>, что подтверждается соответствующим уведомлением от <Дата ...>.№ <№...>

В дальнейшем ФИО1 <Дата ...>. из земельного участка с кадастровым номером <№...> и земельного участка с кадастровым номером <№...> образован земельный участок с кадастровым номером <№...>

Внесение изменений в уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательством не предусмотрено.

В соответствии с ч.14 ст.51.1 ГрК РФ в случае изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает или направляет способами, указанными в части 1 настоящей статьи, уведомление об этом в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления с указанием изменяемых параметров. Рассмотрение указанного уведомления осуществляется в соответствии с частями 4 - 13 настоящей статьи. Форма указанного уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

После обращения административного истца в регистрирующий орган, Анапским отделом Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в администрацию посредством электронной связи направлен запрос от <Дата ...>. №<№...> о предоставлении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета. Администрацией <Дата ...>. в ответ были направлены документы.

С учетом положения п.2 ч.1 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).

Согласно ч.1.2 ст.19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом и прилагаемые к нему документы (в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиком технический план, а в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, также заключенное между правообладателями такого земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом) посредством отправления в электронной форме, о чем уведомляет застройщика способом, указанным им в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В случае ненаправления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно. При этом уведомление, технический план, соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности запрашиваются органом регистрации прав у таких органа государственной власти или органа местного самоуправления по правилам, предусмотренным частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона.

В силу ст.165.1 ГКР РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно чт.1,2 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Как следует из материалов дела, все ответы на обращение гражданина были направлены в установленный законом срок в адрес представителя ФИО5, по адресу, указанным в обращениях.

В соответствии с ч.14 ст.51.1 ГрК РФ в случае изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает или направляет способами, указанными в части 1 настоящей статьи, уведомление об этом в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления с указанием изменяемых параметров. Рассмотрение указанного уведомления осуществляется в соответствии с частями 4 - 13 настоящей статьи. Форма указанного уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Администрацией ФИО1 <Дата ...>. было выдано уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <№...>, по адресу: <Адрес...> в отношении объекта индивидуального жилищного строительства.

Впоследствии ФИО1 из земельного участка с кадастровым номером <№...> земельного участка с кадастровым номером <№...>, образован земельный участок общей площадью <№...> кв.м., с кадастровым номером <№...>

Таким образом, изменился кадастровый номер земельного участка, на котором находится строение. Любое изменения характеристик, указанных в разрешении на строительство влекут необходимость обращения лица за новым разрешением.

Внесение изменений в уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома законодательством не предусмотрено.

В указанном случае, административному истцу необходимо было обратиться с новым уведомлением об окончании строительства.

Как следует из материалов, представленных в дело, административный истец в адрес администрации с соответствующим заявлением не обращалась.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления от 19 декабря 2003 г. №3 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение Анапского городского суда Краснодарского края от <Дата ...>. года приведенным требованиям не отвечает. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, что в силу пунктов 1-4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отмены судебного решения по административному делу в апелляционном порядке.

Пункты 2 и 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривают, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение, а также прекратить производство по делу в предусмотренных процессуальным законом случаях.

С учетом изложенного, принимая во внимание допущенные судом нарушения норм материального права, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь статьей 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд апелляционной инстанции

определила:

Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 12 марта 2021г. -отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований <ФИО>11 о признании бездействия Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившееся в не направлении заявления в срок до <Дата ...>. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на жилой дом, площадью здания <№...> кв.м., общей площадью <№...> кв.м., <Дата ...> постройки, этажностью:<№...>, в том числе подземная:<№...>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <№...> на основании уведомления о соответствии построенного объекта № <№...> от <Дата ...>. незаконным -отказать в полном объеме.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.

Председательствующий Ю.В. Онохов

Судьи А.В.Леганов

К.К. Суслов