ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1061/2022 от 14.06.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Уварова Л.Г. Дело №33а-6507/2022

УИД:

Дело №2а-1061/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2022г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Вачковой И.Г.,

судей – Чемерисовой О.В., Ромадановой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Авдониной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Осипчука В.А. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 24 марта 2022 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения Осипчука В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Комитета по строительству и архитектуре администрации г.о.Сызрань Филатовой Д.О. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Осипчук В.А. обратился в суд с административным иском к Комитету по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань о неправомерном возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что согласно письму комитета по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань от 14 января 2022 года № 116/инф административному истцу возвращено заявление с приложенными документами, поданное им для предварительного согласования предоставления земельного участка, находящегося под гаражом по адресу <адрес>. Осипчук В.А. считает, что возврат документов является не законным, нарушающим его право на оформление земельного участка в собственность для владения, пользования и оплаты установленных налогов.

Ссылаясь на указанные обстоятельства и нарушение своих прав Осипчук В.А. просил суд признать незаконным возврат заявления и представленных документов о предварительном согласовании предоставления земельного участка находящегося под гаражом по адресу <адрес>.

Судом постановлено решение, которым административное исковое заявление Осипчук В.А. оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Осипчук В.А. ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям статей 176, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не дана оценка представленным в материалы дела доказательствам, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

В заседании судебной коллегии Осипчук В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.

Представитель Комитета по строительству и архитектуре администрации г.о.Сызрань Филатова Д.О. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что Осипчук В.А. обратился в Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань с заявлением от 11 января 2022 года вх. №78 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов для гаража, представив следующие документы: схему земельного участка; копию паспорта; копию договора купли-продажи гаража; справки №6 и №7; копию паспорта объекта; копию постановления администрации г.Сызрани от 6 апреля 1988 года №368; копию выписки из ЕГРЮЛ ПК «<данные изъяты>»; копии квитанций об оплате пая ПК «<данные изъяты>» (л.д.11-12).

Письмом Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань от 14 января 2022 года № 116/инф заявление Осипчука В.А. и приложенные к нему документы возвращены заявителю в связи с тем, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка не приложены документы, предусмотренные статьей 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а также указано, что в представленном договоре купли-продажи отсутствует адрес передаваемого гаража, в связи с чем невозможно однозначно определить принадлежность недвижимого имущества (л.д.13-14).

Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что документы подтверждающие образование земельного участка из земельного участка, предоставленного кооперативу, а также подтверждающие предоставление или иное выделение гражданину земельного участка либо возникновение у гражданина права на использование такого земельного участка по иным основаниям, а также документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража административным истцом при обращении с заявлением о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка не представлены, в связи с чем пришел к выводу о наличии у административного ответчика оснований для возврата документов заявителю, при этом, порядок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка органом местного самоуправления не нарушен, оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий.

Судебная коллегия находит выводы районного суда ошибочными.

Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии со статьей 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по административному делу.

Согласно частям 1 и 2 статьи 176, части 1 статьи 178 и статье 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным, основанным на доказательствах, исследованных в судебном заседании. Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Приведенные законоположения направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения и являются процессуальными гарантиями права на судебную защиту. Они исключают возможность произвольного изложения в судебном решении заявленных требований и изменения предмета административного искового заявления, а также не позволяют игнорировать доводы административного истца.

Обстоятельства, подлежащие обязательному выяснению при рассмотрении административного дела, установлены в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исходя из указанной нормы закона, суд обязан проверить полномочия органа местного самоуправления по принятию оспариваемого решения, выяснить порядок и основания его принятия, а также установить, соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

С 01 сентября 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 137-ФЗ), внесенные Федеральным законом от 05 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон № 137-ФЗ дополнен статьей 3.7).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.7 Федерального закона №137-ФЗ предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 3.7 Федерального закона №137-ФЗ до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в случае

1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему, либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;

2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.

Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства.

В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка заявитель отдельно указывает, что гараж возведен до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (29 декабря 2004 года).

В соответствии с пунктом 5 статьи 3.7 Федерального закона № 137-ФЗ в случае, если земельный участок для размещения гаража предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе, с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему, либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям (подпункт l пункта 2 статьи 3.7 Федерального закона №137-ФЗ), к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются:

- документ о предоставлении или ином выделении гражданину земельного участка либо о возникновении у гражданина права на использование такого земельного участка по иным основаниям.

- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок

- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя.

В случае отсутствия у гражданина документа, подтверждающего предоставление или иное выделение ему земельного участка либо возникновение у него права на использование такого земельного участка по иным основаниям, к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов:

- заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг;

- документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3.7 Федерального закона №137-ФЗ в случае, если земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж: и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение (подпункт 2 пункта 2 статьи 3.7 Федерального закона № 137-ФЗ), к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются:

- документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка, из которого образован или должен быть образован испрашиваемый земельный участок, гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для гаражного строительства и (или) размещения гаражей, или документ, подтверждающий приобретение указанными кооперативом либо организацией права на использование такого земельного участка по иным основаниям;

- решение общего собрания членов гаражного кооператива о распределении гражданину гаража и (или) указанного земельного участка либо иной документ, устанавливающий такое распределение, и (или) документ, выданный гаражным кооперативом, подтверждающий выплату таким гражданином пая (паевого взноса), в том числе без указания на то, что выплата такого пая (паевого взноса) является полной, и (или) подтверждающий факт осуществления строительства гаража данным кооперативом или указанным гражданином;

- схема расположения земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок);

- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя);

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц о гаражном кооперативе, членом которого является заявитель.

В случае отсутствия у гражданина одного из документов, указанных в абзаце втором или третьем пункта 6 статьи 3.7 Федерального закона №137-ФЗ, вместо данного документа к заявлению могут быть приложены один или несколько документов, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 5 статьи 3.7 Федерального закона №137-ФЗ (заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг; документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В порядке, предусмотренном пунктом 16 статьи 3.7 Федерального закона №137-ФЗ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен гараж, являющийся объектом капитального строительства, может быть также предоставлен гражданину, приобретшему такой гараж по соглашению от лица, указанного в пункте 2 настоящей статьи. В этом случае для предоставления земельного участка таким гражданином должны быть представлены документы, предусмотренные настоящей статьей, а также документы, подтверждающие передачу ему гаража.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Из материалов дела следует, что 19 марта 2017 года между Осипчук В.А. и И. А.А. заключен договор купли-продажи гаража кирпичного, площадью 22 кв.м., находящегося в ГСК «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> (л.д.21).

Из справки №6 от 5 августа 2021 года, выданной НПК «<данные изъяты>» следует, что Осипчук В.А. является членом НПК «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, и ему на праве собственности принадлежит гараж , построенный в мае 1999 года. Вносы в размере <данные изъяты> руб. выплачены полностью (л.д.17).

Согласно справке №7 от 5 августа 2021 года первичной организацией НПК «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес>, предоставлен земельный участок для гаражного строительства на основании постановления администрации г.Сызрани №368 от 6 апреля 1998 года И. А.А. На земельном участке расположен кирпичный гараж (л.д.18).

Из архивной копии №4-о от 10 декабря 2021 года следует, что Постановлением администрации г. Сызрани от 6 апреля 1998 года №368 согласовано некоммерческому потребительскому кооперативу по строительству и эксплуатации гаражей «<данные изъяты>» проектирование и строительство гаражей боксового типа в районе <адрес>. Управлению архитектуры и градостроительства поручено выдать паспорт земельного участка, заключить договор на время проектирования гаражей, выдать разрешение на строительство гаражей в установленном порядке. На ПТК «<данные изъяты>» возложена обязанность выполнить геодезическую съемку участка в М1:500, геологические исследования грунта и разработать проектно-сметную документацию. Поручено Комитету по земельным ресурсам и землеустройству выдать землеотводные документы в установленном порядке (л.д.22).

В 1998 году Управлением архитектуры и градостроительства выдан паспорт земельного участка №25 для проектирования и строительства гаражей боксового типа в районе <адрес> (л.д.28-34).

Установлено, что Осипчук В.А., обращаясь 11 января 2022 года к административному ответчику, в соответствии со статьей 3.7 Федерального закона №137-ФЗ просил согласовать предоставление в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, для гаража, с приложением соответствующих документов, указав, что гараж возведен до введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, а НПК «<данные изъяты>» ликвидировано (л.д.11-12).

По результатам рассмотрения указанного заявления административным ответчиком принято решение о возврате заявления с приложенными документами, о чем заявителю сообщено в письме от 14 января 2022 года №116/инф, в котором приведены положения статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О ведении в действие земельного кодекса Российской Федерации», однако мотивы возврата документов не изложены, и не указано, какие именно документы не представлены заявителем, а также не указано какие сведения в представленных документах отсутствуют (л.д. 13-14). При этом ссылка на отсутствие в представленном договоре купли-продажи гаража от 9 марта 2017 года адреса передаваемого объекта, не соответствует действительности, поскольку адрес гаража в данном договоре указан (л.д.21).

В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В данном конкретном случае судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки приведенным выше требованиям закона, административным ответчиком в обоснование своих возражений не представлено доказательств, подтверждающих законность оспариваемого решения о возврате заявления.

При этом, учитывая, что представленное Осипчуком В.А. заявлением с приложенными к нему документами содержит все необходимые сведения для его рассмотрения, а принятое административным ответчиком решение о возврате заявления, содержит только норму права, без приведения мотивов принятия такого решения и перечня документов (сведений), которые заявителем не представлены, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение является незаконным и нарушает права административного истца.

При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать правильным, оно подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных Осипчуком В.А. требований.

На основании пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Признавая незаконным решение о возврате Осипчуку В. А. заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением, выраженное в письме Комитета по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань от 14 января 2022 года №116/инф, судебная коллегия в целях восстановления нарушенных прав административного истца, возлагает на административного ответчика обязанность возобновить рассмотрение заявления Осипчука В.А. от 11 января 2022 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сызранского городского суда Самарской области от 24 марта 2022 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым административное исковое заявление Осипчука В.А. удовлетворить.

Признать незаконным возврат Осипчуку В.А. заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением, выраженный в письме Комитета по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань от 14 января 2022 года №116/инф.

Обязать Комитет по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань возобновить рассмотрение заявления Осипчука В.А. от 11 января 2022 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный (городской) суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий -

Судьи –